Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Делая громкие заявления о необходимости преодолевать сырьевую зависимость, руководители государства уделяют большое внимание поддержанию и развитию экспортного потенциала нефтяной отрасли. И это понятно. Экспорт нефти и нефтепродуктов приносит России до 49% (в 2008 году) валютной выручки. Нефтедоллары остаются основой доходной базы федерального бюджета. Да и нефтяные компании получают основные доходы именно от экспорта. Ориентированная на экспорт транспортная инфраструктура отрасли развивается опережающими темпами. Проблема дефицита экспортных нефтепроводов и терминалов благополучно решена. Серьезно ослаблена транзитная зависимость. Расширена география экспортных маршрутов. Большего и не нужно — возможности экспорта ограничены. Однако правительство продолжает инициировать строительство новых магистралей, рассчитывая в будущем принять обильные транзитные потоки.
Сейчас мировая экономика постепенно выходит из кризиса. Восстанавливается спрос на энергоносители. Российские нефтегазовые компании пользуются ситуацией для увеличения валютной выручки. В нефтяном экспорте четко прослеживается тенденция к перераспределению потоков в направлении дальнего зарубежья.
На фоне изрядно выросших цен на нефть российские компании активно увеличивают экспорт нефти и – еще более высокими темпами – нефтепродуктов.
Введение 3
1. Характеристика показателей экспорта нефти и нефтепродуктов за период 2000-2010гг. 4
1.1. Экспорт нефти 4
1.1.1. Рынки и объемы 4
1.1.2. Экспортные потоки 6
1.2. Экспорт нефтепродуктов 10
1.2.1. Экспортные маршруты 15
2. Характеристика показателей экспорта нефти и нефтепродуктов за I квартал 2010 года 19
2.1. Экспорт нефти 19
2.2. Экспорт нефтепродуктов 21
Заключение 25
Список использованной литературы: 26
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Экспорт нефти и нефтепродуктов в России
в 2000-х гг.»
Выполнила:
студентка группы ЭУ-08-3
Окулова Александра
Проверил:
к.э.н., профессор Шпаков
Владимир Александрович
Москва, 2010
Оглавление
Делая
громкие заявления о
Сейчас мировая экономика постепенно выходит из кризиса. Восстанавливается спрос на энергоносители. Российские нефтегазовые компании пользуются ситуацией для увеличения валютной выручки. В нефтяном экспорте четко прослеживается тенденция к перераспределению потоков в направлении дальнего зарубежья.
На
фоне изрядно выросших цен на нефть российские
компании активно увеличивают экспорт
нефти и – еще более высокими темпами
– нефтепродуктов.
Мировой рынок нефти оказывал российским экспортерам углеводородного сырья мощную поддержку практически в течение всего десятилетия. Нефть неутомимо дорожала с 2002-го вплоть до середины 2008 года: в июле цена барреля марки Brent достигла исторического максимума — $147. А следующие полгода нефть стремительно падала в цене — до $32 за баррель в декабре.
Понятно, когда нефть дешевеет с такой скоростью (в 4,6 раза за полгода), это шокирует. Возникает ощущение конца света. Однако даже столь ураганные перемены не помешали рынку обновить среднегодовой ценовой рекорд. $97,6 за баррель Brent — это на треть больше, чем во внешне благополучном 2007 году.
Основные экспортные объемы российской нефти идут в дальнее зарубежье. В страны СНГ наша нефть идет в сравнительно небольших объемах: порядка 14-16% вывозимого из РФ жидкого углеводородного сырья. Причем, доля этих поставок снижается: с 15,9% в 2004 году до 13,9% в 2009. За пять лет сократились и физические объемы поставок в ближнее зарубежье: с 40,3 до 34,1 млн. тонн, на 15,4%. (рис.1)
Рис. 1. Структура экспорта российской нефти (источник: [1])
В ближнее зарубежье российские компании отправляют нефть, главным образом, для обеспечения сырьем контролируемых ими НПЗ. В Белоруссии это Мозырский НПЗ, которым наряду с государством владеет «Славнефть». На Украине — Лисичанский НПЗ, управляемый ТНК-ВР, и Одесский НПЗ (ЛУКОЙЛ).
Ранее значительные объемы нефти «Татнефть» поставляла на частично принадлежавший ей Кременчугский НПЗ (через Совместное Предприятие «Укртатнафта»), Однако после того как российскую компанию и правительство Татарстана фактически лишили права собственности в результате рейдерского захвата, российские поставки на завод прекратились. Это стало основной причиной сокращения за последние годы объемов поставок российской нефти на Украину. Так, в 2009 году в Кременчуг планировалось поставить 4,2 млн. тонн российской нефти, а на практике — ничего.
В целом, суммарный экспорт российской нефти по всем направлениям в интервале 20002009 годов вырос более чем в 1,5 раза (со 144,4 млн. тонн до 225,9 млн. тонн — на 56,4%). Десятилетие не было однородным.
Начало 2000-х годов было отмечено в России ажиотажным ростом экспорта сырой нефти. В среднем, объемы экспорта увеличивались ежегодно на 16% (в самом динамичном 2003 году — на 20,3%). В результате в 2004 году экспортные объемы достигли «пика» — 260,3 млн. тонн, превзойдя результат 2000 года в 1,8 раза. (рис.2)
Рис.2.
Экспорт нефти из России, млн.т. (источник:
[3],[4])
В течение следующих четырех лет экспортные объемы российской нефти сокращались: в 2005 году — на 3%, в 2006-м — на 1,6%, в 2006-м — на 4%. И, наконец, в 2008 году произошло самое значительное уменьшение экспорта сырой нефти — на 7%, до 221,6 млн. тонн (это меньше, чем в 2003 году).
В целом за этот период вывоз российской нефти за рубеж сократился почти на 15%. И лишь в кризисном 2009 году российские компании активизировали вывоз добытой нефти за пределы страны — на 1,9%, до 225,9 млн. тонн.
В период по 2002 год включительно экспорт нефти в дальнее зарубежье по темпам роста немного отставал от динамики поставки сырья на заводы СНГ. В течение следующих двух лет рост был наиболее внушительным: почти на 22% в 2003 году и на 15,5% в 2004-м. В целом за 20002004 годы экспорт в ДЗ увеличился на 72,8%, со 127,5 до 220,3 млн. тонн — результат не столь внушительный, как по экспорту в целом. [1]
Последняя пятилетка не была однородной, но преобладала тенденция к свертыванию экспортных поставок в ДЗ. В 2007 и 2009 годах экспорт рос (на 4,8% и 3,0% соответственно).
Что касается поставок в ДЗ с использованием возможностей трубопроводной системы «Транснефти», то здесь динамика менее агрессивна, а тренд виден более отчетливо. За десятилетие физические объемы поставок сокращались дважды: в 2007 году (на малозначимые 0,1%) и в 2008 году (на 6%, в связи с резким сокращением нефтяного экспорта из России).
Откровенно взрывной рост экспортных поставок по системе «Транснефти» отмечен в 2005 (+19,5%) и 2006 годах (+16,4%). Это связано со значительным расширением пропускной способности БТС. В целом за 2000-е годы экспорт в ДЗ по каналам «Транснефти» вырос на 48,4%.
В течение последнего пятилетия по «Транснефти» идет, в среднем, около 90% экспортных объемов. У некоторых компаний появились собственные морские терминалы, расположенные в относительной близости от разрабатываемых месторождений. Российские компании имеют доступ (хотя и ограниченный) к системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и магистральному нефтепроводу Казахстан-Китай.
Но самыми крупными «альтернативщиками» являются операторы двух сахалинских СРП, которые создали собственные мощные системы транспортировки и в услугах «Транснефти» объективно не нуждаются. Так, в 2009 году из 25,3 млн. тонн нефти, которые ушли за рубеж, минуя систему «Транснефти», 13,7 млн. тонн — продукция сахалинских СРП.
Пожалуй, главный вывод: трубопроводная система перестала быть дефицитной. Она и сейчас готова принять растущие объемы российской экспортной нефти. С пуском первой очереди ВСТО возможностей вывезти сырье стало больше, а на очереди — новые пусковые объекты.
Однако по мере расширения трубопроводной системы нефтяники проявляют все меньше заинтересованности в наращивании экспорта. Вроде бы, странно: цены резко росли, добыча развивалась, нет дефицита транспортных мощностей — а видимой отдачи нет. Но все объясняется довольно просто.
Во-первых, действующая система изъятия в пользу государства нефтяных «сверхдоходов» отучила нефтяников радоваться высоким ценам и огорчаться низким. Заработать еще можно на росте цен, но их уровень принципиального значения не имеет.
Во-вторых, экспортные пошлины на мазут существенно ниже соответствующих ставок на сырую нефть. Как следствие, компаниям, у которых есть собственные НПЗ, выгоднее гнать на экспорт мазут.
В-третьих, собственная переработка нефти часто приносит большую маржу, чем сырьевой экспорт. Особенно, когда нефтепродукты идут на экспорт, но и работа на внутренний рынок достаточно выгодна. Поэтому компании стараются переработать максимально возможные объемы нефти.
Проблема лишь в том, что далеко не все компании имеют производственные мощности переработки, адекватные объемам добычи. Да и возможности сбыта за рубеж темных нефтепродуктов не безграничны.
Ситуация изменилась: раньше на отечественные НПЗ нефть поставлялась по остаточному принципу, теперь на экспорт идет нефть, которой не нашлось более рационального применения. Вроде бы, наступила долгожданная переориентация с сырьевого экспорта на продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Но в структуре экспортных нефтепродуктов преобладает мазут — все то же сырье для зарубежных НПЗ.
Что касается структуры экспортных потоков российской нефти в дальнее зарубежье, то самым распространенным средством доставки сырья иностранным потребителям был и остается танкерный флот. Причем, доля нефти, отгружаемой через морские терминалы, выросла с 54,35% в 2001 году до 65,93% в 2009-м (в основном, благодаря БТС).
Вторыми по значимости остаются поставки непосредственно трубопроводным транспортом. Однако их доля сократилась значительно: с прежних 43,67% до нынешних 25,22%. Часть потоков принял балтийский порт Приморск — конечный пункт БТС. У «Транснефти» появился соперник в лице КТК (большой конкуренции нашему гиганту он не составляет, но до 3,35% отбирает). Еще 1,5 млн. тонн идет по трубе в Китай через Казахстан (в общей сложности поставки российской нефти в Поднебесную выросли до 15 млн. тонн).
В 3,5 раза выросли объемы транспортировки по железной дороге, что также связано с активизацией торговли с Китаем, куда пока не успели провести трубопровод. Впрочем, доля железнодорожного транспорта все равно не велика — порядка 5%. (рис.3)
Рис.3. Структура экспортных потоков в дальнее зарубежье (источник: [3])
В 2009 году значительных перемен в структуре экспортных потоков не произошло. Несколько выросли доли отгрузки через морские терминалы и по КТК. Сократились поставки по российским нефтепроводам и железной дороге. Почти в 1,5 раза увеличился экспорт в Китай через Казахстан, но доля этого маршрута по-прежнему не велика — 0,7%.
Крупнейшим экспортером нефти стала «Роснефть», которая за 2000-е годы нарастила объемы поставок нефти в ДЗ в 8,7 раза (притом, что добыча выросла в 7,8 раза), до 48,4 млн. тонн в 2009 году, — только по системе «Транснефти». ТНК-ВР увеличила экспортные поставки почти в 1,8 раза, до 33,8 млн. тонн. «Сургутнефтегаз» — на 67,5%. (табл. 1)
Таблица 1
Экспорт нефти российскими ВИНК в дальнее зарубежье, млн. тонн
(по системе «Транснефть», включая железнодорожные поставки)
2009 | 2008 | 2005 | 2001 | 2009/2008 | 2009/2005 | 2009/2001 | |
Роснефть | 48,38 | 45,76 | 34,42 | 5,53 | 105,7% | 140,6% | В 8,7 раза |
ТНК-BP | 33,77 | 31,27 | 49,27 | 19,00 | 108,0% | 68,5% | 177,7% |
Сургутнефтегаз | 27,14 | 32,08 | 27,69 | 16,20 | 84,6% | 98,0% | 167,5% |
ЛУКОЙЛ | 24,86 | 28,10 | 34,42 | 22,48 | 88,5% | 72,2% | 110,6% |
Татнефть | 15,91 | 14,80 | 12,55 | 9,20 | 107,5% | 126,8% | 172,9% |
Газпром нефть | 14,74 | 14,26 | 16,06 | 7,31 | 103,4% | 91,8% | 201,6% |
Русснефть | 4,62 | 4,91 | 6,08 | 94,1% | 76,0% | ||
Башнефть | 1,92 | 3,38 | 4,36 | 3,95 | 56,8% | 44,0% | 48,6% |
Славнефть | 5,11 | 5,22 | |||||
ЮКОС | 1,64 | 23,50 |
Информация о работе Экспорт нефти и нефтепродуктов из России в 2000-х гг