Экономика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:20, реферат

Описание работы

Украина и ее экономика шагают к новой жизни, новому состоянию - к рынку. Этот путь требует изменений в базисе общества, в методах хозяйствования, обуславливает потребность в более эффективных рычагах управления экономическими процессами.

Работа содержит 1 файл

Экономика Украины.docx

— 44.78 Кб (Скачать)

    Второй  важной причиной, вызвавшей необходимость  внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Украины, послужило то, что законодательство, принятое с 1990-1992 гг., оказалось недостаточно разработанным и проверенным  практикой. Кроме того, в нем мало использовался опыт применения мер  ответственности в системе налогообложения  в странах ближнего и дальнего зарубежья.

    Для сравнения можно привести данные о финансовых санкциях, применяемых  к предприятиям по действующим законодательствам  Украины и России. В РФ при сокрытии (занижении) дохода (прибыли) взыскиваются вся сумма недоплат и штраф  в размере этой суммы, при повторном  нарушении - штраф в двукратном размере указанной суммы (ее пятикратный размер взимается только при умышленном сокрытии доходов, установленном судом). За отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение такого учета с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверенный период, взыскивается дополнительный штраф в размере 10 % денежной суммы налога. Как видим, по новому Закону Украины, размер финансовых санкций, применяемых к предприятиям, приближается к размерам, установленным законодательством Российской Федерации, чем намечается интеграция налоговых систем обеих стран.

    В новом законодательстве установлены  административные штрафы ("от" и "до"), что дает возможность налоговым  инспекциям при определении их размеров, а также вышестоящим налоговым  органам и суду при пересмотре решений налоговых инспекций  дифференцировано применять административный штраф - в зависимости от объекта  налогообложения, характера нарушения, личности и заработка работника, степени его вины и других обстоятельств. Такая норма предназначена для  устранения уравниловки в размере  применяемых санкций (что особенно не допустимо в условиях рыночных отношений) и будет способствовать  утверждению  социальной справедливости в случаях привлечения должностных  лиц к экономической и юридической  ответственности.

    Кроме того, в новом законодательстве унифицирован порядок исчисления административного штрафа: теперь он во всех случаях исчисляется из минимальной заработной платы, установленной в Украине, что лучше учитывает инфляционные процессы в стране.

    Впервые в законодательстве Украины установлена  имущественная ответственность  банков и других кредитно-финансовых учреждений в виде пени, а их должностных  лиц - в виде административного штрафа за несвоевременное выполнение распоряжений государственной налоговой инспекции  о бесспорном взимании налогов и  других платежей в бюджет, а также  поручений предприятий и граждан  на уплату налогов и других платежей в бюджет. Введение такой нормы  преследует цель повысить ответственность  субъектов налоговых правоотношений. Наряду с расширением функций  налоговых инспекций по контролю за исполнением законов о налогах, предусмотрена также их обязанность  разъяснять через средства массовой информации порядок применения законодательных и других нормативно-правовых актов о налогах.

    Таким образом, новое налоговое законодательство Украины больше отвечает основным направлениям налоговой политики государства  и четче регламентирует принципиальные положения системы налогообложения. Значительно расширены контрольные  функции налоговых инспекций  и четко регламентированы их обязанности  и ответственность за проведение налоговой политики страны. Унификация финансовых санкций значительно  облегчит применение мер ответственности  субъектов налогообложения за нарушение 3аконов о налогах. Сделан первый важный шаг к ослаблению фискального  предназначения налогообложения. Вторым шагом к нему должно стать резкое сокращение налогового давления на предприятия  и других производителей. Для приостановления  разрушительного воздействия налоговой  системы на производство и превращения  налогов в действенное средство эффективного решения задач экономического и социального развития страны, экономного использования ресурсов, реализации реформ по выводу страны из экономического кризиса и исполнения соответствующего законодательства следует осуществить  ряд  мер законодательного, экономического и организационного характера.

    Вместо  расплывчатого принципа "экономической  целесообразности"  в новом  законе необходимо установить (как  было предусмотрено в Законе Украины "О системе налогообложения" 1991 г.), что одним из важнейших  принципов построения и предназначения этой системы является создание действенных  стимулов к повышению эффективности  производства, экономному использованию  ресурсов и охране окружающей среды. При выполнении законов о налогообложении  это должно обеспечить определяющее использование налоговых поступлений  на развитие экономики.

    Важно в обязательном порядке привести в действие ранее принятые законы, направленные на улучшение налогообложения, например, Декрет Кабинета Министров Украины о взыскании налогов на суммы, причитающиеся недоимщику от  его дебиторов. С экономических позиций эта мера в условиях современного хозяйственного состояния Украины весьма эффективна, поскольку во многом укрепляет финансовую стабильность предприятий-недоимщиков и побуждает дебиторов предпринимать активные действия по погашению задолженностей контрагентов, а также приостановке процесса взаимных задолженностей предприятий и увеличению поступлений налоговых сумм в бюджет.

    Новым законодательством на государственные  налоговые инспекции возложена  обязанность контроля за соблюдением  порядка расходования лимитов наличности в кассах и ее использованием для  расчетов за товары, работы и услуги с изъятием в бюджет сумм, которые  израсходованы наличными сверх  норм и превышают лимиты остатков наличными, установленные в Украине. О значимости этих мер для поступления  денежных средств в бюджет можно  судить по тому, что только по  Донецкой области по состоянию на 1 мая 1994 г. за нарушение установленных лимитов  наличности были оштрафованы 3072 субъекта предпринимательской деятельности на сумму 32,9 млрд., крб.

    Выполнение  налоговыми органами названных обязанностей вызывает затруднения, поскольку, по налоговому законодательству, предусмотрено обязательное наличие вины плательщика в сокрытии (занижении) дохода, тогда как приведенные  правила определены не законами о  налогообложении, а декретами Президента и Правительства Украины, и не связаны  с установлением вины в неуплате налогов.

    Кроме того, для эффективного применения указанных норм необходимо осуществить  комплекс мер не только правового, но и экономико-организационного порядка, по совершенствованию всей финансовой системы страны (включая перестройку  работы банков и других финансово-кредитных  учреждений), возложив на них соответствующие  обязанности и предоставив им необходимые права.

    Нуждается в совершенствовании порядок  обжалования действий государственных  налоговых инспекций и их должностных  лиц. По смыслу ст. 14 Закона Украины "О  государственной налоговой службе в Украине", в случае несогласия предприятия с решением по жалобе оно может быть также обжаловано в арбитражном суде, если такое  решение принято Главной налоговой  инспекцией Украины. Но поскольку абсолютное большинство жалоб на решения  налоговых инспекций рассматривается  их вышестоящими органами на уровне районных (городских) и  областных налоговых  инспекций, то и в этих случаях  право обжалования их действий в  арбитражный суд должно быть предоставлено, что широко практикуется на местах. 
 

    V. Опыт зарубежных стран в формировании  налоговой политики (Рейганомика).

    Начиная с 1981 г. ставки личного подоходного  налога и налога на прибыль корпораций резко сократились. В 1986 г. налоговая  система была реформирована таким  образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплательщиков упала с 50 до 28%.

    Обычно  считается, что основной компонентой  экономической теории предложения  и рейганомики является использование в качестве антиинфляционной меры сокращения налогов. Именно это суждение мы и предполагаем далее рассмотреть.

    Сокращение  налогов было осуществлено администрацией Рейгана в два этапа: принятие в 1981 г. Закона о налогах в целях экономического оздоровления и Закона о налоговой реформе 1986 г. Основные положения Закона  1981 г. включали: (1) 25-процентное сокращение личного подоходного налога в течение трехлетнего периода; (2) сокращение ставок налога на прирост капитала и (3) ускоренное списание по сравнению с налогами расходов предпринимателей на новые сооружения и оборудование. Целью этих мер было сокращение налогового "клина" и, главное, укрепление стимулов к труду, к сбережению и инвестированию. Хотя  Закон о налоговой реформе не  должен был бы повлиять на сумму налоговых поступлений, он снизил уровень предельной ставки подоходного налога. Чтобы уравновесить это снижение ставок, Закон о налоговой реформе одновременно  расширил налоговую базу (увеличил общую сумму подлежащего обложению дохода).  Законы  1981 г.  и 1986 г. должны были стать основными средством  сдвига  кривой совокупного предложения, смягчая, таким  образом,  инфляцию, увеличивая реальное производство и снижая уровень безработицы.       

    Столь значительное сокращение налогов в  годы инфляции вызвало сильные возражения. Кейнсианцы и другие экономисты однозначно возражали. Ориентация на спрос экономистов кейнсианского направления приводила их к выводу о том, что сокращения налогов по Закону 1981 г. должны были бы вызвать очень крупный бюджетный дефицит который, в свою очередь, резко ускорил бы темп инфляции.

    Но  Артур Лаффер, известный экономист - сторонник теории предложения, заявил, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Сокращение налогов не должно вызывать инфляционные  дефициты. Его взгляд основывался на том, что cтaло теперь известно как кривая Лаффера, описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями. Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня, а затем снижаться до нуля. Нaлoговые поступления падают после некоторой точки, потому что более высокие ставки налога, по предположению, сдерживанию экономическую активность, и, следовательно, налоговая база (национальный выпуск и доход) сокращается. Это легче всего проиллюстрировать в крайней точке, когда ставка налога составляет 100%. Налоговые поступления здесь сокращаются до нуля, потому что 100-процентная  ставка налога имеет характер конфискации и останавливает производство. В свою очередь, 100-процентный подоходный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход. Идея профессора Лаффера состояла в том, что мы находились в некоторой точке, где ставки налога были столь высоки, что производство сдерживалось настолько, что налоговые поступления были ниже максимума.

    Если  экономика находится в определенной точке, тогда снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. Логическое рассуждение Лаффера состояло в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых рисков, подталкивая, таким образом, существенное расширеннее национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. До мнению сторонников экономической теории, ориентированной на предложение, сокращение дефицита будет обеспечиваться также двумя другими обстоятельствами. Во-первых, сократятся масштабы уклонения и неплатежа налогов. Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налогов посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций, выплата процентов по которым не облагается налогом; укрывательство доходов от Службы внутренних доходов и т.д. Снижение ставок  налогов ослабит склонность к участию в таких операциях. Во-вторых, стимулы к производству     и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей. Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице и, следовательно, будет сокращать дефицит бюджета.

    Сокращение  предельных ставок налогов в соответствии с Законом о налогах в целях  экономического оздоровления 1981 г. и  Законом о налоговой реформе 1986 г. стало предметом разносторонней критики.                           

    Налоги: стимулы и факторы времени.

    Основная  критика связана с вопросом о  чувствительности экономических стимулов к изменениям ставок налогов. Скептики подчеркивая, что существует множество эмпирических подтверждений тому, что влияние снижения налогов на эти стимулы будет незначительным, или неясными по своей направленности, или очень замедленным. Например, если говорить о стимулах к работе: "Серьезные эмпирические исследования воздействия подоходных налогов на предложение труда дали очень противоречивые результаты: отдельные индивиды работают более интенсивно, если давление налогов ослабляется, но другие работают меньше, потому что существует возможность достичь желаемого дохода после уплаты налогов с меньшими усилиями"'.       

    Более того, любое положительное влияние  сокращения налогов на реальный выпуск может проявиться очень не скоро.    В долгосрочном плане изменения  налогов, которые вызовут увеличение накопления капитала, а следовательно, и темпов экономического роста, в конечном счете обеспечат рост налоговых поступлений. Однако такой план действительно будет долгосрочным, поскольку крупное пропорциональное увеличение сбережений и инвестиций вызовет первоначально значительно меньшее увеличение основного капитала, а, как известно, именно величина  последнего является принципиально важной для    экономического роста. Следовательно, долгосрочные результаты смогут появиться скорее через десятилетия, а не через годы.

    Рейганомика: как она работала?

    Безусловно, реальный мир является очень несовершенной  лабораторией для проверки результатов  такого гигантского социально-экономического эксперимента, каким является рейганомика. Признано также, что конгресс принял не все сокращения расходов, которые администрация Рейгана предлагала включить к программу. И наконец, мы должны признать, что в годы президентства Рейгана мы были свидетелями существенного замедления инфляции и снижения ставок процента, рекордного в мирное время экономического подъема и достижения полной занятости. Признавая эти моменты, тем не менее будет правильным сказать, что сама но себе экономическая теория, ориентированная на предложение, в значительной степени не смогла решить стоящие перед ней задачи.

Информация о работе Экономика Украины