Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:32, реферат
Рыночная экономика и ее эволюция
Сущность рыночной, социально-рыночной и смешанной экономики. Причины
возникновения регулируемой рыночной системы и основные функции государства.
Сущность и структура хозяйственного механизма
Возникнув несколько столетий назад, рыночная экономика в своем развитии
прошла несколько этапов. Цель темы — на основе исторического анализа выяснить сущность современной рыночной системы
активную социальную политику, применяет индикативное планирование и
регулирование хозяйственной жизни. Институционалисты выступали за
установление социального контроля и построение государства социального
благоденствия,
за ограничение частной
государство будучи нейтральной силой должно осуществлять социальный контроль
за экономикой,
проводить трансформацию
наиболее важными элементами этой системы они называли формы собственности и
механизм распределения (или аллокации) ресурсов как основу для типологизации
экономических систем. Антиподами собственности они считали частную и
государственную, а промежуточными формами — различные варианты их сочетания,
антиподами механизма распределения ресурсов — стихийно-рыночное регулирование
и государственное централизованное планирование и различные формы их
сочетания. В зависимости от сочетания централизма и децентрализма, формы
вмешательства государства в экономику можно существенно менять механизм
распределения ресурсов и доходов.
Проблемам функционирования модели смешанной экономики уделено
значительное место в кейнсианской теории. В противовес неоклассическому
направлению, представители которого утверждали, что рыночные механизмы
самоуправления экономики несовместимы с государственным централизованным
управлением, Дж. Кейнс разработал механизм активного государственного
регулирования экономики с использованием рыночных рычагов. В его теорию
органично включены такие методы непосредственного вмешательства государства в
макроэкономические
процессы, как государственная
общественных работ, предоставление субсидий частным компаниям и др., которые
являются признаками социализации экономики. Подобный характер, кстати, носили
меры американского президента Ф. Рузвельта по выводу экономики из кризиса
1929-1933 гг., основанные на рекомендациях кейнсианской теории.
Модель смешанной
экономики обогатилась
неоклассическому синтезу — обобщающей экономической концепции, в которой
соединились рациональные аспекты теории ценообразования и распределения
доходов в пределах неоклассического направления с положениями теории
макроэкономического равновесия и роста национального дохода в рамках
кейнсианского направления. Наиболее известные представители неоклассического
синтеза — П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Э. Хансен и др. — отстаивали необходимость
государственного
вмешательства в экономику
методов антицикличного регулирования (прежде всего, совокупного спроса) с
целью достижения общего равновесия экономической системы, ее
сбалансированности на макро- и микроэкономическом уровнях. В качестве главных
условий достижения такого равновесия они рассматривали равенство инвестиций и
сбережений, а также спроса на ликвидность и денежной массы.
Важнейшими формами
социализации собственности социал-
называют прямое огосударствление отдельных отраслей или крупных компаний
путем национализации, строительство государственных предприятий и развитие на
этой основе государственного предпринимательства, создание совместных
государственно-частных компаний. При этом необходимо обеспечить условия для
развития государственной собственности в общественных интересах. К ним, в
частности, относятся демократизация контроля и управления данной формой
собственности,
наличие демократических
др. При их отсутствии государственная собственность может способствовать
усилению монополизации экономики. Необходимым условием социализации экономики
является превращение коллективной собственности в основу разветвленной
системы демократического планирования.
Значительное распространение в некоторых странах Запада приобрели
реформаторские идеи социализации капиталистической экономики через
осуществление общего (смешанного) государственно-частного
предпринимательства, в частности, влияния государства на инвестиционную,
ценовую, промышленную политику крупных частных предприятий, благодаря чему
происходит расширение доли государственного капитала. Этот путь
предпочтительнее национализации отдельных предприятий и отраслей. По мнению
реформаторских теоретиков, целесообразно также создание специальных
государственных финансовых институтов, скупающих контрольные пакеты акций
отдельных крупных компаний в ключевых отраслях народного хозяйства с целью
управления ими в общенациональных интересах,
.
Левые социал-демократы в качестве методов социализации капиталистической
экономики не без оснований предлагают активно развивать такие
децентрализованные формы общественной собственности, как региональная,
муниципальная, коммунальная, а также профсоюзная, кооперативная и другие
формы коллективной собственности, ассоциации мелких предприятий и др. Это, по
их мнению, способствуют развитию самоуправления, привлечению трудящихся к
управлению собственностью.
К важнейшим направлениям социализации экономики относится воздействие
государства на инвестиционную деятельность и распределение доходов. Влияние
на инвестиционную деятельность осуществляется через налоги, кредиты,
предоставление займов, субсидий, государственные закупки товаров и услуг,
контроль за качеством продукции, условиями труда, заработной платой и
капиталовложениями и др. Влияние на распределение доходов осуществляется
через механизм трансфертных затрат, контроль за ценами, заработной платой,
дивидендами, распределением сырья, потребительским кредитом и др. Некоторые
из этих рычагов
прямо или опосредованно
деятельности, так и распределения доходов.
Средствами социализации экономики являются организация общенационального и
регионального регулирования и планирования народного хозяйства
(макроэкономическое регулирование), контроль за стандартами качества
продукции, заключение контрактов между государством и отдельными компаниями,
отраслевыми ассоциациями предпринимателей, селективное влияние на развитие
отдельных· отраслей, экономическую конъюнктуру на отдельных· рынках и др.
(микроэкономическое регулирование), а также осуществление институциональных
реформ через механизм усиления общественного ревизорского надзора, введение в
состав руководства крупными компаниями представителей государства,
профсоюзов, потребителей,
совершенствование
законодательства, принятие новых уставов деятельности крупных корпораций и
др.
Чрезвычайно важное значение в числе этих мер имеет процесс демократизации
планирования, подчинение его общественным интересам, а также демократизации
управления на макро- и микроуровнях. С помощью плана формируется модель
социально-экономического развития страны, осуществляется макроэкономическое
регулирование народного хозяйства, а с помощью рыночных рычагов
саморегулирования экономики — регулирование и коррегирование пропорций между
спросом и предложением только на отдельные товары и услуги. Демократизация
процесса планирования позволяет осуществлять демократические преобразования в
государственном
секторе и реформировать
гигантских монополий в русло общенациональных интересов, а в перспективе —
постепенно, без тотального огосударствления трансформировать смешанную
экономику в общество, которое основывается на плюрализме форм собственности и
регулирующих механизмов.
С введением демократического планирования в инвестиционной деятельности
должны произойти коренные изменения в структуре производства и распределении
доходов. Решающую роль в инвестиционном процессе должны играть
государственные капиталовложения, и, прежде всего, инвестиции в социальную
сферу, научные исследования и разработки, связанные с новой техникой. Это, по
мнению сторонников
радикально-реформистской
станет средством комплексного решения проблем инфляции и безработицы. Важное
место в демократическом планировании отведено механизму заключения контрактов
между государством и частными компаниями, с помощью которого осуществляется
согласование
макроэкономического
устанавливается необходимый общественный контроль за крупными компаниями (за
формированием затрат производства и цен, системой отчетности и т. д.). Кроме
того, контрактная система считается эффективным средством совершенствования
экономических отношений в пределах государственного сектора экономики,
повышения эффективности функционирования государственных предприятий,
усиления их
финансово-оперативной
Так, в случае выполнения заданий государственных органов, которые не приносят
экономической выгоды, государственные предприятия должны получать
соответствующую компенсацию. К этому методу, в .частности, намерена
прибегнуть лейбористская партия Великобритании, социалистическая партия
Франции.
В модели смешанной экономики важная роль отводится эффективному
функционированию мелких и средних предприятий.
Несмотря на значительные успехи развитых стран мира, в экономических системах
которых воплощены отдельные варианты и формы модели смешанной экономики, эти
системы далеко не совершенны, так как допускают значительную растрату
человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Десятки миллионов людей в
Информация о работе Эволюция конкуренции в современной экономике