Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:37, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений
Таким образом автором сравнительных преимуществ был Д. Риккардо. Он показал как и почему становится возможной торговля между двумя странами если одна страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом.
1.3Теория факторов Хекшира- Олина.
Теория внешней торговли английских классиков, показывающая возможности и выгодность международного обмена на основе абсолютных и сравнительных преимуществ, не объясняет происхождения этих преимуществ. Она также плохо согласуется с теорией цен на товары и факторы производства. Эти недостатки классической теории были выявлены в начале XX в. шведскими экономистами Э.Хекшером и Б. Олином, обосновавшими международную торговлю с точки зрения изобилия или редкости факторов производства, которыми обладают различные страны. Их теория показывает, что страны специализируются на таких товарах, для выпуска которых у них имеются соответствующие факторы производства (капитал, труд, земля). В результате международная торговля товарами становится, по выражению Б. Олина, "обменом избыточных факторов на недостающие факторы ".
Что понимается под избытком факторов производства? Страна считается в избытке наделенной, например, рабочей силой, если соотношение между количеством рабочей силы и остальными факторами производства в ее
экономике выше, чем в окружающем мире. В такой стране происходит удешевление трудоемких товаров, и тем самым они становятся конкурентоспо-собными на международном рынке. В стране с избыточным капиталом конкурентоспособными будут капиталоемкие товары.
Таким образом, обмен товарами между странами, осуществляемый в
соответствии с теорией Хекшера—Олина, объясняет прежде всего структуру международной торговли. Вместе с тем эта теория позволяет выявить причины страновых различий в ценах до установления торговых связей между странами и уменьшения этих различий под влиянием международного обмена. [1, c. 272]
«Парадокс Леонтьева»
Практическим поискам в целях
подтверждения или
Леонтьев, удостоенный впоследствии Нобелевской премии по экономике, полагался на вернейший из инстинктов в науке: всегда проверять, соответствуют ли теоретические выводы реальности.
На этот раз он решил проверить вывод теории Хекшера — Олина о том, что страны стремятся экспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются, избыточные для них факторы, и импортировать товары, в производстве которых эти факторы используются менее интенсивно. Точнее, он хотел одновременно проверить два предположения: 1) теория Хекшера — Олина справедлива, 2) в экономике США, как повсеместно считалось, капитал в большей степени избыточен, чем у ее торговых партнеров.
Леонтьев получил соотношение величины основного капитала и численности рабочих в экспортных и импортозамещающих отраслях США в 1947 г. Это потребовало расчетов капитала и занятости не только в нескольких десятках рассматриваемых отраслей, но и учета капитала и труда, которые содержались в их товарах в результате использования продукции других отраслей. Будучи одним из пионеров межотраслевого баланса, он с успехом использовал его возможности для получения необходимых оценок капиталовооруженности труда, умножая матрицы коэффициентов на векторы затрат капитала и труда, стоимости экспорта и импорта по отраслям. Условия проверки были таковы: если верны выводы теории Хекшера — Олина, а капитал в США относительно более избыточен, то показатель затрат капитала в расчете на одного рабочего в стандартном наборе товаров, экспортируемых из США, должен быть выше, чем аналогичный показатель в импортозамещающей продукции, входящей в стандартный набор ввозимых в США товаров.
Парадоксальные результаты, полученные Леонтьевым, озадачили не только его самого, но и других экономистов: оказалось, что в 1947 г. США продавали остальным странам трудоемкие товары в обмен на относительно капиталоемкие!
Сам Леонтьев и другие экономисты по-всякому подступались к этой проблеме. Метод неоднократно проверялся и был признан в основном правильным. Не возникало сомнений относительно избыточности капитала в США по сравнению с другими странами. Теоретически парадокс можно было объяснить тем, что в структуре спроса в США удельный вес капиталоемкой продукции был еще выше, чем в производстве, что и превращало страну в чистого импортера капиталоемких товаров; однако и это объяснение не годилось, так как не соответствовало действительности. [4, с.292]
Таким образом
авторы факторной теории
2 Современные теории международной торговли.
2.1 Теория технологического разрыва и Теория "цикла жизни продукта"
В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана
техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из
торгующих стран, из-за того, что технические новшества первоначально
появляются в одной стране, последняя приобретает преимущество: новая
технология позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же
новшество заключается в производстве нового продукта, то предприниматель в
стране-новаторе
в течение определенного
"квазимонополией",
иными словами, получает
новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что
относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но
необходимо всем или многим. Как только эту технологию смогут освоить другие -
производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно.[3, с. 113]
Таким образом в результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, так как другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет
продолжаться.
Теория
"цикла жизни продукта"
Теория цикла жизни
исходит из того, что некоторые
страны специализируются на производстве
и экспорте технологически новых товаров, тогда как другие
— на производстве уже известных товаров.
Наиболее развитые страны, обладающие
большим капиталом и квалифицированной
рабочей силой, в состоянии инвестировать
больше средств в технологические нововведения
и, производя на их основе новую продукцию,
получать динамическое сравнительное
преимущество перед другими странами.
Существует множество способов иллюстрации
теории цикла жизни товара. Назовем первую
страну страной-разработчиком, а вторую
— имитирующей страной. С — потребление
товара, Y — производство товара. В соответствии
с теорией товар проходит пять стадий
жизни в международной торговле:
История научно-технической
революции второй половины XX века дает многочисленные подтверждения
модели технологического цикла жизни
товара. В практике международной экономики,
однако, одинаково часто встречается как
последовательное внедрение технологических
новшеств в своей стране и за рубежом,
так и одновременное. Последовательное
внедрение в соответствии с моделью цикла
жизни товара позволяет дольше сохранить
технологическое лидерство и, следовательно,
увеличить прибыльность его монопольного
использования. С другой стороны, одновременное
внедрение технологии внутри страны и
за рубежом более приемлемо для товаров
с коротким жизненным циклом в целях быстрого
извлечения максимального коммерческого
эффекта. [3, с.119]
Итак, в соответствии с динамическими
теориями международной торговли и прежде
всего с теорией цикла жизни товара, международная
торговля объясняется динамическими различиями
в технологических уровнях отдельных
стран. Более богатые страны, которые лучше
обеспечены капиталом и квалифицированными
трудовыми ресурсами, могут разрабатывать
и экспортировать высокотехнологичные
продукты, не выпускаемые в других странах.
Однако экспорт на этой основе развивается
только до тех пор, пока продукция не стандартизируется
в такой степени, что страны-импортеры
смогут воспроизвести ее с меньшими издержками
и развить производство не только для
внутреннего рынка, но и на экспорт.
2.2 Теория Портера: теория
конкурентных преимуществ
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция – это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли
- непрерывный
процесс. Поэтому в основе
· Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например,
квалифицированная
рабочая сила или
успешной конкуренции в данной отрасли.
· Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию
или услуги, предлагаемые данной отраслью.
· Родственные и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в
стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на
международном рынке.
· Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране
условия,
определяющие процесс создания
управления фирм, и каков
характер конкуренции на
Информация о работе Комплексном анализе наиболее значимых теорий международной торговли