Классификация рыночных партнеров

Автор: a************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

В качестве торговых посредников выступают предприятия и объединения различных форм собственности и разных организационных типов: оптовые, оптово-розничные, розничные (крупные и мелкорозничные), общественного (массового) питания; фирмы, кооперативы, торговые дома, товарищества с ограниченной ответственностью, клиенты биржи.

Работа содержит 1 файл

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ПАРТНЕРОВ.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

Система национальных счетов (СНС) — один из наиболее распространенных в мире и совершенных методов изучения экономики и ее результатов на основе построения балансовых макроэкономических моделей. Национальные счета строятся по принципу двойной записи каждого показателя, принятого в бухгалтерском учете:

отражение в  разделе “Ресурсы” одного счета  и в разделе “Использование”  другого счета. Национальные счета  содержат систему взаимосвязанных  макроэкономических показателей, отражающих результаты всех видов деятельности по производству материальных благ и услуг, их обращению и использованию, а также показателей, учитывающих все доходы, источники их формирования, направления распределения, перераспределения, конечного использования и накопления в разрезе отраслей и секторов экономики.

Национальные  счета—система взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора счетов и таблиц, целью которых являются получение полной картины экономической деятельности в масштабах всей страны за тот или иной период, отражение вклада каждой отрасли и каждого юридического лица в ее конечный результат.

В системе национальных счетов показатели всех видов деятельности представлены в группировке по отраслям и секторам экономики. В соответствии с действующей в отечественной  практике-классификацией отраслей рынок товаров и услуг обслуживают оптовая и розничная торговля (предметами потребления), массовое (или общественное) питание1. материально-техническое снабжение (оптовая торговля средствами производства), сбыт, заготовки (закупки) сельскохозяйственных продуктов. Группировка экономики по секторам—новая методология для отечественной статистики, но широко используемая в международной практике. Она осуществляется с целью исследования потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов, которые формируются в соответствии с типами экономического поведения институционных единиц.

Институционной  единицей считается  хозяйствующий субъект, если он ведет полный набор бухгалтерских  счетов и является юридическим лицом, т. е. может самостоятельно принимать решения, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами.

В СНС выделяются следующие секторы: нефинансовые предприятия; финансовые государственные учреждения; общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства; внешнеэкономические связи или “остальной мир”. Отрасли сферы товарного обращения относятся к сектору “нефинансовые предприятия” внутренней экономики; внешняя торговля входит в сектор “внешнеэкономические связи” (“остальной мир”).

Показатели результатов  функционирования рынка товаров и услуг, а также обслуживающих его отраслей товарного обращения органически входят в систему макроэкономических показателей и могут быть выделены самостоятельно (см. 1.3). Они включают показатели образования доходов в сфере товарного обращения, отражают участие торговых предприятий и объединений (фирм, компаний и т. п.) в процессах распределения и перераспределения доходов и формирования располагаемого дохода, а также характеризуют направления его использования. В СНС входят показатели экспорта и импорта, характеризующие результаты внешнеторговой деятельности.

Показатели рынка  товаров (продуктов и услуг) входят в каждый из сводных национальных счетов внутренней экономики: производства; образования доходов; распределения доходов; перераспределения доходов; использования доходов; капитальных затрат;

внешнеэкономических связей. В дополнение к указанным счетам в СНС в качестве одного из элементов входит таблица, характеризующая ресурсы продуктов и услуг и их использование (табл. 1.1).  

1 Термин “общественное питание” не соответствует его сущности массового потребления. В некоторых странах носит название “ресторанная индустрия”.

Таблица 1.1. Ресурсы продуктов  и услуг и их использование

РЕСУРСЫ Всего ресурсов в ценах покупателя Торгово-транспортная наценка Чистые налоги на продукты Отрасли Национальная  экономика Импорт  товаров и услуг
Товары (продукты и услуги (по .группам)) ВАЛОВОЙ ВЫПУСК
Использование Всего—  использование в ценах покупателей Отрасли Национальная  экономика Экспорт товаров и услуг Конечные  потребительские расходы Валовое капиталообразование
домашние  хозяйства общественные  организации государственные учреждения валовые ка-питало-вложения изменения в  запасах
Товары (продукты и услуги (по группам)) ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
Итого валовая добавленная стоимость (валовой внутренний продукт) ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ
Оплата  труда  
Чистые  налоги на продукты  
Другие  чистые налоги, связанные с производством  
Чистая  прибыль  
Чистый  смешанный доход  
Потребление основных фондов  
Валовая прибыль  
Валововой смешанный доход  
 

 

Данная таблица  содержит важную информацию для изучения рынка, поскольку выделяет ресурсы  продуктов и услуг, предлагаемых на рынке, в потоварном разрезе, а  также показывает товарные запасы.

Следует обратить внимание на то, что продукты и услуги классифицируются по группам в соответствии с установленной номенклатурой учета. При этом выделяются продукты, материальные и нематериальные услуги. Данная таблица обеспечивает информацию о валовом выпуске товаров и поступлении товаров по импорту в целом по сфере товарного обращения и в разрезе ее отраслей, а также об объеме торгово-транспортной наценки, величине налогов. Раздел “Использование” позволяет получить объем и структуру промежуточного потребления, характеризующего текущие затраты, связанные с процессом товарного обращения. В этом же разделе содержатся данные об экспорте (в целом и по товарным группам), а также о валовых капитальных вложениях в отрасли товарного обращения.

Товары и услуги в СНС оцениваются в рыночных ценах, т. е. в ценах, в которых осуществляются экономические операции: это цены производителей и цены покупателей. Валовой внутренний продукт п продукты отдельных отраслей оцениваются в ценах конечного покупателя, а показатели валового выпуска — в ценах производителей. Продукты и услуги, не принимающие товарно-денежной формы, оцениваются по рыночным ценам на аналогичные товары н платные услуги, реализованные на рынке, или же по себестоимости, если рыночная цена отсутствует.

Основные счета  содержат следующую информацию об отраслях сферы товарного обращения.

Счет  производства позволяет определить валовой выпуск, промежуточное потребление и валовую добавленную стоимость, которые создаются в отраслях товарного обращения.

Счет  образования доходов характеризует распределение валовой добавленной стоимости, создаваемой в отраслях товарного обращения, а также получение этими отраслями различных субсидий на формирование определенных доходов (оплата труда работников, занятых в этих отраслях, налоги, выплачиваемые отраслями, валовая прибыль и доходы).

Счет  распределения доходов отражает распределение валового дохода отраслей товарного обращения, включая доходы, полученные из-за рубежа, а также выплату субсидий и различные платежи за рубеж. Балансирующим показателем данного счета служит “валовой располагаемый доход” отраслей товарного обращения, который характеризует общую сумму средств, остающихся в распоряжении организаций и предприятий после всех обязательных платежей.

Счет  использования доходов характеризует использование валового располагаемого дохода на конечное потребление и валовые сбережения. При этом валовые сбережения являются балансирующей статьей счета, представляющей разницу между валовым располагаемым доходом и объемом конечного потребления предприятий отраслей товарного обращения.

Счет  капитальных затрат отражает использование доходов предприятий (фирм) сферы товарного обращения, предназначенных на капитальные нужды, на увеличение их материальных и нематериальных активов. Сюда входят: валовое образование основного капитала (прирост основных фондов), прирост запасов. материальных оборотных средств (в том числе товарных запасов), чистые покупки нематериальных активов, земли под предприятия торговли и услуг, а также финансирование капитальных вложений за рубежом. Балансирующим показателем (статьей) этого счета являются чистые кредиты (+) или чистые долги (—). Чистые кредиты свидетельствуют, что не все средства, предназначенные на капитальные нужды, использованы в отраслях товарного обращения. Их величина свидетельствует о способности или неспособности торговли и сферы услуг к финансированию капитальных затрат других отраслей и секторов экономики. Наличие чистых долгов, наоборот, свидетельствует о том, что собственных средств. предприятиям и объединениям этих отраслей не хватает для капитальных вложений и их приходится привлекать из других отраслей и секторов экономики.

Счет  внешнеэкономических  связей (“остального мира”) отражает финансовую сторону внешнеторговой деятельности.

Безусловным достоинством СНС можно считать то, что все их показатели увязаны между собой. Это наглядно видно из следующей таблицы (табл. 1.2).

Данная таблица  позволяет убедиться во взаимосвязи  показателей СНС, она также раскрывает методику расчета балансирующей  статьи каждого сводного счета. Рассмотренные показатели рассчитываются не только по народному хозяйству, но и по каждой его отрасли отдельно, в том числе по отраслям сферы товарного обращения. Это позволяет охарактеризовать роль каждой такой отрасли и рыночной сферы в целом в формировании того или иного макропоказателя и, следовательно, в социально-экономических процессах.

Исходной позицией расчета всех остальных показателей  СНС является валовый выпуск (ВВ). Он рассчитывается по всем отраслям и служит основой исчисления валовой добавленной стоимости (ВДС) за вычетом промежуточного потребления (ПП):

ВДС=ВВ—ПП. (1.1)

Валовая добавленная  стоимость—один из важнейших показателей  товарного обращения и рынка  товаров и услуг, поскольку она  отражает вклад каждой отрасли, выступающей  на рынке в качестве продавца, и каждого ее предприятия, фирмы и т. д. в конечный результат функционирования рыночной экономики—валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).

Счета Показатели Взаимосвязь показателей (по их номерам)
Использование Ресурсы
1. Производства 1. Промежуточный вы. пуск 3. Валовой выпуск  
 
2. Валовая добавленная  стоимость  
 
2=3—1
2. Образования доходов 4. Оплата труда 2. Валовая добавленная стоимость  
 
5. Чистые налоги на производство  
 
6. Субсидии  
 
7. Валовая прибыль (валовые смешанные доходы) 7=2—4— -(5-6)
3. Первичного распределения 8. Доходы от собственности  переданные 7. Валовая прибыль (валовые смешанные доходы)  
 
9. Валовые первичные доходы 10. Доходы от собственности  полученные 9=7- -(10-8)
4. Оплата труда  
 
5. Чистые налоги на производство  
 
 
 
4. Перераспределения до 11. Текущие трансферты 9. Валовые первичные  доходы  
 
ходов 12. Валовой располага 13. Текущие трансфер 12=9+
 
 
 
 
емый доход  
 
ты полученные +(13-11)
5. Использова 14. Расходы на конечное 12. Валовой располага  
 
ния доходов  
 
потребление  
 
емый доход  
 
 
 
15. Валовые сбережения  
 
 
 
15=12—14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15=16—17
6. Капитальных 16. Валовое накопление 18. Чистые кредиты (+), 18=15—
затрат  
 
основных и  оборот  
 
чистые долги (—) —16—17
 
 
 
 
ных средств  
 
 
 
 
 
 
 
17. Чистые покупки  зем  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ли, нематериальных  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
активов (+)  
 
 
 
 
 
 
 
18. Чистые кредиты (+)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Чистые долги (—)  
 
 
 
 
 
7. Финансовый 19. Приобретение  фи 20. Принятие финансо  
 
 
 
 
 
нансовых активов  
 
вых обязательств  
 
 
 
 
 
 
 
18. Чистые кредиты (+)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Чистые долги (—)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классификация рыночных партнеров