Экономика труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Сущность рынка труда, его типология и структура……………………........ 4

1.1. Определение рынка труда……………………………………………….. 4

1.2. Типология и структура рынка труда……………………………………. 5

1.3. Рынок труда и заработная плата………………………………………… 8

2. Современное состояние рынка труда………………………………………… 12

2.1. Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития…………...........12

3. Цели, задачи и приоритетные направления гос. политики по развитию рынка труда и содействию занятости населения на 2011 – 2015 г……….................... 16

3.1.Основные направления действий на рынке труда………………………. 17

3.1.1. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области труда, заятости населения и трудовой миграции…………………….. 18

3.1.2. Легализация занятости……………………………………………... 19

3.1.3 Снижение скрытой безработицы…………………………………... 21

3.1.4. Формировнаие прогноза баланса трудовых ресурсов……………. 22

3.1.5. Повышение качества рабочей силы, формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики………………………. 22

3.1.6. Развитие институтов рынка труда…………………………………. 24

3.1.7. Развитие трудовой мобильности и оптимизации привличения иностранной рабочей силы……………………………………………………… 25

3.1.8. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости граждан, увеличение спроса на рабочую силу…………………………………. 27

Заключение……………………………………………………………………….. 29

Список литературы………………………………………………………………. 30

Работа содержит 1 файл

рынок труда в россии.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

     Наряду  с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

     Рынок труда имеет свою специфику, особенности:

  1. Специфика товара (будет рассмотрена ниже).
  2. Спрос на труд является производным от спроса на товары.
  3. Рынок труда несовершенен по степени симметрии информации, работники пытаются завысить рентную ставку (их самооценка).

     1.3. Рынок труда и заработная плата

     Заработная  плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата – это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.

     В узком смысле понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.

     Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течение определенного периода времени. Реальная заработная плата – это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги.

             (1)

     где, Wр- реальная з/п; Wн - номинальная з/п; P - уровень цен на товары.

     Цены  на факторы производства, в том  числе на труд, определяются на основе закона спроса и предложения. Классическая теория занятости предполагает построение функции совокупного спроса на труд и совокупного предложения труда в условиях совершенной конкуренции. Субъектами спроса на рынке выступают предприниматели и государство, а субъектами предложения – работники с их навыками и умениями.

     Спрос на труд находится в обратной зависимости  от величины заработной платы. При росте  заработной платы спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. (см.. рис1) 
 

     Рис.1

      График изменения  спроса на труд

      Wр  
 
 

                                               D

                                                    L

     где L – количество требуемых работников.

     Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда  показывает, что при повышении  реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается (см. рис.2).

     При увеличении заработной платы каждый момент отработанного времени лучше  оплачивается, следовательно, каждый момент свободного времени является для работника упущенной выгодой, поэтому появляется стремление заместить свободное время дополнительной работой.

     Рис.2

      График предложения  труда

      Wр                                           SL 
 
 
 

                                                    L

     где - L – количество работников, предлагающих свой труд

     В короткосрочном периоде имеет место эффект масштаба. Это когда увеличение заработной платы увеличивает издержки производства, в результате уменьшается объем производимой продукции, следовательно уменьшается спрос на труд.

     Помимо  эффекта масштаба, при увеличении заработной платы падает цена на капитал, что ведет к увеличению  спроса на капитал и снижению спроса на труд. Этот процесс называется эффектом замещения

     Сокращение  предложения труда при увеличении заработной платы происходит из-за действия эффекта дохода (противоположного эффекту замещения). Во-первых, человек располагает лишь 24 часами в сутки, пять или шесть, из которых ему к тому же просто необходимо отдыхать; во-вторых, когда работник достигает определенного уровня благосостояния, меняется его отношение к свободному времени, увеличить количество которое в данном случае можно лишь при сокращении дополнительной работы. Данная зависимость предложения рабочей силы от уровня заработной платы в форме проявления в определенный момент эффекта дохода характеризует индивидуальное предложение труда отдельных лиц или групп лиц. Для экономики в целом функция совокупного предложения труда всегда будет возрастающей из-за циркуляции рабочей силы.

     Особую  важность представляет исследование взаимодействия совокупного спроса и совокупного  предложения для достижении рыночного равновесия. Очевидно, что оно достигается в точке Е, которой соответствует определенный уровень заработной платы WE и заданное этим уровнем предложение труда LE. Это означает, что все предприниматели, согласные платить зарплату WE, находят на рынке необходимое количество работников. Точка E определяет положение полной занятости. (см. рис. 3)

     В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.

     В случае снижения уровня заработной платы  по сравнению с ее равновесным  уровнем, спрос на рынке труда  будет превышать предложение. В  результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату. 

     Рис.3
     Рыночное  равновесие на рынке  труда

      Wр                                           SL

                        E

           WЕ 

                                          D 

                          LE                     L 

     Как в первом, так и во втором случаях  равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса на труд и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников. Различные виды работ могут быть в разной мере привлекательными для человека, требовать разных затрат на профессиональное образование, поэтому заработная плата должна стимулировать, например, выполнение менее престижных видов работ или компенсировать материальные затраты на образование. Такая дифференциация в заработной плате называется «уравнивающими различиями». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ

 

     Формирование  в России рынка труда диктует  необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику  переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям. 

     2.1. Социально-экономическое положение и ситуация на рынке труда Российской Федерации в условиях посткризисного развития.

     Российская экономика к концу 2009 года вышла из острой фазы экономического кризиса. Начиная со второго полугодия 2009 года, отмечается возобновление роста российской экономики. Прирост ВВП (с исключением сезонного фактора) во втором полугодии 2009 года в среднем составил около 1,5%.

     В 2010 году продолжилась тенденция восстановления экономики, которая характеризовалась  ускорением роста большинства макроэкономических показателей. В годовом исчислении ВВП во II квартале 2010 года, по оценке Росстата, вырос на 5,2% против падения на 2,9% в IV квартале 2009 года, а за январь-июнь 2010 года ВВП увеличился на 4,2% к соответствующему периоду прошлого года.

     Проводимая  Правительством Российской Федерации  антикризисная политика не только позволила  предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста.

     В период кризиса государственная  политика в области содействия занятости  осуществлялась в рамках постоянно  действующих мер содействия занятости  населения, а также дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.

     В целях повышения уровня возмещения утраченного заработка при потере работы и поддержания уровня жизни  безработных граждан, позволяющего сосредоточиться на активном поиске работы, была увеличена в 1,5 раза максимальная величина пособия по безработице, что практически соответствовало среднегодовой величине прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения. Повышен уровень информированности населения о государственных гарантиях и предоставляемых государственных услугах в области содействия занятости, организована работа консультационных пунктов, а также информационного портала «Работа в России».

     На  осуществление социальной поддержки  безработных граждан и мер активной политики занятости, а также реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2009–2010 годах было выделено 250,1 млрд. рублей.

     В дополнительных мероприятиях в 2009–2010 годах приняли участие более 4,4 млн. человек, сохранено порядка 2,0 млн. рабочих мест, дополнительно создано около 4,0 млн. рабочих мест, в том числе более 306,8 тыс. постоянных рабочих мест.

     По  сравнению с началом 2009 года количество вакансий, заявленных в органы службы занятости за период реализации региональных программ, увеличилось в 1,4 раза.

     Принимаемые Правительством Российской Федерации  антикризисные меры позволили сохранить  стабильность в социальной сфере, улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали снижению напряженности в обществе.

     Реализация  дополнительных мероприятий позволила  не только сдержать массовое увольнение работников (около 2,8 млн. человек) и  сохранить кадровый потенциал работников организаций, но и снизить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году составила 2,08 млн. человек (при прогнозируемой численности - 2,2 млн. человек), в 2010 году (по оценке) – 1,98 млн. человек.

     При этом общая численность безработных  к октябрю 2010 года практически достигла докризисного уровня 5,1 млн. человек  или 6,8% от численности экономически активного населения (в октябре 2008 года - 5,0 млн. человек или 6,6%).

     Реализация  мероприятий региональных программ положительно отразилась на рынке труда  субъектов Российской Федерации, позволила  поддержать занятость работников организаций  и снизить численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, тем самым помочь организациям выйти из кризиса и начать работу в обычном режиме. Численность работников, планируемых к увольнению, к ноябрю 2010 года снизилась до 288,8 тыс. человек (почти в 1,9 раза по сравнению с максимальной численностью в июне текущего года 555,4 тыс. человек). При этом численность работников организаций, находящихся в режиме неполной занятости, снизилась с максимального значения 1,67 млн. человек (в декабре 2009 года) до 601,7 тыс. человек к началу ноября 2010 года.

Информация о работе Экономика труда