Китайский опыт реформирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ. 6

1.1. Причины и цели государственного регулирования экономики. 6

1.2. Объекты государственного регулирования. 7

1.3. Средства государственного регулирования экономики. 10

ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы китайской экономической. 16

реформы.. 16

2.1. Основной опыт реформы китайской экономики. 16

2.2 Китайская экономическая реформа - активное создания правительством рыночной системы.. 24

2.3. Основные уроки китайской экономической реформы.. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.12 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ. 6

 

1.1. Причины и цели государственного  регулирования экономики. 6

 

1.2. Объекты государственного  регулирования. 7

 

1.3. Средства государственного  регулирования экономики. 10

 

ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы китайской экономической. 16

 

реформы.. 16

 

2.1. Основной опыт реформы  китайской экономики. 16

 

2.2 Китайская экономическая  реформа -  активное создания правительством рыночной системы.. 24

 

2.3. Основные уроки китайской  экономической реформы.. 30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного  хозяйства возникали и обострялись  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, инфляция, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых  рынках требовали государственного вмешательства в экономические  процессы.

Объективная возможность  государственного регулирования экономики  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных  условиях государственное регулирование  является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные  задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка  экспорта.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  определяются характером и остротой экономических и социальных проблем  в той или иной стране в конкретный период.

В разные времена участие  государства в экономических процессах по-разному, в различной мере было прямым или косвенным. В настоящем практически все экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой степени - дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в ближайшее время. Очевидно, что после того, как сложилась устойчивая мировая структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  на протяжении всей истории экономического развития стран происходят изменения  связанные как социальным так и с экономическим развитием государства и для оптимизации экономического положения страны необходимо проводить экономические реформы, но для грамотного их проведения  требуется опыт как собственный так и опыт других стран.

В данной работе будет рассмотрен опыт экономической реформы Китая  – это и будет является предметом исследования, объектом исследования выступает государственное экономическое регулирование.

  Реформа экономической  системы Китая уже привела  к успехам, привлекающим внимание  всего мира, эти успехи можно  в общих чертах представить  следующим образом: во-первых, сформирована  плюралистическая структура собственности,  в которой разнообразные экономические  элементы развиваются одновременно. Во-вторых, рыночные механизмы начали  играть основную роль в важнейших  отраслях, создана система рыночной  конкуренции. В-третьих, от прямого  регулирования и контроля в  области макроэкономического управления  произошел переход к косвенному, благодаря реформе финансовой, налоговой и денежной системы, а также системы капиталовложений. В-четвертых, произошли важные изменения в системе трудоустройства и распределения доходов. В-пятых, в основном сформирована структура всесторонней и многоуровневой внешней открытости. Реформа китайской экономики значительно продвинулась вперед. Поэтому, стоит обобщить весь успешный опыт и извлечь пользу из полученных уроков. В то же время сейчас перед реформой стоит еще немало проблем.

Целью курсовой работы является изучение опыта экономической реформы  на примере Китая.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.                          раскрыть теоретические основы  экономических реформ: причины и  цели, объекты и средства государственного  регулирования;

2.                          изучить основной опыт реформа  китайской экономики;

3.                          проанализировать цели экономической  реформы Китая;

4.                          рассмотреть основные уроки китайской  экономической реформы.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав – в первой раскрыты теоретические основы экономических  реформ, второй изучены опыт, уроки  и проблемы китайской экономической  реформы, заключения с основными  выводами по работе и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ

1.1. Причины и цели государственного  регулирования экономики.

Среди причин необходимости  государственного регулирования экономики  называют следующие:

- невозможность успешного  экономического развития без  определённости её территориального  пространства. Интересы предпринимателей, домохозяйств, любых субъектов экономических  отношений реализуются в конечном  итоге через потребление. 

- необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом. На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры.

- необходимость создания  баланса экономических интересов  в стране. Недопустимо подчинение  государства узким экономико-политическим  интересам отдельной социальной  группы.

- необходимость институционального определения целей экономики и государственной корректировки негативных проявлений, вызванных неодолимостью законов расширенного воспроизводства, означающего как поступательное развитие производительных сил общества, так и возникновение циклических диспропорций между фазами воспроизводства, между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.

- необходимость и однозначная  полезность как бизнесу, так и домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом широком смысле этого слова.

- необходимость как стабильности, преемственности, так и динамичного развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.)[1].

Самой главной целью государственного регулирования экономики капиталистических  стран является экономическая и  социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых  не может быть достигнута главная. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Программы по улучшение окружающей среды направлены на улучшение, очищение окружающей среды. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других.

1.2. Объекты государственного  регулирования.

Объекты государственного регулирования  экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и  условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или  разрешаемые лишь в отдаленном будущем  при помощи рыночных механизмов, в  то время как снятие этих проблем  настоятельно необходимо для нормального  функционирования экономики и поддержания  социальной стабильности.

-Основные объекты государственного  регулирования это:

- экономический цикл;

- секторальная, отраслевая  и региональная структура хозяйства;

- условия накопления капитала;

- занятость;

- денежное обращение;

- платежный баланс;

- цены;

- условия конкуренции;

- социальные отношения,  социальное обеспечение;

- подготовка и переподготовка  кадров;

- окружающая среда;

- внешнеэкономические связи.

Суть государственной  антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и  территориальной структуры государственное  регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные  условия отдельным отраслям и  регионам. В одном случае поддержка  оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в  состоянии затяжного кризиса; в  другом случае поощряется развитие новых  отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным  структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности  и конкурентоспособности. Но также  могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и  возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам  по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру  экономики[2].

Регулирование занятости - это  поддержание нормального с точки  зрения рыночной экономики соотношения  между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это  должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них  достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом  и предложением не должно вести к  чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное резкое снижение занятости  ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых  поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным  социальным последствиям.

Особое внимание государство  уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного  обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность  для экономики.

Состояние платежного баланса  является объективным показателем  экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние  экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и  на другие объекты, например, заинтересовывать частные фирмы в развитии научных  исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты ГРЭ различаются  в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

1.3. Средства государственного  регулирования экономики.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного  материального стимулирования или  опасностью финансового ущерба. Они  базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные средства регулирования в развитых странах  с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании условий для социально слабо  защищенных слоев населения и  обеспечении конкурентной среды. Основные инструменты государственного регулирования[3]:

Информация о работе Китайский опыт реформирования экономики