Комплексном анализе наиболее значимых теорий международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Международная торговля - основная форма международных экономических отношений, поскольку включает торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.). Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

 Таким образом автором сравнительных преимуществ был Д. Риккардо. Он показал как и почему становится возможной торговля между двумя странами если одна страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом.

1.3Теория факторов Хекшира- Олина.

     Теория внешней торговли английских классиков, показывающая возможности и  выгодность международного обмена на основе  абсолютных и сравнительных        преимуществ, не  объясняет происхождения этих преимуществ. Она также плохо   согласуется с  теорией  цен  на товары и факторы производства. Эти  недостатки     классической  теории были выявлены в начале XX в. шведскими экономистами  Э.Хекшером  и Б. Олином, обосновавшими международную торговлю с точки  зрения изобилия или редкости факторов производства, которыми обладают   различные страны. Их теория показывает, что страны специализируются на таких    товарах, для выпуска которых у них имеются соответствующие факторы   производства (капитал, труд, земля). В результате международная торговля    товарами становится, по выражению  Б. Олина, "обменом избыточных факторов       на недостающие факторы ".

  Что понимается под избытком факторов производства? Страна считается в   избытке наделенной, например, рабочей силой, если соотношение между количеством  рабочей силы и остальными факторами  производства в ее

экономике выше, чем в  окружающем мире. В такой  стране происходит удешевление трудоемких товаров, и тем самым они становятся конкурентоспо-собными  на международном рынке. В стране с избыточным капиталом   конкурентоспособными  будут капиталоемкие товары.

    Таким  образом, обмен товарами  между странами, осуществляемый в

соответствии с теорией  Хекшера—Олина, объясняет прежде всего структуру     международной  торговли. Вместе с тем эта теория позволяет выявить причины  страновых различий в ценах до установления торговых связей между странами и  уменьшения этих различий под влиянием международного обмена. [1, c. 272]

«Парадокс Леонтьева»

       Практическим поискам в целях  подтверждения или опровержения  теории Хекшера – Олина во  многом способствовало появление  в 50-х годах так называемого  «парадокса Леонтьева». В. Леонтьев  показал, что в 1947 г. США,  считавшиеся капиталоизбыточной страной, экспортировали не капиталоемкую, а трудоемкую продукцию, хотя, согласно теории Хекшера – Олина, результат должен был быть обратным. Дальнейшие исследования, с одной стороны, подтвердили наличие в США данного парадокса в послевоенный период, с другой – показали, что капитал не самый избыточный фактор в стране. Выше него стоят обрабатываемая земля и научно-технические кадры. И здесь теория Хекшера – Олина подтверждалась: США оказались чистым экспортером товаров, в производстве которых интенсивно используются эти факторы.

Леонтьев, удостоенный впоследствии Нобелевской премии по экономике, полагался на вернейший из инстинктов в науке: всегда проверять, соответствуют ли теоретические выводы реальности.

На этот раз он решил проверить вывод теории Хекшера — Олина о том, что страны стремятся экспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются, избыточные для них факторы, и импортировать товары, в производстве которых эти факторы используются менее интенсивно. Точнее, он хотел одновременно проверить два предположения: 1) теория Хекшера — Олина справедлива, 2) в экономике США, как повсеместно считалось, капитал в большей степени избыточен, чем у ее торговых партнеров.

Леонтьев получил соотношение  величины основного капитала и численности рабочих в экспортных и импортозамещающих отраслях США в 1947 г. Это потребовало расчетов капитала и занятости не только в нескольких десятках рассматриваемых отраслей, но и учета капитала и труда, которые содержались в их товарах в результате использования продукции других отраслей. Будучи одним из пионеров межотраслевого баланса, он с успехом использовал его возможности для получения необходимых оценок капиталовооруженности труда, умножая матрицы коэффициентов на векторы затрат капитала и труда, стоимости экспорта и импорта по отраслям. Условия проверки были таковы: если верны выводы теории Хекшера — Олина, а капитал в США относительно более избыточен, то показатель затрат капитала в расчете на одного рабочего в стандартном наборе товаров, экспортируемых из США, должен быть выше, чем аналогичный показатель в импортозамещающей продукции, входящей в стандартный набор ввозимых в США товаров.

Парадоксальные результаты, полученные Леонтьевым, озадачили не только его самого, но и других экономистов: оказалось, что в 1947 г. США продавали остальным странам трудоемкие товары в обмен на относительно капиталоемкие!

Сам Леонтьев и другие экономисты по-всякому подступались к этой проблеме. Метод неоднократно проверялся и был признан в  основном правильным. Не возникало сомнений относительно избыточности капитала в США по сравнению с другими странами. Теоретически парадокс можно было объяснить тем, что в структуре спроса в США удельный вес капиталоемкой продукции был еще выше, чем в производстве, что и превращало страну в чистого импортера капиталоемких товаров; однако и это объяснение не годилось, так как не соответствовало действительности. [4, с.292]

  Таким образом   авторы факторной теории международного  обмена  Э. Хекшер и Б. Олин  показали, что страны специализируются на производстве таких товаров , для выпуска которых  у них имеются соответствующие факторы производства.

 

 

2 Современные теории международной торговли.

    

  2.1   Теория технологического разрыва и Теория "цикла жизни продукта"                   

     В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана

техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли  в одной из

торгующих стран, из-за того, что технические новшества  первоначально

появляются  в одной стране, последняя приобретает  преимущество: новая

технология  позволяет производить товары с  меньшими издержками. Если же

новшество заключается  в производстве нового продукта, то предприниматель в

стране-новаторе в течение определенного времени  обладает так называемой

"квазимонополией", иными словами, получает добавочную  прибыль, экспортируя

новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия: выпускать не то, что

относительно дешевле, а то, что больше пока никто выпускать не может, но

необходимо  всем или многим. Как только эту  технологию смогут освоить другие -

производить что-то новое и опять такое, что другим недоступно.[3, с. 113]

     Таким  образом в результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, так как другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет

продолжаться.

 Теория "цикла жизни продукта"                   

Теория цикла жизни  исходит из того, что некоторые  страны специализируются на производстве и экспорте технологически новых товаров, тогда как другие — на производстве уже известных товаров. Наиболее развитые страны, обладающие большим капиталом и квалифицированной рабочей силой, в состоянии инвестировать больше средств в технологические нововведения и, производя на их основе новую продукцию, получать динамическое сравнительное преимущество перед другими странами. 
Существует множество способов иллюстрации теории цикла жизни товара. Назовем первую страну страной-разработчиком, а вторую — имитирующей страной. С — потребление товара, Y — производство товара. В соответствии с теорией товар проходит пять стадий жизни в международной торговле:

  • стадия I называется стадией нового продукта. Новый продукт производится и потребляется в возрастающих масштабах только в той стране, где он был разработан. Обычно производство начинается с небольших масштабов и полностью ориентировано на внутренний рынок. Качество товара доводится производителем до требуемого рынком уровня;
  • стадия II называется стадией роста продукта. Товар совершенствуется, растут его продажи на внутреннем рынке и начинается его экспорт за рубеж. Иностранной конкуренции пока нет, и страна имеет временную монополию в производстве и торговле данным товаром;
  • стадия III называется стадией зрелости товара. Технология товара отработана уже настолько, что становится неразумным его дальнейшее производство только в самой стране, которая его разработала, с помощью ее рабочей силы. Куда эффективнее оказывается перенести часть уже стандартизированного производства в другие страны, где стоимость рабочей силы значительно ниже. Другие страны начинают производить данный продукт по лицензии для своего внутреннего рынка;
  • стадия IV называется стадией падения производства товара. Используя более дешевую рабочую силу, имитирующая страна начинает не только поставлять товар на свой внутренний рынок, но и продавать его на рынке страны, разработавшей товар, вытесняя с него местных производителей. Конкуренция технологий переходит в плоскость ценовой конкуренции. Внутреннее производство в стране, разработавшей товар, быстро падает, и экспорт прекращается;
  • стадия V называется стадией прекращения внутреннего производства товара. На ней имитирующая страна настолько опережает страну — разработчика товара, что последняя в итоге вынуждена вообще прекратить его внутреннее производство и насыщать внутренний рынок только за счет импорта из-за рубежа. Страна-разработчик вынуждена создавать новый товар, который пока не известен зарубежным странам.

История научно-технической  революции второй половины XX века дает многочисленные подтверждения модели технологического цикла жизни товара. В практике международной экономики, однако, одинаково часто встречается как последовательное внедрение технологических новшеств в своей стране и за рубежом, так и одновременное. Последовательное внедрение в соответствии с моделью цикла жизни товара позволяет дольше сохранить технологическое лидерство и, следовательно, увеличить прибыльность его монопольного использования. С другой стороны, одновременное внедрение технологии внутри страны и за рубежом более приемлемо для товаров с коротким жизненным циклом в целях быстрого извлечения максимального коммерческого эффекта. [3, с.119] 
    Итак, в соответствии с динамическими теориями международной торговли и прежде всего с теорией цикла жизни товара, международная торговля объясняется динамическими различиями в технологических уровнях отдельных стран. Более богатые страны, которые лучше обеспечены капиталом и квалифицированными трудовыми ресурсами, могут разрабатывать и экспортировать высокотехнологичные продукты, не выпускаемые в других странах. Однако экспорт на этой основе развивается только до тех пор, пока продукция не стандартизируется в такой степени, что страны-импортеры смогут воспроизвести ее с меньшими издержками и развить производство не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.

 

2.2 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ                    

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности  страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция – это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли

- непрерывный  процесс. Поэтому в основе объяснения  конкурентного преимущества страны  лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий. Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре   компонента:

    · Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например,

 квалифицированная  рабочая сила или инфраструктура), которые нужны для

 успешной  конкуренции в данной отрасли.

    · Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию

 или услуги, предлагаемые данной отраслью.

     ·  Родственные и поддерживающие отрасли, то есть наличие или отсутствие в

 стране родственных  и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных  на

 международном  рынке.

     · Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране

 условия,  определяющие процесс создания  управления фирм, и каков    характер конкуренции на внутреннем  рынке.

Информация о работе Комплексном анализе наиболее значимых теорий международной торговли