Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 03:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление особенностей благотворительности в Древней Греции.
Цель курсовой работы нашла отражение в следующих исследовательских задачах:
- определение понятия «благотворительности»
- выявления основных теоретических подходов к анализу благотворительности;
- анализ общественной благотворительности в Древней Греции;
- изучение государственной благотворительности в Древней Греции;
Введение………………………………………………………….….…3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения
благотворительности………………………………………………...5
Благотворительность: понятие и сущность……………………...5
Основные теоретические подходы к анализу благотворительности…………………………………………………12
Глава 2. Эволюция форм благотворительности в
древней Греции……………………………………………………...20
2.1 Общественная благотворительность……………………………20
2.2 Складывание государственной благотворительности…………25
Заключение…………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………………………..31
Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления — его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность в историческом развитии приобретала полисемантизм своих очертаний, включая широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством. Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизическим дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На данном этапе развития социо-гуманитарного знания очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем постановки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов системы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России ХІХ-ХХІ вв.
Одним из первых подходов изучения благотворительности является философское обоснование милосердия, благотворительности, имеющее несколько взаимодействующих аспектов (религиозный, социально-этический и др.). Это обусловлено тем, что благотворительность имеет давнюю историческую традицию в философских и религиозных идеалах человечества. Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. В ходе диссертационного исследования осуществляется анализ этимологических и семантических аспектов исследования благотворительности. [3, с.310]
Для этого были выделены понятия, являющиеся родственными понятию благотворительности.
«Творение блага» или «делание добра» в русском языке обычно сопрягаемо с понятием помощи «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Добрый, сострадательный, а также снисходительный, ласковый и доброжелательный человек назывался милосердным. Ближайшие родственные понятия — это жалость и альтруизм. Соловьев, строя свою нравственную философию добра на анализе концепции Шопенгауэра, доказывает рядоположенность понятий взаимности с понятиями «жалости», «милосердия» и «альтруизма». «Как стыд выдает человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренне связывает его со всем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существам может быть только жалость, или сострадание, или сонаслаждение. В основном проявлении сострадания — материнском инстинкте животных ясна реальная теснейшая связь между существом, жалеющим и тем, кого оно жалеет». В унисон этому звучат исторические труды В. В. Розанова и В. О. Ключевского, которые считали нищенство, состоящее при церкви и бывшее практическим институтом общественного благонравия, одним из главных средств нравственного воспитания народа на Руси.
Теоретическому осмыслению подвергают философы и основополагающий постулат милосердия - благотворительность. Он предлагает различать духовную благотворительность и материальную, показывая их соотношения в жизни, дают нравственную оценку этим действиям. В книге «Оправдание добра» Соловьев разъясняет, что блага духовные, которые по самому понятию своему исключают возможность дурных средств для их приобретения, так как нельзя украсть нравственные достоинства, или награбить справедливость, или оттягать человеколюбие, - эти блага желательны, безусловно.
Напротив, блага материальные, которые по природе допускают дурные средства, желательны под условием неупотребления таких средств, т. е. под условием подчинения материальных целей цели нравственной.
Так же выделяется и нравственно-этический подход. Это связано с тем, что благотворительность рассматривается многими исследованиями как общечеловеческая ценность. Милосердие, благотворительность, являются нравственной древнейшей и гуманистической традицией. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не могущим самостоятельно ее преодолеть, это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освящаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.
С возникновением классового общества и появлением древнейших цивилизаций в Древнем Египте, Китае, Индии понятия гуманности, человечности, милосердия наполняются новым содержанием.
У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. Письменные источники Древнего Египта донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: «Я давал хлеб голодному, одевал нагого», а в «Поучении Птахотепа» говорится» «Не буду алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее силы».
В древнекитайской цивилизации, насчитывающей около трех тысячелетий, любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были важнейшими нравственными заповедями. Это входило у древних китайцев в понятия «гуманность» (Жень), справедливости и долга» разработанных великим китайским мыслителем Конфуцием.
Они органически входили в китайскую этическую систему «пяти постоянств», обозначавших гуманные отношения между ближними: «отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами». Согласно Конфуцию, «сыновняя почтительность и уважение к старшим - это и есть корень милосердия». «Как может благородный муж добиться имени, если отвергает милосердие?! Благородный муж даже на время трапезы не забывает о милосердии». Конфуций считал, что «милостивый человек умеет и любить людей, и ненавидеть», что «если стремиться к милосердию, не будет зла». [12, с.191]
С возникновением религий, сначала национальных, а впоследствии мировых, забота о больных и нищих, призрение сирот, облегчение участи униженных и оскорбленных - словом, все акты милосердия и благотворительности, проявления гуманности стали рассматриваться как религиозно обязательные поступки. Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что милосердие и благотворительность являются общечеловеческими ценностями, имеющими глубокий нравственный и гуманистический смысл, связанный со становлением духовности человека. Милосердная практика возникла задолго до появления организованных религиозных и государственных структур, а с появлением последних стала одним из важнейших направлений их социальной политики, направленной на обеспечение стабильности общественных структур, предотвращение социальных конфликтов. Со временем эта деятельность получила религиозное освящение. Она закреплена в канонах и заповедях всех религий. Милосердная благотворительная деятельность всегда была одной из самых важных сфер деятельности религиозных организаций различных направлений. Христианством (православием, католицизмом, протестантизмом), мусульманством, иудаизмом и другими конфессиями накоплен громадный опыт благотворительной деятельности, исчисляемый многими веками.
Особое место занимает социологический подход, который условно можно разделить на два направления: с точки зрения прагматизма и с точки зрения институционализма. Критика благотворительности имеет прагматическое значение. Под влиянием этой критики менялись взгляды на филантропию и, соответственно, деятельность филантропических организаций.
Можно выделить три направления критики благотворительности: негативистское, утилитаристское и этическое. Характерными представителями негативистского направления были марксистские мыслители и деятели. Согласно взглядам марксистов, филантропия как таковая бессмысленна и безнравственна, поскольку она не исправляет, но только усугубляет положение бедных и обездоленных людей. Организованная представителями высших классов, филантропия оборачивается разновидностью бизнеса, инструментом политического и идеологического влияния или средством организованного для буржуазии развлечения, так что сплошь и рядом сама организация благотворительного акта стоит больших денег, чем те, что идут на реальную помощь страждущим. Следовательно, за филантропическими актами могут просматриваться разные цели, в них используются разные средства, а люди, их реализующие, могут руководствоваться разными мотивами и т. д.
Иной подход демонстрирует утилитарная критика. В частности, она ставит вопрос о справедливости и благотворительности, опираясь при этом на принцип полезности. Суть этого принципа состоит в том, чтобы предоставить возможность любому остро нуждающемуся удовлетворить его право на помощь, но одновременно дать ему же надежду на решение его проблем собственными силами.
Этическая критика филантропии производит сдвиг в рассуждении с прагматических вопросов на ценностные и подводит тем самым к темам более человеко ориентированным.
Сознание того, что принципы и методы филантропии должны отвечать нравственным критериям, актуализировалось в последней четверти XIX века в связи с распространением социалистических идей. Социалисты, марксисты и другие радикалы видели смысл справедливости в установлении равенства.[13, с. 315]
Таким образом, можно констатировать, что исследование благотворительности как объекта социальной реальности, характерного для современного общества, происходит в рамках диатропической модели познания. Это объясняется тем, что в рамках этой модели удается преодолеть взаимоисключения и противостояния в теоретических подходах не путем отказа от какой либо их части, а выяснением общих свойств социального разнообразия, отраженного в них. Эта тенденция характерна сегодня для социологической науки в целом, так как в рамках диатропической модели познания осуществляется способность аккумулировать накопленное социологическое знание путем не простого его суммирования, а переработки на принципиально иной методологической основе.
Итак, благотворительность можно определить как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь не имущему. Так же как разновидность благотворительности, можно выделить корпоративную благотворительность, меценатство, частную благотворительность и филантропию. Основными теоретическими подходами к исследованию феномена благотворительности являются философский, морально-нравственный и социологический.
Глава 2. Эволюция форм благотворительности в древней Греции
2.1 Общественная благотворительность
Первые греческие города-протогосударства возникли в 3-2 тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. В 8 веке до н.э. на территории Греции возникают полисы – небольшие по размеру и изолированные друг от друга города – государства. С точки зрения своей внутренней организации полис представлял собой закрытое государство с особой политической организацией. Верховным органом власти в большинстве полисов было народное собрание свободных граждан, которое называлось агора. Сложилось три основных класса: граждане, метеки и рабы. Древняя Греция стала регионом, где сложилось классическое рабство. Здесь рабы являлись основной производительной силой1. Рабовладельческий характер общественного устройства сказался на социальной сфере, на практике социальной помощи населению. Она приобрела преимущественно классовую направленность. Основным ее объектом стали свободные граждане, а рабы были ее лишены. Влияние античной филантропии, меценатства, зарождавшегося государственного призрения распространялась только на полноправных членов общества. Если рабы не обладали вообще никакими правами, то метеки имели более мягкое положение в обществе. Это были лично свободные люди, но они не могли участвовать в голосовании, избираться на государственные должности и быть служителями культа. [4, с. 318]
Они так же не могли владеть землей, просить государственной помощи в случае острой нужды. Дети этой категории населения считались незаконнорожденными.
Неотъемлемым элементом общественной жизни Древней Греции была благотворительность, для обозначения которой использовалось слово «филантропия». В древнегреческий язык слово «филантропия» ввёл выдающийся трагик Эсхил1, живший в VI - V вв. до н. э. В своей трагедии «Прометей Прикованный»2 он использовал это слово для обозначения любви к людям, которой отличался Прометей, научивший их пользоваться огнём, а также заниматься ремёслами и искусствами. Со временем слово «филантропия» стало ассоциироваться не только с божественной, но и с любой другой помощью людям. Иными словами, оно использовалось уже более широко, чем у Эсхила, обозначая благотворительную деятельность вообще. Вообще, долгое время древние греки всегда старались оказать посильную помощь всем путникам или заблудившимся, в виде указания дороги, предоставления ночлега или пищи3. Это было связано с определенными религиозными взглядами. Существовало поверие, что сам Зевс спускался с Олимпа и путешествовал в облике человека по земле. В том числе немало интересных фактов, указывающих на акты благотворительности и призрения, мы встречаем в древнегреческом эпосе. Так, например, в поэме Гомера «Одиссея», когда Одиссей ввернулся на родную Итаку под видом старца, то «не пошел старец к гостям, а сел возле двери. Тотчас же велели дать старцу хлеба и мяса и сказать, чтобы он смело шел просить подаяния. Старец-Одиссей поел и отправился просить к гостям просить подаяния. Все подавали ему, а только жестокий и грубый Антиной отказал».4
В «Аргонавтах», например, описан такой случай: «…навстречу аргонавтам вышел из дома слепой старец; он едва держался на ногах и трясся всем телом от слабости. Чувство жалости овладело аргонавтами, и согласились герои помочь старцу. Приготовили они богатую трапезу для старика, чтобы тот мог утолить свой ужасный голод»1. Из этих цитат хорошо видно, что для древних греков благотворительность, милосердие играло очень важную роль, поскольку даже герои в поэмах великих древнегреческих авторах, осуществляли подобные акты.
Организацией
благотворительности в
Информация о работе Эволюция форм благотворительности в древней Греции