Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 03:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей благотворительности в Древней Греции.
Цель курсовой работы нашла отражение в следующих исследовательских задачах:
- определение понятия «благотворительности»
- выявления основных теоретических подходов к анализу благотворительности;
- анализ общественной благотворительности в Древней Греции;
- изучение государственной благотворительности в Древней Греции;
Введение………………………………………………………….….…3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
благотворительности………………………………………………...5
Благотворительность: понятие и сущность……………………...5
Основные теоретические подходы к анализу благотворительности…………………………………………………12
Глава 2. Эволюция форм благотворительности в
древней Греции……………………………………………………...20
2.1 Общественная благотворительность……………………………20
2.2 Складывание государственной благотворительности…………25
Заключение…………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………..31
Её обоснованием служило то, что и субъект, и объект помощи принадлежали в ней к одной и той же социальной общности, которая включала в себя людей, обладавших экономическими и политическими правами. В Древней Греции получил широкое распространение сбор частных пожертвований, которые шли на помощь нуждающимся.
М. В. Фирсов говорит об актах любви к человечеству, которые с VII в. до н. э. стали входить в жизнь древнегреческих полисов. Эти акты сводились к тому, что «сограждане города-государства осуществляли и поощряли общественные сборы денег, одежды, продовольствия и других товаров, которые шли в общественную собственность и употреблялись по мере необходимости»1. Помогать нуждающимся побуждал своих граждан сам полис, который видел в филантропии средство сохранения социальной стабильности. В отличие от филантропии, корыстная помощь нуждающимся не была изобретением древних греков, хотя и получила у них – благодаря развитию демократии, предполагавшей выборность должностных лиц, - широкое распространение. В число обязанностей зажиточных граждан входило отправление литургий – своеобразных личностных повинностей, состоявших в покрытии издержек на государственные предприятия и религиозные празднества.
В число литургий входило, в том числе, организация банкетов для членов своего района, расходы на содержание участников гимнастических соревнований, снаряжение хоров и т.д. Уважительное отношение к старости, сострадание к немощным, забота о состарившихся родителях были во многом характерны для древнегреческого общества.
В Греции состарившихся людей очень часто привлекали в качестве педагогов мальчиков с семилетнего возраста.
Греческий педагог был не просто учителем, но еще и воспитателем для ребенка. Он учил ребенка правильному поведению, хорошим манерам, сопровождал в школу.
В Афинах бедные состарившиеся граждане, которые не могли по состоянию здоровья зарабатывать средства для своего существования, получали небольшое пособие. Оно обеспечивало им скудное существование, спасая от нищеты и необходимости просить подаяние. [6, с. 382]
Размер этого и других пособий определялась в Афинах Советом пятисот, являвшимся постоянной комиссией народного собрания.
2.2 Складывание
государственной
В Афинах сложилась
своеобразная система социальной помощи,
когда часть благотворительных
Второй статьей расхода полиса была выдача социальных пособий, на которые шла значительная часть доходов полиса.
Так, еще Солон издал закон, согласно которому, все изувеченные на войне воины должны содержаться за счет государственной казны.
Размер социального
пособия определялся народным
собранием, а права «
Третьей статьей расхода полиса становилось финансирование граждан и отправка их в путешествия. Это практиковалось во время правления афинского стратега Перикла, который за казенный счет отправлял сограждан в путешествия, чтобы те хоть чему-то научились в заморских странах, а так же, чтобы освободить город от ничего не делающей беспокойной толпы. Таким образом, в Афинском полисе оформляется своеобразная система государственных и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддержать неимущих и обедневших сограждан и обеспечивать социальный мир и равновесие.
Проявления милосердия в общественной жизни Древней Греции уживались не только с рабством, но и с негуманными традициями, уходившими своими корнями в далёкое прошлое.
Согласно А. Боннару, в VI - V вв. до н. э. Афины и другие крупные полисы «содержали на всякий случай некоторое количество человеческого отребья, калек и идиотов, либо держали присуждённых к смертной казни, чтобы при наступлении голода или эпидемии чумы иметь под рукой людей, которых можно было принести в жертву богам». Одна из легенд говорит о том, что перед битвой при Саламине, состоявшейся в 480 г. до н. э.1, командующий афинским флотом Фемистокл собственноручно принёс в жертву Дионису трёх человек, надеясь вымолить у него победу над персами. Не легендой, а историческим фактом является уже то, что во многих областях Древней Греции отцы семейства имели право поступать со своими новорождёнными детьми так, как им заблагорассудится. Нередко таких детей бросали, а подросших продавали в рабство. Ещё более жестокие обычаи существовали в Спарте, где неполноценных младенцев просто уничтожали. Приведённые примеры негуманных традиций, почитавшихся древними греками, не умаляют, однако, их заслуг в развитии благотворительности. Во многие современные языки вошло слово «филантропия», а обозначаемые им формы благотворительной деятельности, возникшие в Древней Греции, стали достоянием мировой культуры. [4, с. 174]
Таким образом, начало развития благотворительности и призрения в Древней Греции можно проследить еще в легендах и мифах этой страны. На территории Древней Греции присутствовали как частные виды благотворительности, такие как литургии, раздача хлеба и денег, организация праздников, так и государственные основы благотворительности, например, выдача социальных пособий или организация игрищ, тем не менее, нельзя назвать благотворительные акты Древней Греции идеальными, так как они носили строго классовый характер, а, следовательно, самые нуждающиеся слои населения, то есть рабы, оставались вне защиты и поддержки, как общества, так и государства. Следующим государством в истории древнего мира, которое оставило огромный след в истории, стал Древний Рим.
Заключение
В ходе исследования в рамках курсовой работы было выявлено, что исследование благотворительности как объекта социальной реальности, характерного для современного общества, происходит в рамках диатропической модели познания. Это объясняется тем, что в рамках этой модели удается преодолеть взаимоисключения и противостояния в теоретических подходах не путем отказа от какой либо их части, а выяснением общих свойств социального разнообразия, отраженного в них. Эта тенденция характерна сегодня для социологической науки в целом, так как в рамках диатропической модели познания осуществляется способность аккумулировать накопленное социологическое знание путем не простого его суммирования, а переработки на принципиально иной методологической основе.
Так же было определены этапы развития феномена благотворительности, так, например, начало развития благотворительности и призрения в Древней Греции можно проследить еще в легендах и мифах этой страны. На территории Древней Греции присутствовали как частные виды благотворительности, такие как литургии, раздача хлеба и денег, организация праздников, так и государственные основы благотворительности, например, выдача социальных пособий или организация игрищ, тем не менее, нельзя назвать благотворительные акты Древней Греции идеальными, так как они носили строго классовый характер, а, следовательно, самые нуждающиеся слои населения, то есть рабы, оставались вне защиты и поддержки, как общества, так и государства. ранее в Элладе.
Итак, мы увидели,
что феномен
Список использованной литературы
1 Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 12 т. : Т. 1. - М.:, 1990. – С. 125.
2 Кузьмин К.В. История социальной работы:– М., 2002. – с. 56
1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - М. : Азбуковник Толковый словарь русского языка - М. : 1992. – С. 50.
1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. - М. : Азбуковник Толковый словарь русского языка - М. :, 1992. – С. 345
1 Кузищин В. История Древней Греции - М.,2004. – с. 125
1 Радциг С. История древнегреческой литературы - М., 1975. – с. 102
2 Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции - М., 1993. – с. 127-134
3 Кузьмин К.В. История социальной работы : – М., 2002. – с. 51-57
4 Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции - М., 1993. – с. 202-370
1 Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции - М., 1993. – с. 95-166
1 Фирсов М.В. История социальной работы , 2009. – с. 87-129
.
1 Кузищин В. История Древней Греции - , М., 2004. – с. 145
1 Кузьмин К.В. История социальной работы – М., 2002. – с. 127
1 Кузищин В. История Древней Греции - , М., 2004. – с. 123
Информация о работе Эволюция форм благотворительности в древней Греции