Экономика труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Сущность рынка труда, его типология и структура……………………........ 4

1.1. Определение рынка труда……………………………………………….. 4

1.2. Типология и структура рынка труда……………………………………. 5

1.3. Рынок труда и заработная плата………………………………………… 8

2. Современное состояние рынка труда………………………………………… 12

2.1. Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития…………...........12

3. Цели, задачи и приоритетные направления гос. политики по развитию рынка труда и содействию занятости населения на 2011 – 2015 г……….................... 16

3.1.Основные направления действий на рынке труда………………………. 17

3.1.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, заятости населения и трудовой миграции…………………….. 18

3.1.2. Легализация занятости……………………………………………... 19

3.1.3 Снижение скрытой безработицы…………………………………... 21

3.1.4. Формировнаие прогноза баланса трудовых ресурсов……………. 22

3.1.5. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики………………………. 22

3.1.6. Развитие институтов рынка труда…………………………………. 24

3.1.7. Развитие трудовой мобильности и оптимизации привличения иностранной рабочей силы……………………………………………………… 25

3.1.8. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости граждан, увеличение спроса на рабочую силу…………………………………. 27

Заключение……………………………………………………………………….. 29

Список литературы………………………………………………………………. 30

Работа содержит 1 файл

рынок труда в россии.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Сценарные условия и основные параметры  социально-экономического развития на период 2011-2015 годов предусматривают  инвариантность развития.

     Консервативный  вариант предполагает сохранение рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года и сохранении спроса на рабочую силу на рынке труда на уровне 2010 года. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 8,2%, 7,8%, 7,3% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. При этом годовые темпы роста экономики (ВВП) не превысят 2,6-3,1%.

     Умеренно-оптимистичный  вариант отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, стимулирования экономического роста и модернизации в условиях роста спроса на рабочую силу. В 2011-2013 годах предполагается дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ. При этом после 2010 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. В 2011-2013 годах уровень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 7,4%, 7,1%, 6,7% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении соответственно составит 2,9%, 2,7%, 2,6%. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4 - 4,2%.

     По  оценке Минздравсоцразвития России, в 2014-2015 годах предполагается стабилизация уровней общей и регистрируемой безработицы на уровне 6,4% и 1,8% соответственно.

     В соответствии с условиями социально-экономического развития будут реализовываться  адекватные меры по поддержке экономики  и снижению напряженности на рынке  труда (при необходимости будут  приниматься меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва).

     Обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста и стабильности в сфере  занятости населения в краткосрочном  периоде, а также реализации задачи адекватного развития рынка труда  и сферы занятости условиям перехода экономики на инновационный путь развития в среднесрочной перспективе являются важнейшими государственными приоритетами. Особое внимание будет уделяться и вопросам снижения безработицы, социальной поддержки населения, решению проблем диверсификации экономики и развития занятости населения моногородов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА 2011 – 2015 г. 

     Одним из сдерживающих факторов экономического развития в среднесрочной перспективе может стать продолжение сокращения совокупного предложения рабочей силы на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте (за 2011-2015 годы более чем на 3,8%), что, в свою очередь, должно быть нивелировано адекватным ростом производительности труда при переходе к инновационной экономике, а также повышением трудовой мобильности населения и привлечением иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики.  

     Достижение поставленной цели модернизации экономики в среднесрочной перспективе будет осуществляться посредством создания правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие  гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду и трудовую мобильность, а также реализацию прав граждан на защиту от безработицы, что, в свою очередь, предполагает:

     1) совершенствование социально-трудовых отношений, включающее продолжение процесса легализации занятости, введение системы добровольного социального страхования на случай потери работы, развитие института социального партнерства, направленного на усиление его роли в трудовых отношениях, приведение положений трудового законодательства в части социального партнерства в соответствие с нормами международного права;

     2)..развитие инновационного промышленного потенциала, генерирующего новые эффективные рабочие места, обеспечивающие интенсификацию и повышение производительности труда, снижение скрытой безработицы; развитие и модернизацию всех уровней и форм профессионального образования, ориентированного на спрос инновационной экономики и потребности современного рынка труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, развитие кадрового потенциала организаций, эффективное трудоустройство молодых специалистов, преодоление структурной и длительной безработицы;

     3) создание условий, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе, за счет развития гибких форм занятости, ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников старшего возраста, инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности;

     4) совершенствование системы государственных гарантий защиты от безработицы;

     5) развитие трудовой мобильности;

     6) создание условий для интеграции в российский рынок труда иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров;

     7) развитие институтов рынка труда;

     8) развитие частно-государственного партнерства в сфере повышения качества рабочей силы и содействия занятости населения. 

     3.1. Основные направления действий на рынке труда

     Основой поступательного экономического развития государства являются цивилизованные трудовые отношения и современный гибкий рынок труда, обеспечивающие эффективную занятость населения.

     Исходя  из задач развития рынка труда в 2011-2015 годах, предусматривается реализовать следующие приоритетные направления государственной политики в области развития занятости населения:

  • совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда и занятости населения, трудовой миграции;
  • легализация занятости;
  • снижение скрытой безработицы;
  • мониторинг ситуации на рынке труда;
  • формирование прогноза баланса трудовых ресурсов;
  • повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики, развитие частно-государственного партнерства в части повышения качества рабочей силы;
  • развитие институтов рынка труда,
  • повышение эффективности использования трудовых ресурсов, стимулирование экономической активности и рост занятости населения;
  • развитие трудовой мобильности и оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
  • содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, увеличение спроса на рабочую силу;
  • создание механизмов стимулирования работодателей к приему на работу инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;
  • реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, включая республики Северного Кавказа.
 

     3.1.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, занятости населения и трудовой миграции

     Совершенствование законодательства Российской Федерации  в области труда и занятости  должно быть направлено на реализацию прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по  свободно выбранному роду деятельности и профессии (специальности), а также на обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы.

     Вносимые  изменения в трудовое законодательство и законодательство о занятости населения должны соответствовать современным тенденциям в социально-трудовой сфере в связи с изменениями содержания труда и форм его организации в различных отраслях и секторах экономики, обусловленных модернизацией производства, проведением структурных реформ, расширением трудовой мобильности и гибких форм организации труда, способствующих повышению спроса на рабочую силу и сокращению нелегальной и теневой занятости.

     В рамках мероприятий по совершенствованию  трудового законодательства и законодательства о занятости населения представляется целесообразным в среднесрочной перспективе осуществить разработку нормативных правовых актов по следующим вопросам:

  • внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты, предусматривающие нормы, устанавливающие особенности труда в организациях малого бизнеса;
  • внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие систему квалификационных требований к работникам различных категорий в целях стимулирования развития инновационной деятельности;
  • внесение изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы занятости населения, в части:
    • совершенствования механизмов защиты от безработицы на основе принципов добровольного страхования на случай потери работы;
    • организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также организации в приоритетном порядке профессионального обучения безработных родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
    • совершенствования механизма определения размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице;
    • совершенствования механизма содействия переезду и переселению безработных граждан и членов их семей для работы в другую местность;
    • разработки нормативного правового обеспечения предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;
  • внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части совершенствования порядка привлечения иностранной рабочей силы, разработка двусторонних и многосторонних соглашений между Российской Федерацией и зарубежными государствами по вопросам трудовой миграции;
  • подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации о реализации дополнительных мероприятий направленных на снижение напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации.
 

     3.1.2. Легализация занятости

     Существующий  в России неформальный рынок труда, характеризующийся неформальной занятостью, оказывает отрицательное воздействие на развитие современного цивилизованного рынка труда. Неформальная деятельность составляет предмет как основной, так и вторичной занятости человека. По самым общим расчетам, в России неформально занято около 20% граждан трудоспособного возраста (по методике Росстата, масштабы теневого рынка труда в России определяются на основе баланса совокупных доходов и расходов населения. Предполагается, что недостающие суммы получаются в виде скрытой заработной платы).

     Наличие нелегального рынка труда в России обусловлено в основном нелегальной  занятостью иностранных граждан, которая, по оценке ФМС России, в настоящее  время превышает 4,0 млн. человек. Проблема ее ликвидации сохранит актуальность и в среднесрочном периоде.

     В целях легализации занятости  необходимо:

  • совершенствовать нормативную правовую базу в сфере трудовой миграции и трудовых отношений, включая развитие системы добровольного страхования от безработицы;
  • совершенствовать условия выплаты пособия по безработице, предполагающие установление зависимости размера пособия по безработице от величины получаемой в прошлом заработной платы (дохода), стажа работы, активности поиска работы и участия в специальных программах по содействию занятости;
  • ликвидировать излишние административные барьеры для организаций малого и среднего бизнеса;
  • стимулировать развитие различных форм гибкой занятости, включая дистанционную занятость, обеспечивающую оптимальную организации рабочего процесса и рабочего времени и максимально учитывающую интересы сторон, использование различных видов трудовых договоров;
  • обеспечить баланс между сохранением конкурентоспособности производимой продукции, с одной стороны, и ростом стоимости труда (заработной платы) и мерами социальной защиты работников, с одной стороны;
  • повысить эффективность контроля и надзора за исполнением установленных законодательством норм в сфере регулирования рынка труда и трудовых отношений.
 
 

     3.1.3. Снижение скрытой безработицы

     Скрытую безработицу характеризуют избыточная занятость, потери рабочего времени, связанные с низкой интенсивностью (производительностью) труда, сезонным характером производства, потерями продукции на стадии производства и транспортировки, отвлечениями рабочей силы от основной деятельности. Одним из открытых проявлений потенциальной (скрытой) безработицы является «видимая» неполная занятость («административные отпуска», неполный рабочий день, простой). По оценке Минздравсоцразвития России, только неполная занятость в России в среднем за 2010 год составила более 1,2 млн. человек.

Информация о работе Экономика труда