Этапы формирования Российской пенсионной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:27, реферат

Описание работы

Историю развития системы пенсионного обеспечения в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в восьмидесятые годы XIX столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной пенсионной кассы для трудящихся. Пенсионные кассы страхового типа появились в России в 1888 г. на железных дорогах. Далее они стали образовываться в разных ведомствах. Существовали эмеритальные, пенсионные и страховые кассы. Фактически все государственные служащие состояли членами этих касс. Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности. К уставам касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, статистики смертности, инвалидности и норм роста капитала.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность пенсионной системы Российской Федерации……………. 4
1.1 Этапы развития ПФ РФ………………………………………………..4
1.2 Задачи и функции ПФ РФ…………………………………………….14
2. Характеристика и значение Пенсионного фонда РФ………..……….20
2.1 Современное состояние и задачи реформы пенсионного фонда…..20
2.2 Реформирование распределительной пенсионной системы………..24
Заключение……………………………………………………………..….28
Список литературы………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Копия законченный РЕФЕРАТ.docx

— 63.77 Кб (Скачать)

  Из выше изложенного следует, что история  развития пенсионного страхования  в Российской Федерации с 1990 по 2005 годы включает в себя три этапа  реформирования российской пенсионной системы (табл 1.1).

  Таблица 1.1 - Этапы реформирования российской пенсионной системы за 1990 - 2005 гг.

  1 этап

  1990-1995 гг.

  Закон РФ “О государственных пенсиях в  РФ” от 20 ноября 1990 г. №340-1

  Создание  ПФР

  Выделение пенсионной системы из бюджетов системы  социального обеспечения Расширение льготных пенсий

  II этап

  1995-2000 гг.

  Концепция реформы системы пенсионного  обеспечения

  Эксперимент по персонификации и начало первичной  регистрации плательщиков страховых  взносов в ПФР

  Создание  единых пенсионных служб в региональных отделениях

  Завершение  персонификации застрахованных

  Переход на назначение пенсий по данным персонифицированного учета

  Введение  индивидуального коэффициента исчисления пенсии (Закон РФ№113-ФЗ)

  Формирование  тарифной политики ПФР

  Локальные финансовые кризисы ПФР

  Разработка  программы пенсионной реформы

  III этап

  2001-2012 гг.

  Программа пенсионной реформы в РФ

  Переходный  период к формированию страховой  комбинированной пенсионной системы

  Пересмотр формулы индивидуального коэффициента, применяемого при исчислении пенсий Формирование трехуровневой пенсионной системы

 

 

  Первый  этап пенсионной реформы начался  в 1990 г. принятием нового российского  закона “О государственных пенсиях  в РСФСР” от 20 ноября 1990 г. №340-.

  В целях  реализации норм Закона РСФСР “О государственных  пенсиях в РСФСР” постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. №442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного  бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа  реформы. Таким образом, к концу 1990 г. из консолидированной системы  социального обеспечения была выделена организационно- и финансово-самостоятельная  ветвь — пенсионная система, которая  постепенно стала приобретать черты  страховой.

  С 1995 г. начался  второй этап пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства  РФ №790 была утверждена Концепция реформы  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации, которая  определила общие тенденции дальнейшего  реформирования государственного пенсионного  страхования и очертила контуры  будущей пенсионной системы.

  В развитие Концепции реформы пенсионного  обеспечения был принят Федеральный  закон №27-Ф “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе  государственного пенсионного страхования”.

  Одним из важнейших шагов по обеспечению  более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника  явилось принятие Федерального закона №113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”.

  В 1996 году был принят, а с 1997 года вступил  в силу федеральный закон “Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” № 27-ФЗ возникла настоятельная потребность в  разработке принципиально новой  модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и  уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая  ознаменовала начало нового — третьего этапа пенсионной реформы. В 2001-2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов - “О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации” № 166-ФЗ, “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ, и “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” № 173-ФЗ, “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” № 111-ФЗ. Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004-2005 года, после трех лет пенсионной реформы и система пенсионного обеспечения, и система Пенсионного фонда России претерпели качественные изменения.

  1.2 Задачи и функции Пенсионного фонда Российской Федерации

  Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

  Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых  им пенсионных платежей в 2004 году вплотную приблизился к одному триллиону  рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 миллионов пенсионеров. С  Фондом сотрудничает 5,5 млн. работодателей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства  перед ними более чем 42 миллионам  застрахованных, имеющим в структуре  пенсии накопительную часть, 18 миллионам, имеющим только страховую часть  и 6 миллионам работающих пенсионеров  для перерасчета пенсий. По масштабу решаемых задач деятельность ПФР  не имеет прецедентов в истории  России.

  Первый  шаг в организации новой для  России, но успешно действующей в  развитых странах пенсионной системе  был сделан в 1991 году с созданием  Пенсионного фонда РФ: бюджет пенсионной системы отделен от бюджета государства. Это дает возможность правительству, парламенту и всему обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного  пенсионного страхования и как  они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций.

  Пенсионное  обеспечение остается в числе  главных социальных гарантий граждан  России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов  Пенсионного фонда России ( ПФРФ ).

  Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФ РФ) создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  Пенсионный  фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

  Пенсионный  фонд имеет огромное влияние на экономику  страны, так как главной целью  его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения средств  во времени и в пространстве —  где бы человек ни жил, он своим  трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный  уровень в будущем.

  Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение. В  основные задачи ПФ РФ входят:

  - целевой  сбор и аккумуляция страховых  взносов, а также финансирование  расходов в соответствии с  назначением ПФ РФ;

  - организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

  • капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов ( в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

  - межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФ РФ, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по  вопросам пенсий и пособий.

  Основными функциями ПФ РФ являются:

  - участие  в определении размеров взносов  на государственное страхование,  а также обоснование и дифференциация  их по предприятиям и организациям  в зависимости от условий труда;

  - обеспечение  контроля за своевременным и  полным поступлением страховых  взносов и правильным расходованием  средств фонда;

  - разработка  и подготовка предложений по  совершенствованию пенсионного  обеспечения и выполнению социальных  программ;

  - организация  текущей работы отделений ПФ  в соответствии с Положением. Средства ПФР формируются за счет:

  - страховых  взносов работодателей;

  - страховых  взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью,  в том числе фермеров и адвокатов;

  - страховых  взносов иных категорий работающих  граждан;

  • ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

  - средств,  возмещаемых ПФР Государственным  фондом занятости населения Российской  Федерации в связи с назначением  досрочных пенсий безработным;

  - средств,  взыскиваемых с работодателей  и граждан в результате предъявления  регрессных требований;

  - добровольных  взносов (в том числе валютных  ценностей) физических и юридических  лиц, а также доходов от капитализации  средств ПФР и других поступлений.  Средства ПФР направляются на:

  - выплату  в соответствии с действующим  на территории Российской Федерации  законодательством, межгосударственными  и международными договорами  государственных пенсий, в том  числе гражданам, выезжающим за  пределы Российской Федерации;

  - выплату  пособий по уходу за ребенком  в возрасте старше полутора  лет;

  - оказание  органами социальной защиты населения  материальной помощи престарелым  и нетрудоспособным гражданам;

  финансовое  и материально-техническое обеспечение  текущей деятельности ПФР и его  органов;

  - другие  мероприятия, связанные с деятельностью  ПФРФ. Пенсионный фонд является  важным звеном финансовой системы  государства, при этом обладая  рядом особенностей:

  - фонд  запланирован органами власти  и управления, и имеет строгую  целевую направленность;

  - денежные  средства фонда используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

  - формируется  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

  - страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

  - на отношения,  связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм  и положений Налогового Кодекса  РФ;

  - денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

  - расходование  средств из фонда осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  органа (Правление фонда).

Информация о работе Этапы формирования Российской пенсионной системы