Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 23:27, курсовая работа
Сегодня американская экономика является главным стабилизатором и локомотивом мировой экономики. Внутренний американский рынок огромен: он поглощает почти 90% всего объема отечественного производства и, кроме того, значительную часть продукции, создаваемой в других странах, включая развивающиеся. Следовательно, американская экономика вполне самодостаточна. Она отличается крупномасштабной ориентацией на НТП и передовую технику, является реальной базой для политической и военной "супердержавности" страны, с которой приходится считаться всем другим странам, включая и Россию.
Прошли времена, когда мы "соревновались" с США в экономическом отношении. Жизнь показала всю утопичность наших замыслов, базирующихся на экономике нерыночного типа. В то же время сегодня возникла такая ситуация, когда Россия и США, как и многие другие страны, все больше становятся реальными и равноправными партнерами в мировой экономике.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1.Экономика США
1.1.Общая характеристика экономики …………………………………………………………4
1.2. Факторы и динамика экономического развития ………………………………………….5
1.3. Отраслевая структура экономики………………………………………………………….7
1.4. Банковская система и финансовый капитал ………………………………………………8
1.5. Бюджетная политика США…………………………………………………………………9
2. Внешние экономические отношения США
2.1. Промышленная специализация США в мировом разделении труда…………………...11
2.2. Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве……12
2.3. Факторы мирового влияния США………………………………………………………..15
2.4. США как центр глобализации…………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………………………………………..25
Произошел поворот экономической стратегии частного бизнеса к укреплению
роли рынка в регулировании хозяйства.
Растущая мощь крупных корпораций рассматривалась как одно из важнейших
средств повышения эффективности производства. В «клубе 500» лидирующих
промышленных компаний США на первые 100 компаний к концу 80-х гг.
приходилось около 75% прибылей.
Централизация капитала стала использоваться не только как способ
наращивания потенциала крупных компаний, но и как фактор их реорганизации,
модернизации, слияния, перестройки в целом институциональной структуры
американской промышленности. В результате структурной реорганизации крупные
корпорации владеют сейчас множеством предприятий в различных отраслях: в
торговле, на транспорте, в кредитной сфере. Они имеют систему разнообразных
связей с другими такими же компаниями. Система межотраслевых связей
базируется на диверсификации — многоотраслевых инвестициях.
Рост мировых цен на сырье и энергоносители подтолкнул корпорации к масштабному финансированию и внедрению новых технологий. Затраты сырья и
энергии на единицу
продукции существенно
страны к 90-м гг. перешла на новый этап высокотехнического
ресурсосберегающего развития.
В 90-е гг. экономика США демонстрирует динамичный рост производства и
занятости в сочетании с низким уровнем инфляции и сокращением
несбалансированности бюджета.
Объем валовых частных инвестиций в американскую экономику в 1996 г.
достиг 1056,6 млрд. долл. (в 1970 г. он составлял 426,1 млрд. долл., в 1985 г. 823,8 млрд. долл.).
Уверенно растут капиталовложения в НИОКР. В 1996 г. они почти удвоились
по сравнению с 1970 г. и составили 140,9 млрд. долл.
Значительно улучшилась ситуация с федеральным бюджетом. Усилия по сокращению его хронического дефицита дали свои результаты. Дефицит
федерального бюджета, достигавший в 1992 г. 290 млрд. долл., сократился в
1997 г. до 22 млрд. В 1998 г. США удалось достичь сбалансированного
бюджета.
1.3. Отраслевая структура экономики.
Промышленность остается
общепромышленной продукции. Около 13% промышленной продукции создается в
электроэнергетике.
Быстро развиваются новейшие наукоемкие отрасли и виды производств: микроэлектроника, лазерная техника, производство принципиально новых материалов с заранее заданными свойствами, генная инженерия и биотехнология, новая производственная техника — роботы, гибкие автоматизированные производства, системы автоматизированного проектирования и др. Среднегодовые темпы роста производства роботов составляют свыше 40%. Индекс промышленного производства компьютеров и офисного оборудования в 1996 г. равнялся 297,0 (1992 г. -100).
Переход к ресурсосберегающим технологиям позволил снизить энергоемкость
единицы ВВП примерно на 25%, а материалоемкость — на 20%.
Доля сельского хозяйства в ВВП США превышает 20%. В 1996 г. в США
насчитывалось 2,1 млн фермерских хозяйств. На долю США приходится более 45%
мирового производства кукурузы, 12% мирового производства пшеницы. Страна занимает первое место в мире по экспорту кукурузы и пшеницы и второе (после
Таиланда) по экспорту риса.
Значительные преобразования в
сельском хозяйстве вызвали
социально-экономические последствия в стране. Увеличение производства
сельскохозяйственной продукции, вызванное в последние годы такими
достижениями прогресса, как биотехнология, применение новейших информационных систем и т.д., пришло в несоответствие с потребностями внутреннего и внешних рынков. Технологическая перестройка американского сельского хозяйства финансируется в значительной мере за счет бюджетных
вливаний и банковского кредитования. Это оборачивается ростом задолженности фермеров, что ускоряет их массовое банкротство. Проблема фермерства — одна из самых сложных для решения в экономике страны.
Реформирование американской
увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65%
(без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается к
75%.
Американская статистика
услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание,
финансово-кредитную деятельность и страхование, услуги производственного и
бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку,
государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-
полицейского, политического,
идеологического и
Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых
услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создается в
оптовой и розничной торговле. 26,3% — это деловые, юридические, социальные,
личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечения, автосервис и т.п. Доля
транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление
приходится 18,4%.
1.4. Банковская система и финансовый капитал
Огромную роль в экономике США играет финансовый капитал. Общая сумма аккумулированных финансовыми институтами денежных сбережений и доходов огромна. Через каналы американского кредитного рынка ежегодно мобилизуется свыше 1,5 трлн.
долл. Финансовая система перераспределяет накопление между отраслями и сферами экономики, выступает важнейшим источником внешнего финансирования промышленных и торговых компаний, предоставляет им множество расчетных, посреднических, страховых и иных услуг, опосредуя все фазы воспроизводственного процесса, а также механизм реализации государственных займов. Наряду с коммерческими банками в США действуют инвестиционные банки, а также такие небанковские финансовые организации, как страховые, ссудно-сберегательные компании, частные пенсионные фонды, брокерские фирмы и т. д.
Ядром финансовой системы в США является независимая от правительства Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. В состав ФРС входят Совет управляющих, 12 федеральных резервных банков и около 6 тыс. банков-членов. Совет управляющих ФРС состоит из 7 членов, назначаемых президентом США с одобрения Сената сроком на 14 лет. Председатель Совета управляющих назначается президентом США сроком на 4 года с последующим переутверждением. Пост председателя Совета управляющих ФРС нередко называют второй по важности (после президента) государственной должностью в США. Совет управляющих направляет денежно-кредитную политику ФРС: определяет нормы резервов коммерческих банков и сберегательных учреждений, утверждает изменения в учетной ставке федеральных резервных банков. Согласно закону о ФРС вся территория страны разделена на 12 резервных округов, каждый из которых обслуживается федеральным резервным банком данного округа. Эти банки являются главными оперативными звеньями ФРС, выполняющими функции u1094 центрального банка для своего округа.
Банки — члены ФРС составляют около 40% общего числа коммерческих банков США, однако на их долю приходится 75% всех банковских депозитов страны. ФРС осуществляет денежно-кредитную политику государства, воздействуя на экономику не административными, а экономическими методами и рычагами через сферу кредита и денежного обращения и опираясь на приоритет рыночных сил и механизмов. Важнейшими направляющими этой политики являются операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, расширение или ограничение кредита через механизм варьирования учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов. ФРС начала оказывать прямое и широкое воздействие на денежную массу в стране при одновременном проведении довольно жесткой антиинфляционной политики.
В последние годы важным источником финансирования экономики страны (включая финансирование федерального бюджета и государственного долга) стало широкое привлечение иностранного капитала. С середины 1980-х годов это привело к превращению Соединенных Штатов в крупного международного должника. Приток капиталов в США стал превышать вывоз капитала из страны. Сегодня внешний долг США превышает 7 трлн. долл. (77% ВВП).
Американские банки значительно расширили масштабы своих международных операций. Это происходит в форме открытия заграничных филиалов, приобретения доли в капитале заграничных банков, участия в многонациональных консорциумах. Осуществляя экспансию за рубежом, американские банки в то же время являются объектом ожесточенной конкуренции со стороны иностранных банков. Последним принадлежат контрольные пакеты акций более 70 американских банков. Под контролем иностранцев находится не менее 12% банковских активов США.
В прошлом советские экономисты-международники, анализируя промышленный и финансовый капитал развитых капиталистических стран, вслед за В. И. Лениным делали акцент на том, что концентрация производства и капитала, образование монополий ведут якобы к обострению противоречий и загниванию капитализма. На деле же объективные процессы экономического развития капиталистических стран протекали по иному руслу. Все время обострялась конкурентная борьба, усиливалась роль мелкого бизнеса. Правительство США активно выступало против монополий и сговора их между собой. С этой целью было принято жесткое антитрестовское законодательство (1890 г.), всячески
поддерживался мелкий бизнес, и стимулировалась конкуренция. Поэтому неверно считать США страной монополистического капитализма, а монополизацию — главной чертой американской экономики.
В 2001—2002 гг. произошла цепь банкротств крупных американских компаний. Банкротства были инициированы государственными органами после вскрытия у компаний фактов фальсификации финансового положения, непрозрачности в отчетности и прямого обмана своих клиентов. В результате летом 2002 г. Конгресс США принял закон, на основании которого правительственная комиссия по ценным бумагам утвердила
новые правила корпоративного управления. Были разграничены функции совета директоров корпорации и генерального менеджера, пересмотрена система бухгалтерской отчетности, проведено разделение управленческой и аналитической деятельности,
а под эгидой комиссии создан независимый орган по надзору за корпоративным делопроизводством. По новому закону менеджеры корпораций обязаны давать присягу о честном соблюдении корпоративных правил.
Со временем стало очевидным, что крупные корпорации не являются самыми эффективными. Эффект от масштабов производства (экономия на накладных расходах в расчете на единицу продукции) с лихвой перекрывается перерасходом средств из-за
слабой управляемости
крупного производства, его негибкости
относительно изменчивости рыночной конъюнктуры
и т. д. На деле оказалось, что крупный и
мелкий бизнес стали взаимодействовать
друг с другом в интересах повышения эффективности
своей деятельности на базе четкого разделения
труда, а конкурентная борьба между фирмами-производителями
той или иной продукции все время обострялась.
1.5. Бюджетная политика США
Первые полтора века существования Соединенных Штатов федеральный бюджет
Информация о работе Экономика США в системе мирового хозяйства