Эволюция экономических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:58, контрольная работа

Описание работы

Типы экономических систем очень актуальная тема. От типа системы зависит поведение государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Вне системного характера экономики не могли бы постоянно возобновляться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики

Содержание

Введение
1. Типология экономических систем. Рыночная, плановая, смешанная экономика. Социально-ориентированная экономика.
2. Социально-ориентированная экономика. Экономика переходного периода
3. Историческая эволюция систем организации экономики
4. Возникновение и развитие рыночной экономики. Рынок и его функции
5. Теневая и криминальная экономика. Экономическая преступность
6. Задание
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Практикум Настя.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

     При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

     Гигантские  монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

     В странах с административно-командной  системой решение общеэкономических задач имеет свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считается слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

     Поэтому структура общественных потребностей определяется непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствуются преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

     Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования.

     Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

     Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации. 

     Смешанная экономическая система

     Смешанной экономической системой мы можем  назвать такую систему, в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем в приблизительно равных пропорциях.

     Вообще  если посмотреть, например, на Россию, то мы увидим, что там собирают налоги – это из административно-командной системы, большинство сажают картофель просто потому, что так надо – это из традиционной системы, частная собственность – это из рыночной системы.

     Но  обычно страна больше придерживается принципов какой–то одной экономической  системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей. 
 

2. Социально-ориентированная экономика.

Экономика переходного периода 

     Вторая  половина ХХ столетия ознаменовалась появлением концепций социального  государства, суть которых сводится в общем виде к пониманию государства  как надклассовой структуры, выражающей интересы всех слоев населения. Концепция социального государства принципиально отличается как от марксистской концепции формирования коммунистического общества, предполагающей принудительные конфискационные меры для установления социального равенства и построения бесклассового общества, так и от классического либерализма, предусматривавшего минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы общества.

     Гуманизация производства, технократическая революция  второй половины ХХ века, социальные реформы  привели в итоге к утверждению новой концепции, в соответствии с которой стратегической целью государства является обеспечение достойных условий жизни и благосостояния всех граждан.

     Теоретические основы социального рыночного хозяйства  были заложены в рамках концепции  ордолиберализма В. Ойкеном, Ф. Бемом, Л. Эрхардом. Принципиально отличие теории социального рыночного хозяйства от иных направлений экономической мысли заключается в том, что предмет деятельности экономических субъектов, в том числе и государства целостная система, функционирующая в неразрывном единстве экономических и социальных институтов. Модель социального рыночного хозяйства, созданная в рамках ордолиберализма, основывается, прежде всего, на признании рынка в качестве ведущего социально-экономического института. В основе развития общества всеобъемлющая конкуренция и система договорных отношений.

     Позднейшая  модификация ордолиберальной модели социального рыночного хозяйства  А. Мюллером Армаком ориентирована на более активную роль государства в экономической жизни общества.

     Социально ориентированная экономика – эффективно функционирующее рыночное хозяйство, для которого, наряду с достижением экономического роста и получением прибыли, приоритетно справедливое и достойное решение социальных проблем. Целями социально-ориентированной экономики являются: соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости; повышение уровня благосостояния людей и социальной защиты, соразмерно потенциалу страны, страхование всех от риска потерять достойное жизнеобеспечение; поддержание в обществе стабильности, гражданского согласия и социального мира. Опыт зарубежных стран (Германии, Канады, Швеции, Японии и др.) доказывает, что социальная направленность рыночной экономики обеспечивается ее успешным развитием на основе использования в общественном производстве достижений научно-технического прогресса, высоким уровнем занятости населения. Важным фактором этого является и регулирующая роль государства, опирающегося в своей политике на правила свободного рынка, поддержку и солидарность общества. Государство в условиях рыночных отношений должно выступать гарантом социальной ориентации национальной экономики, блюстителем оптимального соотношения экономической эффективности и социальной справедливости. Оно призвано действовать посредством совершенствования законодательства, государственного бюджета, активной налоговой политики, регулирования доходов, системы оказания социальных услуг, услуг утверждения подлинного социального партнерства.

     В целом для социально-ориентированной  экономики характерно:

     а) достаточно большой объем перераспределения  ВВП через бюджет (около 50%);

     б) формирование значительных страховых фондов за счет работодателей;

     в) стремление к развитию социального  партнерства;

     г) направленность на поддержание высокого уровня занятости трудоспособного  населения.

     К общим чертам социального рыночного  хозяйства и, соответственно, направлениям деятельности государства по его формированию следует отнести следующие:

  1. социальное государство обязано создавать условия для развития личности и одновременно препятствовать социальному иждивенчеству;
  2. и государство, и гражданин на основе гарантированной ему свободы, развития отношений собственности, в равной мере ответственны за материальное благополучие;
  3. государство обеспечивает социализацию отношений посредством свойственных ему форм и методов государственного регулирования экономики и социальной сферы: рационального налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольных мер, финансирования социальных программ;
  4. концепция социального государства, социального рыночного хозяйства предполагает, что с помощью государственного устройства можно достичь справедливого и экономически рационального сочетания интересов отдельных лиц и общества в целом. При этом не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода. Люди сами должны определять свои социальные потребности;
  5. создание социального рыночного хозяйства является одной из главных задач социального государства. Государство должно находить на каждом этапе развития баланс между саморегулированием рынка и государственным деспотизмом, дозировать объем экономической свободы и государственных социальных гарантий, используя правовые методы стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих разумные потребности граждан и их занятость;
  6. социальный мир и экономический рост зависят от реального участия граждан в выработке и реализации политических и правовых норм, касающихся их жизненных интересов. Социальное государство формируется в процессе переговоров и соглашений между социальными партнерами правительством, предпринимателями и профсоюзами, представляющими интересы трудящихся.

     К основным принципам, на основе которых формируется социальное рыночное хозяйство и современное социальное государство относятся:

    1. экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов тарифную автономию на основе социального партнерства;
    2. доверие к регулирующей роли рыночных отношений на основе спроса и предложения, свободного ценообразования и конкуренции;
    3. ответственность государства за выработку и обеспечение правил игры на свободном рынке, создание условий для честной конкуренции;
    4. обеспечение полной загрузки (не только занятости) трудоспособного населения;
    5. государственная и общественная помощь менее трудоспособным;
    6. участие рабочих в управлении производством, общественной и государственной жизнью;
    7. осуществление тарифной политики в интересах работодателя и работника с их собственным участием и участием государства;
    8. социальная защита и поддержка нуждающихся работников, а также уже (или еще) не могущих работать граждан;
    9. проведение государственной политики справедливого распределения доходов;
    10. утверждение активной социальной политики и социального партнерства, обеспечение социальной солидарности граждан.

     Социальную  ориентацию экономики можно обеспечить лишь основываясь на высокопроизводительном хозяйстве, сочетающем частную инициативу и конкуренцию. Только на базе эффективно функционирующей экономики возможно создать сильную систему социальной защиты граждан, обеспечить равные возможности их доступа к общечеловеческим ценностям.

     Социальное  рыночное хозяйство ориентировано  на достижение ряда целей, реализация которых позволяет повысить качество жизни населения, обеспечить стабильный экономический рост.

     Для социального рыночного хозяйства  характерно использование рыночных методов хозяйствования, государственного регулирования и прогнозирования экономики, открытая модель экономики, наличие современной рыночной и социальной инфраструктуры, системы социальной защиты населения и др. 

Экономика переходного периода

     В переходе от командно-административной экономики, которая существовала в  нашей стране до конца 80-х годов, к экономике переходного типа можно выделить следующие составляющие:

     приватизация;

     реформа цен;

     формирование  рынков;

     реформа предприятий;

     преобразования  в аграрной сфере.

     Положительные результаты приватизации в России связаны, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важным результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70% ВВП России создается негосударственным сектором экономики.

     Сравнение с практикой других стран Восточной  Европы показывает, что хотя во многих из них, как и в России, при решении  проблем приватизации преобладали  политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России, результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности идет в России средними темпами и с относительным успехом.

Информация о работе Эволюция экономических систем