Классификация отраслевых рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Рынок имеет определенную структуру. Структура рынка – это внутреннее строение его отдельных элементов. Рынки классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются:
по организационному признаку (степени ограничения конкуренции);
по пространственному признаку;
по объектам купли-продажи.

Содержание

Введение 3
1. Рынок и его субъекты 4
2. Классификация отраслевых рынков 6
2.1 Классификация рынков по организационному признаку 8
2.2 Классификация рынков по пространственному признаку 10
2.3 Классификация рынков по объектам купли-продажи 11
2.4 Другие классификации 13
Заключение 16
Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

экономика отраслевых рынков.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     Характерной особенностью олигополистического  рынка является взаимозависимость фирм – любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.

  • Монополистический рынок – это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей. Таким образом, основными признаками такого рынка являются:

     − высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;

     − доминирующее, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров;

     − установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и, благодаря этому получение для себя сверхприбылей;

     − барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы.

       2.2 Классификация рынков по пространственному признаку

     По  пространственному признаку рынки  подразделяются на:

    • Местный рынок (в пределах села, города);
    • Региональный рынок (в пределах одного региона);
    • Национальный рынок (внутренний);
    • Мировой рынок – это совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.).
    • Рынок покупателей – на этом рынке предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков;
    • Рынок продавцов – этот рынок характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.;
    • Рынок государственных учреждений – включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти;
    • Рынок промежуточных продавцов – посредников – выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя [6,c.80].

2.3 Классификация рынков по объектам купли-продажи

     По  объектам купли-продажи рынки подразделяются на [7,c.75]:

    • Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) – включает в себя потребительский рынок (рынок предметов потребления) и рынок средств производства (товаров, предназначенных для производственного потребления). Целевое назначение потребительских товаров состоит в достижении равновесия между спросом и его товарным покрытием.

     Рынок услуг – совокупность купли-продажи  услуг образования, здравоохранения, общественного питания и др.

     Инфраструктура  рынка товаров и услуг представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, ярмарками и аукционами, фирмами, занимающимися рекламой, сбором и снабжением информацией участников рыночных отношений;

    • Рынок труда – на этом рынке осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи. Важнейшей функцией биржи труда является выполнение посреднических операций между предпринимателями и рабочими.

     Кроме этого биржи труда оказывают  материальную поддержку в случае вынужденной безработицы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам;

    • Информационный рынок – поставщиками информации выступают институты и учебные заведения, научно-технические сообщества;
    • Рынок капиталов – состоит из рынка денег и рынка ценных бумаг. Функционирование денежного рынка обеспечивается посредством банков и других организаций (страховых компаний, различных фондов), способных аккумулировать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Кредиты предоставляются за определенную плату в виде процента. Предназначение денежного рынка состоит в обеспечении инвестиционного процесса. Инвестиции (денежные вложения в общественное производство) способствуют экономическому росту.

     Непосредственное  отношение к денежному рынку  имеет рынок ценных бумаг. Ценные бумаги – кредитно-долговые обязательства  продавца перед покупателем. Основные виды ценных бумаг – это акции и облигации. Все остальные (векселя, опционы, варранты, фьючерсные контракты и др.) – производные от основных.

     Акции и облигации покупаются и продаются  на рынке ценных бумаг, функционирующем  в виде фондовой биржи. Реализация функций  фондовой биржи невозможна без брокерских компаний, осуществляющих биржевые операции.

  • Рынок инноваций, т.е. рынок нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
  • Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией.

     В современных условиях наибольшее распространение  в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

  • Рынок жилья – до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

2.4 Другие классификации

     Помимо перечисленных признаков рынки делятся:

     По  степени развития [7,c.80]:

  • Неразвитый рынок – характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

     Но  уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров;

  • Свободный рынок – характеризуется следующими чертами:

     − неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

     − абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

     − абсолютная мобильность факторов производства;

     − неограниченная свобода передвижения капитала;

     − наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.);

     − абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

     − ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

     − цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

     − отсутствие монополии (один производитель), монопсонии (один покупатель) и государственного регулирования.;

  • Регулируемый рынок – это рынок, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

     Рынок может регулироваться:

     − с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.;

     − государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т.д.;

  • Деформированный рынок – Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:

     − отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

     − чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

     − монополизм производителя и торговца;

     − несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;

     − чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;

     − расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;

     − попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил; расцвет бартерных сделок вместо более развитых торгово-денежных отношений;

     − деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

     − отсутствие у потребителя права выбора товара..

     По  характеру ассортимента товаров:

  • Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
  • Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
  • Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
  • Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

     По  характеру продаж:

    • Оптовый рынок;
    • Розничный рынок.

     По  уровню насыщения:

    • Равновесный рынок;
    • Избыточный рынок;
    • Дефицитный рынок.

     По  соответствию законодательным нормам:

    • Легальный рынок;
    • Нелегальный рынок – включает теневую торговлю и «черный» рынок.

     По  товарным группам:

  • Рынок товаров производственного назначения;
  • Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
  • Рынок сырья и материалов и т.д.

     По  отраслевому признаку:

  • Рынок автомобилей;
  • Рынок нефти;
  • Рынок компьютерной техники
  • Текстильный рынок;
  • Рынок сельхозпродукции и т.д.

     В зарубежных странах выделяют также  аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Информация о работе Классификация отраслевых рынков