Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:04, реферат
Россия – крупнейший поставщик энергетического сырья на мировой рынок. Топливно-энергетический комплекс – это «валютный цех» страны, он обеспечивает почти половину всего российского экспорта. Начиная с 70-х годов валютная выручка за экспорт топливно-энергетических ресурсов стала своеобразной палочкой-выручалочкой, позволяющей смягчать последствия сбоев в отечественной экономике, латать социальные «дыры».
Топливно-энергетическая отрасль является очень важной в российской экономике, и в последние годы благодаря именно этой отрасли, а во многом и благоприятной конъюнктуре цен на мировых рынках, в России наметилось существенное улучшение общей макроэкономической ситуации.
Поэтому большое значение имеет определение направлений совершенствования и регулирование экспорта газа из Российской Федерации, что определяет актуальность темы курсовой работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экспорта газа из Российской Федерации 5
1.1. Состав и значение газовой промышленности в экономике Российской
Федерации 5
1.2. Развитие и размещение газовой промышленности Российской
Федерации 9
1.3. Государственное регулирование экспорта газа в Российской Федерации 16
Глава 2. Анализ динамики, структуры и основных направлений экспорта газа
из Российской Федерации 23
2.1. Оценка динамики добычи газовой промышленности Российской
Федерации 23
2.2. Анализ динамики и структуры экспорта газа из Российской Федерации 28
2.3. Характеристика основных направлений экспорта газа из Российской
Федерации 31
Глава 3. Проблемы и основные направления совершенствования экспорта
газа из Российской Федерации 35
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Второй рычаг влияния государства на ситуацию в нефтегазовом секторе – это его политика в отношениях с “олигархическими” группами, владеющими значительной частью российской “нефтянки”. Действительно, нынешняя исполнительная власть не столь остро зависит от влиятельных “олигархических” структур: для ее легитимации и укрепления пока достаточно поддержки со стороны населения и широкого использования административных ресурсов. В то же время, если исключить некоторые малореалистичные заявления вроде обещания “покончить с лоббизмом”, то формирующаяся новая власть пока не торопится “выяснять отношения” с крупными промышленниками, лишь присматриваясь к ним. Поведение правительства Владимира Путина в различных “нефтяных войнах” (как, впрочем, и в скандалах в цветной и черной металлургии) остается осторожным.
По многим признакам, в руководстве исполнительной власти пока нет четкого видения будущей системы взаимоотношений с “олигархами”. Полностью отказаться от услуг крупного бизнеса будущему руководству страны вряд ли удастся: с ними, как минимум, придется консультироваться по важнейшим экономическим вопросам, а как максимум, активно использовать их ресурсы для пополнения бюджета, снижения социальной напряженности, реализации различных политических проектов, обеспечения влияния Центра на события в регионах. Впрочем, для крупных предприятий нефтегазового комплекса проблема лоббирования своих интересов в государственных органах стоит не так остро, как раньше. Это вызвано стремительным ростом поступлений от налоговых операций: если в менее стабильной ситуации идет борьба за уменьшающийся “кусок пирога”, то сейчас “нефтедолларов” хватает почти всем. Более актуальной задачей для НК является пресечение посягательств государства на свою прибыль. Впрочем, в ряде случаев предприятия отрасли все же проявляют интерес к различным проектам с государственным участием. Это относится, например, к распределению средств на строительство трубопроводов.
В настоящее время Министерство топлива и энергетики формально остается головным органом государственного регулирования топливно-энергетического комплекса. Однако на протяжении 1990-х гг. его реальная роль в формулировании и осуществлении государственной экономической политики неуклонно снижалась. Все это время Минтопэнерго оставалось ареной борьбы конкурирующих номенклатурно-политических групп и элитных кланов, намеренных использовать полномочия и остаточный властный потенциал этого ведомства в целях усиления собственных конкурентных позиций на политическом и экономическом полях. В зависимости от победы того или иного клана менялись содержание и формы политики, проводимой министерством, а само оно постепенно превращалось из органа государственного управления в орган лоббирования интересов своих клановых хозяев.
Но тем не менее, Министерство сохраняет статус головного разработчика или согласователя ряда правительственных документов, регулирующих ситуацию в ТЭКе.
27 февраля 1998 года Министерство топлива и энергетики Российской Федерации приняло приказ «О совершенствовании организации поставок нефти на экспорт». В целях повышения эффективности экспорта российской нефти, совершенствования организации государственного контроля при планировании экспорта и повышения ответственности работников центрального аппарата Министерства и нефтедобывающих организаций и предприятий топливно - энергетического комплекса с 1 марта 1998 г. вводится новый порядок разработки, движения и утверждения документов, касающихся поставок нефтяного сырья за пределы таможенной территории Российской Федерации, утвержденный Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 27 февраля 1998 г. В соответствии с данным приказом начата работа по совершенствованию координации поставок нефти по экспортным направлениям и подготовка предложения по организации работы координаторов экспортных направлений с учетом изменения транспортных схем экспорта, структуры нефтяных компаний ТЭК и условий рынка сбыта российской нефти.
Так, распоряжением правительства РФ от 16 марта 2000 года. предусматривается, что Минтопэнерго и ФЭК России с участием РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» в первом полугодии 2000 г должны разработать и представить на рассмотрение правительства План мероприятий по опережающему вовлечению угля для нужд электростанций в топливно-энергетическом балансе страны. Во 2-м квартале 2000 г Минтопэнерго необходимо подготовить и представить Предложения о поддержке развития нефтегазовых угольных компаний, не входящих в основные компании при разработке месторождений углеводородного сырья и угольных месторождений. Тогда же в правительство должны быть представлены Предложения Минэкономики, Минтопэнерго, Минфина и ряда других заинтересованных ведомств предложения о мерах государственной поддержки при разработке новых угольных, нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений, а также применению технологий, повышающих извлечение нефти и газового конденсата из недр.
31 июля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 117-ФЗ «Об экспорте газа», который определяет основы государственного регулирования экспорта газа и применяется в отношении газа, добываемого из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемого в газообразном или сжиженном состоянии. Требования Закона не применяются к экспорту газа, произведенного в соответствии с соглашениями о разделе продукции, заключенными до дня его вступления в силу. Исключительное право на экспорт газа предоставляется организации - собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов.
С принятием этого закона эксклюзивное право экспортировать российский газ получает «Газпром». Дело в том, что с отходом от системы квотирования и лицензирования экспортных поставок регулирование экспорта газа ушло из сферы государственного контроля. Исключением являются поставки по международным соглашениям, которые осуществляются «Газпромом» как единым оператором по президентскому указу 1994 года.
Кроме того, регулирование экспорта природного газа путем назначения единого эффективного оператора исключит конкуренцию российских поставщиков за рубежом, которая может привести к значительному снижению экспортных цен на газ и таким образом обеспечит как коммерческие интересы поставщиков, так и интересы государства. Впрочем, все это отнюдь не исключает участия независимых производителей газа в экспортных поставках. Это, безусловно, будет возможно и после окончательного принятия закона: на условиях договора комиссии, в объемах, пропорциональных поставкам этих компаний на внутренний рынок, и по ценам, регулируемым Федеральной службой по тарифам».
Фактически принятый закон юридически закрепляет сложившуюся практику экспорта российского газа в Европу. С таким положением вещей уже давно свыклись как европейские потребители, так и независимые производители газа.
Не случайно все независимые производители газа и компании, располагающие крупными запасами газа на своих нефтегазовых месторождениях, поспешили заключить с «Газпромом» соглашения о сотрудничестве и партнерстве в сфере реализации газа. Все понимают, что контроль над инфраструктурой в сфере транспортировки газа фактически обеспечивает контроль над добычей и распределением «голубого топлива», в том числе в случае с российским экспортом.
Приняв такой закон, Россия обезопасила себя от возможного давления со стороны европейских стран по вопросу ратификации Транзитного протокола к Европейской энергетической хартии. В этом случае, если Россия согласится с требованиями Евросоюза и предоставит доступ сторонним организациям к российской газотранспортной инфраструктуре, то уже не возникнет угрозы российским экспортным позициям в газовой сфере.
Вывод: принятие закона «Об экспорте газа» является важным шагом по направлению к эффективному развитию экспорта газа. Единый экспортный канал устраняет угрозу возникновения конкуренции между национальными производителями газа на международном рынке, что в принципе отвечает коммерческим интересам и самих производителей, и государства в целом. Показательный пример «плохой» конкуренции национальных производителей за рубежом - ситуация с переговорами по поставкам газа и электроэнергии из России в Китай. В этом случае несогласованная экспортная политика российских естественных монополий привела к нежелательной конкуренции российского газа и российской же электроэнергии, которую планировалось производить на основе газа восточносибирских месторождений. В итоге ситуацией воспользовался Китай, который принялся сбивать цены российских производителей, делая экспортные проекты невыгодными как для самих российских естественных монополий, так и для России в целом. В газовой отрасли подобная ситуация могла возникнуть в случае возможной конкуренции между газом Ковыкты, принадлежащим ТНК-BP, и сахалинским газом «Газпрома».
Глава 2. Анализ динамики, структуры и основных направлений экспорта газа из Российской Федерации
2.1. Оценка динамики добычи газовой промышленности Российской Федерации
По товарной добыче природного газа (без учета объемов газа, закачиваемого обратно в пласт для поддержания в нем пластового давления) Россия занимает первое место в мире, обеспечивая чуть более 18% ее мирового объема, и опережает США примерно на 15%. По валовой же добыче Россия находится на втором месте: в 2009 г. в США суммарно извлечено из недр почти 695 млрд куб.м, в России, с учетом растворенного газа – 656,9 млрд куб.м. (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1. Динамика добычи свободного газа в 2000-2009 гг. в Российской Федерации (млрд.куб.м.)[16]
Как можно увидеть из рисунка 2.1, добыча газа характеризуется положительной динамикой. За период с 2000 по 2009 гг. добыча газа возросла на 80,6 млрд.куб.м. Если в 2002-2003 г. наблюдалось незначительное снижение добычи газа, то с 2004 года происходит стабильный последовательный рост газодобычи.
При этом, попутно с добычей нефти получено 26,8 млрд куб.м растворенного газа (более половины – 14,5 млрд куб.м – в главном нефтедобывающем регионе страны, Ханты-Мансийском автономном округе) и 15,8 млрд куб.м газа газовых шапок. Таким образом, в целом в 2009 г. в стране добыто 42,6 млрд куб.м попутного газа.
Почти 90% свободного газа страны добывается в Ямало-Ненецком автономном округе; в 2009 г. здесь получено 554,5 млрд куб.м газа, из них 529,3 млрд куб.м – на пятнадцати уникальных и крупных месторождениях Надым–Пур-Тазовского региона. Базовые объекты – месторождения Уренгойское, Ямбургское и Медвежье – находятся в стадии падающей добычи, однако выход в 2005 г. на проектную мощность добычи на Заполярном месторождении (100 млрд куб.м в год) позволил компенсировать падение добычи на них.
Доля «жирного» газа в добыче Надым-Пур-Тазовского региона пока невелика: в 2009 г. его получено чуть более 60 млрд куб.м, или около 11% суммарной добычи свободного газа в регионе. Разрабатываются в основном запасы «жирного» газа, локализующегося в отложениях валанжинского яруса.
Компания ЗАО »Роспан Интернешнл» (дочернее предприятие ТНК-ВР) ведет в небольших количествах добычу газа из ачимовской толщи на Уренгойском месторождении (в 2009 г. добыто 1,5 млрд куб.м). В 2010 г. эксплуатацию первого своего участка на ачимовских залежах этого месторождения начала также компания ЗАО »Ачимгаз» – совместное предприятие ОАО «Газпром» и Wintershall Holding AG (дочерняя структура германского концерна BASF).
На двух уникальных объектах европейской части России: Оренбургском и Астраханском месторождениях – в 2009 г. получено около 5% добытого в России свободного газа. Оренбургское месторождение находится в стадии падающей добычи; объем газа, извлекаемого на Астраханском месторождении, ограничен из-за повышенного содержания в нем сероводорода. На других месторождениях европейской части страны получено 1,4% суммарного объема добычи свободного газа – 8,7 млрд куб.м.
В азиатской части России (помимо ЯНАО) добыча свободного газа в 2009 г. составила 22,6 млрд куб.м (3,6% российской), в том числе в ХМАО – 14,9 млрд куб.м (2,4%). В пределах морских акваторий страны в 2009 г. добыто 11,9 млрд куб.м свободного газа (1,9% добытого в РФ), в том числе в Карском море – 7,2 млрд куб.м, в Охотском – 4,7 млрд куб.м.
Потери свободного газа при добыче в 2009 г. составили 0,9% извлеченного из недр, или 5,6 млрд куб.м, в том числе в ЯНАО – 4,1 млрд куб.м.
Крайне высоки потери растворенного газа: из 41,2 млрд куб.м извлеченного из недр газа почти 35% (14,4 млрд куб.м) потеряно – сожжено в факелах или выпущено в атмосферу.
Большую часть добычи природного газа в России обеспечивает государственный холдинг «Газпром». В его распоряжении находится 62% разведанных запасов свободного газа страны. Группа «Газпром» через дочерние и аффилированные компании является основным недропользователем в ЯНАО (в том числе владеет подавляющей частью запасов «сухого» сеноманского газа в Надым–Пур-Тазовском регионе), на шельфе Карского моря (месторождения Обской и Тазовской губ), в Южном и Приволжском федеральных округах; владеет уникальными Штокмановским, а с 2008 г. – и Чаяндинским месторождениями. В ведении «Газпрома» находится также Единая система газоснабжения России – все магистральные трубопроводы и подземные хранилища газа.
В 2009 г. предприятиями ОАО «Газпром» получено 551,8 млрд куб.м природного газа, или 84% добытого в РФ. Это на 0,6 млрд куб.м (на 0,1%) ниже уровня 2008 г. (рисунок 2.2.).
Рисунок 2.2. Динамика добычи природного газа Группой «Газпром» и не входящими в нее компаниями в 1999-2009 гг., млрд.куб.м.
Как можно увидеть из рисунка 2.2., основная доля добычи природного газа осуществляется группой «Газпром».
Нефтяные и независимые нефтегазовые компании (не входящие в структуру Группы «Газпром») контролируют суммарно 22,9% разведанных запасов природного газа; в 2009 г. они обеспечили добычу 105,1 млрд куб.м (16% добычи РФ), это на 2,4%, или на 2,6 млрд куб.м, меньше, чем в 2008 г.
Среди независимых компаний лидером оставалось ОАО »НОВАТЭК», хотя оно и снизило годовую добычу по сравнению с 2008 г. на 0,3 млрд куб.м (на 1,0%); эта компания занимает второе место по объемам добычи газа после холдинга «Газпром», на ее долю в 2009 г. пришлось 5,2% российской добычи (28,5 млрд куб.м).