Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:44, курсовая работа
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ. 6
1.1. Причины и цели государственного регулирования экономики. 6
1.2. Объекты государственного регулирования. 7
1.3. Средства государственного регулирования экономики. 10
ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы китайской экономической. 16
реформы.. 16
2.1. Основной опыт реформы китайской экономики. 16
2.2 Китайская экономическая реформа - активное создания правительством рыночной системы.. 24
2.3. Основные уроки китайской экономической реформы.. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
- фискальная политика, то
есть политика в области
- денежная политика;
- политика регулирования доходов;
- социальная политика;
- государственное регулирование ценообразования;
- внешнеэкономическое
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом регулирования является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это:
- регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
- установление и изменение
размеров минимальных резервов,
которые финансовые институты
страны обязаны хранить в
- операции государственных
учреждений на рынке ценных
бумаг, такие как эмиссия
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.
Прямое государственное
хозяйственное регулирование
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:
а) это главный источник финансирования государственных расходов;
б) это инструмент регулирования. В задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.
Особое место среди средств государственного регулирования, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов.
Ускоренное амортизационное
списание основного капитала в современных
условиях является одним из важнейших
средством стимулирования накопления,
структурных изменений в
- дополнительное сокращение
доли налогов в прибыли за
счет того, что по мере уменьшения
балансовой прибыли ее
- ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены.
Варьирование норм ускоренного
амортизационного списания основного
капитала широко используется во всех
развитых странах как средство государственной
конъюнктуры и структурной
Государственные капиталовложения
осуществляются в значительной мере
в государственном секторе
Также осуществляется
и внешнеэкономическое
В заключение данной главы сделаем общие выводы.
1. Минимально необходимые
границы регулирования
2. Государство выполняет
свои функции, применяя
3. Предоставляемые государством
общественные товары призваны
удовлетворять коллективные
4. В некоторых ситуациях
рыночный механизм не может
автоматически обеспечить
ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы
китайской экономической
2.1. Основной опыт реформы китайской экономики
Анализ более чем на двадцатилетнего хода реформы китайской экономики, дает следующий основной опыт.
Основная особенность
экономической реформы
Дэн Сяопин указал, что реформа должна отстаивать социализм и что это очень важный вопрос. В ходе реформы необходимо соблюдать два основных принципа- приоритет социалистической экономики общественной собственности и общественное благосостояние. Некоторые же люди под реформой понимают исключительно в либерализацию. Китайская реформа отличается от либерализации и по этому вопросу еще будут вестись споры. В 1991 году Цзян Цземннъ заявил, что если не провести реформу, то социалистический строй не сможет сохранить свою жизнедеятельность; а если в ходе реформы не придерживаться социалистического направления, то можно погубить все достижения семидесятилетней борьбы, которую вела партия и народ. Необходимо разграничить два взгляда на реформы и открытость, а именно, реформы и открытость, придерживающиеся четырех основных принципов, и «реформы и открытость», которые поддерживала буржуазная либерализация, и которые по существу являлись капитализмом. В 1991 году во время своей южной речи Дэн Сяопин критиковал такой подход, когда любое явление относилось либо к «общественному, либо к «частному», однако это вовсе не означает, что вообще не надо говорить об «общественном» и «частном». Как раз наоборот, именно в этой речи Дэн Сяопин четко указал на то, что предприятии: «трех капиталов» - это полезное дополнение социалистической экономик и в конечном итоге они приносят пользу социализму.
В 1997 году на своем докладе о планах пятнадцатой пятилетки Цзян Цземннь заявил, что экономика общественной собственности из государственной, коллективной и смешанной экономики включает государственную и коллективную. Экономика общественной собственности существует не в чистом виде, она может существовать и развиваться в условиях смешанной экономики. Это было новое понимание партией форм существования экономики общественной собственности. Некоторые люди ошибочно полагают, что это и был отказ от понятии «общественное» и «частное». На самом деле Цзян Цземннь ясно изложил, что главенствующее положение общественной собственности и совместное развитие экономики различных форм собственности — это важные идеи экономического строя Китая: он подчеркивал, что главенствующее положение соответственно собственности в основном проявляется в том. что общественное имущество составляет наибольшую долю всего имущества, государственная экономика контролирует жизненные центры общественной экономики и играет ведущую роль в развитии экономики В связи с ошибочным пониманием некоторых людей в конце июня 1999 года на заседании, посвященном 78-летней годовщине основания КНР. Цзян Цзэмннь заявил: «Поскольку на 15-ом всекитайском съезде КПК было заявлено о необходимости изыскания форм освобождения производительных сил и о разрешении создания акционерных обществ и акционерных кооперативов, некоторые представители иностранных государств пришли к выводу, что в Китае осуществляется приватизация. Некоторые китайские товарищи также допустили подобную ошибку, что вызвало в некоторых местах перегибы в работе. За 50 лет развития, прошедшего с момента основания КНР. государственное имущество достигло 1 трлн.. это достояние всего народа, важная экономическая основа социалистического строя в Китае. Если подходить к нему недостаточно трезво и легко им распоряжаться, например, без ограничении распределять его между отдельными личностями, с тем чтобы, в конце концов, оно оказалось в руках небольшого числа людей, есть риск разбазаривания государственного достояния, социалистический строй может утратить экономическую базу.
Основное отличие второй реформы 1978—1999 годов от первой реформы 1956-1978 годов заключается в следующем: с одной стороны, были разграничены социальный строй и экономическая система, в области строя был четко определен вопрос реформы разделения на «капиталистическое» и «социалистическое», «общественное» и «частное», в области системы и методов развития производительных сил идеология была освобождена от сковывавших ее путь не велся бессмысленный спор о реформе разделения на «капиталистическое» и «социалистическое», «общественное» и «частное»: с другой стороны, социальный строй и экономическая система были связаны, реформа экономической системы по сути была социалистической, благодаря реформе экономической системы совершенствовался социалистический строй и развивались производительные силы общества. Это был важный опыт второй социалистической реформы нового времени в Китае.
Поскольку эта проблема спроектировала опешу характера реформы, необходимо провести новые исследования с точен зрения практика реформы в различных странах. Нельзя из того, что экономическая реформа в бывшем СССР и странах Восточной Европы в конце концов привела к социальным переменам, делать вывод, что любая реформа приводит к революционному кошту, когда свергается существующий социальный строи. Точно так же кал нельзя из-за того, что усовершенствование, происходившее в ходе китайской экономической реформы, в конце концов превратилось в реформу, отрицать значимость усовершенствования в отдельности. Поэтому обобщать и определять сущностное содержание экономической реформы, перехода на новые рельсы и переходного периода при помощи направления экономической реформы в бывшем СССР и Восточной Европе будет неверно.. «Переходный период» — это специальная категория, отражающая изменения строя и системы в социалистических странах во второй половине 20 века, она обозначает переход от планирования к рынку, а не от социализма к капитализму. Что же касается возникновения в процессе перехода двух путей, а именно: в некоторых странах во время перехода от планирования к рынку произошли изменения строя, иначе говоря, произошла революция, а в других странах замена механизма и системы происходила в рамках социализма, необходимо рассматривать - это явление, как результат того, что каждая страна конкретно осуществляла процесс перехода «в зависимости от выбранного пути». Нельзя корректировать понятие перехода на основании первого пути и использовать его для подведения под норму стран, выбравших второй путь.
Некоторые ученые, исследующие
теоретическое обоснование