Эволюция конкуренции в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:32, реферат

Описание работы

Рыночная экономика и ее эволюция
Сущность рыночной, социально-рыночной и смешанной экономики. Причины
возникновения регулируемой рыночной системы и основные функции государства.
Сущность и структура хозяйственного механизма
Возникнув несколько столетий назад, рыночная экономика в своем развитии
прошла несколько этапов. Цель темы — на основе исторического анализа выяснить сущность современной рыночной системы

Работа содержит 1 файл

Эволюция конкуренции в современной экономике.docx

— 79.57 Кб (Скачать)

активную социальную политику, применяет индикативное планирование и

регулирование хозяйственной жизни. Институционалисты  выступали за

установление  социального контроля и построение государства социального

благоденствия, за ограничение частной собственности. По их мнению,

государство будучи нейтральной силой должно осуществлять социальный контроль

за экономикой, проводить трансформацию социально-экономической  системы. Двумя

наиболее важными  элементами этой системы они называли формы собственности и

механизм распределения (или аллокации) ресурсов как основу для типологизации

экономических систем. Антиподами собственности они  считали частную и

государственную, а промежуточными формами — различные  варианты их сочетания,

антиподами механизма  распределения ресурсов — стихийно-рыночное регулирование

и государственное  централизованное планирование и различные  формы их

сочетания. В  зависимости от сочетания централизма  и децентрализма, формы

вмешательства государства в экономику можно  существенно менять механизм

распределения ресурсов и доходов.

Проблемам функционирования модели смешанной экономики уделено

значительное  место в кейнсианской теории. В  противовес неоклассическому

направлению, представители  которого утверждали, что рыночные механизмы

самоуправления  экономики несовместимы с государственным  централизованным

управлением, Дж. Кейнс разработал механизм активного  государственного

регулирования экономики с использованием рыночных рычагов. В его теорию

органично включены такие методы непосредственного  вмешательства государства в

макроэкономические  процессы, как государственная собственность, организация

общественных  работ, предоставление субсидий частным  компаниям и др., которые

являются признаками социализации экономики. Подобный характер, кстати, носили

меры американского  президента Ф. Рузвельта по выводу экономики  из кризиса

1929-1933 гг., основанные  на рекомендациях кейнсианской  теории.

Модель смешанной  экономики обогатилась элементами нового содержания благодаря

неоклассическому  синтезу — обобщающей экономической  концепции, в которой

соединились рациональные аспекты теории ценообразования  и распределения

доходов в пределах неоклассического направления с  положениями теории

макроэкономического равновесия и роста национального  дохода в рамках

кейнсианского направления. Наиболее известные представители  неоклассического

синтеза — П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Э. Хансен и др. — отстаивали необходимость

государственного  вмешательства в экономику через  использование различных

методов антицикличного регулирования (прежде всего, совокупного  спроса) с

целью достижения общего равновесия экономической системы, ее

сбалансированности  на макро- и микроэкономическом уровнях. В качестве главных

условий достижения такого равновесия они рассматривали  равенство инвестиций и

сбережений, а  также спроса на ликвидность и  денежной массы.

Важнейшими формами  социализации собственности социал-реформистские  теоретики

называют прямое огосударствление отдельных отраслей или крупных компаний

путем национализации, строительство государственных  предприятий и развитие на

этой основе государственного предпринимательства, создание совместных

государственно-частных  компаний. При этом необходимо обеспечить условия для

развития государственной  собственности в общественных интересах. К ним, в

частности, относятся  демократизация контроля и управления данной формой

собственности, наличие демократических институтов, политического плюрализма и

др. При их отсутствии государственная собственность  может способствовать

усилению монополизации  экономики. Необходимым условием социализации экономики

является превращение  коллективной собственности в основу разветвленной

системы демократического планирования.

Значительное  распространение в некоторых  странах Запада приобрели

реформаторские  идеи социализации капиталистической  экономики через

осуществление общего (смешанного) государственно-частного

предпринимательства, в частности, влияния государства  на инвестиционную,

ценовую, промышленную политику крупных частных предприятий, благодаря чему

происходит расширение доли государственного капитала. Этот путь

предпочтительнее  национализации отдельных предприятий  и отраслей. По мнению

реформаторских  теоретиков, целесообразно также  создание специальных

государственных финансовых институтов, скупающих контрольные  пакеты акций

отдельных крупных  компаний в ключевых отраслях народного  хозяйства с целью

управления ими  в общенациональных интересах,

.

Левые социал-демократы  в качестве методов социализации капиталистической

экономики не без  оснований предлагают активно развивать  такие

децентрализованные  формы общественной собственности, как региональная,

муниципальная, коммунальная, а также профсоюзная, кооперативная и другие

формы коллективной собственности, ассоциации мелких предприятий  и др. Это, по

их мнению, способствуют развитию самоуправления, привлечению  трудящихся к

управлению собственностью.

К важнейшим  направлениям социализации экономики  относится воздействие

государства на инвестиционную деятельность и распределение  доходов. Влияние

на инвестиционную деятельность осуществляется через  налоги, кредиты,

предоставление  займов, субсидий, государственные  закупки товаров и услуг,

контроль за качеством продукции, условиями  труда, заработной платой и

капиталовложениями  и др. Влияние на распределение  доходов осуществляется

через механизм трансфертных затрат, контроль за ценами, заработной платой,

дивидендами, распределением сырья, потребительским кредитом и  др. Некоторые

из этих рычагов  прямо или опосредованно касаются как инвестиционной

деятельности, так  и распределения доходов.

Средствами социализации экономики являются организация  общенационального и

регионального регулирования и планирования народного  хозяйства

(макроэкономическое  регулирование), контроль за стандартами  качества

продукции, заключение контрактов между государством и  отдельными компаниями,

отраслевыми ассоциациями предпринимателей, селективное влияние  на развитие

отдельных· отраслей, экономическую конъюнктуру на отдельных· рынках и др.

(микроэкономическое  регулирование), а также осуществление  институциональных

реформ через  механизм усиления общественного ревизорского надзора, введение в

состав руководства  крупными компаниями представителей государства,

профсоюзов, потребителей, совершенствование антимонопольного

законодательства, принятие новых уставов деятельности крупных корпораций и

др.

Чрезвычайно важное значение в числе этих мер имеет  процесс демократизации

планирования, подчинение его общественным интересам, а также  демократизации

управления на макро- и микроуровнях. С помощью  плана формируется модель

социально-экономического развития страны, осуществляется макроэкономическое

регулирование народного хозяйства, а с помощью  рыночных рычагов

саморегулирования экономики — регулирование и  коррегирование пропорций между

спросом и предложением только на отдельные товары и услуги. Демократизация

процесса планирования позволяет осуществлять демократические  преобразования в

государственном секторе и реформировать частный  сектор, направлять развитие

гигантских монополий  в русло общенациональных интересов, а в перспективе —

постепенно, без  тотального огосударствления трансформировать смешанную

экономику в  общество, которое основывается на плюрализме форм собственности и

регулирующих  механизмов.

С введением  демократического планирования в инвестиционной деятельности

должны произойти  коренные изменения в структуре  производства и распределении

доходов. Решающую роль в инвестиционном процессе должны играть

государственные капиталовложения, и, прежде всего, инвестиции в социальную

сферу, научные  исследования и разработки, связанные  с новой техникой. Это, по

мнению сторонников  радикально-реформистской модели смешанной  экономики,

станет средством  комплексного решения проблем инфляции и безработицы. Важное

место в демократическом  планировании отведено механизму заключения контрактов

между государством и частными компаниями, с помощью  которого осуществляется

согласование  макроэкономического регулирования  с микроэкономическим, а также

устанавливается необходимый общественный контроль за крупными компаниями (за

формированием затрат производства и цен, системой отчетности и т. д.). Кроме

того, контрактная  система считается эффективным  средством совершенствования

экономических отношений в пределах государственного сектора экономики,

повышения эффективности  функционирования государственных  предприятий,

усиления их финансово-оперативной самостоятельности, конкурентоспособности.

Так, в случае выполнения заданий государственных  органов, которые не приносят

экономической выгоды, государственные предприятия  должны получать

соответствующую компенсацию. К этому методу, в .частности, намерена

прибегнуть лейбористская  партия Великобритании, социалистическая партия

Франции.

В модели смешанной  экономики важная роль отводится  эффективному

функционированию  мелких и средних предприятий.

Несмотря на значительные успехи развитых стран  мира, в экономических системах

которых воплощены  отдельные варианты и формы модели смешанной экономики, эти

системы далеко не совершенны, так как допускают  значительную растрату

человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Десятки миллионов  людей в

Информация о работе Эволюция конкуренции в современной экономике