Китайский опыт реформирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ. 6

1.1. Причины и цели государственного регулирования экономики. 6

1.2. Объекты государственного регулирования. 7

1.3. Средства государственного регулирования экономики. 10

ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы китайской экономической. 16

реформы.. 16

2.1. Основной опыт реформы китайской экономики. 16

2.2 Китайская экономическая реформа - активное создания правительством рыночной системы.. 24

2.3. Основные уроки китайской экономической реформы.. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.12 Кб (Скачать)

В процессе экономической  реформы Китай разумнее использовал  опыт других стран, и на основе общеполитической обстановки в стране активно проводит исследования по созданию системы социалистической экономики с китайской спецификой[12].

 

Можно сказать, что китайская  экономическая реформа - это нечто  небывалое в  истории, она началась в ситуации, когда очень недоставало  опыта. В то время иностранный  опыт в основном происходит и? двух источников: во-первых, успехи и опыт, полученный некоторыми бывшими социалистическими  странами, например. Югославией. Венгрией. Польшей и т. д. в ходе экономической  реформы, поскольку их реформа началась достаточно рано, в то время они  уже явно шли впереди Китая, очень  многое у них можно было позаимст­вовать. Во-вторых, некоторые развитые или сравнительно развитые страны и регионы благодаря долгому опыту не только сформировали особые модели функционирования экономики и управления ей. Как, например, англо-американская, германская, скандинавская, японская и восточно-азиатская модель; кроме того, у некоторых стран уже был после второй мировой войны опыт перехода от плановой экономики к рыночной экономике.

Однако конкретные условия  и общеполитическая обстановка в  Китае отличается от них: размеры  страны велики, население большое, фундамент  слабый, экономическая и рыночная база мизерная, развитие в разных районах  неравномерное; хотя в некоторых  районах, экономика и является нейтрализованной и плановой, но в действительности китайское планирование далеко от строгих  норм административно-командной экономики: хотя общей тенденцией было развертывание  реформы, направленной на рынок, однако Китай по-прежнему должен был двигаться  в направлении социализма. Поэтому  одновременно с заимствованием опыта  других стран Китай подчеркивал, что ни в коем случае нельзя его  копировать, необходимо в соответствии с китайской действительностью  заимствовать все лучшее у других и в то же время идти собственным  путем, проводя активные исследования по созданию системы социалистической экономики с китайской спецификой. Например, в области сельской реформы Китай не выбрал ни путь приватизации земли, по которому пои некоторые страны Запада и Польша, ни путь реорганизации госхозов и колхозов, по котором шли некоторые социалистические страны: он выбрал особый метол подрядного хозяйствования, при котором сохранялась коллективная собственность на землю и центром которой был крестьянский двор. В области реформы предприятий Китай не выбрал ни самоуправление рабочих, как в Югославии, ни метол некоторых социалистических стран, ограничивавшийся путем регулированием пределов планирования на государственных предприятиях: он избрал путь развития различных форы собственности: главной из которых является общественная собственность, на которых не осуществлялся централизованный плановый контроль, и постепенного расширения прав государственных предприятий на самоуправление. В области развития рынка не была выбрана ни «шоковая терапия», применявшаяся в ФРГ и Японии после второй Мировой войны. В области системы распределения подчеркивался отказ от уравниловки, соответствующим образом была увеличена разница в распределении, определенной доле районов и отдельным людям была дана возможность разбогатеть раньше других; в то же время соблюдался принципы сочетания эффективности и справедливости при преимуществе эффективности, постепенно достига­лось общее благосостояние. Эти методы не только эффективно заимствовали опыт экономического управления и экономической реформы других стран, но также сыграли важную роль в обеспечении благополучного продвижения экономической реформы и создании системы социалистической экономики с китайской спецификой, этот опыт стоит обобщить и приумножать далее.

2.3. Основные уроки китайской  экономической реформы

Какие же уроки можно извлечь  из китайской экономическая реформы? Здесь существуют два главных вопроса.

Первый вопрос - вопрос прорывам цен летом 1958 года. Проект радикальной  ценовой реформы, называемый ценовым  «прорывом» был выдвинут в июне 1933 года. Руководящая идея ценовой реформы  заключалась в том, что «долгая  боль хуже короткой боли» и в «достижении  пели одним шагом». Однако в то время  макроэкономическое положение в  Китае было достаточно напряженным: давление инфляции было очень сильным (годовой процент инфляции в то время составлял 18.5 %), трение двойных  цен было очень серьезным (в этот гол разница между плановыми  пенами и рыночными пенами была самой  большой за 20 лет реформ и открытости). В этих условиях необходимо было посредством  обуздания инфляции и устранения разрыва между двойными ценами осуществить  ценовой прорыв «одним шагом». Таковы были факты. Как только новость о  проекте ценовой реформы была освящена в средствах массовой информации, началась волна покупательского  ажиотажа. Эта волна бесследно  смыла проект ускорения ценовой  реформы.

Поражение данного ценового ^прорывая доказало, что вышеописанный метод преодоления двойных пен осуществим. Разумеется, неудача «постижения пели одним шагом» не означает, что не надо достигать, в любом случае нужно было преодолевать двойные цены, то есть вводить рыночные пены. Однако для объединения пен необходимы минимум три условия: во-первых, плановые цены путем постоянного репетирования должны быть постепенно приближены к среднему рыночному уровню цен, то есть разница между двойными ценами не должна быть слишком большой, зазор между ними нужно сильно снизить. Во-вторых, нужно расширить долю рыночных цен посредством изменения механизма ценообразования, то есть доля свободных пен должна быть уже достаточно большой. В-третьих, макроэкономическое положение не должно быть слишком напряженным, то есть валютный спрос и предложение должны быть умеренными[13].

Второй вопрос - введение системы подряда на государственных  предприятиях.

До 1986 гола система подряда  на государственных предприятиях экспериментально вводилась только в отдельных  районах и на отдельных предприятиях. Некоторые положения об углублении реформы предприятий и увеличении жизненной силы предприятий» система  подряда распространялась по всей стране, ее основное содержание – «гарантия  базисных величин, обеспечение выплат вышестоящим инстанциям, в случае больших доходов больше остается на предприятии, при недостатке прибылей он восполняется самостоятельно». За этот период было пройдено два вида подряда (каждый виток приблизительно 3 года). В июле 1992 года Госсовет опубликовал  «Положение об изменении механизма  хозяйствования на промышленных предприятиях всенародной идея о движении предприятий  к рынку; особенно в ноябре 1993 года на третьем пленуме ЦК 14-го созыва били приняты ('Некоторые решения о создании социалистической рыночной экономики», выдвинуты идеи о создании современной системы предприятий. После этого система подряда на государственных предприятиях стала историей.

Китайские экономисты по-разному  оценивают систему подряда на государственных предприятиях. Например, оценка известного китайского экономиста Сюе Мэнпяо такова[14]: во-первых, в области механизма сильной стороной системы подряда являются «продольные» отношения прямых переговоров между правительством и предприятиями, а не поперечные отношения равной конкуренции предприятий как субъектов рынка. Такой механизм коренным образом не соответствует курсу реформы, направленной на рынок. Как раз наоборот, он унаследовал от плановой экономики отношения торга между предприятиями и правительством. Единственная разница в том. что при плановой экономике споры велись о показателях капиталовложений и производства, а при системе ответственности - о показателях передачи доли прибыли вышестоящим инстанциям. Во-вторых, в краткосрочном периоде государство вроде бы получало стабильный доход, однако в долгосрочном периоде при переговорах между предприятиями и органами управления не существовало достаточно стандартных критериев показателей подряда. Во время переговоров предприятия подталкивала прибыль, а у правительственных чиновников не было ограничений ответственности. В процессе подряда часто возникала ситуация, когда предприятия несли ответственность за прибыли, но не за убытки. Эта ситуация как раз и стала одной из причин утечки государственного имущества. Таким образом, система подряда на словах означала разделение права собственности и права хозяйствования и охрану всенародной собственности, но в реальности это было разбазаривание государственного имущества. Говорят, что дальнейшие факты «тихой приватизации» доказывают, что по мере утечки государственного имущества и увеличения убытков предприятий сложнее становилось сохранять систему подряда. Реформа обновления системы государственных предприятий. Государственные предприятия должны стать товаропроизводителями, самостоятельно осуществляющими расчеты, самостоятельно ведущими хозяйствование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы были решены поставленные задачи и сделано ряд выводов.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и  возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам  по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру  экономики.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот.

В целом государственный  сектор-это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются  огромные инвестиции, а оборачиваемость  капитала медленная

Одной из важных функций  государства в современной экономике  является создание правовой основы экономической  деятельности. Эта функция государства  сводится к разработке законодательных  и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики  в целом, отдельных ее субъектов. Одновременно государство обязано  контролировать выполнение установленных  законодательных и нормативных  документов.

Создание общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместе с  тем государство может гарантировать  лишь такой уровень потребления  общественных благ, который позволяют

Государство в социально  ориентированной рыночной экономике  выполняет также такую необходимую  функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства.

Реформа - это единство совершенствования  системы и системной реформы. Поэтому с одной стороны системная  реформа должна освободить сознание от предрассудков, а также должна проводиться на основе сохранения, преемственности системы. Иногда ход  реформ и открытости в Китае обобщают как «три этапа освобождения сознания от предрассудков», считая первым этапом победу над «двумя надо», вторым этапом - отказ от разделения на «социализм»  и «капитализм» в 1992 году, а третьим  этапом- отказ от понятий «общественное» и «частное» в 1997 году. Однако это лишь кажущаяся правда. На самом деле от «двух надо» необходимо было отказаться, но разом отказаться от понятий «социализм», «капитализм», «общественное» и «частное» было невозможно.

 

В целом, можно сделать  следующее заключение о сущности китайской экономической реформы: суть реформы заключается в том, чтобы на основе социалистического  строя выполнить задачу замены планового  механизма функционирования экономики  рыночным механизмом. Это определило то, что целью реформы является создание системы социалистической рыночной экономики. Поскольку эта  цель обладает такой особенностью как  недостаток информации, это определяет выбор постепенного проведения реформы  по созданию рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                  Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / А.М. Бабашкин. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 477с.

2.                  Бажанов В.А. Государственное  регулирование экономики: учеб. пособие. / В.А. Бажанов. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. - 153с.

3.                  Балацкий Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования / Е. Балацкий // Пробл. теории и практики управления. - 2006. - № 1. - С.60-65.

4.                  Виноградов В.В. Экономическая  роль государства в России // Виноградов  В.В. Экономика России. - М., 2007. - С.243-257.

5.                  Государственное регулирование  национальной экономики: учеб. пособие / под ред. Платоновой Н.А., Шумаева В.А., Бушуевой И.В. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 652с.

6.                  Агапов А. Государственный контроль за экономикой на примере Китая / А.Агапов, П.Хинкин, Н.Бут и др. - М., 2006. - 317с.

7.                  Ионов М. Роль государства в  экономике / М. Ионов // Экономист. - 2007. - № 8. - С.13-23.

8.                  Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики / И. Кац // Экономист. - 2006. - № 9. - С.74-81.

9.                  Клавдиенко В. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) / В. Клавдиенко // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 6. - С.29-37.

10.             Демидова Л. Пути повышения  эффективности государственного  сектора (опыт стран Запада) / Л.  Демидова // Пробл. теории и практики управления. - 2008. - № 4. - С.38-43.

11.             Крюков П.А. Планирование в  моделях государственного регулирования  экономики развитых стран./ П.А.  Крбков. - М., 2007. - 19с.

12.             Осадчая И. Рынок и государство:  Что нового в государственном  регулировании развитых стран? / И. Осадчая // Наука и жизнь. - 2007. - № 10. - С.24-30.

13.             Суслина С. Государственное регулирование экономики: опыт Китая / С. Суслина // Пробл. теории и практики управления. - 2008. - № 4. - С.33-38.

14.             Шишков Ю. Экономическая роль  государства в современном мире / Ю. Шишков // Экономист. - 2006. - № 1. - С.25-34.

15.             Эльянов А. Государство и развитие / А. Эльянов // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - № 1. - С.3-14.

16.             Эльянов А. Место и роль государства в экономическом развитии. Опыт развивающихся стран и Россия / А. Эльянов // Общество и экономика. - 2006. - № 12. - С.148-174.

 

[1] Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / А.М. Бабашкин. - М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 112.

Информация о работе Китайский опыт реформирования экономики