Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:58, курс лекций
Тема 1. Понятие и отраслевой состав сферы услуг.
Сфера услуг – это совокупность отраслей и подотраслей, предприятий и организаций, функциональное значение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ населению.
Услуга – это деятельность по удовлетворению определенной потребности, в процессе которой создается специфическая стоимость.
Услуга удволетворяет ту или иную потребность физических или юридических лиц; при наличие спроса, услуга может быть продана и куплена, что дает право утверждать, что услуга – товар в его классическом понимании.
5.
Индивидуализация услуги.
В связи с большой индивидуализацией услуги,
окончательный характер которой часто
определяется лишь в результате персонального
взаимодействия сервисной организации
с клиентом, здесь особенно важно применять
процедуры стандартизации затрат. Это
требует разработки нормативов затрат
на осуществление некоторых типовых операций
(работ) и опоры на них при обосновании
тарифов на услуги с базовыми характеристиками.
Если дополнить такие базовые тарифы гибкой
системой скидок и надбавок за особые
условия выполнения заказа, то можно получить
достаточно удобную систему ценообразования
на услуги.
При обсуждении ценообразования нельзя обойти вниманием и проблему продажи наборов услуг, т. е. Комплекса взаимосвязанных работ. К ним можно отнести:
1. Туристические услуги, включающие: оформление виз, организацию доставки туристов в выбранное ими место, размещение в отелях, проведение экскурсий и т. д.
2. Банковское обслуживание, включающее: скоординированное ведение срочного и текущего счетов, работу с чеками и кредитными карточками, предоставление ссуд и т. д.
3. Обслуживание покупателей программного оснащения, включающее: создание им возможности немедленного получения технических консультаций, продажу на льготных условиях обновленных версий, бесплатную инсталляцию программ на компьютер клиента.
4. Другие виды услуг.
При
этом комплекс благ должен стоить покупателю
меньше, чем покупка каждого из
благ этого набора по отдельности.
В сфере услуг мы встречаемся с двумя типами наборов.
Первый тип – неразбиваемый набор. Входящие в его состав услуги нельзя купить по отдельности. Это связано с опасениями фирмы, что обособленная продажа некоторых уникальных услуг из него, лишит покупателя интереса к покупке услуг остальных видов и тогда последние останутся нереализованными. Здесь услуги второй категории значимости выступают как обязательная нагрузка к наиболее ценным видам работ. Важнейшим фактором формирования цены такого набора услуг выступает его уникальность.
Второй
тип – разбиваемый
набор. Он предоставляет клиентам возможность
выбора: приобретать либо весь набор услуг,
либо только некоторые из входящих в его
состав работ. При продаже разбиваемых
наборов подход к ценообразованию существенно
меняется: здесь важно найти тот размер
скидки за комплексность закупки, который
сможет достаточно существенно заинтересовать
клиента в покупке всего круга услуг, предлагаемых
вместе, а не по отдельности.
В описании проблемы ценообразования на услуги необходимо обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. С затратами связано не только оказание, но и потребление услуг. Речь идет о затратах клиента, связанных с:
1. Расходованием времени на организацию получения услуги (например, на время проведения ремонта квартиры иногда приходится брать отпуск за свой счет и тогда время приобретает вполне конкретную денежную оценку).
2. Физическими усилиями (например, в России, фирмы, ремонтирующие телевизоры, чаще всего требуют от клиентов, чтобы те сами доставили технику в мастерскую).
3. Нервно-психические затраты (услуга чаще всего предполагает личное взаимодействие клиента с обслуживающим персоналом).
4. Сенсорные затраты – их порождают неприятные побочные эффекты оказания услуг (например, шум, запахи и пыль во время ремонта или боль во время стоматологических процедур).
К
данным затратам производители услуг
относятся с повышенным вниманием,
так как за избавление от них многие
клиенты готовы платить повышенную цену.
Особенности
формирования цен
на различные услуги.
Рассмотрим
формирование цен на следующих примерах:
тарифы на электроэнергию, ценообразование
в строительстве, транспортные тарифы
и тарифы на бытовые услуги.
1.
Тарифы на электроэнергию.
К особенностям электроэнергетики относят
неравномерное потребление электроэнергии
в течение суток и года, а также совпадение
во времени производства и потребления
электроэнергии. Для того, чтобы промышленные
предприятия и приравненные к ним потребители
были заинтересованы в снижении потребления
электроэнергии в часы-пик, для них устанавливают
двухставочные тарифы, которые состоят
из основной платы за 1кВт заявленной мощности
в часы максимальной нагрузки и дополнительной
платы за 1кВт/час потребленной электроэнергии.
Для электрофицированного транспорта,
сельского хозяйства и бытовых потребителей
применяются одноставочные тарифы, при
которых плата за электроэнергию определяется
пропорционально количеству потребленной
электроэнергии.
2. Ценообразование в строительстве. Цены на продукцию строительства определяются как индивидуальные цены каждого конкретного объекта. Продукция строительства определяется объемом выполненных строительных и монтажных работ, поэтому в ее стоимость включаются затраты по возведению зданий и сооружений, а также реализация по монтажу оборудования. Договорные цены формируются с учетом рекомендуемых государственных норм о качестве услуг и расценкам на них и устанавливаются подрядчиком и заказчиком при заключении договора подряда. В договорные цены включаются:
1) сметная стоимость строительно-монтажных работ;
2) прочие затраты, относящиеся к деятельности подрядчика;
3) стоимость отдельных видов работ, поручаемых по договору подрядчику;
4)
резерв средств на непредвиденные работы
и затраты, который определяется в процентах
от стоимости строительно-монтажных работ
и прочих затрат, в размерах, установленных
по договору между подрядчиком и заказчиком.
3. Транспортные тарифы. При определении транспортных тарифов за базу принимается себестоимость перевозки, в которой значительный удельный вес занимает амортизация основных фондов. Себестоимость перевозки зависит от размера груза и пассажиропотока, от их структуры, от дальности перевозки.
Транспортные тарифы включают и прибыль, которая определяется пропорционально себестоимости перевозки и НДС (кроме городского пассажирского транспорта).
Предприятия
также выполняют погрузочно-
Тарифы транспорта могут быть 1 по виду:
1) общими;
2) исключительными.
2. По форме построения – табличными и схемными. Табличные тарифы устанавливаются в виде готовой платы за 1т груза и за все расстояние перевозки. Схемные тарифы определяются путем умножения ставок за тонну и километр на расстояние перевозки с добавлением ставки за начально-конечные результаты.
Транспортные
тарифы дифференцируются также по видам
грузов и по видам отправок. Тарифы пассажирского
транспорта дифференцируются по классу
обслуживания.
4. Тарифы на бытовые услуги. Тарифы на услуги по предприятиям бытового обслуживания формируются самим предприятиями, исходя из конъюнктуры рынка и качества услуг. На практике цены на бытовые услуги формируются несколькими методами:
1. Метод калькуляции себестоимости + прибыль + НДС + спецналог.
Для калькуляции себестоимости и определения цены необходима группировка затрат по статьям калькуляции, которая показывает, где были произведены затраты, связанные с оказанием услуги. При этом для выбора окончательной цены на товар необходимо главное выделение условно-постоянных и условно-переменных расходов, так как, чем выше в структуре затрат удельный вес условно-постоянных расходов, тем больше количественная зависимость изменения уровня себестоимости единицы продукции и цены от изменения масштабов ее выпуска и реализации.
2. Метод определения расчетного коэффициента. При данном методе рассчитываются коэффициенты для различных условий:
- по временным затратам;
-
кол-во задействованных
- сложность услуги;
- сезонность спроса;
-
единовременный наплыв
Отдельно рассчитывается базовый тариф, к которому применяются разные коэффициенты, в зависимости от условий.
3.
Исходя из стоимости
нормо-часа и норм времени.