Экономика сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

В процессе создания новых продуктов потребляется живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции живого труда и прошлого, овеществленного в предметах и средствах труда, образуют издержки производства, а воплощенный в товаре общественный труд - его стоимость. Себестоимость продукции отражает индивидуальные издержки производства на предприятии.

Содержание

. Понятие издержек, стоимости и себестоимости. Значение снижения издержек производства
2. Порядок формирования закупочных, оптовых, розничных и договорных цен
3. Машинно-тракторный парк, как составная часть материально-технической базы сельскохозяйственного предприятия. Методика определения потребности в тракторах и сельскохозяйственных машинах
4. Взаимосвязь коммерческого и хозяйственного расчета. Хозяйственные и финансовые отношения сельскохозяйственных предприятий с государством, с другими предприятиями и организациями
5. Система животноводства, ее составные части. Организация воспроизводства стада. Структура и оборот стада
6. Задача
Литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 41.09 Кб (Скачать)

одержание

1. Понятие издержек, стоимости  и себестоимости. Значение снижения  издержек производства

2. Порядок формирования  закупочных, оптовых, розничных и  договорных цен

3. Машинно-тракторный парк, как составная часть материально-технической  базы сельскохозяйственного предприятия.  Методика определения потребности  в тракторах и сельскохозяйственных  машинах

4. Взаимосвязь коммерческого  и хозяйственного расчета. Хозяйственные  и финансовые отношения сельскохозяйственных  предприятий с государством, с  другими предприятиями и организациями

5. Система животноводства, ее составные части. Организация  воспроизводства стада. Структура  и оборот стада

6. Задача

Литература

цена трактор животноводство стадо

 

1. Понятие издержек, стоимости  и себестоимости. Значение снижения  издержек производства

В процессе создания новых  продуктов потребляется живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции  живого труда и прошлого, овеществленного  в предметах и средствах труда, образуют издержки производства, а  воплощенный в товаре общественный труд - его стоимость. Себестоимость  продукции отражает индивидуальные издержки производства на предприятии. Как объективная экономическая  категория себестоимость характеризует  производственные отношения по поводу использования в производственном процессе ресурсов предприятия. Она  обусловлена издержками производства и выражает затраты предприятия, обеспечивающие непрерывный оборот средств на основе их простого воспроизводства. Главная особенность себестоимости  состоит в том, что издержки производства в ней выражаются в денежной форме. В себестоимость продукции включается не стоимость потребленных средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат предприятия на израсходованные средства производства и оплату труда. Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, то есть отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов. Как показатель хозяйственной деятельности себестоимость отражает в стоимостной форме издержки предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), то есть то, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции. Она широко применяется для экономического обоснования решений о производстве новой или прекращении выпуска устаревшей продукции, для определения эффективности мероприятий по расширению, обновлению, реконструкции производства, определения его рентабельности и резервов экономии материальных и трудовых затрат, для обоснования цен реализации. По уровню себестоимости можно судить, насколько эффективно используется производственный потенциал предприятия. В себестоимости продукции находят отражение: уровень ведения хозяйства; производительность труда; снижение (увеличение) норм расхода сырья и материалов; результаты использования оборудования, техники и других видов основных средств, а также земельных угодий; совершенствование технологии и организации производства. Следовательно, себестоимость продукции - это один из важнейших показателей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, отражающих текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме.

Себестоимость характеризует  качественную сторону всей производственной и хозяйственной деятельности предприятий. Чем ниже себестоимость продукции  при одинаковом уровне производства, тем выше его эффективность. То есть, изменение себестоимости (сокращение или увеличение) свидетельствует  об удешевлении или удорожании единицы  продукции, что сказывается на увеличении или уменьшении прибыли. Всесторонний анализ себестоимости дает возможность  предприятиям выявить непроизводительные расходы, различного рода потери, находить пути сокращения и повышения эффективности  затрат на производство продукции. Себестоимость  может быть общественной (отраслевой), исчисленной на основе затрат аграрного  сектора в целом по стране, и  индивидуальной (затраты на производство продукции конкретного предприятия). По характеру затрат различают производственную и полную (коммерческую) себестоимость. Первая включает совокупность затрат живого и овеществленного труда  на производство продукции и ее перевозку внутри предприятия. Полная (коммерческая) себестоимость отличается от производственной дополнительными затратами на реализацию продукции (транспортировка к месту реализации, фасовка, упаковка, доработка, хранение). Кроме того, различают плановую, провизорную (ожидаемую), фактическую (отчетную) и сметную себестоимости. Плановая себестоимость исчисляется в начале календарного периода на планируемый срок и является составной частью бизнес-плана. Она включает затраты но установленным нормам и действующим в момент составления плана ценам. Провизорная себестоимость устанавливается по состоянию на 1 октября на основании фактических данных учета затрат и выхода продукции за 9 месяцев и расчетов ожидаемых затрат и выхода продукции в 4 квартале. Фактическая себестоимость рассчитывается в конце отчетного периода по данным бухгалтерского учета затрат на производство и выхода продукции. Себестоимость может быть выражена в сумме общих затрат на весь объем продукции или в виде затрат, приходящихся на единицу продукции, на 1 р. валовой продукции в сопоставимых ценах. Объекты, этапы и цели анализа себестоимости продукции, работ и услуг показаны на рисунке 1.

Рисунок 1. Общая блок-схема  анализа себестоимости продукции

 

Основными источниками информации для анализа себестоимости сельскохозяйственной продукции являются отчет ф. 8-АПК "Затраты на основное производство", ф. 9-АПК "Производство и себестоимость  продукции растениеводства", ф. 13-АПК "Производство и себестоимость  продукции животноводства", ф. 14-АПК "Расход кормов", производственные отчеты бригад и ферм, лицевые счета  арендаторов, журнал доходов и расходов фермера, а также первичные документы  по учету затрат на производство продукции, плановые и нормативные данные.

Снижение себестоимости - одна из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. От уровня себестоимости  продукции зависят сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень цен на сельскохозяйственную продукцию. Особую актуальность проблема снижения себестоимости приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает многим хозяйствам повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики.

Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности предприятий, основными задачами которого являются:

1) осуществление систематического  контроля за выполнением плана снижения себестоимости продукции;

2) изучение влияния факторов  на изменение ее уровня;

3) выявление резервов снижения  себестоимости продукции;

4) объективная оценка деятельности  предприятия по использованию  возможностей снижения себестоимости  продукции и разработка мероприятий,  направленных на освоение выявленных  резервов.

Снижение себестоимости  сельскохозяйственной продукции - это  главный резерв повышения доходности хозяйства, рентабельности производства, а следовательно, и экономической эффективности производства. Чем ниже себестоимость продукции, тем выше доходы предприятия, тем больше оно имеет возможностей для расширения производства, повышения материальной заинтересованности работников в результатах производства. Решение этой проблемы имеет два тесно связанных направления: первое - максимальное увеличение урожайности сельскохозяйственных культур (продуктивности сельскохозяйственных животных), второе - снижение размера и повышение эффективности затрат на 1 га посевной площади (на 1 голову скота или кормо-день).

Практическое задание  выполним на примере ОАО "Минская  птицефабрика имени Н. К. Крупской".

Предприятие было образовано в январе 1951 года на базе птицеводческого  совхоза имени Н.К.Крупской, организованного  в январе 1945 года. Головное производство ОАО "Минская птицефабрика им. Н.К.Крупской" специализируется по выпуску следующей  основной продукции: пищевых яиц; мяса птицы и крупного рогатого скота; молока, зерна, травяной муки и другой сельскохозяйственной продукции; яичного  порошка и безскорлупного яйца.

Анализ затрат на 1 руб. произведенной  продукции ОАО "Минская птицефабрика имени Н. К. Крупской" приведен в  таблице 1.

Таблица 1. Анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции птицеводства

 

Год

Вид продукции

Показатель

Яйцо, тыс.шт.

Прирост, ц.

Суточные птенцы, тыс.гол.

Побочная продукция

 

2005

Затраты всего, тыс.руб.

244883

64041

7474

1340

 
 

Кол-во произведенной продукции (в  ед. измер.)

248082

15720

2124

X

 
 

Затраты на 1 руб. произведенной продукции

987

4074

3519

X

 

2006

Затраты всего, тыс.руб.

282541

63312

7541

1466

 
 

Кол-во произведенной продукции (в  ед. измер.)

273689

15725

1750

X

 
 

Затраты на 1 руб. произведенной продукции

1032

4026

4309

X

 

2007

Затраты всего, тыс.руб.

307769

66385

5764

1565

 
 

Кол-во произведенной продукции (в  ед. измер.)

300747

14691

1611

X

 
 

Затраты на 1 руб. произведенной продукции

1023

4519

3578

X

 
             

Анализируя данные таблицы 1, можно сделать вывод, что затраты  на 1 руб. произведенной продукции  в целом за анализируемый период увеличились. Но если сравнивать 2006 и 2007 годы, то видно, что затраты на тыс. шт. яиц 2007 года немного меньше затрат тыс. шт. яиц 2006 года.

Аналогичная разница наблюдается  и по затратам на тыс. гол. суточных птенцов. При этом объем производства за данный период не сократился, а наоборот увеличился. В целом за три года затраты на 1 руб. произведенной продукции увеличились пропорционально объему произведенной продукции и затраченных средств на это производство.

2. Порядок формирования  закупочных, оптовых, розничных и  договорных цен

На внешнем и внутреннем рынках сложилось множество цен  на продукцию и услуги отечественного АПК. Высшим их уровнем должны служить цены мирового рынка, которые призваны возмещать затраты на производство, заготовку и транспортировку продукции зарубежным покупателям (включая таможенно-тарифные налоги и сборы) с прибавлением минимально необходимой прибыли на всех этапах продвижения экспортируемых товаров. Такие цены формируются под влиянием спроса и предложения и регулируются монополистическими объединениями стран-экспортеров и импортеров.

На отечественном рынке  высшим уровнем должны служить розничные  цены, возмещающие производителям продукции  издержки производства и прибыль, заготовителям  и торговым предприятиям - торгово-заготовительные  издержки и прибыль. Однако на практике розничные цены на отдельные социально значимые продукты первой необходимости могут устанавливаться государством на уровне ниже закупочных и разница возмещается за счет средств республиканского и местных бюджетов, специальных централизованных фондов. Розничные цены устанавливаются на продукты, реализуемые в государственной розничной сети и комиссионной торговле потребкооперации.

Наиболее распространенными  в АПК являются государственные  закупочные цены, по которым заготовители и перерабатывающие предприятия  закупают сельскохозяйственную продукцию  у колхозов, совхозов, фермеров и  населения в счет госзаказа и  помимо его. Указанные цены утверждаются республиканскими и местными ценообразующими органами в директивном порядке. На уровне республики такими органом является Комитет цен при Министерстве экономики Беларуси, а на уровне областей - облисполкомы.

На общереспубликанском  уровне утверждаются и корректируются по представлению Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Беларуси закупочные цены на зерно, молоко, скот и птицу в живой массе, фабричную  сахарную свеклу и льнопродукцию, а  на областном уровне - на продукцию  локального производства и потребления: картофель, овощи, плоды и ягоды. Закупочные цены на отдельные социально  значимые продукты массового потребления  подвергаются централизованным ограничениям (ряд мясомолочных продуктов и  хлебокондитерских изделий). Государственные  закупочные цены призваны возмещать  издержки производства и минимально необходимую прибыль каждому, нормально  работающему субъекту хозяйствования.

Наряду с закупочными  широко распространены свободные договорные цены на продукцию предприятий АПК, реализуемую ими сверх госзаказа. Их разновидностью являются межхозяйственные расчетные цены, устанавливаемые в межхозяйственных производственных объединениях на сырье и полуфабрикаты, реализуемые хозяйствами-участниками головным предприятиям в порядке кооперированных поставок.

В основе таких цен лежит  нормативная себестоимость полуфабрикатов (молодняка для доращивания и откорма) с прибавлением планируемой прибыли головного (межхозяйственного) предприятия в соответствии с трудо- и фондоемкостью продукции по кооперирующимся хозяйствам. Применяются также и договорные цены по случайным сделкам хозяйствующих субъектов, цены внутридеревенского оборота сельскохозяйственной продукции и тарифы на услуги работникам предприятий АПК. По мере развития рыночных отношений предприятий АПК все большее распространение получают свободные цены крестьянского рынка, где хозяйствующие субъекты (коллективные и частные) реализуют излишки сырья и продовольствия с учетом спроса и предложения. Верхним уровнем таких цен являются розничные цены государственной и комиссионной торговли, иначе покупатель станет приобретать аналогичный товар у торговых предприятий.

Наконец, все большее распространение  начинают получать внутрихозяйственные  планово-учетные и расчетные цены в условиях арендных отношений и  внутрихозяйственного расчета. В основу планово-учетных цен, по которым  структурные подразделения приобретают  у административных служб или  управленческих кооперативов сырье  и материалы (семена, корма, удобрения), принимается себестоимость этих материалов собственного производства и цены приобретения покупного сырья  и полуфабрикатов. Внутрихозяйственные  расчетные цены устанавливаются  главным образом на сельскохозяйственных предприятиях в отношении закупок  продукции, выращенной структурными подразделениями. В основе таких цен лежит нормативная  себестоимость единицы продукции в подразделениях с прибавлением единой общехозяйственной нормы чистого дохода в соответствии с нормативной трудоемкостью различных продуктов. Расчетные цены могут быть едиными для всех подразделений, если существенно не различаются объективные условия производства, технологическая трудоемкость и рентабельность, заложенная в государственных закупочных ценах. В противном случае внутрихозяйственные расчетные цены будут индивидуальными для каждого подразделения или по группам их со сходными природно-экономическими условиями.

Государственные оптовые  цены регулируются на средства производства, реализуемые агропромышленным предприятиям: сельскохозяйственную технику, транспортные средства, сырье, топливо и материалы. Это - разновидность закупочных цен, достаточно эффективно и своевременно индексируемых в связи с каждым существенным изменением объективных  условий производства: цен на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию.

Информация о работе Экономика сельского хозяйства