Экономика туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:19, реферат

Описание работы

Туризм в свете классических и современных теорий мировой торговли. Абсолютные и относительные преимущества стран в производстве туристического производства. Теория Хекшера-Олина.
Туристический продукт как товар, туристическая услуга, потребности, стоимость и источники прибыли.
Производство туристического продукта. Туристические ресурсы, трудовые ресурсы. Капитал как фактор производства.
Туристический рынок. Спрос, факторы производства, механизмы и конкуренция на туристическом рынке.
Конкурентоспособность азербайджанской туристической индустрии, конкурентные позиции, показатели конкурентоспособности национального туристического производства на мировом рынке.

Работа содержит 1 файл

ekonomika turizma refrat 2012.docx

— 37.44 Кб (Скачать)

 

 

 

РЕФЕРАТ

                                                                    Предмет: Экономика туризма

 

 

 

                                                                                     

 

                                                                                      Студентка

Группа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание :

Туризм в свете классических и современных теорий мировой  торговли. Абсолютные и относительные  преимущества стран в производстве туристического производства. Теория Хекшера-Олина.

Туристический продукт как  товар, туристическая услуга, потребности, стоимость и источники прибыли.

Производство туристического продукта. Туристические ресурсы, трудовые ресурсы. Капитал как фактор производства.

Туристический рынок. Спрос, факторы производства, механизмы и конкуренция на туристическом рынке.

Конкурентоспособность азербайджанской  туристической индустрии, конкурентные позиции, показатели конкурентоспособности  национального туристического производства на мировом рынке.

Туристическая индустрия  в Азербайджане, туристическая индустрия  как экономическая система. Структура  и роль современной туристической  индустрии.

Коммерческая деятельность в сфере туризма. Организационно-правовые формы туристической деятельности.

Актуальные проблемы развития Азербайджанской туристической  индустрии.

Стратегия туристического предприятия  в рыночных условиях. Разработка генеральной  стратегии.

Внутренняя среда туристического предприятия: финансовые ресурсы, кадровый потенциал, информационно-технологический  потенциал туристического предприятия.

Государственное регулирование  туристического рынка. Государственная  политика в сфере иностранного инвестирования национальной туристической индустрии. 

Глобализация международной  туристической индустрии.

Роль Азербайджана в международном  рынке туризма.

Региональное развитие туризма  в контексте государственной  программы развития туризма в  Азербайджанской Республике.

Автоматизация и интернет-технологии в туристическом бизнесе.

Тема 1. Туризм в свете  классических и современных теорий мировой торговли. Абсолютные и относительные  преимущества стран в производстве туристического производства. Теория Хекшера-Олина.

При изучении развития международного туризма следует основываться на теоретическом методе анализа, поддерживаемом эмпирическими исследованиями. Очень  эффективны теории международной торговли и международных финансов, которые  вместе образуют экономическую теорию мирохозяйственных связей. К теориям  международной торговли, объясняющим  позицию страны в международном  туристском обмене, международное разделение и общие направления развития туристских потоков, относятся:  
 
- теория абсолютного преимущества; 
- теория сравнительного преимущества; 
- теория соотношения факторов; 

Теория абсолютного  преимущества

В 1776 г. в книге "Исследование о природе и причинах богатства  народов" Адам Смит утверждал, что  богатство страны базируется на наличии  у нее товаров и услуг. Он также  доказал, что если торговля между  странами не будет ограничена, то каждая страна начнет специализироваться на производстве, в котором она обладает абсолютным преимуществом. Сегодня теория абсолютного преимущества, созданная А.Смитом, согласуется с монополизацией экспорта некоторыми странами, которая возникла на базе естественного преимущества, обусловленного природными ресурсами и климатом, а также на базе приобретенных преимуществ, связанных с развитием технологии и высокой квалификацией трудовых ресурсов. Этим, например, объясняются успехи экспорта в секторах: керамических изделий - в Италии, вин - во Франции, химической промышленности - в Германии, электроники, информационных технологий - в Японии, автомобилестроения - в США и т.д. 
 
Абсолютное преимущество также играет решающую роль в международном туризме. Действительно, некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места, такие, как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале и др.; памятники искусства - пирамиды фараонов в Египте, Тадж Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др. Уникальные природные памятники и произведения искусства, созданные человеком, определяют монопольное положение той или иной страны и побуждают иностранных туристов приезжать в нее. 
 
Свое абсолютное преимущество такая страна может еще больше усилить инновационной политикой, которая позволяет ей создавать специфические продукты туризма и тем самым обеспечивать себе хорошую специализацию в международном туризме. 
 
Инновации в туристском секторе главным образом охватывают индустрию гостеприимства, которая все больше использует новые технологии в гостиничном бизнесе и индустрии развлечений, формирование нового туристского продукта и маркетинг. Инновации благодаря применению новых методов управления и активному использованию информационных современных средств и новых материалов также могут существенно снизить цену туристского продукта.

Теория относительного преимущества

В 1817 г. Давид Рикардо развил идеи А. Смита и еще больше укрепил  доводы в пользу свободной торговли. На цифровых примерах, точнее при исследовании рабочего времени, необходимого для  производства заданного количества вина и сукна в Англии и Португалии, он показал выгодность внешней торговли для страны, если она специализируется на производстве тех продуктов, которые  может производить более эффективно, чем другие страны, без учета абсолютного  преимущества. Другими словами, страна отказывается от производства товаров, в которых она имеет абсолютное преимущество, и специализируется на других, более эффективных производствах, при этом закупая в других странах  с меньшими ресурсами те товары, от производства которых она отказалась. На примере Португалии Д.Рикардо  показал, что при абсолютном преимуществе в производстве обоих товаров - вина и сукна - эта страна уступила производство сукна Англии, с тем чтобы самой  специализироваться на производстве более  выгодного для нее товара - вина. 
 
Теория сравнительного преимущества также может полностью объяснить характер двусторонних обменов продуктами международного туризма как результат разницы цен между странами. 
 
Туристские продукты очень разнообразны, и сравнивать их очень сложно. Более того, туристский продукт представляет собой услуги, которые не могут повторяться каждый раз по аналогичному сценарию. 
 
На цену туристского продукта влияют затраты на транспорт, проживание и сопутствующие услуги. Первый элемент, в свою очередь, зависит от цены горючего, структуры транспортных компаний, применения новых технологий и государственной экономической политики в этой сфере. 
 
Следующий элемент цены, имеющий прямое воздействие на туристский продукт, - стоимость проживания, которая также зависит от применения новых технологий и государственной экономической политики, особенно в области налогообложения. Например, во Франции в начале 80-х годов из-за увеличения налога на добавленную стоимость гостиницы класса "люкс" вынуждены были повысить цены или снизить категорию, что привело к сокращению числа иностранных клиентов, останавливавшихся в отелях именно этой категории. 
 
С помощью новых технологий развивающиеся страны пытаются снизить цену труда и соответственно цену проживания, чтобы таким образом получить сравнительное преимущество перед другими странами с низкой ценой труда. 
 
Для поддержания покупательной способности туристского продукта цена проживания может быть снижена, с тем чтобы компенсировать чрезмерно большие транспортные расходы в кризисные периоды резкого подорожания нефти. 
 
Затраты на сопутствующие услуги имеют очень большой разброс для различных стран и сильно зависят от уровня развития индустрии развлечений. 
 
Однако изучение сравнительных цен не замыкается только на анализе вышеуказанных составляющих цен; при этом следует учитывать также качество обслуживания. Для сохранения конкурентоспособности и завоевания сравнительного преимущества отдельным государствам необходимо поддерживать высокий уровень обслуживания, как это делают такие передовые туристские страны, как Великобритания, Германия, Швейцария, Австрия, где цены относительно высоки.

Теория соотношения  факторов

Более точный ответ на вопрос: "Какие  именно товары обеспечивают абсолютное и относительное преимущество стране?" дает теория, развитая в первой половине нашего столетия шведскими учеными  Хекшером и Олиным, которая значительно  повлияла на фундаментальный анализ международной торговли. Эта теория базируется на соотношении факторов в каждой стране для обеспечения  сравнительного преимущества, которое  она может получить по отношению  к своим торговым партнерам. Страны, у которых много определенных факторов производства, имеют выгоду от сравнительного преимущества при  производстве и экспорте продуктов, требующих именно этих ресурсов для  производства. Таким образом, теория соотношения факторов объясняет  международную специализацию разных стран, базирующуюся на международных  различиях в насыщенности факторами. 
 
Согласно теории Хекшера - Олина страны, владеющие большим капиталом, должны экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудоемкие товары. 
 
Теория соотношения факторов определяет потоки международного туризма между странами. Действительно, международные обмены, будь то торговые обмены или туристские потоки, могут определяться разницей пропорций факторов производства каждого обмениваемого продукта. Страны склоняются к специализации в производстве и продаже товаров и услуг, в которых они имеют преимущество и которые обходятся им дешевле. 
 
Страны, имеющие в избытке туристские ресурсы, специализируются на международном туризме и экспортируют подобные услуги. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами. 
 
Однако специализация международного туризма не означает, что туристские страны являются исключительно рецепторами. Они могут быть и туристообразующими, и, как правило, чем выше их ВНП, тем активнее они становятся генераторами. Многие индустриальные страны, такие, как Великобритания, Германия, США, Франция, Италия, Япония, Канада, являются и генераторами, и рецепторами туризма. 
 
Таким образом, соотношение факторов - это средства, доступные для обеспечения производства услуг международного туризма страны. Относительное наличие этих факторов имеет решающее влияние на определение позиции страны в международном туризме. Здесь выделяют три основные группы факторов, которые тесно взаимодействуют с главными факторами функционирования всей экономики:  
 
- природные ресурсы, историко-культурное наследие; 
- капитал; 
- трудовые ресурсы.  
 
Для международного туризма важным фактором производства туристского продукта являются природные ресурсы. Поэтому специализация многих стран непосредственно связана с наличием природных ресурсов для предложения иностранным гостям. Природные ресурсы включают в себя землю, море, озера, реки, ландшафт, климат, флору и фауну. Они исключительно характеризуют местонахождение страны и являются определяющими для потоков международных туристов. Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечный климат в Средиземноморских странах порождают туристские потоки на их курорты из таких развитых туристских стран, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Япония и др. А свой спрос на лыжный спорт испанцы, греки, израильтяне удовлетворяют, например, в той же Швейцарии или Австрии, Италии и Франции. 
 
Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурное наследие страны. Для того чтобы любоваться загадочной улыбкой Моны Лизы или восхищаться величием Собора Парижской Богоматери, в Париж приезжают туристы со всего мира. 
 
Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости от степени доступности к этим ресурсам и их эксплуатации для целей туризма они приобретают экономическое значение. 
 
Другим важнейшим фактором туристского продукта является капитал. Развитие туризма требует развитой инфраструктуры, а для этого нужны огромные инвестиции. Этим и объясняется преимущественное развитие туризма в индустриально развитых странах. 
 
Капитал имеет определяющее влияние на экономическую значимость международного туризма в каждой стране. Страна, которая обладает богатыми природными ресурсами, но имеет ограниченный капитал, не сможет в достаточной степени развить международный туристский сектор. 
 
Труд можно определить как важный фактор производства туристского продукта, поскольку это продукт сферы обслуживания, которая, в свою очередь,является трудоемким сектором экономики. Следовательно, сравнительное преимущество стран в международном туризме обусловлено наличием трудовых ресурсов, а также уровнем их мастерства. Правомерность первого доказывает пример развития туризма на знаменитых курортах французской и итальянской Ривьеры, где наряду с благоприятными природными ресурсами есть достаточное количество работоспособного населения. Вместе с тем на расположенном в том же регионе острове Корсика природные ресурсы такие же, однако большинство населения нетрудоспособно. 
 
Фактор труда подразделяется по квалификации. Сравнительное преимущество стран зависит от количества квалифицированного труда. Этим и объясняется парадокс Василия Леонтьева, суть которого заключается в несовпадении структуры экспорта США в 50-х годах с теорией Хекшера-Олина, по которой в экспорте США должны были превалировать капиталоемкие товары, а в реальности было наоборот: экспорт трудоемких товаров превышал экспорт капиталоемких. Решение было найдено позже, когда установили причину ошибки - неоднородность фактора труда. Эти различия играют большую роль в международном туризме, ибо он зависим от рабочей силы. 
 
В индустрии туризма спрос на квалифицированных работников относительно невысок, поэтому, кроме постоянных работников, в этой сфере занято много сезонных рабочих, труд которых в основном малоквалифицирован. Квалификация труда, помимо влияния на туристские потоки и их географическое распределение, является также причиной передвижений рабочей силы. Например, развивающиеся страны привлекают иностранных менеджеров или обучают своих специалистов за рубежом, так как нуждаются в квалифицированных управляющих для гостиниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Туристический продукт как товар, туристическая услуга, потребности, стоимость и источники прибыли.

Результат деятельности в туризме  сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт — это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К таким услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги.

Туристский продукт рассматривается  в узком и широком смысле. В узком смысле туристский продукт — это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, туристский продукт туроператора, транспортного предприятия и т. д.). В широком смысле туристский продукт — это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. В литературе этому понятию дается классическое определение:

Туристский продукт — это  совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием.

В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. В широком смысле слова туристский продукт — это экономическое благо, предназначенное для обмена.

Важное отличие туристского  продукта от туристской услуги состоит  в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту, жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это отличие и используют турагенты при продаже туристских путевок. Приобретая путевку, турист еще не приобретает туристские услуги (хотя уже и заплатил деньги), но приобретает гарантии отдыха. Поэтому задача туроператора — включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести транспортные издержки.

Туристский продукт как товар  характеризуется потребительной стоимостью, то есть полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор стремится к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей. 

 

Туристические услуги - это  услуги субъекта в туристической  деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта и развлечений, направленные на удовлетворение потребностей туриста. Это специфический товар, который не имеет вещевого выражения, т. е. его невозможно увидеть и  невозможно накапливать. Они могут  реализоваться только в том случае, когда есть спрос со стороны туриста. Проявляются во время путешествия  в виде улучшения здоровья, удовлетворения туристических потребностей, отдыха, хорошего настроения, ознакомления с  природными и культурно-архитектурными достопримечательностями. На основании  этого можно сказать, что единицей туристической услуги является комплекс услуг, которые оказываются одному потребителю на протяжении определенного  промежутка времени.

Потребности туристические  – специфические потребности, по форме определяющие «охоту к перемене мест», тягу к путешествиям, познанию нового. По содержанию потребности  туристские равны потребностям рекреационным. Потребность для ее удовлетворения требует известного арсенала средств. Согласно австрийской политэкономической школе средства, которыми располагает  человек для удовлетворения его  потребностей, называют благами. Благо  обычно выступает в материальной (товары) либо в нематериальной форме (услуги). В туризме благо как  средство удовлетворения потребностей выступает, как правило, в виде услуг.

Долгое время в теории, на практике и в официальных документах источником прибыли признавался  единственный фактор производства - труд. Для туризма этот постулат справедлив в тех редких случаях, когда посредник (турагент) покупает туристский продукт  с целью его немедленной перепродажи  по более высокой цене. Тогда труд турагента выступает источником получения прибыли, поскольку турагент приобрел этот товар с целью реализации. Как свидетельствует опыт стран  с развитой экономикой, получение  прибыли основано на привлечении  нескольких факторов производства, прежде всего труда и капитала. При  этом понятие прибыли связывается  не только со стоимостью используемого  капитала, но и с его обесцениванием, а также с периодом, в течение  которого происходит это обесценивание.

С развитием рыночных отношений  все чаще стали говорить и о  других версиях происхождения прибыли:

прибыль, заработанная благодаря  инициативе;

прибыль, полученная при неблагоприятных  обстоятельствах (по сути - понесенный вследствие неблагоприятных условий  убыток);

прибыль, извлечение которой  возможно благодаря ее признанию  общественными институтами, среди  которых важную роль играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»).

Такая классификация весьма приблизительна. Очень часто конкретный случай происхождения прибыли трудно отнести к той или иной категории. Порой прибыль компании является результатом совпадения всех трех ситуаций.

Все многообразие источников образования прибыли в туристском предприятии можно сгруппировать  по определенным признакам и в  укрупненном виде представить основные.

Одним из источников прибыли  является монопольное положение  туристского предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий. Еще  один источник прибыли связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Прибыль, ее величина в данном случае зависит:

Информация о работе Экономика туризма