Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:06, контрольная работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Сущность рынка труда, его типология и структура……………………........ 4
1.1. Определение рынка труда……………………………………………….. 4
1.2. Типология и структура рынка труда……………………………………. 5
1.3. Рынок труда и заработная плата………………………………………… 8
2. Современное состояние рынка труда………………………………………… 12
2.1. Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития…………...........12
3. Цели, задачи и приоритетные направления гос. политики по развитию рынка труда и содействию занятости населения на 2011 – 2015 г……….................... 16
3.1.Основные направления действий на рынке труда………………………. 17
3.1.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, заятости населения и трудовой миграции…………………….. 18
3.1.2. Легализация занятости……………………………………………... 19
3.1.3 Снижение скрытой безработицы…………………………………... 21
3.1.4. Формировнаие прогноза баланса трудовых ресурсов……………. 22
3.1.5. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики………………………. 22
3.1.6. Развитие институтов рынка труда…………………………………. 24
3.1.7. Развитие трудовой мобильности и оптимизации привличения иностранной рабочей силы……………………………………………………… 25
3.1.8. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости граждан, увеличение спроса на рабочую силу…………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………….. 29
Список литературы………………………………………………………………. 30
Социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в число важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России и, как производное, развития рынка труда. Малое предпринимательство является тем сектором экономики, который в кратчайший срок позволяет создавать необходимое количество новых эффективных рабочих мест, обеспечить их оборачиваемость и расширить возможности занятости населения.
В целях содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости необходимо обеспечить:
В заключении можно сказать, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.
В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.