Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:44, курсовая работа
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ. 6
1.1. Причины и цели государственного регулирования экономики. 6
1.2. Объекты государственного регулирования. 7
1.3. Средства государственного регулирования экономики. 10
ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы китайской экономической. 16
реформы.. 16
2.1. Основной опыт реформы китайской экономики. 16
2.2 Китайская экономическая реформа - активное создания правительством рыночной системы.. 24
2.3. Основные уроки китайской экономической реформы.. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ. 6
1.1. Причины и цели
1.2. Объекты государственного регулирования. 7
1.3. Средства государственного регулирования экономики. 10
ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы китайской экономической. 16
реформы.. 16
2.1. Основной опыт реформы китайской экономики. 16
2.2 Китайская экономическая реформа - активное создания правительством рыночной системы.. 24
2.3. Основные уроки китайской экономической реформы.. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного
хозяйства возникали и
Объективная возможность
государственного регулирования экономики
появляется с достижением определенного
уровня экономического развития, концентрации
производства и капитала. В современных
условиях государственное регулирование
является составной частью процесса
воспроизводства. Оно решает различные
задачи, например: стимулирование экономического
роста, регулирование занятости, поощрение
прогрессивных сдвигов в
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
В разные времена участие государства в экономических процессах по-разному, в различной мере было прямым или косвенным. В настоящем практически все экономисты сходятся во мнении, что государство должно регулировать экономику, однако какими методами и в какой степени - дискуссия не закончена и по сей день, да и вряд ли закончится в ближайшее время. Очевидно, что после того, как сложилась устойчивая мировая структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка, регулирование экономических процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом усиление на определённом этапе влияния неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка совсем не означает понижения роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании, планировании ситуации.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на протяжении всей истории экономического развития стран происходят изменения связанные как социальным так и с экономическим развитием государства и для оптимизации экономического положения страны необходимо проводить экономические реформы, но для грамотного их проведения требуется опыт как собственный так и опыт других стран.
В данной работе будет рассмотрен опыт экономической реформы Китая – это и будет является предметом исследования, объектом исследования выступает государственное экономическое регулирование.
Реформа экономической
системы Китая уже привела
к успехам, привлекающим
Целью курсовой работы является изучение опыта экономической реформы на примере Китая.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
раскрыть теоретические основы
экономических реформ: причины и
цели, объекты и средства
2. изучить основной опыт реформа китайской экономики;
3.
проанализировать цели
4.
рассмотреть основные уроки
Курсовая работа состоит из введения, двух глав – в первой раскрыты теоретические основы экономических реформ, второй изучены опыт, уроки и проблемы китайской экономической реформы, заключения с основными выводами по работе и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ
1.1. Причины и цели
Среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие:
- невозможность успешного
экономического развития без
определённости её
- необходимость формирования и поддержания моральной, этической и психологической среды, являющейся носителем коренных целей, задач развития нации, долговременных интересов населения в целом. На определение их государством должен влиять менталитет общества, его фундаментальные духовно-социальные параметры.
- необходимость создания
баланса экономических
- необходимость институционального определения целей экономики и государственной корректировки негативных проявлений, вызванных неодолимостью законов расширенного воспроизводства, означающего как поступательное развитие производительных сил общества, так и возникновение циклических диспропорций между фазами воспроизводства, между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.
- необходимость и однозначная полезность как бизнесу, так и домохозяйствам от динамичного развития инфраструктуры в самом широком смысле этого слова.
- необходимость как стабильности, преемственности, так и динамичного развития институциональной среды (нормативной базы, институтов права, систем информации, консалтинга, профессиональной экспертизы, не политизированного и высокообразованного аппарата управления и контроля и т.д.)[1].
Самой главной целью государственного
регулирования экономики
1.2. Объекты государственного регулирования.
Объекты государственного регулирования
экономики - это сферы, отрасли, регионы,
а также ситуации, явления и
условия социально-
-Основные объекты
- экономический цикл;
- секторальная, отраслевая
и региональная структура
- условия накопления капитала;
- занятость;
- денежное обращение;
- платежный баланс;
- цены;
- условия конкуренции;
- социальные отношения, социальное обеспечение;
- подготовка и переподготовка кадров;
- окружающая среда;
- внешнеэкономические связи.
Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.
В области отраслевой и
территориальной структуры
Важнейшим объектом государственного
регулирования экономики
Регулирование занятости - это
поддержание нормального с
Особое внимание государство
уделяет денежному обращению. Основное
направление регулирования
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты, например, заинтересовывать частные фирмы в развитии научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).
1.3. Средства государственного регулирования экономики.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства
не связаны с созданием
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании условий для социально слабо защищенных слоев населения и обеспечении конкурентной среды. Основные инструменты государственного регулирования[3]: