Качество, стандартизация, сертификация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции
Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Содержание

Введение
От системы бездефектного изготовления продукции на рабочем месте до комплексной системы управления качеством продукции на предприятии.


Развитие системного подхода к управлению качеством продукции за рубежом.

Основные направления использования отечественного и зарубежного опыта системного подхода в управлении качеством продукции.

Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Системный подход к управлению качеством.doc

— 114.50 Кб (Скачать)
">         3. Участие всех подразделений  и работников фирмы в обеспечении  и управлении качеством продукции.  Широкими исследованиями установлено,  что лишь 15-20 %  проблем, связанных  с качеством, возникает по вине  непосредственных исполнителей и рабочих, а 80-85% - это следствие несовершенства системы управления фирмой, ответственность за функционирование которой несёт её высшее руководство.

         4. Непрерывное систематическое  обучение кадров вопросам обеспечения  и УКП, что даёт высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирмы.

         5. Эффективное функционирование  широкой сети кружков качества  на всех стадиях жизненного  цикла продукции. В настоящее  время в Японии действует один  миллион кружков качества, в которых  участвуют около 10 миллионов человек.

         6. Использование развитой  системы инспектирования всей  деятельности по обеспечению  и УКП.

         7. Широкое использование  при обеспечении и УКП передовых  методов контроля качества, включая  статистические методы, при приоритетном контроле качества производственных процессов.

         8. Разработка и реализация  глубоко проработанных комплексных  программ по контролю качества  и оптимальных планов по их  выполнению.

         9. Наличие в сфере  производства высококачественных  средств труда (с возрастным составом до 5-7 лет).

         10. Наличие исключительно  развитой системы пропаганды  создания высококачественной продукции  и поощрения добросовестного  труда.

         11. Сильное влияние со  стороны государства на принципиальные  направления повышения и обеспечения  качества продукции.

         В США задачи повышения  качества продукции рассматриваются  как первоочередные. При этом большая  часть воздействий по УКП носит, в основном, техническую и организационную  направленность. Обеспечение качества осуществляет специализированный отдел управления качеством. Крайне серьёзное внимание в американских фирмах уделяют контролю качества продукции, который охватывает все стадии жизненного цикла продукции. При проведении такого контроля наиболее важными его сторонами являются:

         - привлечение к выполнению функций контроля качества продукции самого широкого круга исполнителей;

         - выполнение наиболее  важных операций по контролю  качества специализированными службами.

         При УКП службы активно  изучают и анализируют издержки и затраты на обеспечение производства качественной продукции. И, не довольствуясь достигнутым уровнем качества продукции, американские фирмы расходуют в среднем 3-5% сумм реализации продукции на повышение её качества /2,c.15/.

         Руководители фирм уделяют  не менее 50% своего рабочего времени вопросам качества.

         Одним из распространённых методов обеспечения качества продукции  в американских фирмах, также как  и в Японии, является метод статистического  контроля качества. Для его реализации используются технические средства, автоматически осуществляющие сбор, накопление, обработку данных и выдачу результатов применения статистического метода

         Большую значимость в УКП  имеют вопросы изучения и прогнозирования  потребностей потребителей и спроса на продукцию. Поэтому фирмы уделяют  этому вопросу чрезвычайно большое внимание, улучшая в соответствии с требованиями рынка не только технические показатели качества продукции, но и экономичность.

         При выпуске продукции  с дефектами, в США наступает  довольно строгая ответственность  изготовителей, что сказывается  на значительном сокращении выпуска дефектной продукции и на улучшении деятельности в области гарантийного обслуживания и сервиса.

         КС УКП на фирмах США - это эффективно структурированная  и хорошо отлаженная программа, направленная на внедрение комплекса мероприятий по схеме “человек - машина - информация”, обеспечивающих качество продукции, фактически отвечающее требованиям потребителя, и снижение расходов на качество, осуществлённых фирмой. Современные американские системы УКП обеспечивают не только взаимодействие всех служб, но и полное удовлетворение запросов потребителя в отношении качества, а также снижение расходов на его достижение и экономичное расходование всех видов ресурсов.

         В систему УКП входят следующие подсистемы:

         - оценка опытного производства;

         - планирование качества  продукции и производственного  процесса;

         - контроль, оценка и  планирование качества поставляемого  материала;

         - получение обратной  информации о качестве продукции;

         - оценка качества продукции  и производственного процесса  и их контроль;

         - определение аппаратуры, позволяющей получить информацию  о качестве продукции;

         - обучение методам обеспечения  качества, ориентация и повышение  квалификации персонала;

         - гарантийное обслуживание;

         - руководство работами  в области качества продукции;

         - проведение специальных исследований в области качества продукции.

         Международная организация  по стандартизации (ИСО), взяв за основу имеющиеся стандарты и руководящие  документы на системы обеспечения  качества и дополнив их требованиями потребителей, разработала и утвердила Советом ИСО серию международных стандартов по УКП , устанавливающих требования к системам обеспечения качества продукции. В этих стандартах, по существу, обобщён и сконцентрирован весь опыт передовых в области управления качеством продукции стран, накопленный в последние десятилетия. Международные стандарты взаимосвязаны между собой (рис. 1) /4,с.27/. 

         

                           ИСО  8402 - 86  Качество. Словарь.

         В стандарте раскрываются термины   и определения в области      качества.

            ИСО 9000 - 87  Общее  руководство качеством  и стандарты

       по  обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и 

       применению.

       В стандарте  даются основные понятия в области  качества,

       положения выбора и применения международных  стандартов

       ИСО серии 9000.

  

                                                                       

ИСО 9004 - 87  Общее руководство

и элементы системы  качества.

Руководящие указания.

В стандарте  даются основные  элементы

и принципы разработки и внедрения

системы качества для решения внутренних

задач общего руководства качеством в

условиях, не связанных с контрактными

поставками.  
 

 
 
 

    Рис. 1. Состав и взаимосвязи международных  стандартов по УКП ИСО 8402, 8402, ИСО 9000-9004.

         В соответствии с руководящими указаниями стандартов система качества должна функционировать одновременно со всеми другими видами деятельности, влияющими на качество продукции, и взаимодействовать с ними.  Воздействие системы распространяется на все этапы УКП, реализуемые в замкнутой петле качества, в основном соответствующей спирали качества. Составными упомянутой петле качества являются:

         1 - маркетинг, поиск  и изучение рынка;

         2 - проектирование и  (или) разработка технических  требований, разработка продукции;

         3 - материально-техническое снабжение;

         4 - подготовка и разработка  производственных процессов;

         5 - производство продукции;

         6 - контроль, проведение  испытаний и обследований;

         7 - упаковка и хранение;

         8 - реализация и распределение  продукции;

         9 - монтаж и эксплуатация;

         10 - техническая помощь в обслуживании;

         11 - утилизация после  использования продукции.

         Среди всех этапов УКП  наибольшее значение, особенно для  развития международной торговли, имеет  маркетинг (выявление потребностей рыночного спроса в определённые сроки на продукцию и её стоимости, требований потребителей, информирование об этом руководства; а также вопросы проектирования и разработки продукции).

         Использование международных  стандартов ИСО по УКП на предприятиях является общепризнанной гарантией  выхода на международный рынок. 

         Обобщая передовой опыт УКП в промышленно развитых странах  можно отметить следующее:

         - цели и задачи в  области повышения, обеспечения  и улучшения качества продукции  находятся в центре экономической  политики каждой фирмы, компании, концерна... При этом, считается главным - удовлетворение запросов и требований потребителей;

         - достижение требуемого  качества продукции (с учётом  цены) с минимальными издержками;

         - поставка продукции  потребителям в установленные  сроки;

         - основными критериями  достижения целей в области качества продукции является удовлетворение требований потребителей и выпуск конкурентоспособной продукции;

         - признание и реализация  комплексного и системного подходов  к УКП, как наиболее эффективных  методов достижения целей и  решения задач в области качества продукции;

         - использование при  производстве конкурентоспособной  продукции средств труда высокого  качества;

         - непрерывное и систематическое  обучение и специализированная  профессиональная подготовка высококвалифицированных  кадров в области обеспечения и УКП;

         - постоянная, добросовестная  и творческая работа всех работников  по повышению, обеспечению и  улучшению качества выпускаемой  продукции; 

         - воспитание у каждого  изготовителя продукции, исполнителя,  у всех работников уважительного  отношения к потребителю, заказчику;

         - создание атмосферы  уважительного отношения к работникам  любой должностной категории  и внимания к их нуждам, запросам, быту. 
 
 
 
 
 
 

3. Основные направления  использования отечественного  и зарубежного  опыта системного  подхода в управлении качеством продукции.  
 
 

         В соответствии с имеющимся  собственным и зарубежным опытом и действующими международными стандартами  необходимо пересмотреть модель действующей  системы управления качеством продукции. Направленность совершенствования  действующей системы УКП должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей.

         При этом необходимо ориентироваться  на использование следующих принципиально  важных положений в системе УКП:

         - приоритеты в системе  УКП должны быть расставлены  так, чтобы на первом месте  стояло качество продукции во  имя потребителя. На каждом  предприятии всем рабочим и служащим необходимо знать и стремиться к тому, чтобы продукцию изготавливать “лучше и больше” /4,с.31/. Руководство предприятия должно доходчиво, на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объёмы производства - только на втором и настоять на выполнении этого подхода. Этот подход не должен ограничиваться призывом и командой;

Информация о работе Качество, стандартизация, сертификация продукции