Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 23:27, курсовая работа
Сегодня американская экономика является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики. Внутренний американский рынок огромен: он поглощает почти 90% всего объема отечественного производства и, кроме того, значительную часть продукции, создаваемой в других странах, включая развивающиеся. Следовательно, американская экономика вполне самодостаточна. Она отличается крупномасштабной ориентацией на НТП и передовую технику, является реальной базой для политической и военной "супердержавности" страны, с которой приходится считаться всем другим странам, включая и Россию.
Прошли времена, когда мы "соревновались" с США в экономическом отношении. Жизнь показала всю утопичность наших замыслов, базирующихся на экономике нерыночного типа. В то же время сегодня возникла такая ситуация, когда Россия и США, как и многие другие страны, все больше становятся реальными и равноправными партнерами в мировой экономике.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1.Экономика США
1.1.Общая характеристика экономики …………………………………………………………4
1.2. Факторы и динамика экономического развития ………………………………………….5
1.3. Отраслевая структура экономики………………………………………………………….7
1.4. Банковская система и финансовый капитал ………………………………………………8
1.5. Бюджетная политика США…………………………………………………………………9
2. Внешние экономические отношения США
2.1. Промышленная специализация США в мировом разделении труда…………………...11
2.2. Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве……12
2.3. Факторы мирового влияния США………………………………………………………..15
2.4. США как центр глобализации…………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………………………..25
формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки полумеханически, без какой-либо координации или общего волевого начала сводились в единый документ, становившийся бюджетным проектом. Размеры бюджета были очень невелики: совокупные расходы за 1789-1849 финансовые года составили 1,1 млрд. долл. (в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые. года. - 15,5 млрд. долл. (огромная часть была потрачена на Гражданскую войну), затем ежегодные размеры расходов федерального уровня колебались между 525 млн. (1901 финансовый год) и 746 млн. долл. (1915 финансовый год), и только в 1917 финансовый год, в связи с участием США в первой мировой войне, они превысили 1 млрд. долл., увеличившись до 18,5 млрд. долл. в 1919 финансовом году.
По окончании войны расходы уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году
колебались в пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия рузвельтовского
"нового курса" привели к росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в 1936 финансовый год, а вступление во вторую мировую войну потребовало их резкого дальнейшего увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году. С завершением войны расходы резко сократились - до 29,8 млрд. долл. в 1948 финансовом году.
Качественно иной этап, как отмечает американская бюджетная статистика,
начинается с периода корейской войны: после 1949 финансового года рост
бюджета (в текущих ценах) происходит практически непрерывно. Увеличение
расходов приобретает принципиально иную окраску: эта тенденция не прекращается и в "мирные" годы.
Именно с этого периода начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование
госрасходов США, завершившееся только к 1998 финансовому году, когда размеры федеральных расходов достигают 1,7 трлн. долл.
До 50-х годов нашего века значительным дефицитом отмечены период Гражданской войны в США, 1917—1919 гг. (в совокупности более 23 млрд. долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.) и 1940-1946 гг. (около 194 млрд. долл.). После этого дефициты нарастают — с различной скоростью и с отклонениями в размерах ежегодного прироста, начиная с 1952 по 1992 финансовые года - с 1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд. долл., т.е. в среднем примерно на 7 млрд. долл. ежегодно.
К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов,
особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов на социальные программы, быстрее всего происходившее в 1970-е годы. Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали в качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение") расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт - сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на социальное страхование).
В первую очередь с завершением холодной войны принято связывать и успехи
администрации Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998
финансовому году сбалансированных бюджетных показателей. Необходимо,
однако, отметить, что к настоящему времени не произошло ни массированного
сокращения затрат на военные нужды, ни радикального уменьшения масштабов
социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно
значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов.
Иными словами, существенных изменений в общей структуре федерального бюджета, сложившейся в США в последние десятилетия, внесено не было, и нет
никаких оснований говорить о кардинальных сдвигах в бюджетных приоритетах.
Поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, под влиянием
каких факторов развивался и приобрел нынешние количественные параметры и
качественные характеристики федеральный бюджет США.
В американской бюджетной практике за последние десятилетия трудно было бы
обнаружить сколько-нибудь масштабный пример непредвиденного развития
событий. Все отклонения фактических показателей от программ и прогнозов, как правило, умещались в рамки допустимых погрешностей или же заранее оговаривались в прогнозах и объяснялись небывало сложными сочетаниями изменений в динамике экономического роста, в темпах инфляции, во внешнеполитических доктринах администраций и т.д. Запрограммированные цифры по конкретным разделам бюджета часто не совпадали с фактически достигнутыми показателями за конкретный период, причем расхождения, в том числе и между предсказанными и реальными размерами бюджетного дефицита, достигали несколько десятков миллиардов долларов. Однако, в целом, поставленные бюджетно-политические задачи выполнялись.
Как уже упоминалось выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный бюджет.
В истории США уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х годов с очень сходными экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В связи с этим мы можем выдвинуть предположение, а не повторится ли экономический тайфун начала 1930-х? Но на фоне биржевого ажиотажа успехи федерального бюджета выглядят солидно и прочно. Главное событие в этой сфере - профицит, полученный на три года раньше обещанного демократами, в 1998 финансовом году - впервые после 1969 г. - и составивший 69,2 млрд. долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн. долл.).
До сих пор нормой бюджетной жизни США считались дефициты, пик их
пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической проблемы номер один" провозглашалась многими президентами. Разумеется,
нынешний "бюджетный успех" напрямую связан с общеэкономическими показателями и зависит от их небывалого улучшения при Клинтоне. Это улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению по времени разнородных благоприятных для США факторов. Среди этих факторов есть одноразовые: завершение холодной войны (начавшееся до Клинтона), но давшее Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500-700 млрд. долл. - и ничего не давшее другому участнику противостояния — России); важную роль сыграл пик повышательной фазы — и обычного делового цикла, и "длинной волны" по Кондратьеву—Шумпетеру, - пришедшийся как раз, как и предсказывалось заранее, на середину 90-х годов. Кроме этих причин правительственные экономисты упоминают также выгодное для США падение мировых цен на нефть, более низкие, чем ожидалось, темпы общего роста внутренних цен в стране, причем динамика цен на энергоносители помогла ощутимо снизить темпы инфляции. Отмечается важная роль быстрого роста спроса на персональные компьютеры для общих темпов экономического роста в США.
К декабрю прошлого года бескризисное развитие американской экономики
продолжалось непрерывно 103 месяца. Но это не самый длительный пока период
непрерывного экономического роста в США после второй мировой войны. Наиболее продолжительным был период 1961—1969 гг. (106 месяцев) — его принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия на экономику и, кроме того, со значительной стимулирующей ролью войны в Юго-Восточной Азии. Следующий период длительного экономического роста (92 месяца) падает на мирные 1982-1990 гг. - его принято было связывать с "рейганомикой" и частично ассоциировать с монетаристским подходом к экономической политике. На деле, однако, основную роль в этот период сыграли чисто бюджетные стимулы (в том числе связанные и с расширением военных расходов), причем роль государства, которая, по идеям "рейганомики", должна была сократиться до уровня примерно в 19% ВВП (по доходам и расходам федерального бюджета), в реальности возросла - федеральные расходы увеличились до 23,6% ВВП при возросшем дефиците бюджета.
Продолжение нынешнего экономического и бюджетного курса должно, по
расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003 финансовому году запроектировано возрастание положительного сальдо до 83 млрд. долл. В настоящее время для администрации США и Федеральной резервной системы необходимо найти возможности и экономические рычаги, чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут послужить политические факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный идеологиозированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги
в своевременное
действие.
2. Внешние экономические отношения США
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда.
При сложившейся в настоящее время специализации различных государств в мирохозяйственных связях весьма показателен опыт США, значительно изменивших "зону своей ответственности" за последние 20-25 лет под влиянием
стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых
стран. Очевидно,
что США давно перестали
лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической
продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве
автомобильной, компьютерной, дорожно-строительной и иной специализированной
техники, электронного оборудования, товаров нефтехимической и общехимической переработки. Перечисленная продукция производится не менее,
а зачастую более качественно в других странах, причем нередко с более низкой себестоимостью, что ставит под сомнение конкурентоспособность рассматриваемых американских товаров не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что отнюдь не все из утерянных позиций в мировом производстве американские производители собираются отвоевывать.
Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х годов
стал постепенный вынос традиционных промышленных производств за пределы
страны. Концепция строительства так называемого постиндустриального
общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством и с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за отсутствия государственной поддержки американские производители (во всяком случае на территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое производство достаточно технически сложной продукции оказалось более рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.
Высокая степень автоматизации
технологических процессов
помогла пересмотреть требования к квалификации
трудовых ресурсов, что позволило
в конце концов выпускать вне США продукцию,
ничуть не уступающую американской
по качеству. Законодательная отмена в
стране специальных протекционистских
мер в отношении большинства номенклатуры
серийной промышленной продукции
привела к перенасыщению
внутреннего американского
рынка импортными товарами,
и, соответственно, сворачиванию
производства национальных аналогов.
В таких условиях неравноправной конкуренции
смогли выжить только те американские
производители, которые выпускали либо
продукцию нового, еще не освоенного
мировой практикой технического
уровня, либо штучные уникальные
товары. Именно на этом
и сфокусирована государственная
технологическая политика страны.
И закономерно, что в мировом
экспорте продукции традиционных массовых
производств удельный вес компаний
США стал неуклонно снижаться (табл.
1).
Таблица 1
Удельный вес США в объеме мирового экспорта продукции основных отраслей обрабатывающей промышленности [2]
1981-1985 гг.* | 1991 г. | 1994 г. | 1995 г. | |
Общее и транспортное машиностроение | 17,1 | 15,1 | 14,4 | 13,5 |
Химическая промышленность в целом | 15,0 | 13,3 | 13,2 | 13,0 |
Остальные базовые отрасли переработки | 8,5 | 7,6 | 7,9 | 7,2 |
Информация о работе Экономика США в системе мирового хозяйства