Экономика социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие и отраслевой состав сферы услуг.
Сфера услуг – это совокупность отраслей и подотраслей, предприятий и организаций, функциональное значение которых выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ населению.
Услуга – это деятельность по удовлетворению определенной потребности, в процессе которой создается специфическая стоимость.
Услуга удволетворяет ту или иную потребность физических или юридических лиц; при наличие спроса, услуга может быть продана и куплена, что дает право утверждать, что услуга – товар в его классическом понимании.

Работа содержит 1 файл

Лекции по ЭСС-2012.docx

— 53.48 Кб (Скачать)

 
 

     Основные  понятия в Сфере  Услуг. 

     Сфера услуг связана с понятиями  непроизводственная сфера, социальная инфраструктура, социальная сфера.

     1. Непроизводственная сфера это совокупность отраслей предприятий и учреждений не занятых производством стоимостей в материализованном виде. Т.е. непроизводственная сфера включает в себя виды деятельности, в процессе которых не создаются материальные блага.  

     Непроизводственная  сфера состоит из 3 секторов:

  1. Сфера обслуживания населения благами не материального характера (торговля, бытовое обслуживание и связь).
  2. Сфера обслуживания населения благами социально-культурного характера (наука, научное обслуживание, народное образование, культура и искусство, здравоохранение, спорт, туризм, социальное обеспечение и социальное страхование).
  3. Сфера обслуживания общества – это органы государственного управления, оборона и охрана общественного порядка.

     Сфера обслуживания населения – совокупность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих удовлетворение потребностей населения в благах и услугах.

     Состав сферы обслуживания населения: жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание; здравоохранение; физическая культура; социальное обеспечение; народное образование; торговля; транспорт; связь, средства массовой информации; туризм.

     2. Социальная инфраструктура – совокупность различных отраслей функционирования, которая обеспечивает процесс воспроизводства благ и услуг для населения. Сфера обслуживания населения отличается от социальной инфраструктуры стоимостными параметрами.

     3. Социальная сфера – сфера общественных отношений, определяющих потребление населением жизненно важных благ и услуг на основе общественного выбора. Общественный выбор осуществляется при помощи институтов государства, т.е. бесплатно и льготно.

     В настоящее время  к социальной сфере  относят:

     1. социальное обеспечение; 

     2. народное образование; 

     3. культура, искусство; 

     4. здравоохранение в рамках Обязательного  Медицинского Страхования;

     5. жилищный фонд социального   использования 

     5.1. Социальный жилищный фонд – предоставляется малообеспеченным категориям граждан без права приватизации на период жизни;

     5.2. Маневренный (отселенческий) жилищный фонд – временно предоставляется населению на период проведения в их доме комплексного капитального ремонта, на период разрешения экстремальных ситуаций. 

     Ускоренное  развитие сферы услуг  обусловлено действием  следующих факторов:

     1) Рост производительности труда и повышение фондоотдачи в материальном производстве (с повышением производительности труда уменьшаются издержки производства товаров и услуг, повышается покупательная способность денег и увеличиваются реальные доходы населения);

     2) Повышение уровня доходов населения  (немецким ученым Фридрихом Энгельсом была установлена разная степень зависимости объема потребления товаров и услуг от различного уровня доходов. Эластичность спроса на услуги выше, чем эластичность спроса на материальные блага);

     3) Развитие материального производства.

     Японский  экономист Киити Миядзава предложил формулу выражающую зависимость роста сферы услуг от объемов развития материального производства.

     Vs=(q/1-q)*Vp;

     Vs - национальный доход созданный в сфере услуг;

     Vp - национальный доход созданный в сфере материального производства;

     q  - доля расходов на услуги в общем объеме семейного потребления.  

     Особенности Сферы Услуг. 

     
  1. Существует  историческая общность возникновения  и развития отельных видов услуг. Первоначально услуги включались в  процесс материального производства и по мере развития экономики выделялись в отдельную отрасль.
  2. Производство многих услуг совпадает по времени с их потреблением.
  3. Услуги не могут накапливаться, поэтому невозможно иметь их запасов.
  4. Труд работников сферы услуг, осуществляется в форме оказания услуги, т.е. сфера обладает повышенной трудоемкостью.
  5. В сфере услуг особым условием является индивидуализация обслуживания (причем оценка качества услуги зачастую может носить субъективный характер).
  6. Природный фактор не имеет решающего значения для сферы услуг как в материальном производстве (за исключением курортно санаторного хозяйства).
  7. Особый учет фактора времени (сезонность в спросе на услуги).
  8. Объекты отраслей сферы услуг, характеризуются большой территориальной рассредоточенностью и максимальным приближением к потребителю.

     Тема 2: Процесс оказания услуг. 

     Схема Модель оказания услуги. 

 

     Процесс оказания услуг условно можно  подразделить на процесс, имеющий непроизводственный характер и процесс производственного характера.

     В процессе оказания услуг можно выделить 3 этапа:

     1 этап - заказ, который состоит из: постановки задач, определение сроков выполнения работ, определение стоимости работ и т.д.

     2 этап - производство, который состоит из: подготовительных процессов (подбор необходимого оборудования, материалов и т.д.) и непосредственного процесса производства.

       3 этап – выдача заказа. Процесс выдачи заказа состоит из: проверки объема выполненных работ, качества исполнения, непосредственная выдача работ. 

     На  предприятиях, оказывающих производственные виды услуг, производство услуг аналогично производственному труду в сфере материального производства. Производственный процесс состоит из основных и вспомогательных процессов. Основные процессы – направлены на создание услуг, вспомогательные на обслуживание и обеспечение бесперебойного протекания основных процессов.

     Отличительной чертой процесса оказания непроизводственных услуг является то, что данный процесс происходит непосредственно при участии заказчика.  

     Особенностью  сферы услуг является также сезонный характер поступления заказов на услуги. Периоды сезонности различны в разных регионах страны и не всегда совпадают, однако, для каждого вида услуг они имеют четко выраженные тенденции.  

     Под сроком оказания услуги понимается длительность процесса выполнения заказа с момента  его приема и до момента выдачи. Все время на выполнение услуги подразделяют на 2 части:

     I время на обслуживание: прием заказа (ознакомление, установление характера услуги и оформление заказа); время выдачи (проверка соответствия заказа и исполнения, качество).

     II время на производство услуги: производственные операции (транспортные, погрузочно-разгрузочные, технологические, контрольные); перерывы в рабочее время (по организационно-техническим причинам); перерывы в нерабочее время (праздники, нерабочие дни, обеденные перерывы).

     Длительность  срока оказания услуги зависит от многих факторов, среди которых основными являются формы обслуживания населения. 

     Формы обслуживания населения – организованная система предоставления услуг конкретному потребителю.

     Все формы обслуживания населения классифицируются по следующим признакам:

     1. По месту предоставления  услуги:

       1.1. стационарные предприятия (ателье, мастерские);

       1.2. оказание услуг по месту жительства (на дому, в гостинице);

      1.3. оказание услуг в условиях максимально приближенных к месту работы, учебы;

      1.4. исполнение заказа в  стационарных условиях с выдачей по месту жительства или работы;

     2. По методам организации  обслуживания:

     2.1. исполнение услуги при непосредственном участии потребителя;

     2.2. выполнение услуг по заявкам потребителя;

     3. По срокам предоставления  услуги:

     3.1. выполнение услуги в присутствии заказчика;

     3.2. ускоренное выполнение услуги от 1 до 3 часов;

     3.3. выполнение индивидуальных видов услуг, в соответствии с существующим в данной отраслевой группе технологическим циклом.

     4. Прием заказов  на услуги без  непосредственного  участия заказчиков:

     4.1. по телефону;

     4.2. прием и отправка по почте;

     4.3. через интернет;

     5. Абонементное обслуживание:

     5.1. по стоимости (полная или частичная стоимость);

     5.2. по времени действия (краткосрочные, разовые, долгосрочные);

     5.3. по методу воздействия – абонемент на получение услуги в конкретных условиях;

     6. Посредническая форма: 

     6.1. через юридические лица;

     6.2. через физические лица.  
 
 

     Тема 3. Ценообразование на услуги. 

     Элементами  цены является себестоимость и прибыль. В различных отраслях Сферы Услуг  цена может состоять из одного элемента или его части. В сфере услуг  выделяют 4 основных вида цен:

     1) средневзвешенные цены – устанавливаются на основе средних затрат и норм потребления услуг, без учета реального объема потребления (поездка в городском транспорте, оплата за отопление, оплата жилищно-коммунальных услуг);

      2) интегральные цены – сумма цен на отдельные виды работ, объединенные в прейскурант, где по аналогии невозможно получить конечную услугу не оплатив промежуточную (печать фотографии, мебель на заказ);

     3) комплексные цены – при реализации взаимодополняемых услуг (туристическая путевка, абонемент в фитнес-клуб);

     4) скрытые связанные цены – служат дополнением к товару и оплачиваются покупателем вместе с товаром, вне зависимости: будут они употреблены или нет (хлеб в упаковке, доставка товара, покупка моторного масла с бесплатной заменой). 

     Особенности услуг как объекта  ценообразования:

     1. Особенности спроса на услуги.

     Спрос на услуги отличается от спроса на материальный товар. Спрос на услугу, как правило, предшествует ее производству. Он уже  существует до того, как услуга будет  произведена. Спрос на услуги, как  правило, является местным (локальным), он не может быть взаимозаменяемым. Отличие спроса на услуги от спроса на материальную продукцию состоит в том, что он не имеет ограничений.

     2. Высокая общественная значимость социальных услуг, наличие значительных и постоянных внешних эффектов. Рыночные механизмы хозяйствования не всегда эффективны, и, следовательно, регулирующая спрос и предложение цена должна быть дополнена такими финансовыми рычагами, как льготы и дотации – производителям, а потребителям - субсидии.

     3. Высокая чувствительность  услуг к конъюнктуре  рынка. Ценообразование должно быть достаточно гибким, поскольку на рынке услуг присутствует широкая дифференциация цен в зависимости от спроса, времени оказания услуг, использования скидок. Изменения в объемах оказания услуг существенно влияют на доходность деятельности, т.к. в структуре цены особенно высока доля постоянных затрат.

      4. Асимметричность  информации. Потребитель услуг практически всегда не владеет полным объемом информации о качестве услуги до тех пор, пока не потребит ее. Часто цена услуги воспринимается как показатель ее качества.

     5. Внерыночное регулирование. На формирование цен услуг немалое влияние оказывает также мера их внерыночного регулирования. Соответственно подходы к установлению тарифов на услуги прямо зависят от того, к какой из трех групп эти услуги относятся. 

     Формирование  тарифов на услуги. 

Информация о работе Экономика социальной сферы