Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:43, реферат
Рынок имеет определенную структуру. Структура рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов. Рынки классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются:
по организационному признаку (степени ограничения конкуренции);
по пространственному признаку;
по объектам купли-продажи.
Введение 3
1. Рынок и его субъекты 4
2. Классификация отраслевых рынков 6
2.1 Классификация рынков по организационному признаку 8
2.2 Классификация рынков по пространственному признаку 10
2.3 Классификация рынков по объектам купли-продажи 11
2.4 Другие классификации 13
Заключение 16
Список использованных источников 17
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.
− высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;
− доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров;
− установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и, благодаря этому получение для себя сверхприбылей;
− барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы.
2.2 Классификация рынков по пространственному признаку
По пространственному признаку рынки подразделяются на:
По
объектам купли-продажи рынки
Рынок услуг – совокупность купли-продажи услуг образования, здравоохранения, общественного питания и др.
Инфраструктура
рынка товаров и услуг
Кроме этого биржи труда оказывают материальную поддержку в случае вынужденной безработицы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам;
Непосредственное отношение к денежному рынку имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги – кредитно-долговые обязательства продавца перед покупателем. Основные виды ценных бумаг – это акции и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты и др.) – производные от основных.
Акции и облигации покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, функционирующем в виде фондовой биржи. Реализация функций фондовой биржи невозможна без брокерских компаний, осуществляющих биржевые операции.
В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
Помимо перечисленных признаков рынки делятся:
По степени развития [7,c.80]:
Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;
− неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;
− абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
− абсолютная мобильность факторов производства;
− неограниченная свобода передвижения капитала;
− наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);
− абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
− ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
− цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
− отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.;
Рынок может регулироваться:
− с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.;
− государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.;
− отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
− чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
− монополизм производителя и торговца;
− несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
− чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;
− расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;
− попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил; расцвет бартерных сделок вместо более развитых торгово-денежных отношений;
− деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
− отсутствие у потребителя права выбора товара..
По характеру ассортимента товаров:
По характеру продаж:
По уровню насыщения:
По соответствию законодательным нормам:
По товарным группам:
По отраслевому признаку:
В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.