Классификация рыночных партнеров

Автор: a************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 21:17, реферат

Описание работы

В качестве торговых посредников выступают предприятия и объединения различных форм собственности и разных организационных типов: оптовые, оптово-розничные, розничные (крупные и мелкорозничные), общественного (массового) питания; фирмы, кооперативы, торговые дома, товарищества с ограниченной ответственностью, клиенты биржи.

Работа содержит 1 файл

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ПАРТНЕРОВ.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ ПАРТНЕРОВ:

А. Продавцы: а) производители (промышленность, сельское хозяйство, индивидуальные производители); б) торговые посредники (дистрибьюторы); в) государственные учреждения; г) социально-бытовые учреждения; д) общественные учреждения и ассоциации; е) население.

Б. Покупатели: а) производственные потребители, в том числе перерабатывающие товары в другой продукт; б) торговые посредники (дистрибьюторы, принимающие права собственности); в) конечные массовые потребители товара (социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, общественные учреждения' и ассоциации, государственные учреждения); г) конечные индивидуальные потребители (население).

В качестве торговых посредников выступают предприятия  и объединения различных форм собственности и разных организационных типов: оптовые, оптово-розничные, розничные (крупные и мелкорозничные), общественного (массового) питания; фирмы, кооперативы, торговые дома, товарищества с ограниченной ответственностью, клиенты биржи. Необходимо различать две категории продавцов и покупателей: индивидуальные продавцы, к которым относятся отдельные индивидуумы и их семьи, не создававшие зарегистрированного производственного или торгового предприятия; массовые продавцы, которыми являются любые предприятия и объединения (фирмы), сбывающие товар собственного производства, перепродающие товар, оказывающие платные услуги; индивидуальные покупатели, к которым относятся отдельные индивидуумы и семьи, покупающие товары для последующей перепродажи или собственного потребления; массовые покупатели, т. е. любые предприятия, объединения (фирмы), организации и учреждения, покупающие товары для перепродажи или потребления. В последнем случае они образуют группу массовых потребителей: производители, использующие товар для производственной переработки или производственного потребления; различные предприятия и учреждения, которым товар нужен для текущих хозяйственных нужд, предприятия и учреждения социально-культурного типа и другие предприятия, использующие товар для его потребления обслуживаемым ими контингентом населения или своими работниками.

Классификация рыночных партнеров будет неполной, если не осуществить группировку  по формам собственности и формам организации рынка. Могут быть выделены разные виды субрынков (секторов рынка), в частности субрынки государственных продавцов, муниципальных, частных и акционерных продавцов, потребительской кооперации, городской субрынок сельскохозяйственных продуктов и др., что имеет не только научное, но и большое практическое значение для углубленного анализа ситуации на каждом из таких субрынков. На ее основе изучаются оптимальные пути товародвижения, выявляются наиболее эффективные формы связи между рыночными партнерами. На каждом из субрынков появляются собственные цели, возникают приоритеты, складываются специфические организационные формы. Конечно, субрынки и локальные рынки не изолированы, а взаимодействуют и в значительной мере влияют на развитие друг друга.

Рынок продуктов  подразделяется на два этапных взаимодействующих  рынка: оптовый и потребительский. Такая классификация рынка не связана напрямую с организацией торговли, ее делением на оптовую и розничную, так как на потребительском рынке могут торговать и производственно-сбытовые фирмы, и оптовые, не говоря уже об оптово-розничных, а розничные фирмы, в свою очередь, выполняют ряд торговых операций на оптовом рынке. Следовательно, существование оптового и потребительского рынков непосредственно связано со спецификой товародвижения, группировкой продавцов и покупателей.

Под оптовым рынком понимается купля-продажа крупных партий товаров, когда в этом процессе участвуют массовые продавцы и покупатели. Потребительский рынок охватывает продажу ограниченных по размеру количеств товаров и услуг массовым и индивидуальным покупателям (населению).

Иногда проблему классификации рынков упрощают, сводя  ее к выделению двух этапов товародвижения: начального, где происходит вовлечение товара в сферу товарно-денежного обращения, а покупателями являются предприятия и объединения (фирмы), и конечного, где в качестве покупателей выступают индивидуальные потребители (население). Это не вполне точная позиция, верная только для предметов потребления, спрос на которые предъявляют индивидуальные потребители (население). Для товарных связей, охватывающих средства производства, производственные услуги и часть предметов потребления (на которые предъявляют спрос массовые потребители), классификация должна быть более сложной.

Она позволяет  подразделить оптовый рынок на четыре достаточно обособленных субрынка: оптовый торгово-посреднический рынок предметов потребления, граничащий я взаимодействующий с потребительским рынком; оптовый торгово-посреднический рынок средств производства, выступающий как связующее звено между производителями и потребителями средств производства; оптовый потребительский рынок средств производства и производственных услуг, где происходит продажа сырья, материалов, готовой продукции непосредственно производственным и другим массовым потребителям; оптовый потребительский рынок предметов потребления и услуг, на котором некоторые товары народного потребления продаются массовым потребителям. Существует также самостоятельный оптовый рынок производственных услуг. Особое место занимает мелкооптовый рынок, на котором товары народного потребления продаются сравнительно небольшими партиями массовым потребителям. С дальнейшим развитием форм малого бизнеса в промышленности, строительстве, торговле и сельском хозяйстве получает развитие мелкооптовая торговля некоторыми средствами производства. Особенность мелкооптовой торговли предметами потребления заключается в том, что продажа товаров происходит не только через специализированные мелкооптовые предприятия, но и через предприятия розничной торговли (рис. 1.1).

1 - Оптовый потребительский  рынок средств производства

2 - Оптовый потребительский  рынок предметов  потребления

3 - Оптовый торгово-посреднический  рынок средств  производства, в т.ч.  торгового оборудования

4 - Оптовый торгово-посреднический рынок предметов потребления

5 - Потребительский  (розничный) рынок  товаров (продуктов)

6 - Потребительский  рынок услуг

7 - Мелкооптовый рынок  предметов потребления

Рис. 1.1. Схема  товарных связей на рынке товаров ( продуктов и услуг).

Полезно упомянуть, что в условиях планово-распределительной системы поставка потребительских товаров осуществлялась по трем направлениям в соответствии со строго целенаправленным фондированием товаров: по рыночному фонду (для последующей продажи населению через розничную торговую сеть), внерыночному фонду (для поставки организациям, учреждениям и предприятиям) и фонду промышленной переработки (некоторые товары народного потребления, являющиеся сырьем для промышленных предприятий). Аналогичная система распределения и фондирования существовала в ведомствах материально-технического обеспечения (средствами производства).

Подводя итоги  сказанному, поставим вопрос: каковы функции  рынка? Это необходимо знать для  того, чтобы сформулировать задачи статистики рынка. Во-первых, он сводит продавца и покупателя; во-вторых, рынок проявляет себя в том, что между продавцами и покупателями заключаются сделки, происходит торговля, обмен товара на деньги; в-третьих, на рынке устанавливаются реальные пропорции спроса и предложения, рынок стимулирует или ограничивает их развитие; в-четвертых, рыночный механизм через колебания соотношения спроса и предложения и соответственно колебания цен приводит к равновесным ценам и устанавливает уровень цен на каждый момент времени, определяет пропорции между ценами отдельных товаров; в-пятых, рынок обеспечивает распределение товарной массы по регионам, пропорциональное региональным колебаниям соотношений спроса и предложения; в-шестых и последних, рынок представляет собой механизм распределения жизненных благ, на рынке выявляется доля различных социальных групп населения в общем объеме покупки продуктов и услуг.

Непростым является вопрос о целях рынка, которым  мы хотели бы предварить изложение  задач его статистического исследования. Существуют две основные точки зрения на эту проблему.. Одна, что конечная цель рынка — удовлетворение потребностей, точнее удовлетворение покупательского спроса, а другая, что единственная цель рынка—прибыль. Нам представляются ограниченными обе постановки проблемы. Рынок как система цели не имеет, он в своем динамическом развитии стремится к сбалансированности между спросом и предложением, именно на достижение этого равновесия направлено действие рыночного механизма. Причем диалектика рынка состоит в том, что путь к равновесию — цепь непрерывных колебаний маятникового характера, на которые оказывают сильное влияние вектор развития, его интенсивность и масштабы. Однако конкретные цели есть у участников рыночного процесса, рыночных партнеров. У продавца (производителя ли, посредника ли) основная цель—получить прибыль, позволяющую ему продолжать свое дело по возможности в расширяющихся границах. У покупателя—цель иная: удовлетворить свою платежеспособную потребность. Но эти цели не противоречат друг другу, а скорее взаимодополняют друг друга. На рынке покупателя складывается механизм, который обусловливает получение прибыли удовлетворением спроса, и чем больше коммерсант стремится к увеличению прибыли, тем полнее он удовлетворяет спрос, более того, в ряде случаев он принимает меры по дополнительному стимулированию спроса. На рынке продавца, особенно сильно монополизированного, коммерсант имеет возможность извлекать дополнительную прибыль иными способами, в частности повышением цен.

1.3. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ  СТАТИСТИКИ РЫНКА 

В процессе реализации выдвинутых задач исследования рынка статистика пользуется соответствующими показателями, т. е. количественными и -качественными характеристиками тех явлений и процессов, которые в совокупности и сочетании образуют рынок товаров и услуг. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие и устойчивость рынка на различных уровнях, во времени и в пространстве (географическом и социально-экономическом), Они характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.

В основе системы  показателей лежат основные экономические  и социальные категории рынка. К  ним относятся: товар; предложение; спрос; цена; товарооборот; товарный запас; основные фонды; издержки обращения; прибыль от реализации товаров.

Поскольку рынок  представляет собой сложную многоуровневую и многоструктурную систему, постольку  и статистическая его характеристика образует взаимосвязанную и иерархическую  систему, элементы и блоки которой  ориентированы на концептуальные я функциональные задачи статистики рынка.

Рыночный процесс  схематично описывается следующим  образом: складываются в определенных пропорциях спрос и предложение; их взаимодействие порождает акты купли-продажи (товарооборот); товар обменивается на деньги в соответствии с равновесной ценой, которая выступает эквивалентом товарно-денежного обмена в согласии с законом действия рыночного механизма. Процесс этот в зависимости от сложившихся условий идет с разной скоростью, может иметь различные векторы, происходить с ускорением или замедлением. Данный рыночный процесс, совершающийся в массовом масштабе, требует материального, транспортного, информационного и трудового обеспечения. Конечная цель всего процесса—социально-экономический эффект, т. е. удовлетворение спроса—для потребителя, прибыль—для производителя-и продавца-посредника. В соответствии с данной схемой система показателей статистики рынка состоит из 5 крупных блоков, каждый из которых характеризует определенный рыночный процесс:

блок 1—состояние и формирование рынка (рыночной конъюнктуры); блок 2—-состояние и поведение цен; блок 3—наличие и движение товарной массы; блок 4 — инфраструктура рынка; блок 5— социально-экономическая эффективность функционирования рынка.

Последовательность  системы блок-показателей и их взаимосвязь проиллюстрированы следующей схемой (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Система  блок-показателей статистики рынка  товаров (продуктов и услуг)

Блок 1 предназначен для общей комплексной характеристики" рыночной ситуации. Он включает главные категории рынка— спрос и предложение, отражает масштабы и главные пропорции рынка, его тенденции и колебания. Блок 2 характеризует важнейший элемент рыночного механизма — цены. Блок 3 является центральным в системе показателей рынка, поскольку он отражает процесс обмена товаров на деньги, он охватывает три группы показателей—товарооборота, товарных запасов и товарооборачиваемости. Блок 4 также является комплексным, характеризует материальное, техническое, информационное, транспортное и трудовое обеспечение рыночного процесса. И, наконец, блок 5 объединяет показатели экономического эффекта эконономической эффективности и социальных результатов рыночной деятельности.

В каждом блоке содержится определенное число макропоказателей, характеризующих различные стороны рыночных категорий и явлении, а также действие основных рыночных процессов. Они будут приведены и охарактеризованы в соответствующих главах. В свою очередь, каждый из этих макропоказателей дифференцируется в зависимости от типа изучаемого рынка (субрынка), этапа товародвижения и т. д. Следует обратить внимание, что некоторые показатели обслуживают сразу несколько блоков, отражая различные стороны какого-либо явления. Так, показатели цен характеризуют не только процессы образования и поведения цен, но и конъюнктуру рынка, а также некоторые явления эффективности, т. е. показатели цен, будучи показателями блока 2, обслуживают блок 1 и блок 5. Товарные запасы, которые входят в блок 3, используются в качестве индикаторов рыночной конъюнктуры, т. е.

обслуживают блок 1. Показатели товарооборачиваемости, включаемые в блок 3, могут рассматриваться  как косвенные показатели эффективности, т. е. обслуживают блок 5.

Написать на e-mail Заполнить форму заказа) Сентябрь 23, 2009

© 2009 Референт -vce5.ru | Desig

1.4. ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ  РЫНКА В СНС 

Развитие рыночных отношений потребовало пересмотра методологии оценки всех видов деятельности, что нашло отражение в Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики. Международная методология базируется на национальном счетоводстве—единой национальной системе бухгалтерского учета и статистики, охватывающей все виды деятельности и ориентированной на построение национальных счетов.

Информация о работе Классификация рыночных партнеров