Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Делая громкие заявления о необходимости преодолевать сырьевую зависимость, руководители государства уделяют большое внимание поддержанию и развитию экспортного потенциала нефтяной отрасли. И это понятно. Экспорт нефти и нефтепродуктов приносит России до 49% (в 2008 году) валютной выручки. Нефтедоллары остаются основой доходной базы федерального бюджета. Да и нефтяные компании получают основные доходы именно от экспорта. Ориентированная на экспорт транспортная инфраструктура отрасли развивается опережающими темпами. Проблема дефицита экспортных нефтепроводов и терминалов благополучно решена. Серьезно ослаблена транзитная зависимость. Расширена география экспортных маршрутов. Большего и не нужно — возможности экспорта ограничены. Однако правительство продолжает инициировать строительство новых магистралей, рассчитывая в будущем принять обильные транзитные потоки.
Сейчас мировая экономика постепенно выходит из кризиса. Восстанавливается спрос на энергоносители. Российские нефтегазовые компании пользуются ситуацией для увеличения валютной выручки. В нефтяном экспорте четко прослеживается тенденция к перераспределению потоков в направлении дальнего зарубежья.
На фоне изрядно выросших цен на нефть российские компании активно увеличивают экспорт нефти и – еще более высокими темпами – нефтепродуктов.
Введение 3
1. Характеристика показателей экспорта нефти и нефтепродуктов за период 2000-2010гг. 4
1.1. Экспорт нефти 4
1.1.1. Рынки и объемы 4
1.1.2. Экспортные потоки 6
1.2. Экспорт нефтепродуктов 10
1.2.1. Экспортные маршруты 15
2. Характеристика показателей экспорта нефти и нефтепродуктов за I квартал 2010 года 19
2.1. Экспорт нефти 19
2.2. Экспорт нефтепродуктов 21
Заключение 25
Список использованной литературы: 26
В прошлом году через порт Приморск ушло 4,215 млн. тонн дизельного топлива. В 2010 году планируется выйти на уровень 6,2-6,5 млн. тонн. На полную мощность проект «Север» намечено вывести к середине 2011 года.
В 2009 году основным поставщиком топлива в систему «Север» был Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа. С 2010 года предприятие увеличило объемы сдачи дизтоплива в экспортный нефтепродуктопровод. После запуска Нижнекамского НПЗ в Татарстане в трубу дополнительно поступит 2,5-3,0 млн. тонн дизельного топлива. Это полностью закроет пропускную способность первого пускового комплекса проекта «Север».
В
конце 2009 года были подготовлены предварительная
документация и обоснование инвестиций
проекта «Юг» (нефтепродуктопровод Сызрань-Саратов-Волгоград-
Предполагаемая максимальная пропускная способность проекта «Юг» 9-9,5 млн. тонн, оптимальная — 8,7 млн. тонн. Ожидается, что к 2013 году (времени ввода новой транспортной системы в эксплуатацию) на Краснодарском, Афипском и Новошахтинском НПЗ будут готовы к выпуску дизельного топлива европейского качества. Кроме того, в рамках проекта «Юг» к системе ТНП будут подключены еще два завода — Саратовский и Волгоградский НПЗ. [1]
Летом 2004 года ЛУКОЙЛ ввел в эксплуатацию первый пусковой комплекс терминала порта Высоцк в Ленинградской области мощностью 2,5 млн. тонн в год, ориентированного на перевалку светлых и темных нефтепродуктов. Год спустя было завершено строительство второй очереди мощностью 10,7 млн. тонн в год.
В 2007 году компания договорилась с РЖД о развитии железнодорожной инфраструктуры с целью обеспечения перевозки к терминалу в Высоцке до 12 млн. тонн нефтепродуктов в год. В дальнейшем обсуждалась возможность увеличения железнодорожных поставок в этом направлении до 14 млн. тонн. В 2008 году через терминал ЛУКОЙЛа было отгружено 12,6 млн. тонн нефтепродуктов.
4-4,5 млн. тонн российских нефтепродуктов ежегодно поступает по железной дороге к терминалам на Черном море. Очевидно, что при всей привлекательности трубопроводных поставок железнодорожный транспорт еще долго будет обслуживать значительные объемы поставок нефтепродуктов. В том числе, и на экспорт. Это связано и с тем, что дальнейшее развитие сети нефтепродуктопроводов с целью подключения к ней удаленных НПЗ экономически нецелесообразно. В частности, не удается принять положительное решение даже о подключении Ачинского НПЗ, хотя он и принадлежит контролируемой государством «Роснефти».
Доля транспортировки нефтепродуктов речным транспортом невелика — менее 2%. Короткий срок навигации (не более 3-4 месяцев) и несовпадение направлений концентрированных грузопотоков нефтепродуктов с начертанием внутренних водных путей снижают привлекательность речных перевозок.
По данным таможенной статистики, в январе-марте 2010 года российский экспорт вырос к соответствующему периоду прошлого года на 61,5%. Столь стремительный рост связан с эффектом низкой базы: в начале 2009 года объемы экспорта сократились в стоимостном выражении практически наполовину.
Нефтегазовый комплекс сыграл ключевую роль в возрождении экспорта. На фоне роста контрактных цен российские компании наращивали физические объемы вывоза из страны нефти и нефтепродуктов. В результате доля продукции нефтегазового комплекса в структуре российского экспорта выросла до 64,6% по сравнению с 57% в первом квартале прошлого года.
К тому же в структуре нефтегазового экспорта доля светлых нефтепродуктов уменьшилась до 12,3% по сравнению с 14,3% годом ранее. Вопреки обещаниям властей, преодолевая последствия кризиса, экономика России становится еще более зависимой от нефтедолларов, чем прежде.
Существенную
поддержку отечественным
После
некоторого снижения в феврале, цены
на нефть в марте вернулись
к пиковым посткризисным
В стоимостном выражении экспорт нефти увеличился на 82,4% до $30,14млрд. решающую роль в этом сыграл рост цен на жидкие углеводороды. Если в первом квартале прошлого года тонна российской нефти продавалась, в среднем, за $300? То в январе-марте 2010 года – за $525. (табл.2)
Таблица 2
Основные показатели экспорта российской нефти
Всего | Дальнее зарубежье | СНГ | ||||
тыс. т | $ млн | тыс. т | $ млн | тыс. т | $ млн | |
I квартал 2010 г. | 57396,0 | 30183,3 | 53902,5 | 28859,5 | 3493,5 | 1278,8 |
I квартал 2009 г. | 55086,4 | 16525,1 | 51003,8 | 15536,0 | 4082,6 | 989,1 |
Изменение | +4,2% | +82,4% | +7,4% | +92,9% | -14,4% | +29,3% |
Источник: [2]
Цена
фактических продаж выросла на 75%
– темпы роста опережали
Эта динамика была достигнута за счет более плавного роста цен для ближнего зарубежья по сравнению с динамикой стоимости нефти для дальнего зарубежья (соответственно, в 1,5 и 1,76 раза). В результате разница между в ДЗ и СНГ уменьшилась с 79,5% в январе-марте 2009 года до 68,4% в первом квартале нынешнего года.
Объем экспорта российской нефти по итогам трех месяцев 2010 года вырос на 4,2% до 57,4 млн. тонн. За этот период добыча нефти увеличилась на 3,2%. Из 3,84 млн. тонн дополнительно добытых жидких углеводородов за рубеж было продано 2,31 млн. тонн, то есть 60% прироста ушло на экспорт.
В целом, 46% добытой в РФ за три месяца нефти было продано за рубеж. В структуре экспортной выручки отрасли доля нефти по сравнению с результатом годичной давности практически не изменилась – немногим менее 51%.
Показательно, что поставки российской нефти в СНГ продолжают сокращаться, а продажи в ДЗ расширяются. С одной стороны, спешное и недостаточно проработанное в принципиальных деталях образование Таможенного союза создало дополнительные проблемы для переработки российской нефти на заводах СНГ. С другой стороны, освобождение нефти Восточной Сибири от чрезвычайно высоких таможенных пошлин ($253,6 за тонну в марте 2010 года) делает безальтернативной экспортную ориентацию добытых здесь жидких углеводородов.
Продажи нефти в ДЗ выросли в рассматриваемом квартале на 5,7% (до 53,9 млн. тонн). В то же время поставки СНГ сократились на 14,4% (до 3,5 млн. тонн).
В течение первого квартала экспортные поставки российской нефти стабильно росли: с 18,66 млн. тонн в январе до 18,74 млн. тонн в феврале и 19,99 млн. тонн в марте. Объем мартовских продаж на 7% превысил показатель января 2010 года. В результате мартовская выручка от экспорта нефти превзошла январскую более чем на $880 млн. [2]
Проблема в том, что госбюджет не получил от этого прироста привычной доли: за границу уходит все больше нефти, не облагаемой таможенной пошлиной. Разумеется, это не нравится Минфину. Пока куратору ТЭК вице-премьеру И.Сечину удается сохранять льготу.
Но не вызывает сомнений, что рано или поздно Минфин добьется если не полной, то частичной отмены этой обременительной для государственной казны льготы. Такая неопределенность поощряет нефтяников извлечь максимум выгод, пока это еще возможно. Поэтому, как минимум, в ближайшем будущем экспортный поток сырой нефти с территории РФ не ослабнет.
Экспорт нефтепродуктов с территории России растет более высокими темпами, чем вывоз с территории страны сырой нефти. По сравнению с первым кварталом прошлого года объемы выросли на 6%. Однако, и нынешние 32,09 млн. тонн за квартал – это в 1,8 раза меньше, чем продается за рубеж российской нефти. (табл.3)
Таблица 3
Основные показатели экспорта российских нефтепродуктов
Всего | Дальнее зарубежье | СНГ | ||||
тыс. т | $ млн | тыс. т | $ млн | тыс. т | $ млн | |
I квартал 2010 г. | 32087,7 | 16778,3 | 30958,1 | 16235,5 | 1129,6 | 542,8 |
I квартал 2009 г. | 30280,7 | 8921,4 | 28817,7 | 8416,1 | 1463 | 505,3 |
Изменение | +6,0% | +88,1% | +7,4% | +92,9% | -22,8% | +7,4% |
Источник: [2]
К тому же, от продажи тонны нефтепродуктов Россия получает денег меньше, чем от экспорта сырой нефти. Правда, в первом квартале разрыв между средней экспортной ценой тонны нефтепродуктов и сырой нефти сократился до минимума (0,4% по сравнению с прошлогодними 1,8%). Основные причины – изменения в структуре вывозимых нефтепродуктов и географии поставок, а также устранение ценовых диспропорций, произошедших в период острой фазы мирового кризиса.
Мазут остается основным экспортным нефтепродуктом наших НПЗ. Однако его доля в структуре поставок уменьшилась в первом квартале до 49,2% (год назад – 50,7%). Впрочем, физические объемы экспорты мазута все равно выросли – на 2,8% до 15,36 млн. тонн. (рис.6)
Рис.6. Структура экспорта российских нефтепродуктов (источник: [3])
В начале прошлого года тонна мазута уходила за рубеж, в среднем, за $202,8. В январе-марте 2010 года – за $436,2. Год назад мазут был дешевле экспортной нефти на 32,4%, теперь разница в цене сократилась до 17%. На гребне кризиса нефтяники были готовы идти на значительные скидки, сейчас они стали разборчивее.
Собственно, и раньше основные экспортные объемы российского мазута шли в ДЗ, где наш самый массовый нефтепродукт используется в качестве сырья для последующей переработки и производства светлых нефтепродуктов. Сейчас доля ДЗ достигла максимума в 99,6%ю при этом доля мазута, поставляемого в СНГ, уменьшилась до 0,4% по сравнению с прошлогодним уровнем 1,4%.
Из основных нефтепродуктов наиболее динамично рос экспорт дизельного топлива. По сравнению с январем-мартом 2009 года он увеличился на 11,8% и достиг 11,13 млн. тонн. В структуре экспорта нефтепродуктов доля дизтоплива выросла с 32,9% до 34,7%.
В то же время выручка от экспорта дизтоплива увеличилась всего на 59% до $6,62 млрд. это связано с тем, что экспортная цена тонны этого продукта выросла лишь на 42%. Роль рынков СНГ в экспорте дизтоплива остается мизерной, и даже сократилась относительно января-марта прошлого года с 3,9% до 3,7%. [2]
Правда, физические объемы вывоза российского дизтоплива в СНГ выросли на 3,8%. Но увеличение спроса в значительной мере было поддержано ценовой политикой экспортеров: по сравнению с началом прошлого года тонна дизтоплива подорожала для покупателей из ближнего зарубежья всего на 14%.
Информация о работе Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в 2000-х гг