Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:19, реферат
Туризм в свете классических и современных теорий мировой торговли. Абсолютные и относительные преимущества стран в производстве туристического производства. Теория Хекшера-Олина.
Туристический продукт как товар, туристическая услуга, потребности, стоимость и источники прибыли.
Производство туристического продукта. Туристические ресурсы, трудовые ресурсы. Капитал как фактор производства.
Туристический рынок. Спрос, факторы производства, механизмы и конкуренция на туристическом рынке.
Конкурентоспособность азербайджанской туристической индустрии, конкурентные позиции, показатели конкурентоспособности национального туристического производства на мировом рынке.
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Третий источник проистекает из инновационной деятельности туристского предприятия. Его роль в последнее время резко возрастает благодаря компьютерным информационным технологиям, созданию глобальной информационной сети Интернет.
Тема 3. Производство туристического продукта. Туристические ресурсы, трудовые ресурсы. Капитал как фактор производства.
Производство
туристского продукта требует ресурсов.
Существуют три основные категории
производственных ресурсов, или факторов
производства: природные и культурно-
Природные и культурно-исторические
ресурсы. "Фундамент" туристского
предложения составляют природные блага.
Им принадлежит особое значение в удовлетворении
нужд туристов. Рекреационные ландшафты,
комфортный климат, водные объекты, особенно
теплые моря, минеральные воды и лечебные
грязи - все это привлекает посетителей
и решающим образом влияет на туристское
движение, придавая ему определенное направление
и формируя его структуру во времени и
пространстве. Большинство природных
ресурсов истощаются в процессе туристской
эксплуатации. Часть их не возобновляется,
другая - восстанавливается, самостоятельно
или при участии человека.
Естественный "капитал"
изучается с разных точек зрения: географической,
биологической, геологической и пр. Экономисты
имеют дело с такими благами природы, которые
применимы в процессе производства. Они
объединены общим понятием "земля".
Земля как производственный фактор включает
не только твердую поверхность планеты,
используемую в сфере туризма для строительства
зданий и сооружений, но также леса, водные
ресурсы, климат и т.д. Эти свойства земли
учитываются при размещении предприятий
туристской индустрии.
Организации отдыха предшествуют
выявление и изучение природных туристских
ресурсов, которые завершаются их оценкой.
Затем определяются правила их эксплуатации
и устанавливается режим охраны.
Как фактор производства ка
питал это совокупность материальных или
нематери альных благ, использование которых
в производстве по зволяет создание большего
количества и иного качества материальных
или нематериальных благ. То есть капи
тал представляет собой некую самовозрастающую
сто имость, рост которой возможет: только
в процессе произ водства. Отсутствие
производства (невовлеченность в про изводство)
превращает капитал в обыкновенную совокуп
ность материальных или нематериальных
ценностей.
Капитал как фактор производства ,туристического продукта, аналогично общепринятому для любого типа производства определению, есть материальные или не материальные ценности, способные к использованию в производстве и созданию в его результате дохода. Всякий индивидуальный, равно как и общественный капитал находится в постоянном движении. Это сфера его жизни. Карл Маркс в теории кругооборота капитала так опи сал его метаморфозу.
Денежный капитал авансируется капиталистом на приобретение средств производства и рабочей силы, ко торые, соединяясь в процессе производства, продолжа ют взаимодействовать вплоть до выпуска готовой про дукции. Реализуя товар, капиталист получает его сто имость в денежной форме, первоначально авансирован ная сумма капитала возвращается к своему владельцу, но уже возросшая на определенную величину (добавоч ная стоимость). Таким образом, на трех стадияхдвиже ния происходит смена форм капитала денежная пе реходит в производительную, производительная форма сменяется на второй стадии товарной формой и на тре тьей стадии происходит возврат к первоначальной де нежной форме. В действительности же капитал одно временно своими частями находится на всех трехста диях и во всех трех формах. Тем самым обеспечивается непрерывность производственного процесса, а следова тельно, и потребления. Стоит капиталу задержаться на какой-либо из трех стадий, будет нарушен весь его кру гооборот. Круг
ооборотом капитала и называется его дви жение, охватывающее последовательно и его авансиро вание, применение в производстве, реализацию произ веденного товара и возвращение к исходной форме. Про хождение капиталом всех трех стадий (то есть возврат капитала от денежной к денежной же форме через про изводственный процесс) есть совершение капиталом од ного полного оборота. Из изложенных характеристик капитала как фактора производства туристического продукта мы можем выделить:
невозможность изъятия из
производства без пол ной остановки
производственного процесса;
полная остановка производства (например, в силу его нерентабельности) не всегда свидетельствует о сни жении стоимости ранее вовлеченного в него капитала;
идентичные по количественному
и качественному выражению
капитал мобилен по своей сути. По этой причине допустимы миграции капитала из одного производства в другое (например, более рентабельное). В связи стем что в ряде регионов мира туристическое производство является высокорентабельным, туристическая отрасль такого региона представляется весьма притягательной для собственных и иностранных (посредством прямых или портфельных инвестиций, покупки действующих туристических производств или самостоятельного вы хода на региональный рынок) капиталов;
размер капиталовложений в производство турис тического: продукта можно изменять как в большую, так и в меньшую сторону (посредством самоинвестиро вания или "откачки" капитала) с непосредственным воздействием на состояние и темпы роста процесса про изводства, а также и на размер производимой добавоч ной стоимости;
капитал за счет своего участия в процессе произ водства и создания добавочной стоимости способен сфор мировать капитал, который может быть использован и в другом производственном процессе. Этот процесс можно условно определить как мультиплицирующую диверси фикацию капитала, при котором одно капиталовложе ние со временем формирует новый капитал, лежащий в основе других производственных процессов в регионе или за его пределами. В случае такой диверсификации темпы создания добавочной стоимости многократно увеличива ются за счет одновременности нескольких различных производств, отличающихся уровнем рентабельности.
Следовательно, любая ценность, становясь капиталом, должна вов лекаться в производственный процесс. В производстве туристического продукта капитал формируется из:
денежных средств (собственника
производства или привлекаемые), которые
расходуются в стадиях
предметов материального мира, которые непосред ственно участвуют в производстве туристического продукта (например офис и оргтехника для туристичес кой фирмы, или здание и мебель для отеля);
так называемых нематериальных активов, кото рые не имеют вещного выражения, однако способны не посредственно определять уровень рентабельности ту ристического бизнеса в регионе (например, брэнды, тор говые марки, креативные идеи или образы). Оборачиваемость капиталов в производстве турпро дукта определяется основными характеристиками ту ризма как социально-экономического явления: инвес тиционным характером производства и сезонностью. Инвестиционный характер производства турпродукта заключается в необходимости предварительного вложе ния капиталов и дальнейшего их "замораживания" на срок от нескольких недель до нескольких месяцев в за висимости от типа текущей производственной операции. Инвестиционный характер производства турпродукта определяется необходимостью предоплаты многих ту ристических услуг поставщиков и, в отличие от покуп ки услуг в отличных от туризма сферах деятельности, не сопровождается одновременными продажами готовой туристической продукции. К примеру, оплата услуг отелей на летний сезон производится (и зачастую в полном объеме) еще в апреле-мае (то есть за один-два месяца до начала продаж туристических пакетов на лето); чар терный рейс нуждается в полной или частичной своей предоплате еще до нач ала рекламной кампании турис тического пакета и т. д. Причем чем рентабельнее производство того или иного турпродукта, тем более жесткие условия предоплаты выставляются поставщиками туристических услуг. Так, популярные черноморские отели требуют соблюдения жесткого графика полной предоплаты своих услуг еще до начала курортного сезона, а новогодние туры на гор нолыжные курорты оплачиваются туроператорами в полном объеме в середине ноября, поскольку вероят ность продаж туров на эти направления и получения высоких прибылей весьма высоки. Следовательно, туристическое производство требует "замораживания" денежных средств на определенный срок, в течение которого продаж готового турпродукта быть не может. Туроператор вынужден инвестировать собственный оборотный капитал и в течение довольно длительного срока не получать никакой прибыли ради того, чтобы с максимальной рентабельностью отрабо тать предстоящий летний или зимний туристический сезон.
Производство туристического продукта характеризу ется также и своей сезонностью, то есть значительными колебаниями объема производства и продаж в течение года. Обычно в туризме выделяют два сезона летний и зимний. Своеобразными межсезоньями (временем не высоких объемов производства и продаж) считаются осен ние и весенние каникулы, существующие в обществе праздники и выходные.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что капиталооборот в туристическом производстве про исходит дважды в год, то есть длительность одногопол ного оборота (с момента инвестирования оборотного ка питала до момента получения максимально возможной прибыли) в среднем шесть месяцев (на практике первый оборот с марта по октябрь, второй с сен тября по март).
В зависимости от скорости
оборота производствен ный капитал делится
на основной и оборотный. К ос новному капиталу
туристического производства можно отнести
здания, сооружения, технику, устройства
связи и коммуникаций. Это долго действующий
капитал, со ставляющий материально-
Таким образом, туристическое
производство, как и любое другое,
требует присутствия среди
Тема 4. Туристический рынок. Спрос, факторы производства, механизмы и конкуренция на туристическом рынке.