Этапы и механизм реализации Стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Содержание

Введение
Глава 1 Анализ тенденций развития мировой экономики 5
1.1. Анализ тенденций развития мировой экономики 5
1.2 Проблемы диверсификации структуры казахстанской экономики 6
1.3 Цель, задачи и принципы осуществления Стратегии 11
Глава 2 Методы определения приоритетов индустриально-инновационной политики 14
2.1 Инициативы по координации инвестиций 14
2.2 Инициативы по развитию делового сотрудничества 14
Глава 3 Казахстанский инвестиционный фонд 15
3.1 Банк Развития Казахстана 16
3.2 Инновационный фонд 16
Глава 4 Государственное регулирование 18
4.1 Тарифная политика и защита конкуренции 18
4.1.1 Защита конкуренции 18
4.1.2 Тарифная ставка 18
4.2 Экологическая политика 19
Глава 5 Этапы и механизм реализации Стратегии 23
5.1 Этапы реализации 23
5.2 Механизм реализации 25
Список используемой литературы
Приложении

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 567.00 Кб (Скачать)

     По  прогнозу, стратегическая цель в области  удвоения ВВП в 2010 году по сравнению с 2000 годом будет выполнена также за счет опережающих темпов развития добычи нефти и газа.

     Третий  этап (2011-2015 годы) будет самым продуктивным в части реализации Стратегии. В  этот период будет происходить освоение введенных мощностей и развитие ЦДС в новых сферах и рынках. Темпы роста производства и экспорта товаров и услуг станут опережать рост добычи нефти и газа. Произойдет диверсификация структуры отраслей экономики и экспорта.

     5.2 Механизм реализации

     Выполнение  Стратегии будет осуществляться посредством планов мероприятий по ее реализации, которые с учетом требований действующего законодательства Республики Казахстан будут разрабатываться и утверждаться Правительством Республики Казахстан на трехлетний период.

     В планах мероприятий будут отражаться качественные особенности каждого этапа индустриально-инновационного развития страны и предусматриваться конкретные меры по реализации положений Стратегии. По приоритетным направлениям индустриального развития будут разрабатываться отдельные отраслевые (секторальные) программы. В них будут указаны конкретные исполнители и сроки реализации, а также предполагаемые объемы и источники финансирования по годам.

     Разработка  программ будет осуществляться при  участии научно-исследовательских  и других организаций независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.

     Комплексность запланированных мероприятий позволит максимально скоординировать деятельность центральных и местных исполнительных органов по обеспечению целенаправленных и согласованных действий по всем направлениям индустриально-инновационного развития страны.

     Правительством  Республики Казахстан будут осуществляться постоянный мониторинг и оценка эффективности  реализации Стратегии посредством  контроля за ходом исполнения мероприятий  планов и достижения планируемых показателей (индикаторов) Стратегии.

     Необходимые ресурсы и источники финансирования

     Предполагаемые  объемы непосредственных затрат инвестиционного  характера на реализацию Стратегии  составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн.долл. США в год в ценах 2002 года. Эти средства планируется ежегодного выделять институтам развития для финансирования частного сектора в рамках реализации Стратегии. Объемы финансирования науки, образования, подготовки профессиональных кадров из республиканского и местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий год.

     Для финансирования мероприятий Стратегии  будут задействованы средства Банка  Развития, Инвестиционного фонда, Инновационного фонда. При этом создание новых инвестиционных и инновационных институтов также требует изыскания крупных финансовых ресурсов.

     Кроме того, предусматривается привлечение  помощи международных организаций  и стран-доноров для реализации наиболее приоритетных и эффективных проектов, направленных на создание новых технологичных и наукоемких производств, развитие инфраструктуры.

     Основную  финансовую нагрузку должен будет нести  частный сектор. По предварительной  оценке, соотношение участия государственного и частного капитала должно составлять один к пяти.

     Ожидаемые результаты от реализации Стратегии 

     Успешная  реализация Стратегии индустриально-инновационного развития должна способствовать обеспечению  долговременного устойчивого роста экономики страны на основе диверсификации, модернизации экономики и создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта.

     В экономике страны станут преобладать  частные инициативы. Будут созданы  равные конкурентные условия для всех субъектов рынка.

     Улучшится использование достижений науки  в повышении конкурентоспособности  экономики, будут приняты меры по преодолению отставания в области  менеджмента и маркетинговых  исследований, стандартизации и сертификации продукции и др.

     Процедуры отбора инвестиционных и инновационных  проектов приобретут свою целенаправленность и транспарентность в части выбора их для финансирования с участием финансовых ресурсов государства.

     Будут созданы новые финансовые институты, использующие современные методики в области определения перспективности инвестиционных идей и проектов.

     Налоговое и таможенное законодательство будет  ориентировано на стимулирование конкуренции, экспорта казахстанской продукции  и приток инвестиций в экономику  страны.

     Повысится уровень привлекательности Казахстана для инвестиций, трансферта технологий, обмена научными достижениями за счет создания современной и развитой научно-инновационной и производственной инфраструктуры, эффективной системы  подготовки высококвалифицированных управленческих, научных, инженерных, технических и рабочих кадров.

     Произойдут  существенные структурные преобразования в пользу производства высокотехнологичной  и наукоемкой продукции с высокой  добавленной стоимостью.

     Существенно диверсифицируется экспорт и расширится выход Казахстана на мировой рынок с готовой продукцией, углубится интеграция экономики Казахстана с мировой экономикой не только через сырьевые товары, но и за счет готовых изделий и инновационных услуг.

     Решающий  перелом произойдет в развитии малого и среднего, особенно инновационного, бизнеса. В стране резко сократится доля нерыночных секторов экономики. Будет обеспечена прозрачность финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

     Снижение  рисков даст толчок притоку инвестиций в обрабатывающий сектор промышленности, сделает его привлекательным и для иностранных инвесторов, что будет способствовать привлечению современных управленческих методов и производственных технологий в этот сектор.

     Ожидается кардинальное улучшение работы фондового рынка, вовлечение в инвестиционные ресурсы реального сектора экономики средств пенсионных, страховых, инвестиционных фондов и средств населения, произойдут заметные сдвиги в трансформации доходов сырьевого сектора в доходы и инвестиции обрабатывающего сектора, в межотраслевом переливе капитала.

     Предложенные  подходы и меры приведут к росту  капитализации банков и снижению банковских кредитных рисков. Это, в  свою очередь, создаст необходимые  предпосылки для роста инвестиционных ресурсов, снижения до 3-4% ставок по кредитам, расширения доступа малого и среднего бизнеса к банковским кредитным ресурсам. Укрепление доверия к банковским и другим финансовым институтам позволит решить проблемы трансформации валовых сбережений в инвестиции в обрабатывающий сектор.

     Улучшение инвестиционного климата и дальнейшая либерализация экономики в целом  приведут не только к росту привлечения  иностранных инвестиций и экспорта товаров, но и легальному вывозу и  выгодному размещению отечественного капитала за рубежом.

     Реализация мер по снижению налогового бремени на экономику и дерегулированию деятельности предпринимательства существенно изменит соотношения между «официальной» и «теневой» экономикой.

     Активное  проведение индустриально-инновационной  политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8 - 8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

     Результаты  от реализации Стратегии к 2015 году в  условиях интенсивного освоения месторождений  нефти и газа не приведут к коренному  изменению структуры экономики и промышленного производства.

     Реализация  Стратегии позволит:

     - увеличить к 2015 году удельный  вес производства товаров в  структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;

     - повысить удельный вес услуг  научной и научно-инновационной  деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;

     - замедлить снижение доли обрабатывающей  промышленности в структуре ВВП  с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель  без проведения индустриальной  политики в 2015 году составил бы 10,9%).

     Вместе  с тем без реализации Стратегии  доля добавленной стоимости горнодобывающих  отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в  том числе в добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году.

     Качественные  изменения произойдут в структуре  добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

     Будут расти и прожиточный минимум, минимальная зарплата и пенсии. Реальные денежные доходы населения страны увеличатся в 2,1-2,4 раза.

 

       Список используемой литературы 

1 Правительство РК «Программа по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения еа 2005-2007 годы.»

2 Правительство  РК «Концепция региональной политики  РК на 2002-2006 годы.»

3 Правительство  РК «Среднесрочный план социально-экономического  развития  РК на 2006-2008 годы»

4 Алимбаев  А. «Государственное регулирование  рыночной экономики», АН РК, 1998

5 Бибатырова  И.А. «Государственное регулирование  национальной экономики», ҚазаҚ әдебиетері, 2004

6 Каренов Р.С «Экономические функции государства», КарГУ, 2003

7 Кушлин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики», «Экономика», Москва, 2000

8 Мамыров Н.К.. Ихданов Ж.О. «Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы.», «Экономика», 1998

9 Мамыров Н.К.. Саханова А.Н., Ахметова Ш.С. «Государство и бизнес», Алматы. 1999

 

      Приложение 1

     Прогноз динамики ВВП без проведения индустриально-инновационной политики  

      

  Среднегодовой прирост физического объема, в %  млрд. тенге, в ценах 2000 года 2005 в % к 2000 2010 в % к 2005 2015 в % к 2010 2015 в % к 2000 Ср. годовой прирост за 2001-2015гг.
  2001-2005 2001-2005 2001-2005 2000 2005 2010 2015
ВВП 7,5 8,3 7,3 2599,4 3580,2 5342,3 7592,9 137,7 149,2 142,1 292,1 7,4
Промышленность  10,0 9,2 6,8 864,3 1031,9 1601,9 2229,8 119,4 155,2 139,2 258,0 6,5
Горнодобывающая  
промышленность 
10,2 13,3 8,4 267,7 448,3 835,8 1252,8 167,5 186,5 149,9 468,0 10,8
добыча  нефти  11,6 14,2 8,6 221,6 383,7 745,2 1125,7 173,1 194,2 151,1 507,9 11,4
прочие  горнодобывающие отрасли  7 7 46,1 64,6 90,6 127,1 140,3 140,3 140,3 275,9 7,0         
Обрабатывающая  
промышленность
8,6 5,6 4,8 346,8 497,2 652,6 825,0 143,3 131,3 126,4 237,9 5,9
металлургия и  
металлообработка 
4,4 4,3 3 139,0 172,6 213,0 247,0 124,2 123,4 115,9 177,7 3,9
переработка  
сельхозпродуктов
9,3 8 7 132,2 206,6 303,6 425,8 156,3 146,9 140,3 322,1 8,1
химическая  
промышленность 
21,3 3 2,5 6,1 16,0 18,6 21,0 262,6 115,9 113,1 344,4 8,6
машиностроение  8,1 2 1,5 1,5 17,91 26,4 31,4 147,6 110,4 107,7 175,6 3,8
наукоемкие  и  
высокотехнологичные 
2,0 2 2,5 2 2,2 2,4 2,8 110,4 110,4 113,1 137,9 2,2
прочие  отрасли  8,1 3,2 2,5 49,6 73,3 85,8 97,0 147,6 117,1 113,1 195,5 4,6
Производство  и  
распределение  
электроэнергии, газа и воды
3,4 5,6 6,0 73,0 86,4 113,5 151,9 118,4 131,3 133,8 208,1 5,0
Сельское  хозяйство  4,8 3,0 3,0 210,9 266,6 309,1 358,3 126,4 115,9 115,9 169,6 3,6
Строительство 16,0 19,3 15,0 134,6 282,7 683,2 1374,1 210,0 241,7 20,11 1020,9 16,8
Производство  
товаров
9,7 10,4 8,8 1209,8 1581,2 2594,2 3962,2 130,7 164,1 152,7 327,5 8,2
Производство  услуг 7,4 6,3 5,6 1256,0 1791,4 2431,9 3199,7 142,6 135,8 131,6 254,8 6,4
Услуги  транспорта 8,5 8,4 6,7 260,2 391,2 585,5 809,8 150,4 149,7 138,3 311,3 7,9
Услуги  связи  10,5 7,0 6,3 38,3 63,2 88,6 120,3 164,7 140,3 135,7 313,6 7,9
Услуги  торговли 8,6 7,0 6,5 323,5 488,7 685,4 939,0 151,1 140,3 137,0 290,3 7,4
Услуги  образования  5,5 4,0 4,0 110,0 143,8 174,9 212,8 130,7 121,7 121,7 193,5 4,5
Услуги  науки и  
научно-инновационной деятельности
4,0 4,0 4,2 24,0 29,2 35,5 43,6 121,7 121,7 122,8 181,8 4,1
Прочие  услуги 6,2 5,0 4,5 500,0 675,4 862,0 1074,2 135,1 127,6 124,6 214,9 5,2
Услуги  финансового  
посредничества
0,0 0,0 0,0 -23,7 -23,7 -23,7 -23,7 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Информация о работе Этапы и механизм реализации Стратегии