Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение трудовым ресурсам, рассмотреть особенности их развития в России;
- проанализировать динамику трудовых ресурсов РФ, дать характеристику трудоспособного населения России;
- оценить качество трудовых ресурсов России;
- проанализировать факторы, ухудшающие качество трудовых ресурсов.
Из известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.
Решающим фактором в развитии производства
всегда и везде выступает труд
человека. Труд, как всеобщее условие
обмена веществ между человеком
и природой, представляет собой вечное
и естественно условие
Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду - рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.
С 2006 года Россия вступает в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Такой прогноз содержится в сценарных условиях социально-экономического развития и основных показателях сводного финансового баланса Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года, которые рассматривало правительство России.
Как отмечается в документе, если в
2006 году указанная численность
Сложность и многогранность проблем
повышения эффективности
Целью курсовой работы является изучение количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение трудовым ресурсам, рассмотреть особенности их развития в России;
- проанализировать динамику
- оценить качество трудовых ресурсов России;
- проанализировать факторы,
Данный анализ служит исходной базой для планирования использования трудовых ресурсов, определения темпов роста производительности труда, развития сфер и отраслей народного хозяйства.
Закономерности территориально размещения трудовых ресурсов. Изучение этого вопроса позволяет осуществить планомерное пропорциональное развитие экономики страны, выявить резервы трудовых ресурсов и повышать эффективность их использования.
Планирование использования
Методологическую основу курсовой работы составили труды российских ученных Рофе, Бесединой, Римашевской. Данными для курсовой работы послужили статистические данные Госкомстата РФ.
В процессе написания курсовой работы необходимо проанализировать проблемы, возникающие в современной России, связанные с качеством и количеством трудовых ресурсов.
Изучение планирования использования трудовых ресурсов имеет важное практическое значение для распределения общественного труда между сферами и отраслями народного хозяйства, а также необходимо при составлении балансов потребности в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.
Эффективность использования трудовых ресурсов: основные показатели использования трудовых ресурсов и пути повышения эффективности их использования - первоочередная задача экономической науки и хозяйственной практики.
Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население - та часть, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Трудоспособное население выступает как часть населения, ограниченная определенными возрастными границами. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека.
Решающую роль в нормировании границ трудоспособного возраста населения играют социально-экономические условия. Максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности, предусмотренному законом о пенсионном обеспечении. Начальная граница определяется физиологическим развитием молодежи, ее знаниями, уровнем образования, продолжительностью обучения.
Таким образом, формирование возрастных
групп трудоспособного
К трудовым ресурсам относится та
часть трудоспособного
Для мужчин трудоспособный возраст составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин - 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и незанятое в экономике трудоспособное население. Трудоспособное население - это совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в производственном процессе. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц. Первая - трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая - работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Первая категория лиц определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов 1 и 2 групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях. Численность второй категории населения определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.
Различают трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Последние характеризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Трудовые ресурсы заняты в различных секторах и отраслях народного хозяйства.2
Трудовые ресурсы как экономиче
Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью. В совокупности они предопределяют трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект.
Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:
Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями:
Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект - интенсивную составляющую.
Воспроизводство трудовых ресурсов определяется воспроизводством всего населения, однако, эти процессы не совпадают, что объясняется в частности следующим:
изменение рождаемости отражается на численности трудовых ресурсов только после того, как дети достигнут трудоспособного возраста;
выбытие людей из трудоспособного возраста (достижение пенсионного возраста) влияет только на численность трудовых ресурсов.
Воспроизводство трудовых ресурсов осуществляется за счет населения трудоспособного возраста, а также работников моложе и старше этого возраста. Численность населения трудоспособного возраста зависит от естественного движения миграции этой части трудовых ресурсов, а работников моложе и старше трудоспособного возраста - от их численности и уровня занятости.
развитие рыночных отношений влияет не только на экономику, меняется и смысл привычных теоретических понятий, к числу которых относятся "трудовые ресурсы". Это понятие широко используется не только в научной литературе, но и в повседневной практике. Та или иная трактовка не может не влиять на характер принимаемых решений, что представляется не столь безобидным, как может показаться на первый взгляд.
Термин "трудовые ресурсы" возник в первые годы советской власти и использовался в обстановке централизованного управления людскими ресурсами страны.4 В условиях, когда наряду с правом на труд законодательно была закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), лица, длительное время без уважительных причин не работавшие, преследовались по закону и могли быть наказаны лишением свободы. Строгий статистический учет трудоспособного населения - трудовых ресурсов (наряду с ресурсам природными, материальными и финансовыми) был одним из элементов централизованного планирования экономики. 5
С середины 1993 года российская статистика
перешла на рекомендованную международными
конференциями статистиков
Переход России от тоталитаризма и командно-административной экономики к экономике рыночной, к свободному труду и запрету на труд принудительный делает бессмысленным использование термина "трудовые ресурсы" в его прежнем толковании. Не могут относиться к трудовым ресурсам лица, которых иначе, как принудительно к труду не привлечешь. Правда, подобная аргументация не всем кажется убедительной; некоторые продолжают отстаивать прежнее представление, согласно которому ресурсы труда или трудовые ресурсы складываются из экономически активного населения, лиц, занятых учебой с отрывом от производства, и лиц, не занятых трудовой деятельностью и не обучающихся.6
Поэтому следует обосновать первую точку зрения на этот вопрос подробнее. Для начала нужно вспомнить, что словом "ресурсы" обозначаются разного рода средства, запасы, возможности, источники, которые можно использовать. Спрашивается, может ли предприятие считать своими материальными ресурсами какие-либо материалы, находящиеся в собственности другого предприятия, если последнее не собирается ему их ни продавать, ни передавать? Можно ли считать своими финансовыми ресурсами деньги, которые находятся у других людей и нам не принадлежат и, более того, которые нам не собираются даже одалживать? Ответы отрицательные. Тогда почему же следует относить к трудовым ресурсам лиц, имеющих легальные средства существования, которые не работают и которых по закону нельзя заставить работать. Значит, нельзя называть ресурсом то, что не может быть использовано.
Сам по себе термин "трудовые ресурсы" вполне мог бы сохраниться в научном обороте, если бы он не нес бремя тяжелой "наследственности", связанной с нарушением прав человека. Сохраняя термин "трудовые ресурсы" мы вольно или невольно придаем ему то содержание, которое было сформулировано при появлении его в научном обороте в одной из статей академика С. Г. Струмилина в 1922 г. и не изменялось многие десятилетия.
Действительно, в экономике наряду
с другими ресурсами
Реальными же людскими ресурсами труда, как это признано статистиками во всем мире, является экономически активное население.
Противоречивым образом
Информация о работе Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов России