Китайский опыт реформирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ. 6

1.1. Причины и цели государственного регулирования экономики. 6

1.2. Объекты государственного регулирования. 7

1.3. Средства государственного регулирования экономики. 10

ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы китайской экономической. 16

реформы.. 16

2.1. Основной опыт реформы китайской экономики. 16

2.2 Китайская экономическая реформа - активное создания правительством рыночной системы.. 24

2.3. Основные уроки китайской экономической реформы.. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.12 Кб (Скачать)

- фискальная политика, то  есть политика в области правовых  расходов и налогов;

- денежная политика;

- политика регулирования  доходов;

- социальная политика;

- государственное регулирование  ценообразования;

- внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики. Самостоятельным комплексным  инструментом регулирования является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это:

- регулирование учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая  центральным банком);

- установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые финансовые институты  страны обязаны хранить в центральном  банке;

- операции государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг, такие как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и  их погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в нужном направлении.

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли:

а) это главный источник финансирования государственных расходов;

б) это инструмент регулирования. В задачу государственных бюджетных  органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия  на хозяйственное поведение.

Особое место среди  средств государственного регулирования, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное  списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешения Министерства финансов.

Ускоренное амортизационное  списание основного капитала в современных  условиях является одним из важнейших  средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике  и важным инструментом воздействия  на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя  ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена  от уплаты налогов путем включения  в издержки производства и затем  перечислена в амортизационный  фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации  регулярно публикуются. Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций - освобождение прибылей от налогов, укрытие их в  амортизационном фонде с целью  принудительного использования  для новых капиталовложений. Эффект ускоренного списания основного  капитала имеет ряд иных последствий[4]:

- дополнительное сокращение  доли налогов в прибыли за  счет того, что по мере уменьшения  балансовой прибыли ее налогообложение  из-за  прогрессивного характера  налоговых ставок сокращается.

- ускоренное списание  приводит к отрыву балансовой  стоимости основных  средств от  их реальной цены.

Варьирование норм ускоренного  амортизационного списания основного  капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной  конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных  исследований и внедрения их результатов  в производство. Эффект амортизационных  отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда  в экономике не наблюдается кризисных  и застойных явлений. Льготы по ускоренному  амортизационному списанию равнозначны  сокращению поступлений от налогов  с прибылей в государственный  бюджет. Результатом может быть повышение  других налогов или рост государственной  задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные  цели. Это могут быть государственные  кредиты, субсидии, а также затраты  на закупку товаров и услуг  в частном секторе.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном  регулировании. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных  объектов, целиком и полностью  принадлежащих государству, функционирование которых всегда выгодно для экономики  страны, но не выгодно с точки  зрения частного капитала. В целом  государственный сектор-это объекты  инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия  в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Другая часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать госсектор для решения общегосударственных задач. Активно используется госсектор как средство государственного регулирования. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор экономики растут. Таким образом, государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. Госсектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. Госсектор, таким образом, служит целям повышения эффективности народного хозяйства.

 Также осуществляется  и внешнеэкономическое регулирование[5]. Это меры стимулирования экспорта  товаров, услуг, капиталов, научно-технического  опыта. Кредитование экспорта, гарантирование  экспортных кредитов и инвестиций  за рубежом, введение или отмена  пошлин во внешней торговле; меры  по привлечению или ограничению  доступа иностранного капитала  в экономику страны, привлечение  в страну иностранной рабочей  силы, участие в международных  экономических организациях, интеграционных  межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной  экономической политики могут  употребляться в различных целях,  в разных сочетаниях и с  разной интенсивностью. В зависимости  от характера целей будет меняться  место того или иного инструмента  в арсенале средств государственного  регулирования в конкретный период.

В заключение данной главы  сделаем общие выводы.

1. Минимально необходимые  границы регулирования реального  рынка определяются организацией  денежного обращения, производством  общественных товаров и устранения  внешних эффектов. Максимально допустимые  границы вмешательства государства  в экономику определяются перераспределением  доходов, обеспечением некоторого  уровня занятости, противодействием  монополизму и инфляции, развитием  фундаментальных исследований, проведением  региональной политики, реализацией  национальных интересов в мировой  экономике.

2. Государство выполняет  свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

3. Предоставляемые государством  общественные товары призваны  удовлетворять коллективные потребности,  которые невозможно измерить  в денежной форме и которые  в связи с этим не может  произвести рынок. Общественные  товары связывают с одной стороны,  коллективные потребности, с другой - налоговую и бюджетную политику  государства. Для производства  общественных товаров государство  осуществляет налогообложение, которое  в соответствии с критерием  Виксселля должно  формироваться по прогрессивной шкале. Структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары.

4. В некоторых ситуациях  рыночный механизм не может  автоматически обеспечить равновесие  из-за внешних эффектов, возникающих  в процессах рыночного производства  и потребления. Государство вмешивается  в экономику и обеспечивает  псевдорыночное равновесие. Через специальный налог (налог Пигу) оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы китайской экономической реформы

2.1. Основной опыт реформы  китайской экономики

Анализ более чем на двадцатилетнего хода реформы китайской экономики, дает следующий основной опыт.

Основная особенность  экономической реформы сохранение социалистической политической системы[6].

Дэн Сяопин указал, что реформа  должна отстаивать социализм и что  это очень важный вопрос. В ходе реформы необходимо соблюдать два  основных принципа- приоритет социалистической экономики общественной собственности и общественное благосостояние. Некоторые же люди под реформой понимают исключительно в либерализацию. Китайская реформа отличается от либерализации и по этому вопросу еще будут вестись споры. В 1991 году Цзян Цземннъ заявил, что если не провести реформу, то социалистический строй не сможет сохранить свою жизнедеятельность; а если в ходе реформы не придерживаться социалистического направления, то можно погубить все достижения семидесятилетней борьбы, которую вела партия и народ. Необходимо разграничить два взгляда на реформы и открытость, а именно, реформы и открытость, придерживающиеся четырех основных принципов, и «реформы и открытость», которые поддерживала буржуазная либерализация, и которые по существу являлись капитализмом. В 1991 году во время своей южной речи Дэн Сяопин критиковал такой подход, когда любое явление относилось либо к «общественному, либо к «частному», однако это вовсе не означает, что вообще не надо говорить об «общественном» и «частном». Как раз наоборот, именно в этой речи Дэн Сяопин четко указал на то, что предприятии: «трех капиталов» - это полезное дополнение социалистической экономик и в конечном итоге они приносят пользу социализму.

В 1997 году на своем докладе  о планах пятнадцатой пятилетки  Цзян Цземннь заявил, что экономика общественной собственности из государственной, коллективной и смешанной экономики включает государственную и коллективную. Экономика общественной собственности существует не в чистом виде, она может существовать и развиваться в условиях смешанной экономики. Это было новое понимание партией форм существования экономики общественной собственности. Некоторые люди ошибочно полагают, что это и был отказ от понятии «общественное» и «частное». На самом деле Цзян Цземннь ясно изложил, что главенствующее положение общественной собственности и совместное развитие экономики различных форм собственности — это важные идеи экономического строя Китая: он подчеркивал, что главенствующее положение соответственно собственности в основном проявляется в том. что общественное имущество составляет наибольшую долю всего имущества, государственная экономика контролирует жизненные центры общественной экономики и играет ведущую роль в развитии экономики В связи с ошибочным пониманием некоторых людей в конце июня 1999 года на заседании, посвященном 78-летней годовщине основания КНР. Цзян Цзэмннь заявил: «Поскольку на 15-ом всекитайском съезде КПК было заявлено о необходимости изыскания форм освобождения производительных сил и о разрешении создания акционерных обществ и акционерных кооперативов, некоторые представители иностранных государств пришли к выводу, что в Китае осуществляется приватизация. Некоторые китайские товарищи также допустили подобную ошибку, что вызвало в некоторых местах перегибы в работе. За 50 лет развития, прошедшего с момента основания КНР. государственное имущество достигло 1 трлн.. это достояние всего народа, важная экономическая основа социалистического строя в Китае. Если подходить к нему недостаточно трезво и легко им распоряжаться, например, без ограничении распределять его между отдельными личностями, с тем чтобы, в конце концов, оно оказалось в руках небольшого числа людей, есть риск разбазаривания государственного достояния, социалистический строй может утратить экономическую базу.

Основное отличие второй реформы 1978—1999 годов от первой реформы 1956-1978 годов заключается в следующем: с одной стороны, были разграничены социальный строй и экономическая  система, в области строя был  четко определен вопрос реформы  разделения на «капиталистическое»  и «социалистическое», «общественное» и «частное», в области системы  и методов развития производительных сил идеология была освобождена  от сковывавших ее путь не велся  бессмысленный спор о реформе разделения на «капиталистическое» и «социалистическое», «общественное» и «частное»: с другой стороны, социальный строй и экономическая система были связаны, реформа экономической системы по сути была социалистической, благодаря реформе экономической системы совершенствовался социалистический строй и развивались производительные силы общества. Это был важный опыт второй социалистической реформы нового времени в Китае.

Поскольку эта проблема спроектировала опешу характера реформы, необходимо провести новые исследования с точен зрения практика реформы в различных странах. Нельзя из того, что экономическая реформа в бывшем СССР и странах Восточной Европы в конце концов привела к социальным переменам, делать вывод, что любая реформа приводит к революционному кошту, когда свергается существующий социальный строи. Точно так же кал нельзя из-за того, что усовершенствование, происходившее в ходе китайской экономической реформы, в конце концов превратилось в реформу, отрицать значимость усовершенствования в отдельности. Поэтому обобщать и определять сущностное содержание экономической реформы, перехода на новые рельсы и переходного периода при помощи направления экономической реформы в бывшем СССР и Восточной Европе будет неверно.. «Переходный период» — это специальная категория, отражающая изменения строя и системы в социалистических странах во второй половине 20 века, она обозначает переход от планирования к рынку, а не от социализма к капитализму. Что же касается возникновения в процессе перехода двух путей, а именно: в некоторых странах во время перехода от планирования к рынку произошли изменения строя, иначе говоря, произошла революция, а в других странах замена механизма и системы происходила в рамках социализма, необходимо рассматривать - это явление, как результат того, что каждая страна конкретно осуществляла процесс перехода «в зависимости от выбранного пути». Нельзя корректировать понятие перехода на основании первого пути и использовать его для подведения под норму стран, выбравших второй путь.

Некоторые ученые, исследующие  теоретическое обоснование реформ в различных странах мира, являются радикальными апологетами реформы  и утверждают, что несмотря на кратковременный  отрицательный эффект реформы, долгосрочный положительный эффект гораздо значительнее. Они имеют ввиду, что хотя после того как в бывшем Советском Союзе и в Восточной Европе был использован метод «большого взрыва» для изменения системы и на протяжении нескольких лет наблюдался спад экономики и до сих пор нет значительных улучшений, однако в перспективе прибыль станет больше затрат, следующее поколение будет пользоваться благосостоянием, полученным благодаря этим изменениям. Этот вопрос необходимо всесторонне проанализировать. Конечно же нельзя на основании того, что экономический рост временно снизился, полагать, что выбранный реформ неправильный, но ни в коем случае нельзя также скрывать разумную оценку и критику недостатков методов реформы за идеен будущего превышения затрат прибылью. Изучение реформы - основное содержание экономики переходного периода. Результаты изучения переходных экономик показали, что соответствие и несоответствие метода реформы имеет большое значение для развития экономики. В особенности существование таких экономических явлений как значительный спад производства и финансовый кризис нередко прерывало нормальный ход экономической реформы и приводило к политическим и экономическим беспорядкам. Нужно ли платить такую цену? Можно ли восполнить эти потери за счет будущего роста? История не дала нам утвердительного ответа. История реформ, в СССР и странах Восточной Европы в 90-х годах доказала это. Поскольку существование в методах реформы значительных недостатков повлияло на экономическое развитие, инициаторы радикальной реформы тем более должны произвести критику собственной теории реформ и проверить возможность ошибок в идее «большого взрыва», они не должны прикрываться историей, защищаться при помощи пересмотра понятия «перехода» и установления методов перехода[7].

Информация о работе Китайский опыт реформирования экономики