Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 22:48, курсовая работа
Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке существенно отличаются от принципов работы на рынке внутреннем. Именно поэтому при выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество экономических и политических обстоятельств. В частности, на международном рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами, оценивать всевозможные виды рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также следовать требованиям и рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров. Так как все эти операции могут иметь существенное влияние на общую эффективность деятельности экономических субъектов, необходимо всестороннее изучение международных валютно-кредитных отношений.
1. Введение
2. Развитие мировой валютной системы.
2.1. От золотомонетного к золото-девизному стандарту
2.2. Бреттон-вудская валютная система
2.3. Ямайская валютная система
2.4. Европейская валютная система
3. Валютный курс и факторы, влияющие на его величину
Направление эволюции мировой валютной системы.
Единая валютная система для Европы.
Заключение
Список литературы
С середины 80-х годов процесс
налаживания
Управление торговыми
и платежными балансами с помощью
международной координации
Среди совместных мер регулирования экономики ведущих западных государств, направленных на упорядочение их международных валютно-финансовых взаимоотношений, главным вновь стал отвергнутый ранее кейнсианский метод дифференцированного по странам воздействия на объем совокупного общественного спроса. На совещании “семерки” в 1987 году в Венеции координация макроэкономических политик, ориентированных на регулирование объемов спроса, была названа одним из важнейших путей решения задачи уменьшения внешнеэкономических неравновесий и достижения более стабильных соотношений валютных курсов основных стран Запада.
Решение “семерки” предусматривают, что странам, чьи торговые и платежные балансы сводятся с превышением поступлений над платежами (Япония, Германия), следует проводить политику, направленную на стимулирование экономического роста, и соответственно, внутреннего спроса, имея в виду уменьшить внешние избыточные сальдо при сохранении стабильности цен. Страны с дефицитными платежными балансами (в первую очередь США) “должны проводить политику, которая будет благоприятствовать значительному сокращению их дефицитов” (Вашингтон 1986 г.). В частности, они обязуются “добиваться дальнейшего прогресса в уменьшении дефицитов их бюджетов с целью высвобождения ресурсов для внешнего сектора”.
Международная координация макроэкономической политики и некоторое ограничение колебаний рыночных валютных курсов вряд ли позволяют сделать вывод о том, что в сфере международных денежных расчетов “правила” вновь возобладали над “действием по усмотрению”. Но можно, по крайне мере, утверждать о движении в данном направлении. Очевидно, что национальные государственные органы не могут уйти от ответственности за обеспечение равновесия макроэкономического обмена и платежного оборота своих стран с внешним миром. Однако чтобы действия властей одних стран не причиняли ущерба другим, они должны быть подчинены международным правилам – достаточно твердым, внушающим доверие и отвечающим унифицированным стандартам целесообразности и справедливости.
Еще одно направление происходящей ныне эволюции международного валютного механизма состоит в расширении сферы либерализации валютных отношений, которая стала одним из важных аспектов неолиберальной системы ценностей. Это процесс имеет как бы две ступени. Одна из них – усиление с начала 1993 года нажима МВФ на страны-члены, имеющие целью принять обязательства по статье VIII устава МВФ. Эта статья запрещает вводить ограничения на осуществление платежей и переводов по текущим международным операциям, участвовать в дискриминационных валютных соглашениях и прибегать к практике множественности валютных курсов без одобрения со стороны МВФ. К концу 1996 г. к статье VIII официально присоединились 134 страны-члены из 181, то есть почти ¾ общего их числа, причем с 1993 г. – 59 стран.
Второе – отмена ограничений, помимо текущих операций, также и на международное движение капиталов, то есть установление свободной конвертируемости валют в полном объеме.
Снятие ограничений в сфере движения капиталов между странами связывают главным образом с двумя обстоятельствами – глобализацией рынка капиталов и введением плавающих валютных курсов. В этой связи в апреле 1996 г. МВФ внес поправки в принятое в 1997 г. положение о надзоре за политикой стран-членов в области валютных курсов, которые включают в сферу такого надзора оценку роли движения капиталов. Поскольку практически все промышленно развитые страны к настоящему
времени отказались от валютного контроля над рынками капиталов, то соответствующее давление “семерки” и МВФ адресовано развивающимся
странам и государствам с переходной
экономикой. Некоторые из стран
“третьего мира” (к примеру, Аргентина,
Индонезия, Парагвай,
Перу) сняли ограничения на трансграничное
движение капиталов, сделав свои валюты
полностью конвертируемыми.
Рассмотренные процессы
трансформации системы
Как видно, все эти изменения имеют не столько институциональный, сколько концептуальный характер, определяющий общие подходы к валютной политике.
Ни одна из названных новаций, взятая в отдельности, не способна привести к кардинальному оздоровлению валютной сферы. Более того, что касается либерализации операций с капиталом, то она чревата опасностью деструктивных воздействий на валютные отношения. Однако расширение круга используемых суррогатных мировых денег в виде национальных резервных валют в сочетании с совершенствованием адаптивных механизмов межстрановых платежно-расчетных взаимоотношений пока позволяет международной валютной системе, хотя и не беспроблемно, но выполнять свои основные функции.
Отказ Запада от реформирования мировой валютной системы посредством ее перевода на базу всеобщего, коллективного резервного и платежного средства в виде СДР не означает, что эта проблема вообще перестала быть актуальной. Происходит поиск путей (в качестве примера можно назвать таких экономистов, как П. Кенен, Э. Кпокетт) того, что единица СДР, так или иначе использовалась не только в межгосударственных расчетах, но и в частных международных операциях. Для этого она должна получить признание со стороны участников международных рыночных обменов в качестве конкурентоспособного и эффективного рыночного платежного инструмента и средства инвестирования свободных денежных средств. Высказываются в частности мнения о том, что одним из возможных путей к достижению этой цели могла бы стать привязка стоимости СДР к определенной “товарной корзине”.
Что касается предстоящей перспективы, то предполагаются и более радикальные идеи, исходящие из возможности появления полноценной единой мировой денежной единицы, которая в конечном счете вытеснила бы национальные деньги. Такого рода взгляды высказывал в частности в беседе с автором статьи в октябре 1988 г. в США профессор Гарвардского университета Р. Купер. С концепцией создания единых мировых денег выступает Р. Манделл (Колумбийский университет США): “На мой взгляд, СДР имеют будущее в качестве универсальной счетной единицы, занимающей положение в сердцевине международной валютной системы. Для достижения этой цели она должна быть преобразована из корзины, состоящей из пяти подвергающихся инфляции валют, в единицу, которая остается постоянно стабильной по своей покупательной способности”. Учены, развивающие подобные идеи, вдохновляются в частности примером формируемого Европейского валютного союза, видя в нем модель, которую, по их мнению, со временем можно будет применить к миру в целом.
Трансформация мировой валютной системы в направлении к единой валютной единице должна была бы повлечь преобразование МВФ в наднациональное учреждение центрально-банковского типа. В этом случае оно будет регулировать объем и структуру международной денежной массы.
При расхождении
интересов отдельных стран
Движение к рационально
Единая валютная система для Европы
Сейчас, когда Европа стремится к более тесному политическому и экономическому союзу, она столкнулась с необходимостью осуществить настоящую монетарную революцию. Одиннадцать стран континента – Германия, Франция, Италия, Испания, Ирландия, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Финляндия, Португалия и Люксембург – взялись выработать единые правила и условия конвертации своих национальных валют в новую, никому неведомую денежную единицу – евро. А ведь дело то это непростое. Ведь переход на единые деньги потребует принесения в жертву валютному союзу, пожалуй, самого важного атрибута национальной государственности – права самостоятельно печатать денежные знаки. Отныне эта функция перейдет к Центральному банку Европы, который собственно, и будет определять всю монетарную политику нового альянса. Но и это еще не все. Страны-члены союза одновременно утрачивают еще два мощных рычага спасительного воздействия на хозяйственное развитие – право девальвации денег, как средство решения экономических проблем, и право наращивать бюджетный дефицит, как способ избежать массовой безработицы. “По сути решившись на этот валютный альянс, правительство этих стран сделали заложниками неопределенного будущего Европы всю расходную часть своих госбюджетов, а также национальные рынки акций и облигаций”.
Давайте рассмотрим причины и преимущества перехода к единой валюте. Для государства ЕС и, особенно для субъектов их хозяйства причины и преимущества перехода к единой денежной политике и валюте определяются в основном следующим. Экономически единый рынок ЕС не может на деле стать таковым до тех пор, пока он опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении. Это сохраняет внутри ЕС различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а, следовательно, и связанные с ними различия в ценах, налогах, денежной политике и валютных рисках.
В этом смысле “евро” подводит недостающую базу под уже сложившиеся в ЕС единые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы, превращая его в завершенный валютно-экономический союз. Ожидается, что в итоге “евро” позволит успешно бороться с инфляцией, снизить процентные ставки и налоговое бремя, то есть стимулировать рост инвестиций, производства, занятости и стабилизировать государственные финансы стран-участниц. И если переход к единому внутреннему рынку “ЕС к 1996 г. уже позволил создать в западной Европе от 300 тыс. до 900 тыс. новых рабочих мест, поднять уровень средних душевых доходов на 1,1 – 1,5%, снизить инфляцию на 1 – 1,5 процентного пункта, увеличить промышленный экспорт на 20-30%, сократить разрыв внутренних цен в различных странах ЕС на товары -–с 22,5 до 19,6 и услуги – с 33,7 до 28,6% и привлечь в ЕС 44% всего международного вывоза капитала (против 28% в 1992 г.), то введение “евро” сулит принести не меньшие дополнительные макроэкономические преимущества”.
Политически это позволит Западной
Европе иметь валюту, вполне сопоставимую
с долларом и иеной и способную
противостоять им, поможет привести
политический вес ЕС в мире в соответствии
с его экономическим
Для субъектов хозяйства “евро” будет означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, а также лучшую управляемость собственными финансами. Также от единой валюты ожидается ощутимый толчок процессам концентрации и централизации, что подкрепит вход европейских фирм в элиту мирового бизнеса.
Технически по сравнению с мультивалютной
средой единая валюта будет означать
снижение накладных расходов на обслуживание
операций, снятие внутри зоны “евро”
валютных рисков, сокращение сроков и
удешевление межвалютных переводов средств
и как следствие, относительное уменьшение
потребностей предприятий в оборотном
капитале, а также в размещении своих активов
для подстраховки в трудноуправляемых
корзинах различных валют.
Поэтому европейский бизнес почти без
исключения положительно воспринимает
единую валюту и уже начал активную подготовку
к ее введению.