Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:04, реферат
Россия – крупнейший поставщик энергетического сырья на мировой рынок. Топливно-энергетический комплекс – это «валютный цех» страны, он обеспечивает почти половину всего российского экспорта. Начиная с 70-х годов валютная выручка за экспорт топливно-энергетических ресурсов стала своеобразной палочкой-выручалочкой, позволяющей смягчать последствия сбоев в отечественной экономике, латать социальные «дыры».
Топливно-энергетическая отрасль является очень важной в российской экономике, и в последние годы благодаря именно этой отрасли, а во многом и благоприятной конъюнктуре цен на мировых рынках, в России наметилось существенное улучшение общей макроэкономической ситуации.
Поэтому большое значение имеет определение направлений совершенствования и регулирование экспорта газа из Российской Федерации, что определяет актуальность темы курсовой работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экспорта газа из Российской Федерации 5
1.1. Состав и значение газовой промышленности в экономике Российской
Федерации 5
1.2. Развитие и размещение газовой промышленности Российской
Федерации 9
1.3. Государственное регулирование экспорта газа в Российской Федерации 16
Глава 2. Анализ динамики, структуры и основных направлений экспорта газа
из Российской Федерации 23
2.1. Оценка динамики добычи газовой промышленности Российской
Федерации 23
2.2. Анализ динамики и структуры экспорта газа из Российской Федерации 28
2.3. Характеристика основных направлений экспорта газа из Российской
Федерации 31
Глава 3. Проблемы и основные направления совершенствования экспорта
газа из Российской Федерации 35
Заключение 46
Список использованной литературы 49
│ │ заключения контрактов │ │ по контрактам │ │ │
│ └────────────────────────┘ ├───────────────────┤ └─────────────────────┘
│ ┌────────────────────────┐ │ Контракт, │ ┌─────────────────────┐
│ │ Добыча │ │заключаемый между │ │ Рынки │
│ │┌──────────────────────┐│ │ поставщиком и │ │┌───────────────────┐│
│ ││ Основное ││<┤ покупателем ├>││ ││
├>││ местонахождение ││ └───────────────────┘ ││ ││
│ │└──────────────────────┘│
│ │┌──────────────────────┐│
│ ││ «Вспомогательные» ││ ┌───────────────────┐ ││ ││
│ ││ месторождения ││ │ Транспортировка │ ││ Покупатель ││
│ ││┌─────────┐┌─────────┐││ ├───────────────────┤ ││ ││
└>│││ ││ │││ │ Поставка газа │ ││ ││
││└─────────┘└─────────┘│├>│
││┌─────────┐┌─────────┐││ ├───────────────────┤ ││ ││
│││ ││ │││ │ │ ││ ││
││└─────────┘└─────────┘││ │ │ ││ ││
│└──────────────────────┘│ │ │ │└───────────────────┘│
└────────────────────────┘ └───────────────────┘ └─────────────────────┘
Рис. 3.1. Норвежская модель. Опыт реализации экспортной политики
При создании модели взаимодействия добывающих компаний и государства при поставках газа на экспорт Правительство Норвегии преследовало следующие основные цели:
- проведение рациональной ресурсной политики, повышение эффективности использования природных ресурсов;
- участие государства в осуществлении экспорта газа;
- контролируемое развитие газотранспортных мощностей.
Участие государства в организации экспорта газа дает дополнительные гарантии потребителям в части бесперебойности поставок.
Порядок заключения договора на продажу газа выглядит следующим образом.
Первым шагом являются переговоры о заключении договора на продажу газа. Поскольку ни одно из месторождений не является продавцом газа по договору, функции продавца в переговорах с покупателями берет на себя так называемый Комитет по продаже газа. В Норвегии этот Комитет, образованный в 1986 г., называется «Gas-sforhandlingsutvalget», или GFU. GFU не является юридическим лицом. Его члены (например, Статойл и Норск Гидро) подписывают договоры на продажу газа самостоятельно.
Вторым шагом является определение базового месторождения. Это решение принимает Министерство нефти и энергии Норвегии, поскольку именно оно принимает решения о том, какие месторождения будут разрабатываться и какую транспортную инфраструктуру при этом надо будет построить. В процессе выбора месторождения основную роль играют следующие три участника:
- Комитет по поставке газа («Forsyningsutvalget», или FU), который состоит из нефтяных компаний, имеющих значительные запасы газа. Комитет по поставкам газа включает в себя в качестве членов большую часть нефтяных компаний, владеющих запасами газа на континентальном шельфе Норвегии. Комитет проводит экономический анализ и выдает рекомендации Министерству по вопросу выбора месторождений, которые будут нести ответственность по контракту. Вносимые Комитетом рекомендации не всегда принимаются единогласно;
- Норвежский нефтяной директорат также дает рекомендации по выбору. Его рекомендации основываются на социально-экономическом анализе, особенностях разработки месторождений, инфраструктурных аспектах и т.д.;
- Министерство нефти и энергии на основании представленных предложений выбирает месторождение.
Формально третьим шагом, который обычно делается вместе со вторым, является принятие решения о выборе месторождений-сателлитов, с которых будет поставляться газ по контракту по продаже газа, но которые не имеют прямых договорных отношений с покупателем газа. Министерство обычно старается организовать поставки газа не только с базового месторождения, но и заключить поставочный контракт, позволяющий осуществлять поставки газа сразу с нескольких месторождений. Обычно выбор базового месторождения и месторождений-сателлитов в рамках данного контракта взаимосвязан. Именно по этой причине Комитет по поставке газа, так же как и Норвежский нефтяной директорат, одновременно с рекомендациями по выбору базового месторождения выдают рекомендации относительно месторождений-сателлитов.
После того как месторождения-сателлиты подписывают контракты на поставку газа, эти контракты подписываются между компанией, владеющей лицензией на базовое месторождение, и компаниями, владеющими лицензиями на месторождения-сателлиты. При этом возникает достаточно сложная задача оптимизации профилей поставки со всех месторождений, требующая разработки сложных моделей контрактных взаимоотношений между всеми участниками поставки газа.
В качестве пятого и заключительного шага принимаются решения по вопросу строительства (при необходимости) газотранспортной инфраструктуры. Решение принимается таким образом, чтобы наиболее полно загрузить имеющиеся мощности по транспортировке. По этой причине выбор транспортных режимов поставки также является достаточно сложной проблемой.
Все подписываемые соглашения одобряются Министерством нефти и энергии. Именно по этой причине за Министерством остается последнее слово при выборе модели поставки.
В большинстве случаев месторождения-сателлиты обеспечивают покрытие только небольшой части продаваемого по контракту газа, и поэтому базовое месторождение играет важную роль в обеспечении остальной части поставок. В других случаях месторождение-сателлит обеспечивает возможность полного закрытия поставок газа по контракту.
2) Модель Нидерландов
В течение трех лет после открытия огромного газового месторождения Гронинген (Groningen) в 1959 г. министр экономики Де Пюи (De Pous) в своей Ноте (Nota) провозгласил основные принципы политики Нидерландов в газовой отрасли. Во-первых, чтобы максимизировать доход государства и держателя концессии Nederlandse Aardolie Maatschappij (NAM), министр в качестве основного представил принцип рыночной оценки добываемого газа. В соответствии с ней цена газа, по которой он должен продаваться различным потребителям, должна быть связана с ценой на альтернативные виды топлива, замещение на которые является наиболее вероятным, т.е. нефтяного газа для небольших потребителей и нефтепродуктов для промышленных и других крупных потребителей.
Второй основной принцип, сформулированный в Ноте Пюи, гласил, что разработка ресурсов нидерландского газа должна осуществляться «в гармонии» с продажами добываемого газа для того, чтобы избежать потрясений на энергетическом рынке. Контроль над поставками газа, таким образом, рассматривался в качестве одной из функций Правительства Нидерландов.
Низкие затраты при добыче газа на месторождении Гронинген привели к тому, что оно стало маржинальным источником газа; действуя в качестве балансирующего производителя, это месторождение поставляет объемы газа, необходимые для заполнения разрыва между растущим внутренним производством с новых месторождений и падающей потребностью в газе компании «Gasunie», связанной с падением экспортных поставок.
Именно по этой причине политика государства оказалась направленной на замещение газа с низкой себестоимостью производства (с месторождения Гронинген) на газ с малых месторождений.
┌─────────────────────────────
│ Министерство экономики ││ Конкурентное ведомство (NMa)│
│Регулирование суммарного объема││ Регулирование тарифов │
│ добычи (80 млрд. куб. м) ││ │
└─────────────┬───────────────
│ │
┌────┘ ┌───────────┘
│ │
│ │
\/ \/
┌───────────────┐ ┌───────────────┐ ┌──────────────────┐
│ Добыча │ │Транспортировка│ │ Рынки │
│┌─────────────┐│ ├───────────────┤ │ ┌──────────────┐ │
││Гронингенское│├───>│ «Пиковые» ├───>│ │ │ │
││месторождение││ │ поставки │ │ │ │ │
│└─────────────┘│ ├───────────────┤ │ │ │ │
│┌─────────────┐│ │ Контракт, │ │ │ │ │
││ «Малые» ││ │ заключенный │ │ │ │ │
││месторождения││<───┤ между ├───>│ │ Покупатель │ │
││┌────┐ ┌────┐││ │ поставщиком и │ │ │ │ │
│││ │ │ │││ │ покупателем │ │ │ │ │
││└────┘ └────┘││ ├───────────────┤ │ │ │ │
││┌────┐ ┌────┐││ │ Поставка газа │ │ │ │ │
│││ │ │ ││├───>│ по контракту ├───>│ │ │ │
││└────┘ └────┘││ │ │ │ │ │ │
│└─────────────┘│ │ │ │ └──────────────┘ │
└───────────────┘ └───────────────┘ └──────────────────┘
Рис. 2. Голландская модель. Опыт реализации экспортной политики
Вывод: таким образом, при создании «единого экспортного канала» возникли определенные проблемы. Создание государственной экспортной политики, направленной не только на фиксацию уже сложившихся отношений по экспорту газа из Российской Федерации, но и на стимулирование развития всей газовой отрасли в целом, - вот задача, которая требует совместного приложения сил специалистов государственных органов власти, ОАО «Газпром», независимых организаций и экспертного сообщества.
Первым шагом в этом направлении могло бы стать принятие постановления Правительства РФ, определяющего взаимоотношения компаний ОАО «Газпром» и независимых организаций при осуществлении поставок газа на экспорт в рамках уже действующего законодательства.
Заключение
В курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы экспорта газа из России.
Газ – лучший вид топлива. Его отличают полнота сгорания без дыма и копоти; отсутствие золы после сгорания; легкость розжига и регулирования процесса горения; высокий коэффициент полезного действия топливоиспользующих установок; экономичность и простота транспортировки к потребителю; возможность хранения в сжатом и сжиженном состоянии; отсутствие вредных веществ.
В состав газовой промышленности входят следующие элементы:
Добыча природного газа;
Добыча попутного газа;
Производство горючего газа из угля и сланцев;
Хранение газа.
Россия располагает значительными запасами нефти и газа. Основные их залежи расположены в Западно-Сибирской, Волго-Уральской, Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях, а также на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.
Государственное регулирование экспорта газа осуществляется в соответствии с указом президента Российской Федерации «Об упорядочении экспорта природного газа».
31 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 117-ФЗ «Об экспорте газа», который определяет основы государственного регулирования экспорта газа и применяется в отношении газа, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии.
В практической главе курсовой работе проведен анализ экспорта газа из Российской Федерации.
По товарной добыче природного газа (без учета объемов газа, закачиваемого обратно в пласт для поддержания в нем пластового давления) Россия занимает первое место в мире, обеспечивая чуть более 18% ее мирового объема, и опережает США примерно на 15%. По валовой же добыче Россия находится на втором месте: в 2009 г. в США суммарно извлечено из недр почти 695 млрд куб.м, в России, с учетом растворенного газа – 656,9 млрд куб.м.