Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:48, курс лекций

Описание работы

Данная работа является курсом из восьми лекций по дисциплине: "Экономика"

Работа содержит 1 файл

komplexnyy_ekonomichesky_analiz_Kazantseva.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

От объема прибыли зависит реализация дивидендной политики и размер дивидендов. 

К традиционным методам планирования прибыли относят: метод прямого счета; аналитический метод. 

Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте продукции и низком товарообороте. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции по каждой номенклатурной позиции умножает последовательно на цены реализации и себестоимость каждой единицы. Разница между суммами обоих произведений по каждой номенклатурной группе составляет планируемый объем прибыли. Таким образом, планируемый размер прибыли представляет собой разницу между планируемой выручкой при реализации и планируемой полной себестоимости. 

Задача: 

показатели

ожидаемое исполнение за отчетный год

план

1) остатки готовых изделий на складе на начало года:

а) по производственной себестоимости;

б) в отпускных ценах;

2) выпуск товарной продукции:

а) по производственной себестоимости;

б) в отпускных ценах;

3) остатки готовых изделий на складе на конец года:

а) по производственной себестоимости;

б) в отпускных ценах;

4) реализация продукции:

а) по полной себестоимости;

б) в отпускных ценах;

5) прибыль от продаж. 

 

 

34500;

 

48300; 

 

 

985600;

 

1379840; 

 

 

17800;

 

24930;

 

1002300

1403220

400920 (=1403220-1002300)

 

 

37000;

 

52100; 

 

 

1056560;

 

1479180; 

 

 

19080;

 

26700;

 

1074480

1504580

430100 


 

Метод прямого счета в планировании прибыли нагляден и прост, однако он отражает лишь заданные производственные параметры и не позволяет выявить факторы роста показателя прибыли в планируемом периоде. Для выявления возможных резервов увеличения прибыли используют аналитический метод. 

Аналитический метод находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а так же как дополнение к прямому методу и на стадиях составления бизнес-планов. 

При расчете планируемой прибыли, используя аналитический метод, необходимо руководствоваться показателем затрат на единицу продукции. 

Планируемая прибыль = товарная продукция * (100-затраты на единицу)/100. 

Задача (не будет на экзамене): 

Выпуск товарной продукции на предприятии в отпускных ценах предусмотрен на планируемый год в объеме 1250т.р. Затраты на рубль товарной продукции сложились 93,75 рублей. Определить величину плановой прибыли. 

Планируемая прибыль = 1250000*((100-93,75)/100)=78125 рублей. 

6. Показатели рентабельности в системе комплексного анализа.

Экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности или доходности деятельности предприятия, измеряющееся в процентах или коэффициентах. 

Существует 2 группы показателей: 

1 группа) наиболее часто применяется в международном анализе на уровне мировой экономики: 

- коэффициент валовой прибыли - отношение разницы выручки/ выручка от продаж; 

- коэффициент чистой прибыли - отношение чистой прибыли/выручка от продаж (от реализации); 

2 группа) свидетельствует о рентабельности инвестиций и рентабельности активов: 

- рентабельность активов = чистая прибыль/активам 

- рентабельность собственного капитала = прибыль/среднегодовая стоимость капитала; 

- рентабельность инвестированного капитала = чистая прибыль/среднегодовая сумма долгосрочных обязательств (заемный капитал); 

- рентабельность внеоборотных активов = чистая прибыль/среднегодовая стоимость внеоборотных активов. 

Рентабельность затрат: 

- рентабельность текущих затрат = прибыль от реализации/сумма затрат на производство продукции (этот показатель характеризует валовую прибыль); 

- рентабельность продукции = прибыль/себестоимость; 

- рентабельность продаж = чистая прибыль (так же прибыль от реализации)/выручка.

Можем проанализировать затраты, меняя прибыль.

23.11.12 была контрольная

27.11.12

Тема 5: Анализ финансового состояния несостоятельных предприятий.

1. Методика определения несостоятельности.

Согласно фед закону 127 ФЗ несостоятельность (банкротство) это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должник считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику юридическому лицу в совокупности составляет не менее 100 т.р., к должнику гражданину не менее 10 т.р. 

Процедура банкротства включает в  себя несколько стадий: 

1) наблюдение;

2) финансовое оздоровление;

3) внешнее управление; 

4) конкурсное производство; 

5) мировое соглашение. 

В зависимости от процедуры банкротства  арбитражный суд назначает арбитражного управляющего: временного на процедуре наблюдения; административного для финансового оздоровления внешнего управляющего и конкурсного управляющего для проведения конкурсного производства. 

Главная задача арбитражного управляющего при начальной процедуре банкротства должное внимание уделить процедуре финансового оздоровления. 

Процедура финансового оздоровления направлена на восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком.

Обязательным условием введения процедуры  финансового оздоровления является составление плана и графика  погашения задолженности. План финансового оздоровления должен содержать источник получения средств, которым должник будет гасить свою задолженность. Эта процедура вводится на срок не более 2х лет и находится в полном ведении административного управляющего. 

В российской экономической практике существуют критерии формального и неформального характера, позволяющие определить является ли организация неплатежеспособной. Первые из них базируются на финансовых данных и сопровождены расчетом определенных коэффициентов. 

Неформальные критерии основаны на изучении отдельных критериев бизнеса близкому к банкротству. Для предприятий гос форм собственности разработана система критериев, на основе которых принимаются решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособными. Два коэффициента, показывающие неплатежеспособность предприятия при неудовлетворительной структуре баланса рассчитывается в обязательном порядке это коэффициент текущей ликвидности и коэффициент соотношения заемного капитала к собственному капитала. 

В странах с развитой экономикой для предприятий малого и среднего бизнеса никакие критерии банкротства  основанные на бух отчетности или  неудовлетворительной структуре баланса  на практике не используется. Критерием  несостоятельности служит просрочка налоговых платежей и платежей за товары или услуги. В связи с этим в 60 годы 20 века экономист Бивер разработал свою систему оценки потенциального банкротства. 

показатели

формула

значение показателей

для благопол-х п/п

за 5 лет до банкротства

за 1 год до банкротства

коэффициент Бивера

(ЧП+амортизация)/заемный капитал

0,4 до 0,5

0,17

-0,15. 

рентабельность активов

ЧП/активы

От 6 до 8

4%;

-22%. 

финансовый леверидж

заемный капитал/активы

В среднем 0,4 (до единицы это нормально)

>=50%;

>=80%. 

коэффициент покрытия

ОА/тек.об

Около 3

2

1


 

2. Документация и информация, используемая для анализа.

Для анализа хозяйствующего субъекта используют научно-техническую административно-правовую и экономическую информацию. Все  источники данных подразделяется на плановые, учетные и внеучетные. 

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (например, текущий, перспективный план), а так же нормативные документы, сметы, проектные задания и так далее. 

К учетным источникам относится бух отчетность, статистическая отчетность, оперативная отчетность, налоговая отчетность, управленческая отчетность. 

К внеучетным источникам относятся официальные законы, хозяйственно-правовые документы. 

Прочая внеучетная информация относящаяся к технической документации и прочему имуществу.

4.12.12

Тема 6: Комплексный управленческий анализ в разработке бизнес-планов.

1. Структура бизнес-плана и роль анализа. 

Общая характеристика бизнес-плана. Бизнес-план является основным средством управления предприятия, в нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. 

Бизнес-план рассчитывается в нескольких случаях: 

1) для обоснования и осуществления инвестиционных проектов;

2) для реализации отдельных коммерческих проектов;

3) для определения перспектив развития предприятия; 

4) для осуществления проведения реорганизации. 

Основная цель бизнес-плана - определение плановых показателей с потенциальной стороны в рамках товарной политики, сбытовой политики, ценовой политики, анализа финансовых результатов и т.д. 

Структура бизнес-плана: 

1раздел. Маркетинг. 

Имеет подразделы: 

1.1 Товар

1.2 Рынок сбыта

1.3 Конкуренция

1.4 План маркетинга 

2 раздел. Производство. 

2.1 план производства 

2.2 организационный план 

2.3 юридический план 

3 раздел. Финансы. 

3.1 финансовый план

3.2 оценка рисков и страхования 

3.3 стратегия финансирования 

Любой бизнес-план заканчивается резюме - все выводы. 

название подраздела

содержание

задачи 

1) вводная часть;

2) основная часть: товар или услуга;

3) рынок сбыта;

4) конкуренция;

5) план маркетинга.

6) производственный план.

7) организационный план.

8) юридический план.

9) оценка риска и страхования.

10) финансовый план.

11) стратегии финансирования

1) название и адрес фирмы; имена и адреса учредителей; описывается суть предполагаемого проекта; стоимость проекта; ссылка на секретность (если есть).

2) описание продукта, потребительские свойства товаров (качество, цена); отличие от товаров конкурентов; степень защищенности патентами; прогноз цены и затрат на производство и прогноз организации сервиса (например, доставка товара).

3) положение дел в отрасли, потенциальные потребители, рыночная конъюнктура, и какая информация о рынке использовалась.

4) потенциальные конкуренты; оценка объемов их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, уровня качества, политика цен конкурентов;

5) цены, каналы сбыта (0 уровень каналов сбыта - напрямую от производителя к покупателю без доп сдержек; 1 уровень с посредником; 2 уровень - два продавца, потом только покупатель).

6) описание производственного процесса; перечень базовых операций по сборке и обработке; смета производства в натуральном выражении; поставка сырья, материалов и комплектующих (по двум параметрам: по цене и количеству); описывается производственное здание, оборудование, трудовые ресурсы.

7) организационная структура предприятия; распределение обязанностей; описание систем управления предприятием; квалификационные требования к специалистам; источники получения специалистов (т.е. Дать объявления, самостоятельно выбирать, нанять агента).

8) форма собственности; правовой статус; основные правовые документы связаны с созданием предприятия.

9) слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий (машинки сменились на компьютеры); альтернативные стратегии; меры профилактики риска.

10) прогноз объемов реализации; баланс денежных доходов и расходов (кешлоу) и т.д.

11) величину и источники получения средств; обоснование полного возврата средств и получения доходов (своими словами это окупаемость).  

1) анализ и оценка объемов продаж (можно посмотреть темпы роста к какому периоду произойдет); анализ затрат (состоит в затратах на единицу продукции; классификация затрат; по удельному весу); оценка риска; оценка прибыли (срок окупаемости инвестиций; темпы роста выручки);

2) оценка потребительских свойств товара; анализ товаров конкурентов; анализ цен и затрат на производство (валовая прибыль; переменные постоянные затраты).

3) анализ темпов роста в отрасли, анализ потенциальных потребителей, анализ рыночной конъюнктуры.

4) сравнительный анализ отдельных показателей (например, сравнить продукты, цены), анализ цели и стратегии конкурентов, анализ сильных и слабых сторон (это свод анализ).

5) анализ состояния рынка; анализ и внешней и внутренней среды; анализ слабых и сильных сторон; анализ эффективности рекламы.

6) анализ сырья и материалов; анализ трудовых ресурсов; анализ фонда вооруженности; анализ производственных мощностей; анализ производства продукции; анализ производственной себестоимости (включает сырье и материалы, зарплату, отчисления).

7) анализ эффективности управления; ритмичность выпуска продукции; поиск резервов либо увеличения либо уменьшения в зависимости от показателей.

8) –

9) анализ рисков по источникам, всё будет сводиться на инвестиционный анализ.

10) финансовый анализ.

11) самый главный анализ окупаемости; определить срок окупаемости; анализ финансовых результатов.


2. Анализ выполнения смет. 

Сметное планирование - это середина выполнения бизнес-плана, которая показывает смету продаж, смету производства, смету прямых материальных затрат, смету расходов на оплату труда, смету общих производственных накладных расходов, смету себестоимости реализованной продукции, смету коммерческих расходов, смету переменных и постоянных затрат, смету движения денежных средств. 

Для анализа выполнения смет применяют в основном расчет абсолютного отклонения, относительное отклонение и делается общий вывод по проценту выполнения всей сметы. 

Различают два подхода для расчета смет: 

1) разработка сметы с нуля. Применяется, когда предприятие вновь создается; 

2) планирование от достигнутого. Применяется для уже существующих предприятий, когда профиль их работы не изменяется.  
7.12.12 
         ТЕМА 7: Маркетинговый анализ в системе комплексного управленческого.  
                              1. Цели и содержание маркетинговых исследований. 

Товар это самый главный элемент. 

Маркетинговый анализ - Это товарная политика, ценовой политика, сбытовая политика и коммуникационная политика. 

Так же, например, опрос на улице. 

Объектом маркетингового анализа является сам товар (продукт) с его всеми элементами по цене, продвижению, сбыту. 

Маркетинговый анализ сводится к 4ем пи: товарная политика, сбытовая политика, коммуникационная (политика продвижения) политика и цензовая политика. 

Любой маркетинговый анализ сводится к маркетинговым исследованиям. 

Маркетинговые исследования помогают решать следующие задачи: 

1) определяют возможность массового производства продукта. 

2) устанавливать иерархию характеристик товара. 

Основной целью маркетинговых исследований является изучение потенциала рынка, а также продукта, который подлежит реализации. 

В качестве дополнительных целей можно выделить исследование поведения покупателей и анализ конкурентов. 

Виды покупателей: 

1) персонифицированных покупатели, для которых очень важно отношение к ним фирма; 

2) экономные покупатели

3) компромиссные покупатели (которые выбирают между ценой и качеством товара); 

4) апатичный покупатель, для которых покупка не является необходимостью для существования, которые подвержены состоянию моды и престижа совершаемых покупок. 

Для анализа конкурентов выбираются различные способы исследования поставщиков и покупателей. Для этого необходимо произвести классификацию конкурентов. Ученый Фризевинкель подразделили на 4 группы: Виоленты - это такие конкуренты, которые осуществляют массовое производство и занимают большую долю на рынке среди всех остальных (слоны). Патиенты - это специализированные компании, которые занимают среднюю часть на рынке, они специализируются на определенном объеме (хитрые лисы). Комутанты - занимают мелкую часть рынка и составляют как правило микро бизнес страны, это очень мелкие магазины, производители, которые только начинают работать (серые мыши). Экспреренты - занимаются новаторскими идеями, инновационной деятельностью и создаются только для этих целей (бабочки, мотыльки). 

Информация о работе Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности