Экономика США в системе мирового хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Сегодня американская экономика является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики. Внутренний американский рынок огромен: он поглощает почти 90% всего объема отечественного производства и, кроме того, значительную часть продукции, создаваемой в других странах, включая развивающиеся. Следовательно, американская экономика вполне самодостаточна. Она отличается крупномасштабной ориентацией на НТП и передовую технику, является реальной базой для политической и военной "супердержавности" страны, с которой приходится считаться всем другим странам, включая и Россию.

Прошли времена, когда мы "соревновались" с США в экономическом отношении. Жизнь показала всю утопичность наших замыслов, базирующихся на экономике нерыночного типа. В то же время сегодня возникла такая ситуация, когда Россия и США, как и многие другие страны, все больше становятся реальными и равноправными партнерами в мировой экономике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………3
1.Экономика США
1.1.Общая характеристика экономики …………………………………………………………4
1.2. Факторы и динамика экономического развития ………………………………………….5
1.3. Отраслевая структура экономики………………………………………………………….7
1.4. Банковская система и финансовый капитал ………………………………………………8
1.5. Бюджетная политика США…………………………………………………………………9
2. Внешние экономические отношения США
2.1. Промышленная специализация США в мировом разделении труда…………………...11
2.2. Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве……12
2.3. Факторы мирового влияния США………………………………………………………..15
2.4. США как центр глобализации…………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.tmp.docx

— 136.74 Кб (Скачать)

формировался  полустихийно. В составе  всей  исполнительной  власти  не  было органа, который должен  был  бы  сводить  воедино  ведомственные  заявки  на расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям  этих  ведомств и хозяйства страны  и  составлять  единый  бюджетный  проект.  Рассмотренные разрозненно отдельными  комитетами  конгресса  заявки  полумеханически,  без какой-либо  координации  или  общего  волевого  начала  сводились  в  единый документ, становившийся  бюджетным  проектом.  Размеры  бюджета  были  очень невелики: совокупные расходы за 1789-1849 финансовые  года  составили 1,1 млрд. долл. (в текущих ценах), за 1850-1900 финансовые. года. -  15,5  млрд. долл. (огромная часть была потрачена на Гражданскую войну), затем  ежегодные размеры  расходов  федерального  уровня  колебались  между  525  млн.  (1901 финансовый год) и 746 млн. долл. (1915 финансовый  год),  и  только  в  1917 финансовый год,  в  связи  с  участием  США  в  первой  мировой  войне,  они превысили 1 млрд. долл., увеличившись до 18,5 млрд. долл. в 1919  финансовом году.

      По окончании войны расходы уменьшились почти в  6  раз  и  до  1934  году

колебались в  пределах 2-4,6 млрд. долл. в год.  Мероприятия  рузвельтовского

"нового курса"  привели к росту федеральных  расходов до  8,2  млрд.  долл.  в 1936 финансовый год, а вступление во вторую  мировую войну потребовало их резкого дальнейшего увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945  финансовом  году. С завершением войны расходы резко сократились - до 29,8 млрд. долл.  в  1948 финансовом году.

      Качественно иной этап, как отмечает  американская  бюджетная  статистика,

начинается с  периода корейской  войны:  после  1949  финансового  года  рост

бюджета (в текущих  ценах)  происходит  практически  непрерывно.  Увеличение

расходов  приобретает  принципиально  иную   окраску:   эта   тенденция   не прекращается и в "мирные" годы.

      Именно с этого периода начинается и "регулярно-дефицитное" финансирование

госрасходов  США,  завершившееся  только  к  1998  финансовому  году,  когда размеры федеральных расходов достигают 1,7 трлн. долл.

    До  50-х  годов  нашего  века  значительным  дефицитом  отмечены   период Гражданской войны в США,  1917—1919  гг.  (в  совокупности  более  23  млрд. долл.), 1931-1939 гг. (свыше 21 млрд. долл.)  и  1940-1946  гг.  (около  194 млрд. долл.). После этого дефициты нарастают — с  различной  скоростью  и  с отклонениями  в  размерах  ежегодного  прироста,  начиная  с  1952  по  1992 финансовые года - с 1,5 млрд. долл. до 290,4 млрд.  долл.,  т.е.  в  среднем примерно на 7 млрд. долл. ежегодно.

      К числу конкретных  причин  возникновения  и  быстрого  роста  дефицитов,

особенно  после  1960-х  годов,  принято  относить  множество  разнообразных факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два:  рост  военных  расходов США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и  увеличение  расходов на  социальные  программы,  быстрее  всего  происходившее  в  1970-е   годы. Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации  дефицита  федерального  бюджета многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали  в качестве  основных  две  рекомендации:   сокращение   (или   "упорядочение") расходов  по  статье  "национальная  оборона"  и  -  обязательный  пункт  -  сокращение социальных расходов (часто под ними  подразумевались  расходы  на социальное страхование).

       В первую очередь с завершением холодной войны принято связывать и  успехи

администрации  Клинтона  в  быстром  достижении  фактически   уже   к   1998

финансовому  году  сбалансированных   бюджетных   показателей.   Необходимо,

однако, отметить, что к настоящему времени не  произошло  ни  массированного

сокращения затрат на военные нужды,  ни  радикального  уменьшения  масштабов

социальных  программ  —  хотя   были   проведены   некоторые,   и   довольно

значительные, корректировки  в той или иной категории федеральных  расходов.

      Иными словами, существенных  изменений  в  общей  структуре  федерального бюджета, сложившейся в США в последние десятилетия, внесено не было,  и  нет

никаких оснований  говорить о кардинальных сдвигах  в  бюджетных  приоритетах.

Поэтому первостепенную важность  приобретает  вопрос  о  том,  под  влиянием

каких факторов развивался и приобрел  нынешние  количественные  параметры  и

качественные  характеристики федеральный бюджет США.

       В американской бюджетной практике за последние десятилетия трудно было бы

обнаружить  сколько-нибудь  масштабный   пример   непредвиденного   развития

событий. Все  отклонения фактических показателей  от  программ  и  прогнозов, как правило, умещались  в  рамки  допустимых  погрешностей  или  же  заранее оговаривались  в  прогнозах  и  объяснялись  небывало  сложными  сочетаниями изменений  в  динамике  экономического  роста,   в   темпах   инфляции,   во внешнеполитических доктринах администраций и т.д. Запрограммированные  цифры по конкретным разделам бюджета часто не совпадали с фактически  достигнутыми показателями за конкретный период, причем расхождения, в том числе  и  между предсказанными  и  реальными  размерами   бюджетного   дефицита,   достигали несколько  десятков  миллиардов  долларов.  Однако,  в  целом,  поставленные бюджетно-политические задачи выполнялись.

       Как уже упоминалось выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный бюджет.

      В истории США уже случилось памятное процветание (prosperity) 20-х годов с очень сходными экономическими характеристиками: безудержный рост  биржевых котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты населения.  В связи  с  этим  мы  можем  выдвинуть  предположение,  а  не  повторится   ли экономический тайфун начала 1930-х? Но на  фоне  биржевого  ажиотажа  успехи федерального бюджета выглядят солидно  и  прочно.  Главное  событие  в  этой сфере - профицит, полученный на три года раньше  обещанного  демократами,  в 1998 финансовом году - впервые после 1969 г.  -  и составивший 69,2  млрд. долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн. долл.).

      До сих пор  нормой  бюджетной  жизни  США  считались  дефициты,  пик  их

пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация  "экономической проблемы  номер  один"  провозглашалась  многими  президентами.  Разумеется,

нынешний   "бюджетный   успех"   напрямую   связан   с    общеэкономическими показателями  и  зависит  от  их  небывалого  улучшения  при  Клинтоне.  Это улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению  по времени разнородных благоприятных для  США  факторов.  Среди  этих  факторов есть одноразовые: завершение холодной  войны  (начавшееся  до  Клинтона),  но давшее Америке за последние 10 лет "дивиденд" минимум в 500-700 млрд.  долл. - и ничего не давшее другому участнику противостояния  — России);  важную роль сыграл пик повышательной фазы — и обычного делового цикла,  и  "длинной волны"  по Кондратьеву—Шумпетеру,   -   пришедшийся   как   раз,   как   и предсказывалось заранее,  на  середину  90-х  годов.  Кроме   этих   причин правительственные экономисты упоминают  также  выгодное  для  США  падение мировых цен на нефть,  более  низкие,  чем  ожидалось,  темпы  общего  роста внутренних цен в стране,  причем  динамика  цен  на  энергоносители  помогла ощутимо снизить  темпы  инфляции.  Отмечается  важная  роль  быстрого  роста спроса на персональные компьютеры для общих темпов экономического  роста  в США.

      К декабрю прошлого  года  бескризисное  развитие  американской  экономики

продолжалось  непрерывно 103 месяца. Но это не самый  длительный  пока  период

непрерывного  экономического  роста  в  США  после  второй  мировой   войны. Наиболее продолжительным был  период  1961—1969  гг.  (106  месяцев)  —  его принято связывать с успехами кейнсианских рычагов воздействия  на  экономику и, кроме того, со значительной стимулирующей  ролью  войны в Юго-Восточной Азии. Следующий период длительного экономического роста (92  месяца)  падает на мирные 1982-1990 гг. - его принято  было  связывать  с  "рейганомикой"  и частично ассоциировать с монетаристским подходом к  экономической  политике. На деле, однако,  основную  роль  в  этот  период  сыграли  чисто  бюджетные стимулы (в том числе связанные и с  расширением  военных  расходов),  причем роль государства, которая, по идеям "рейганомики", должна  была  сократиться до уровня примерно в 19% ВВП (по доходам и расходам  федерального  бюджета), в реальности возросла - федеральные расходы увеличились  до  23,6%  ВВП  при возросшем дефиците бюджета.

       Продолжение  нынешнего  экономического  и  бюджетного  курса  должно,  по

расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн.  долл. К 2003 финансовому году запроектировано  возрастание  положительного  сальдо до 83 млрд. долл. В настоящее время  для  администрации  США  и  Федеральной резервной системы  необходимо  найти  возможности  и  экономические  рычаги, чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут  послужить политические факторы, которые либо толкнут экономику  США  на  неэффективный идеологиозированный путь развития, либо не позволят привести  нужные  рычаги

в своевременное  действие. 

2. Внешние экономические  отношения США

2.1 Промышленная специализация  США в мировом  разделении труда.

       При сложившейся в настоящее время специализации  различных  государств  в мирохозяйственных  связях   весьма   показателен   опыт   США,   значительно изменивших "зону своей ответственности" за последние 20-25 лет под  влиянием

стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально  развитых

стран. Очевидно, что США давно перестали выступать  как  "мировая  кузница",

лидировавшая  в   мировом   производстве   преобладающей   машинотехнической

продукции.  Им  не  принадлежит  исключительный  приоритет  в   производстве

автомобильной, компьютерной, дорожно-строительной и иной  специализированной

техники,    электронного    оборудования,    товаров    нефтехимической    и общехимической переработки. Перечисленная продукция производится  не  менее,

а зачастую более  качественно  в  других  странах,  причем  нередко  с  более низкой  себестоимостью,  что  ставит  под   сомнение   конкурентоспособность рассматриваемых  американских  товаров  не  только  на  мировом,  но  и   на внутреннем рынке. Нельзя не заметить и того, что отнюдь не все из  утерянных позиций  в  мировом  производстве  американские   производители   собираются отвоевывать.

      Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех  1990-х  годов

стал постепенный  вынос  традиционных  промышленных  производств  за  пределы

страны.  Концепция   строительства   так   называемого   постиндустриального

общества  предполагает  перевод  ресурсоемких и достаточно  технологически освоенных производств в страны третьего мира, ближе к  источникам  природных богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством  и с относительно   дешевой   рабочей   силой.   Именно   из-за отсутствия государственной поддержки американские производители (во  всяком  случае на территории США)  за  последнее  десятилетие  прекратили  форсировать  выпуск автомобилей,  компьютеров,   бытовой   техники   связи   и   т.д.   Массовое производство  достаточно  технически  сложной  продукции   оказалось более рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.

       Высокая   степень   автоматизации   технологических   процессов   помогла пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов,  что  позволило  в конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую  американской по качеству. Законодательная отмена в стране  специальных  протекционистских мер в отношении большинства  номенклатуры  серийной  промышленной  продукции привела  к  перенасыщению   внутреннего   американского   рынка   импортными товарами,  и,   соответственно,   сворачиванию   производства   национальных аналогов. В таких условиях неравноправной конкуренции смогли  выжить  только те американские производители, которые выпускали либо продукцию нового,  еще не  освоенного  мировой  практикой   технического   уровня,   либо   штучные уникальные  товары.  Именно  на   этом   и   сфокусирована   государственная технологическая политика страны.  И  закономерно,  что  в  мировом  экспорте продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний  США  стал неуклонно снижаться (табл. 1). 

Таблица  1

Удельный  вес США в объеме мирового экспорта продукции  основных отраслей обрабатывающей промышленности [2]

  1981-1985 гг.* 1991 г. 1994 г. 1995 г.
Общее и транспортное машиностроение 17,1 15,1 14,4 13,5
Химическая  промышленность в целом 15,0 13,3 13,2 13,0
Остальные базовые отрасли переработки 8,5 7,6 7,9 7,2

Информация о работе Экономика США в системе мирового хозяйства