Экспорт газа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:04, реферат

Описание работы

Россия – крупнейший поставщик энергетического сырья на мировой рынок. Топливно-энергетический комплекс – это «валютный цех» страны, он обеспечивает почти половину всего российского экспорта. Начиная с 70-х годов валютная выручка за экспорт топливно-энергетических ресурсов стала своеобразной палочкой-выручалочкой, позволяющей смягчать последствия сбоев в отечественной экономике, латать социальные «дыры».
Топливно-энергетическая отрасль является очень важной в российской экономике, и в последние годы благодаря именно этой отрасли, а во многом и благоприятной конъюнктуре цен на мировых рынках, в России наметилось существенное улучшение общей макроэкономической ситуации.
Поэтому большое значение имеет определение направлений совершенствования и регулирование экспорта газа из Российской Федерации, что определяет актуальность темы курсовой работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экспорта газа из Российской Федерации 5
1.1. Состав и значение газовой промышленности в экономике Российской
Федерации 5
1.2. Развитие и размещение газовой промышленности Российской
Федерации 9
1.3. Государственное регулирование экспорта газа в Российской Федерации 16
Глава 2. Анализ динамики, структуры и основных направлений экспорта газа
из Российской Федерации 23
2.1. Оценка динамики добычи газовой промышленности Российской
Федерации 23
2.2. Анализ динамики и структуры экспорта газа из Российской Федерации 28
2.3. Характеристика основных направлений экспорта газа из Российской
Федерации 31
Глава 3. Проблемы и основные направления совершенствования экспорта
газа из Российской Федерации 35
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

Экспорт газа.doc

— 557.00 Кб (Скачать)

 

Крупнейшими иностранными партнерами «Газпрома» являются: немецкие компании «Э.ОН», «Винтерсхалл», «Фербунднетц Газ», «Сименс»; французские «Газ де Франс» и «Тоталь»; итальянская «Эни»; турецкая «Боташ»; финская «Фортум»; нидерландская «Газюни»; датская «ДОНГ»; норвежская «СтатойлГидро»; австрийская «ОМФау»; китайские «КННК», «ПетроЧайна»; индийская «ГАИЛ»; венесуэльская «ПДВСА»; венгерская «МОЛ»; польская «ПГНиГ»; корейская «Когаз» и транснациональная «Шелл».

Экспорт газа в страны Центральной и Западной Европы осуществляется преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных, как правило, на базе межправительственных соглашений. Долгосрочные контракты являются основой стабильности и надежности поставок газа. Только такие контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости много миллиардных капиталовложений, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру – гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени.

Долгосрочные контракты с основными покупателями содержат условие «бери или плати». Таким образом, в контрактах определен минимальный объем газа, который потребитель обязан оплатить даже в том случае, если фактически возьмет меньший объем. Для крупных поставщиков газа, каковым является «Газпром», это служит необходимой гарантией ответственности покупателя.

Вывод: экспорт газа имеет широкую географию, как в страны СНГ (Украина, Беларусь, Казахстан, Литва и т.д.), так и в страны дальнего зарубежья (Германия, Турция, Италия, Великобритания и др.).

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и основные направления совершенствования экспорта газа из Российской Федерации

 

Основные проблемы и резервы для развития экспорта газа кроются в законодательном регулировании экспорта газа, соответственно, в законе «Об экспорте газа». Поэтому совершенствование экспорта газа необходимо проводить в направлении совершенствования законодательства об экспорте газа.

Принятие Закона, по оценкам разработчиков, было направлено на решение следующих задач:

      снятие неопределенности в регулировании экспорта газа;

      предотвращение конкуренции на экспортных рынках между экспортерами российского газа;

      стимулирование развития газовой отрасли;

      эффективное использование природных ресурсов;

      оптимизация и расширение трубопроводной системы;

      обеспечение максимального дохода от реализации газа на экспорт.

Задачи, безусловно, нужные и важные. Постараемся оценить, насколько принятие Закона позволило решить их, не требуется ли принятие дополнительных документов, и если да, то какого они должны быть уровня.

 

1. Снятие неопределенности в регулировании экспорта газа

 

Рассматривая эту задачу, можно с уверенностью сказать, что принятие Федерального закона «Об экспорте газа» закрыло пробел в государственном регулировании газовой отрасли, поскольку экспортные отношения по экспорту газа до его принятия специальным образом не регулировались. Экспортом газа в России занималась только одна компания - ОАО «Газпром».

 

2. Предотвращение конкуренции на экспортных рынках между экспортерами российского газа

 

Принятие Закона выполнило данную задачу и обеспечило создание «единого экспортного канала».

 

3. Стимулирование развития газовой отрасли, эффективное

использование природных ресурсов, оптимизация и расширение

трубопроводной системы, обеспечение максимального дохода

от реализации газа на экспорт

 

Мы не стали рассматривать подробно каждую из задач, для целей настоящей статьи достаточно сказать, что принятие Закона не решило их ни в коей мере.

Казалось бы, ничего плохого в том, что Закон позволил решить только часть стоящих перед отраслью задач, нет. Более того, было бы странно, если бы с принятием только одного закона все задачи отрасли, даже если они сосредоточены в экспорте, оказались бы решены. Однако принятый Закон, положительно ответив на вопрос создания «единого экспортного канала», ставит перед субъектами права множество новых вытекающих из текста самого Закона вопросов. Например: на какой газ распространяет свое действие Закон? Формулировка «газ, добываемый из всех видов месторождений углеводородного сырья и транспортируемый в газообразном или сжиженном состоянии» является весьма расплывчатой для конкретизации перечня кодов ТН ВЭД, которыми оперирует российская таможня. Право на определение этих кодов, а значит, и виды газа, на которые распространяются экспортные ограничения, в настоящее время ни за кем не закреплено. Не имея этого права де-юре, де-факто его взяло на себя Минэкономразвития России, выдав исключительные лицензии на экспорт газа по целому перечню группы ТН ВЭД 2711. В результате ситуация потребовала не юридических, а административных решений, которые привели к отмене де-факто ФТС России части исключительных лицензий на экспорт, выданных Минэкономразвития России.

Какое количество компаний реализуют функции «единого экспортного канала»? Кто определяет порядок взаимодействия с ними? Формулировка «исключительное право на экспорт газа предоставляется организации - собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов» позволила выдать лицензии трем компаниям: ОАО «Газпром», ООО «Газэкспорт» и ООО «Севергазпром». Нам понятно стремление законодателя сконцентрировать функции экспортера газа в одних руках, поскольку это повысило бы «прозрачность» и управляемость для государства. Однако назначение трех, а не одного экспортера, с нашей точки зрения, сводит на нет все усилия законодателя. Появление множественности субъектов, обладающих исключительным правом на экспорт, требует создания системы государственного контроля за их деятельностью. Ситуацию можно было бы еще понять, если бы между экспортерами были понятным образом поделены функции и полномочия, но и этого не произошло.

Может ли независимая организация, добывающая газ, осуществить поставки газа на экспорт посредством «единого экспортного канала», а если да, то как? Вроде бы в п. 5 ст. 26 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» <3> предусматривается, что «организации, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершают сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями». Такая формулировка может трактоваться в том смысле, что владелец исключительной лицензии на экспорт должен давать возможность компаниям, желающим осуществлять поставки газа на экспорт, такую возможность. Но как такая возможность должна быть реализована на практике, Закон не конкретизирует. Каков порядок обращения и к кому должна обращаться такая организация, чтобы совершить сделку по экспорту газа? Вот основные вопросы, волнующие организации, желающие осуществить сделку по экспорту газа.

Какие рычаги, за исключением лицензирования, может использовать государство при экспорте газа? Что государство понимает под реализацией политики «единого экспортного канала»? Последние вопросы отнюдь не риторические. Определение организаций - владельцев исключительных лицензий на экспорт газа еще не определяет схему реализации газа на экспорт. Например, в качестве такой схемы может быть использована комиссионная (агентская) схема или схема поручения, при которой собственник газа поручает организации - владельцу исключительной лицензии на экспорт реализовать газ.

Отсутствие в Законе «Об экспорте газа» прямого указания на разработку Правительством РФ подзаконного акта, конкретизирующего положения экспорта, может явиться только формальной причиной, сдерживающей разработку соответствующего постановления Правительства РФ. Однако необходимость разработки такого документа обусловлена не только необходимостью раскрытия принципа недискриминационности (указанной в п. 5 ст. 26 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), но и целым рядом объективных предпосылок:

      в условиях роста экспортных и внутренних потребностей и отстающего от этих потребностей роста добычи газа ОАО «Газпром» необходимо прописывать на уровне постановления Правительства РФ порядок определения и распределения экспортных объемов (объемов контрактования) газа между различными производителями (собственниками) газа;

      принятие Федерального закона «Об экспорте газа» разрушило сложившиеся схемы поставок газа на экспорт независимыми производителями газа, однако потребность в осуществлении поставок осталась, а значит, этот вопрос будет решаться тем или иным образом. Можно сказать, что принятие Закона «Об экспорте газа» лишило ОАО «Газпром» гибкости при проведении переговоров с экспортными поставщиками. Последнее время в случае отказа ОАО «Газпром» от поставки газа на экспорт его место временно (до завершения переговоров между потребителем и ОАО «Газпром») занимала независимая организация.

Таким образом, целесообразно рассмотреть мировой опыт регулирования экспорта газа.

В Европе участие государства в регулировании и развитии газовой отрасли принимает более сложные формы. Государство стремится увязать налоговую, ценовую, а также экспортную политику с эффективным проведением недропользования. При этом учет экономических интересов компаний является одним из краеугольных.

Рассмотрим две европейские модели, в которых вопросы экспорта тесно увязаны с вопросами недропользования, в частности стимулирования разработки малых месторождений, стоимость запасов на которых выше, чем стоимость запасов на гигантских и крупных месторождениях. Каждая из моделей максимально учитывает интересы и особенности развития газовой отрасли своей страны.

1) Норвежская модель.

Продажи норвежского газа с момента заключения самых первых договоров на продажу газа в 1973 г. реализовывались двумя различными способами, зависящими от типа заключаемого договора на продажу газа.

До середины 80-х годов долгосрочные договоры на продажу газа заключались до полной выработки месторождения (так называемые договоры полной выработки). Основная отличительная особенность этих договоров состояла в том, что в рамках договора контрактовались запасы газа, содержащиеся в конкретном месторождении. Сторонами по таким договорам являлись компании, владеющие лицензией на разработку месторождения, и компании - покупатели газа. Правительство Норвегии в процессе поставки газа на экспорт по договорам полной выработки играло крайне ограниченную роль, в основном определяя общую политику недропользования в части выдачи лицензий на добычу газа с месторождений.

Обнаружение месторождения, имеющего гигантские запасы газа, положило начало определению новой стратегии продаж газа на экспорт. С ресурсной точки зрения заключение договора полной выработки для месторождения с гигантскими запасами газа заблокировало бы продажу газа на экспорт с любого другого месторождения на длительный период. А значит, остановило бы развитие остальных, меньших по размеру, месторождений Норвегии.

По этой причине Правительство Норвегии предложило рассматривать гигантское месторождение в качестве базового при продаже газа на экспорт и продолжать развивать и продавать газ с месторождений с меньшими запасами природного, а также нефтяного (попутного) газа, используя гигантское месторождение в качестве гаранта продаж.

Для реализации такой стратегии были разработаны долгосрочные договоры, поставка газа по которым была не связана с конкретным месторождением. После определения основного (базового) месторождения, а также параметров продажи газа в договоре прописывалась возможность поставки газа с иного месторождения-сателлита при условии соблюдения оговоренных в договоре параметров его продажи.

Первый такой договор был подписан в 1986 г.

Реализуемая в настоящее время модель организации продаж норвежского газа демонстрирует взаимозависимость и взаимосвязь нефтяных компаний и Правительства Норвегии (см. рис. 3.1).

 

 

 

 

 

 

           ┌──────────────────────────────────────────────────┐

           │   Министерство нефти и энергетики Норвегии       │

┌──────────┤Регулирование и согласование всех аспектов добычи,│

│          │        транспортировки и продажи                 │

│          └──────────────────────────────────────────────────┘

│                                     / \

│ ┌────────────────────────┐         / │ \         ┌─────────────────────┐

│ │Комитет по поставке газа├───────────┴───────────┤ Нефтяной директорат │

│ │          (FU)          │ ┌───────────────────┐ │   Рекомендации по   │

│ │    Рекомендации по     │ │Комитет по продаже │ │ определению, выбору │

│ │  определению, выбору   │ │     (GFU)         │ │  месторождений для  │

│ │    месторождений для   │ │Ведение переговоров│ │заключения контрактов│

Информация о работе Экспорт газа