Экономика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:20, реферат

Описание работы

Украина и ее экономика шагают к новой жизни, новому состоянию - к рынку. Этот путь требует изменений в базисе общества, в методах хозяйствования, обуславливает потребность в более эффективных рычагах управления экономическими процессами.

Работа содержит 1 файл

Экономика Украины.docx

— 44.78 Кб (Скачать)

Экономика Украины 

    Введение.  

    Украина и ее экономика шагают к новой  жизни, новому состоянию - к рынку. Этот путь требует изменений в базисе общества, в методах хозяйствования, обуславливает потребность в  более эффективных рычагах управления экономическими процессами.

    Особой  проблемой остается переход к  сугубо экономическим формам взаимоотношений  производителей с государством, преодоление  экономически необоснованного вмешательства  государственных ведомств в деятельность предприятий. Одним из главных рычагов  регулирующих экономические взаимоотношения  товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая  должна содействовать деловой активности и предпринимательству, выходу страны из кризиса. Налоги являются одной из основных форм прибавочного продукта и доходов в современном цивилизованном обществе. Они не только сохраняют  капиталы общества, но и формируют  источники для их достаточно быстрого накопления с целью совершенствования  производства.                                                               

    Современная налоговая система, создающаяся в Украине, должна соответствовать переходному состоянию экономики, отражать и формировать отношения между субъектами и их интересами, прежде всего между государством, заинтересованным в получении финансовых средств, трудовым коллективом, заинтересованным в повышении собственных доходов, и хозяйствами.

    Ситуация, сложившаяся с начала 1992 г., свидетельствует  о том, что закон Украины "О  налогообложении доходов предприятий  и организаций" не способен стабилизировать  экономику: законодатели и исполнительная власть поставили на первое место  идею накачивания бюджета за счет налогового прессинга. Вновь проигнорирована известная истина, что большие налоги сдерживают все стимулы к деловой активности. Они свидетельствуют только о том, что экономика работает неэффективно, делает неоправданные расходы, тем самым углубляя кризис.

    Уже в который раз наше государство  собирается изменить свою налоговую  политику, тогда как налоговый  механизм относится к экономическим  рычагам длительного действия, не дающим сразу быстрого эффекта. В  экономике рыночного типа особое значение приобретает устойчивость, стабильность налоговой системы, позволяющей  товаропроизводителям прогнозировать результаты хозяйственной деятельности. Нестабильность современной налоговой  ситуации может существенно повлиять на возможности преодоления кризиса. 

    1. О формировании местных  бюджетов.

    Сегодня формирование местных бюджетов регулируется Законом Украины “О бюджетной  системе Украины”, “О местных Советах  народных депутатов, местном и региональном самоуправлении”, законами и декретами  о налогообложении. В соответствии с ними все доходы местных бюджетов делятся на три группы:

  1. Собственные и закрепленные доходы;
  2. Отчисления от так называемых общегосударственных доходов.

    К числу собственных и закрепленных доходов относятся налог на прибыль  с физических лиц, налог на доходы предприятий, которые входят в состав местного хозяйства, и некоторые  другие. Отчисления в местные бюджеты  осуществляются от налога на добавленную  стоимость, от налога на доход, от акцизного  сбора.

    В соответствии с Законом Украины “О бюджетной системе Украины”, “Состав и размеры части общереспубликанских налогов, сборов и платежей, которые начисляются в местные бюджеты, определяются Верховным Советом Украины в соответствии  с социально-экономическими нормативами, бюджетной обеспеченности населения территории и состоянием местных источников доходов”. Другими словами, в самом Законе заложен затратный подход к формированию местных бюджетов: не затраты соответствующего местного бюджета определяются совокупными бюджетными доходами на данной территории, а, наоборот, доходы местного бюджета определяются  вышестоящими органами управления в зависимости от предусмотренной суммы расходов. Этот подход становится еще более очевиден, если принять во внимание, что социально-экономические нормативы не разработаны и на практике ВС Украины при представлении Кабинетом Министров в бюджете на соответствующий год утверждает для каждой области индивидуальные нормы отчислений от общегосударственных доходов (НДС, налог на доходы предприятий, акцизный сбор и некоторые другие доходы) в консолидированные бюджеты областей.

    Практика  формирования местных бюджетов является такой. Регионы составляют проекты  расходной части бюджета, и после  согласования с Министерства финансов определяется сумма расходов. От нее отнимаются собственные и закрепленные доходы, а потом определяется сумма и индивидуальные для каждой области нормативы отчислений от общегосударственных доходов в консолидированные бюджеты областей. При этом нормативы отчислений по регионам существенно отличаются. Так, нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доход предприятий и организаций в бюджете 1993 г. колебались от 25% для Днепропетровской, Донецкой, Полтавской, Харьковской областей до 100% для Винницкой, Волынской, Житомирской, Николаевской, Ровенской и некоторых других областей. Приблизительно такая же самая картина по акцизному сбору.

    Существенные  различия существуют в нормативах отчислений в местные бюджеты от НДС, которые  являются самым важным источником формирования местных бюджетов. Наименьшие нормативы  были установлены для промышленных регионов - Днепропетровской (24.3%), Донецкой (22.1%), Луганской (35.7%), Харьковской (27.1%) областей. В то же время для Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ровенской, Сумской, Херсонской и других областей был установлен норматив 100%.

    В результате такой практики планирования нередко территории, которые вносят существенно большой вклад в  создание ВНП Украины, получают такие  же самые, а в ряде случаев и  меньшие доходы местного бюджета  в расчете на одного человека по сравнению с территориями с на много более низкой эффективностью хозяйства.

    Система формирования местных бюджетов должна отвечать таким требованиям:

  1. Поставить расходы местных бюджетов от доходов (государственного и местных бюджетов) на соответствующих территориях.
  2. Образовать заинтересованность местных Советов и граждан в развитии производства и повышении доходности своих территорий.
  3. Поддерживать отсталые в экономическом отношении регионы на минимальном уровне.

    Этим  требованиям отвечала бы бюджетная система, основанная на таких принципах. Все налоги и платежи в бюджет Украины распределяются между государственным бюджетом и консолидированными бюджетами всех областей по единому нормативу для всех видов налогов и платежей. Исключением должны стать взносы в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы; отчисления на геологоразведочные работы и средства от продажи военного имущества должны полностью перечислиться в государственный бюджет, а неналоговые сборы и платежи в зависимости от их характера - в государственный или местные бюджеты. Местные налоги платежи должны начисляться в местные бюджеты.

    Установление  единого для всех видов налогов  и платежей (в том числе и  для налога на доход) норматива распределения  между государственным и местными бюджетами включает возможность  конфликтов по вопросам реальности или нереальности тех или иных источников формирования местных бюджетов. 

    1. Актуальные  вопросы реформы  системы налогообложения.
 

    Оплата  труда регулируется издержками воспроизводства  рабочей силы, а распределение  дохода между предприятием и бюджетом всегда осуществляется из величины прибыли. Если налог установлен непосредственно  к величине прибыли, то не возникает  особенных проблем, независящих  от динамики величины прибыли и оплаты труда. Но в случаях распределения  на основе валового дохода, когда налог  установлен к одной величине, а  отчисления должны производиться с  другой, возможны и отдельные несогласования.

Размер прибыли  колеблется в зависимости от воспроизводственного процесса на предприятиях, от того, на какой фазе находится воспроизводство  основных фондов, как идет процесс  обновления продукции и ее номенклатуры. Под воздействием этих факторов прибыль  может уменьшаться вплоть до нуля, или резко возрастать при относительной стабильности трудозатрат, или при их росте. Динамика валового дохода является итоговой величиной разнонаправленного движения его составляющих.

    Система распределения, построенная на основе валового дохода, ведет к исчезновению категории "себестоимость продукции". В условиях исчезновения категории "себестоимость" издержки производства товаропроизводителя и общественные издержки производства товара на поверхности  явлений отразятся в  одной-единственной форме - в цене.

    Сегодня налоговый вопрос находится в  центре и экономической, и политической жизни Украины. Налоги скрещивают интересы государства, производителя и миллионов  людей особенно теперь, когда не хватает накоплений для нормального  процесса воспроизводства, когда налоговая  петля привела к тому, что производить  продукцию стало невыгодно. Вопрос налогообложения можно решить только в комплексе с ценообразованием, реформой оплаты труда и изменения  роли местных и региональных бюджетов в фискальной политике государства  в целом.

    Принятие  и введение Закона Украины “О налогообложении  доходов предприятий и организаций” не разрешили проблему формирования налоговой системы, адекватной современной  экономической ситуации. Анализ этого  законодательства и первые месяцы его  действия показали, что оно привело  к значительному снижению деловой  активности, оттоку финансовых и материальных ресурсов с Украины, переходу предпринимателей к заключению теневых соглашений, что в конце концов подрывает  формирование рыночных отношений нашего молодого суверенного государства. Много критики со стороны юристов  и экономистов вызывают принятие и введение в действие Законов  Украины по вопросам налогообложения, поскольку они введены при  явном нарушении принципов законности. Так, Закон "О налоге на добавленную  стоимость" не был принят Верховным  Советом, а введен в действие Министерством  финансов. Закон "О налогообложении  доходов" принят 21 февраля, опубликован      18 марта, в введен в действие с 1 января 1992 г. Оба Закона существенно противоречат ранее принятому Закону "О системе налогообложения". Закона объектом налогообложения на добавленную стоимость должна быть созданная в процессе производства товаров, работ и услуг добавленная стоимость к цене приобретенных предметов труда, а в Законе "О налоге на добавленную стоимость" объектом налогообложения определены обороты с реализации выполненных работ и предоставленных услуг.

    Украинская  налоговая система формируется  в сложный для страны период перехода от административно-командной экономики  до экономики рыночного типа, сопровождаясь  кризисными явлениями практически  во всех сферах общественной  жизни. Принятие и действие налогов носят  непоследовательный характер, что само по себе снижает эффективность и  действенность любого из элементов  налоговой системы. Экономическая  нестабильность предъявляет повышенные требования к устойчивости бюджетной  системы. В этой ситуации профессиональность законодательей должна выразиться в умении найти оптимальное соотношение уровней налоговых ставок, адекватных текущему моменту. Для создания оптимальных налогов, на наш взгляд, наиболее важными являются следующие требования:

    а) налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики с целью стабилизации, оздоровления и подъема экономики страны;

    б) налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам;

    в) налоги должны по возможности не влиять на принятие различными лицами экономических  решений или такое влияние  должно быть минимальным;

    г) сокращение издержек налогами на содержание администрации и соблюдение налогового законодательства;

    д) использование налоговой политики для достижения социально-экономической цели необходимо свести к минимуму;

    е) ставки налогов не должны превышать  аналогичные ставки в соседних странах;

    ж) система налогов должна иметь  минимум необоснованных льгот, быть увязанной с общей политикой  ценообразования и ростом заработной платы;

    з) налоги должны предоставлять больше свободы предпринимательству, инвестициям, научно-техническому прогрессу.

    Налоговая политика в Украине должна содействовать, прежде всего, росту объемов накопления, созданию условий, облегчающих предприятиям обновление основного капитала.

    Налоги - наиболее адекватный свободе хозяйственной  деятельности метод взаимоотношений  государства как с предприятиями, так и с населением, наиболее демократичный  способ экономического регулирования. Новая налоговая система должна учитывать принципиальные изменения  в жизни страны. Следовательно, необходимо создать более разветвленную, квалифицированную  налоговую службу дня контроля и  своевременной уплаты налогов, с  возможностями (в случаях нарушения  законодательства) вести следствие, обеспечить безопасность деятельности ее работников.

Информация о работе Экономика Украины