Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
· Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может
контролировать.
· Государственная политика.
По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора
конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать
влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может
быть как
положительным, так и отрицательным.
Поэтому чрезвычайно важно четк
сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями
являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем
рынке, стимулирование производства инноваций.
В комплекс правительственных мер по поддержанию и повышению
конкурентоспособности страны должны входить:
1) Воздействие
правительства на факторные
· акцент на создании факторов (инфраструктуры, квалифицированной
рабочей силы, научно-конструкторских разработок .);
· грамотные политические решения в отношении рынков факторов и
валютных рынков (налоговая и денежная политика, регулирование рынка
энергоносителей и регламентирование процесса заключения коллективных
договоров).
2) Воздействие
правительства на условия
· государственные закупки (стимулирование спроса на раннем этапе,
внутренней конкуренции, производства инноваций);
· регламентация изделий и процессов (создание четкой системы
технических и технологических стандартов для вытеснения с рынка
некачественной продукции);
· воздействие на структуру отраслей, выступающих в роли покупателей
(политика правительства в отношении государственной собственности);
· стимулирование раннего или усложненного спроса (использование
лизинговых механизмов и других форм непрямого кредитования);
· предоставление полной и качественной информации покупателям;
· введение технических стандартов (для обеспечения совместимости
различных типов устройств);
· зарубежная помощь и политические связи (классический пример - схема
взаимодействия колония - метрополия)
3) Воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли:
· образование кластеров (в трактовке Портера - создание вертикально-
интегрированных структур, объединяющих в себе различных членов
технологической цепи от поставщиков сырья до производителей готовой
продукции);
· региональная политика (стимулирование развития отстающих районов).
4) Воздействие
правительства на стратегию,
· интернационализация (поощрение международной ориентации и экспорта)
· воздействие на цели как конкретных предпринимателей, так и целых фирм
· регламентация соперничества внутри страны
· образование новых фирм
· торговая политика (надо открыть доступ на рынки и не злоупотреблять
протекционизмом)
· привлечение зарубежных инвестиций [6, с. 572]
Таким образом Портер ввел в свою теорию понятие конкурентоспособности страны. Именно с его точки зрения национальная конкурентоспособность определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяства.
Заключение
Международная торговля это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе начала политической экономии и налогового обложения доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно, и эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. То есть преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом:
Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.
Теория Д. Рикардо о сравнительных преимуществах и её современные модификации позволяют объяснить направленность той части международного товарного обмена, которая связана, в первую очередь, с различиям отдельных стран в наделённости природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера – Олина те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий.
Теория
технологического разрыва.
Теория
цикла жизни продукта исходит
из того, что некоторые страны
специализируются на
Теория
Портера: состоит в том, что
национальная конкуренция
Теории ·международной торговли как классические, так и современные, хотя и не могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений, но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.
№ п/п |
Новое понятие |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
2 |
Внешняя торговля |
( от англ. Foreing trade)- торговля между странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. |
3 |
Международная торговля |
(от англ. International trade)-система международных товарно денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. |
4 |
Экспорт |
(от лат. Exportare- вывозить)- экспорт вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках; выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта. |
5 |
Торговля |
(от англ. Траде)- система организации массовых продаж. Продажа товара - единичный акт возмездного обмена товарами и услугами. Торговый обмен обычно производится через посредство денег, но существует и безденежная торговля — бартер. |
6 |
Производство |
(от англ. Manufacture)- процесс превращения ресурсов в готовую продукцию. |
7 |
Капитал |
(от лат. capitalis — главный, главное имущество, главная сумма) — совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. В более узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал). Под денежным капиталом понимают деньги, с помощью которых приобретается физический капитал. Направление материальных и денежных средств в экономику, в производство, называют также капиталовложениями или инвестициями. Направленные на потребление ресурсы капиталом не являются. |
8 |
Меркантилизм |
(от ит. mercante - торговец;
фр. mercantilisme; англ. merchantilism) - одна из
наиболее ранних целостных |
9 |
Конкуренция |
(лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — борьба, соперничество в какой-либо области. |
10 |
Экспорт |
происходит от лат. exporto, что в буквальном смысле означает отправлять товары и услуги из порта страны. Экспорт предполагает вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке. Продавец таких товаров и услуг именуется страной "экспортёром", тогда как заграничного покупателя - страной "импортёром". |
Список используемых источников.
1.Ивашковский,С.Н. Макроэкономика[ текст]:Учебник / С.Н. Ивашковский 2-е изд., испр., доп. – М.. : Дело,2002 – 445с.- ISBN 5-7749-0178-5
2.Киреев, А.П. Международная экономика [текст]: Учебник/ Киреев А.П.2001 - 416 с.-ISBN 5-7133-0899-5
3.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика-СПб[текст]: Учебник / Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. 2008- 240с.- ISBN 978-5-91180-108-3
4.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика [текст] : Учебник/ Агапова Т.А., Серегина С.Ф. 2004 - 448с.- ISBN 5-86509-050-х
5.В.Д. Камаева экономическая теория [текст] : Учебник / В.Д. Камаева 2003- 549с.- ISBN 5-691-01193-6
6. Портер М. конкурентное преимущество [текси]: Пер. с англ.- М. : Альпина Бизнес Букс, 2005- 715с. ISBN 5-9614-0182-0
7.В.П. Колесов, М.В. Кулаков международная экономика [текст] : Учебник / В.П. Колесов, М.В. Кулаков 2004 – 474с. ISBN 5-16-002010-1
8.Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский макроэкономика [текст] : Учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский 2006 – 654с. ISBN 5-9692-0044-1
9.Ефимова Е.Г. учебное пособие [текст] : Учебник / Ефимова Е.Г. 2005 – 368с. ISBN 5-276-00580-х
10. Шагас Н.Л., Туманова Е.А. макроэкономика [текст] : Учебник / Шагас Н.Л., Туманова Е.А. 2006 – 427с. ISBN 5-7218-0869-1
Рис.А1- Выигрыш от международной торговли [5, с.127]
Рис. Б1- Зависимость чистой экономической прибыли от стадий жизненного цикла товара [4, с.303]
Информация о работе Комплексном анализе наиболее значимых теорий международной торговли