Комерчекие банки в Республике Беларуь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Термин “банк” происходит от итальянского слова “банко”, что означает лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, раз-личных по весу и содержанию драгоценных металлов.
Во многих источниках, дошедших до нас, можно встретить данные о вавилонских бан-кирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей.

Работа содержит 1 файл

курсач ЭО №1.doc

— 907.00 Кб (Скачать)

       Внешний долг банковской системы республики остается умеренным ($3,1 млрд., или 13% совокупных обязательств банковской системы по состоянию  на 01.07.09 г.). Учитывая, что основными заемщиками  на мировых финансовых рынках являются дочерние подразделения иностранных финансовых групп, возможная умеренная девальвация национальной денежной единицы не должна оказывать значительного давления на платежеспособность банков, осуществлявших заимствования за рубежом.

       Основным  источником формирования ресурсной  базы банков оставался внутренний рынок  – по состоянию на 01.07.09 г. на долю депозитов клиентов приходилось  почти 70% обязательств банковской системы. Фондирование с внутреннего рынка на текущий момент является достаточно стабильным, что было достигнуто за счет реализации комплекса мероприятий (в том числе на государственном уровне), направленных на поддержание доверия к банковскому сегменту страны. 

 

Рисунок 4 - Средства клиентов (без учета средств органов государственного управления и нерезидентов), млрд. рублей 

       Банковской  системе Республики Беларусь оказывается  значительная государственная поддержка  в виде кредитования банковских учреждений регулятором, а также размещения значительного объема ресурсов органов государственного управления.

       За  ІІ квартал  задолженность банковской системы перед регулятором увеличилась  на 56% (на 2 519,9 млрд. рублей) и по состоянию  на 01.07.09 г. составила около 11% обязательств банковской системы. Вместе с тем, поддержкой НБРБ пользовались в основном крупнейшие банки с участием государственного капитала, а также ОАО «Паритетбанк», основным акционером которого является НБРБ. Удельный вес задолженности этих банков в структуре общей задолженности перед Центробанком по состоянию 01.07.09 г. составил 97%. 

 

Рисунок 5 - Динамика государственного сектора в обязательствах банковской системы Республики Беларусь, млрд. рублей 

       Объем обязательств банков перед органами государственного управления в анализируемом периоде существенно не изменился и составил почти 20% обязательств банковской системы. При этом существенную часть в ресурсной базе банков формируют также переводные и срочные депозиты государственных предприятий.

       Доля  валютных депозитов выросла с 39% от совокупного объема депозитов  в начале этого года до 56% – на 01.07.09 г. Недавно коммерческим банкам было рекомендовано поднять процентные ставки по срочным рублевым вкладам  населения с целью укрепления доверия граждан и повышения привлекательности сбережений в национальной валюте.

       Белорусские банки в анализируемом периоде  продолжили кредитование экономики, а  также нарастили объем ликвидных  и нерабочих активов. Несмотря на то, что банковский канал остается ключевым в поддержании экономики страны, темпы кредитования в текущем году были невысокими.

       Кредитование  в Беларуси сопряжено со значительными  рисками ввиду отраслевой концентрации кредитных вложений, низким уровнем сформированных резервов, а также использованием директивного подхода в рамках участия банков в целевых программах поддержки отдельных отраслей (9 уполномоченных банков участвуют примерно в 30 государственных программах по кредитованию сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей по субсидируемым процентным ставкам под гарантии республиканского правительства и местных органов власти), что в ряде случаев является государственным дотированием убыточных предприятий. Такой подход может негативно сказываться на качестве кредитного анализа заемщиков еще на этапе выдачи кредитов, и в случае приостановки действия отдельных программ (что предусмотрено условиями сотрудничества с Международным валютным фондом), качество кредитных портфелей банков-участников может значительно ухудшится. На конец І полугодия задолженность сельхозпредприятий перед банковской системой составила 21% от общего объема кредитов в реальный сектор экономики. На долю недвижимости и строительства приходилось около 5% кредитов. Еще около 40% составляют кредиты промышленным предприятиям. 

 

Рисунок 6 - Структура активов банковской системы Республики Беларусь по состоянию на 01.07.09 г., %

       Банки начали активно кредитовать население  лишь несколько лет назад, а в  І полугодии текущего года, в связи с нарастающими кредитными рисками, темпы такого кредитования значительно уменьшились. Во ІІ квартале 2009 года задолженность физических лиц увеличилась на 4,5%, а их удельный вес в общем кредитном портфеле банков составил 22%.

       Валютные  кредиты составляли 34% ссудной задолженности, что создает дополнительную угрозу качеству активов в связи с недавней девальвацией белорусского рубля.

       В целях противодействия возрастающему  валютному риску Центробанк запретил выдачу кредитов в иностранной валюте физическим лицам с 28.07.09 г. По моему мнению, такие действия НБРБ могут охладить планы банков с иностранным капиталом по развитию розничного бизнеса в стране (ввиду невозможности перекладывания валютных рисков на заемщиков), но, тем не менее, являются инструментом превентивного воздействия на систему с целью повышения её устойчивости к валютным и кредитным рискам в будущем.

       Несмотря  на повышенные риски (по сравнению с  обслуживанием системных стратегических предприятий, которые могут рассчитывать на государственную поддержку), обслуживание розничного сегмента, а также малого и среднего бизнеса имеют перспективы развития для ряда банковских учреждений страны, так как на текущий момент именно эти направления охвачены слабо. 

 

Рисунок 7 - Динамика кредитного портфеля банковской системы Республики Беларусь в разрезе категорий заемщиков-резидентов, млрд. рублей

       В анализируемом периоде наблюдалось  увеличение проблемной задолженности  банков, хотя её уровень пока еще остается достаточно низким. Согласно данным официальной статистики, удельный вес проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску во втором квартале увеличился с 2,23%  до 2,5%. Уровень просроченной и пролонгированной задолженности по кредитам (по валютным - 1,52% по состоянию на 01.07.09 г.; по рублевым – 1,15%) также несущественно увеличился за квартал, что, вероятно, связано со скрытой поддержкой банками и государством предприятий реального сектора экономики. В дальнейшем, в случае сохранения негативных тенденций в экономике страны, возможен рост проблемных кредитов.

         Объем сформированных резервов по активам, подверженных кредитному риску (966,2 млрд. рублей по состоянию на 01.07.09 г., против 835,4 млрд. рублей по состоянию на 01.04.09 г.) остается невысоким (1,56% по отношению к соответствующим активам), что может потребовать отвлечения значительного объема капитала банков на покрытие возможных убытков по кредитным операциям.

       Чистая  прибыль банковской системы Республики Беларусь по итогам первого полугодия составила 592,3 млрд. рублей (по итогам второго квартала – 254,5 млрд. рублей). Убыточной в этом периоде была деятельность небольших банковских учреждений, в основном из-за значительных отчислений в резервы. Отдельные государственные банки получили отрицательный результат по операциям с иностранной валютой, хотя динамика основных составляющих доходов банковского сектора (чистого процентного и чистого комиссионного дохода) остается достаточно стабильной.

       Несмотря  на незначительное снижение (по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года) показатели, характеризующие эффективность деятельности банковской системы (рентабельность активов и капитала, а также эффективность основной деятельности) остаются на приемлемом уровне. По результатам деятельности банковской системы страны  в первом полугодии  текущего года рентабельность активов (в годовом исчислении) составила 1,41%, рентабельность нормативного капитала – 9,28%. 

Таблица 2 - Динамика доходов и затрат банковской системы Республики Беларусь, млрд. рублей 

Статья І кв.2009 ІІ квартал 2009 І полугодие 2009
Процентные  доходы 1 903,3 1 996,8 3 900,1
Комиссионные  доходы 384,5 432,8 817,3
Прочие  банковские доходы 815,7 352,0 1 167,7
Прочие  операционные доходы 24,4 38,4 62,8
Изменение резерва 234,3 126,1 360,4
Поступления по ранее списанным долгам 4,8 4,4 9,2
Итого доходы 3 367,0 2 950,5 6 317,5
Процентные  расходы 1 375,1 1 395,7 2 770,8
Комиссионные  расходы 53,1 79,9 133,0
Прочие  банковские расходы 417,9 239,1 657,0
Прочие  операционные расходы 724,4 711,0 1 435,4
Отчисление  в резервы 458,7 270,2 728,9
Долги, списанные с баланса 0,0 0,0 0,0
Итого расходы 3 029,2 2 695,9 5 725,1
 

       Несмотря  на меры по стабилизации в банковской системы Республики Беларусь и низкую зависимость от внешних рынков капитала, для банковского сегмента страны остаются характерными высокие кредитные и валютные риски, тогда как риск ликвидности – умеренный. Учитывая текущее состояние банковской системы страны, а также тенденции на мировых рынках, в экономике страны и непосредственно в банковской системе, рейтинговое агентство ожидает:

       - снижения деловой активности экономических субъектов и реальных доходов населения, вследствие чего банковские учреждения уже в текущем году могут столкнуться с необходимостью рефинансирования значительной части кредитов заемщиков, а также оттоком клиентских пассивов;

       - ухудшения качества активов, что может потребовать капитальных вливаний для покрытия возможных убытков;

       - отсутствия существенных структурных изменений в банковском сегменте, в том числе, изменения структуры собственности системообразующих банков, несмотря на заявленные ранее планы по приватизации 2 банковских учреждений (ввиду ухудшения конъюнктуры на рынках капитала);

       - сохранения высокого уровня доверия внутренних инвесторов и кредиторов к банковской системе, а также оказания государственной поддержки ключевым системообразующим банкам страны в случае ухудшения платежеспособности последних.

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       В заключение проведенного курсового  исследования, необходимо сделать следующие  выводы.

       Современная кредитная система представлена разнообразными кредитно-финансовыми институтами, которые выполняют аккумуляцию и мобилизацию доходов. Банковская система является основным звеном кредитной системы, играет исключительно важную роль в рыночной экономике. Банки, по существу, выступают в роли финансовых посредников. Они аккумулируют вклады, предоставляют полученные средства в качестве ссуд юридическим и физическим лицам, а так же выполняют различные расчетные, гарантийные и иные операции.

       Коммерческие  банки Республики Беларусь составляют второй уровень банковской системы страны.

       За  непродолжительный период существования  системы коммерческих банков в Республике Беларусь в ней возник ряд проблем. В вопросах регулирования банковской системой они заключаются в следующем: банковская система играет исключительно важную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным органов управления в лице Национального банка, а структурой типа независимого совета, представляющего интересы крупнейших банков страны. Последние два года в Беларуси происходит монополизация банковской деятельности: мелкие и средние банки объединяются с более крупными, становясь их филиалами. Против реорганизации банков не может быть никаких возражений. Однако, централизация банковского капитала и концентрация банковской деятельности не должны приводить к ухудшению обслуживания хозяйствующих субъектов и населения.

Информация о работе Комерчекие банки в Республике Беларуь