Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:48, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие эластичности. Ее сущность и виды…………………………4
Сущность и виды эластичности…………………………………………...4
1.2 Прямая эластичность кривой спроса по цене…………………………...11
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене…………………..15
Глава 2. Эластичность спроса по доходу………………………………………18
2.1 Понятие эластичности спроса по доходу…………………………………18
2.2 Перекрестная эластичность спроса по цене………………………………22
2.3 Перекрестная эластичность по доходу……………………………………25
Глава 3.Эластичность предложения……………………………………………27
3.1 Понятие эластичности предложения……………………………………...27
3.2 Факторы, влияющие на эластичность предложения……………………..29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………..36
Если кривая спроса задана линейной функцией, например Q i = a i - bp i , наклон ее, очевидно, будет D Q i / D P i = -b . Подставляя последнее выражение в (3), получим:
(4)
Это означает, что коэффициент эластичности будет различным в разных точках такой кривой, несмотря на один и тот же ее наклон. Графически коэффициент точечной эластичности линейной кривой спроса определяется соотношением отрезков кривой, лежащих выше и ниже интересующей нас точки. При этом наклон линейной кривой спроса остается, по определению, неизменным на всем ее протяжении (рис.5).
Рис.5 Различная эластичность спроса при неизменном наклоне линии спроса
Однако чаще мы встречаемся со значительными изменениями цены и объема спроса. В этом случае, как очевидно, формула (3) вообще непригодна для расчета коэффициента эластичности, а использование формулы (2) даст различный результат в зависимости от того, какой из двух уровней цены и объема мы примем при определении второго сомножителя ее правой части.
Для того чтобы избежать неопределенности в расчетах, используют один из двух стандартных методов. Либо в расчете коэффициента эластичности используют наименьшие значения цены и объема, в нашем примере тогда
(5) e i = ( D Q i / D P i )( P 2 / Q 1 )
либо используют их средние для интервала значения. В этом случае говорят о дуговой эластичности. Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды (точка М на рис.6), соединяющей две точки.
Рис.6 Дуговая эластичность спроса
Практически используются средние для дуги АВ значения цены и объема спроса:
(6)
где
Использование формулы (6), очевидно, позволяет определить лишь приблизительное значение эластичности по дуге АВ на кривой спроса. Ошибка будет тем больше, чем более вогнутой к началу координат окажется в действительности дуга АВ. Коэффициент эластичности используется для наиболее общей характеристики спроса.
Если e i = 0, спрос совершенно неэластичен, никакое изменение цены не влияет на объем спроса.
Если e i = ∞ , спрос совершенно эластичен, малое повышение цены ведет к бесконечно большому сокращению спроса. И наоборот, малое снижение цены ведет к бесконечно большому увеличению объема спроса.
При e i = 1 говорят, что спрос имеет единичную эластичность, изменение цены на 1% ведет к изменению объема спроса также на 1%. В этом случае кривая спроса имеет форму равнобочной гиперболы.
Линии спроса с нулевой, единичной и бесконечной эластичностью показаны на рис.7.
Рис.7 Линии спроса с нулевой, единичной и бесконечной эластичностью
1.3
Факторы, влияющие на
Прямая эластичность спроса по цене зависит прежде всего от наличия товаров-заменителей. Чем больше таких товаров-заменителей, чем ближе их основные свойства, тем эластичнее спрос на данный товар. Отсутствие товаров-заменителей предопределяет совершенную неэластичность спроса (например, спрос на поваренную соль). Поэтому, чем более агрегированную группу товаров мы рассматриваем, тем ниже эластичность спроса (например, спрос на мясопродукты менее эластичен, чем спрос на колбасы, а спрос на колбасы менее эластичен, чем спрос на колбасу определенного вида).
Эластичность зависит также от разнообразия возможностей (направлений) использования данного товара. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность (например, спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем на специализированное)10.
Прямая эластичность спроса зависит также от степени насыщения потребностей. Если почти все семьи уже имеют, хотя бы по одному холодильнику, небольшое снижение рыночной цены вряд ли существенно скажется на объеме спроса и продаж. Напротив, на стадии начального насыщения спроса, скажем, на компьютеры, сравнительно небольшое снижение цены может вызвать значительный рост спроса и продаж.
Наконец, эластичность
спроса зависит от фактора времени.
Спрос более эластичен в
Рис.8 Линия спроса «со стертыми» ступенями
Поэтому в отличие от обычной ступенчатой кривой объем спроса меняется при любом сколь угодно малом изменении цены. Однако меняется по-разному. Например, снижение цены с P 2 до P 3 , меньшее, чем снижение цены с P 1 до P 3 , сопровождается значительно большим увеличением объема спроса.
Кривая спроса со стертыми ступенями объясняет такое явление, как стабильность (иногда ее называют липкостью) цен в условиях, когда цены многих других товаров изменяются. Дело в том, что повышение цены данного товара с P 3 до P 2 приведет к сокращению спроса почти в 2 раза, тогда как ее снижение с P 3 до P 4 дает ничтожно малый его прирост. Таким образом, спрос на данный товар может оказаться весьма эластичным при повышении цены, но почти неэластичным при ее снижении (или наоборот)11.
Рис.9 Линии спроса в представлении некоторых продавцов
Представления продавцов об эластичности спроса на продаваемые ими товары могут оказаться весьма своеобразными, что скажется и на их ценовой стратегии. Многие из них полагают, что кривая спроса имеет зубцы, это делает ее похожей на пилу (рис.9), так что характер зависимости объема спроса при движении вдоль кривой постоянно меняется. Некоторые из них полагают, что покупателей больше привлекают цены, выраженные нечетными числами. Как видно на рис.9,а, объем спроса при цене 197 больше, чем при ценах 196 или 198 руб. Другие считают, что объем спроса при ценах, выраженных круглыми цифрами, меньше, чем при любой другой цене в пределах определенного интервала (рис.9,б). Существуют и другие представления о характере функций спроса и его эластичности, которые служат психологической основой для других стратегий ценообразования.
Глава 2. Эластичность спроса по доходу
2.1 Понятие эластичности спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i -тый товар к относительному изменению дохода потребителя:
(7)
Если e I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.
Если e I > 0, товар называется нормальным , с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.
Рис.10 Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага
Если e I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.
Если e I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.
Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( e I = 1), называют товарами «второй необходимости". Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.
Таблица 1 - Дифференциация товаров в зависимости от эластичности спроса по доходу
Вид товара |
Величина эластичности по доходу |
1.Некачественные (низкокачественные) |
e I <0 |
2. Нормальные (стандартные): |
e I >0 |
а) первой необходимости |
0< e I <1 |
б) второй необходимости |
e I =1 |
в) предметы роскоши |
e I >1 |
Зависимость между объемом спроса на определенные товары и уровнем дохода потребителей можно проиллюстрировать при помощи кривых Энгеля (рисунок 11). По оси абсцисс отложим величину спроса, а по оси ординат - величину дохода. Очевидно, что в данном случае спрос на продукт растет медленней увеличения дохода, т.е. - это товар первой необходимости.
Рис11. Кривая Энгеля для товаров первой необходимости
Посмотрим теперь, какой вид имеют кривые Энгеля для предметов роскоши (рис 12) и некачественных товаров (рис 13).
Рис 12. Кривая Энгеля для предметов роскоши
Рис 13 - Кривая Энгеля для некачественных товаров
Значение коэффициента эластичности по доходу трудно переоценить. Экономисту он говорит о многом. Чем выше коэффициент эластичности по доходу, тем быстрее развивается данная отрасль экономики, тем перспективней она считается.
Страны, которые специализируются на производстве товаров первой необходимости (например, сельскохозяйственная продукция), а также на добыче полезных ископаемых, топлива и электричества, в процессе международной торговли оказываются в заведомо проигрышной ситуации по сравнению со странами, специализирующимися на производстве «предметов роскоши» : автомобилей, компьютеров, товаров длительного пользования. В самом деле, с ростом доходов мирового общества цены на товары первой необходимости закономерно все более отстают от цен «предметов роскоши». Именно в этом кроется одна из главных причин дифференциации мировой экономики на бедные и богатые страны.
2.2 Перекрестная эластичность по цене
Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого12.
Коэффициентом перекрестной
эластичности спроса по цене
(8)
Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым. Если Ec > 0, то товары X и Y называют взаимозаменяемыми, повышение цены товара X ведет к увеличению спроса на товар Y (например, различные виды топлива). Если Ec< 0, то товары X и Y называют взаимодополняющими, повышение цены товара X ведет к падению спроса на товар Y (например, автомашины и бензин). Если Ec = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой (например, хлеб и цемент). Основным фактором, определяющим эластичность спроса по цене, являются естественные свойства благ, их способность замещать друг друга в потреблении.
Если два товара могут с одинаковым успехом использоваться для удовлетворения одной и той же потребности коэффициент перекрестной эластичности этих товаров по цене будет высок, и наоборот.
Следует иметь в виду, что перекрестная эластичность спроса по цене может быть асимметричной. Если цена мяса снизится, спрос на кетчуп возрастет. Но если цена кетчупа повысится, то это вряд ли повлияет на спрос на мясо. Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован для характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров лишь при небольших изменениях цен. При значительных изменениях цен будет проявляться влияние эффекта дохода, что приведет к изменению спроса на оба товара.