Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:50, лекция
Причины феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – закономерный этап в поступательном развитии феодализма. Этот процесс внутри Киевской Руси назревал давно. Сам период феодальной раздробленности начался с 30–хгг. XIIв. и продолжался до конца XVв. Феодальная раздробленность стала в этот период новой формой феодальной государственности.
Рассматривая археологические находки последних десятилетий, ученые все более склонны говорить о возникновении древнерусского государства в результате сложного взаимодействия славянского и варяжского начал. С одной стороны, все киевские правители и большая часть дружинников носили до последней трети X в. скандинавские имена. С другой, Святослав Игоревич - всего лишь третий киевский князь после Олега. В Киеве, став частью древнерусской элиты, варяги уже через несколько поколений полностью растворялись среди славянского населения. Возможно, поэтому Киев упоминается в скандинавских сагах того периода редко и вскользь, в то время как о Новгороде слагавшие их скальды знали многое, включая топографические подробности.
Контроль за обеими главными "базами" на пути "в греки" был, очевидно, основной задачей Олега, когда в 882 г., согласно Несторовой "Повести временных лет", он отплыл из Новгорода в Киев во главе варяжско-славянской дружины. Взяв с собой малолетнего Игоря, которого летописец называет сыном умершего к тому времени конунга Рюрика, Олег, убив бояр Аскольда и Дира, правивших в Киеве, объявил его "матерью городов русских". Позднее, в 907 г., он попытался довести свой шаг до логического конца и захватить Константинополь, но ему пришлось ограничиться богатой добычей и выгодным договором с Византией.
Новые земли
За 30 лет своего затянувшегося "регентства" над Игорем Олег - несомненно, талантливый полководец и политик - значительно расширил свои владения. После полян он обложил данью древлян и другие соседние племена, что вызвало войну с хазарами, закончившуюся победой руссов. Княжение Игоря, во многом повторившего дела Олега, но с гораздо меньшим успехом, началось и закончилось восстаниями древлян, от руки которых он погиб в 945 г. Жестоко отомстив древлянам, его жена Ольга тем не менее поняла, что перегибы со сбором дани погубят нарождающееся государство, и ввела первую в Киевской Руси систему налогообложения. В 955 г. она принимает христианство, через два года - едет в Константинополь и ведет переговоры с византийским императором. Причины распада Киевской Руси. Сам этот факт говорит о стремительно растущем авторитете Киевской Руси.
Правлением сына Игоря и Ольги Святослава историки часто заканчивают первый период истории Киевской Руси. Подчинив себе вятичей, он распространил власть Киева на всех восточных славян и проложил древнерусскому государству путь на северо-восток, вторгнувшись в Болгарию, серьезно угрожал Византии, разгромив Хазарский каганат, устранил грозного соперника, еще недавно бравшего дань с полян, вятичей и северян. Однако, как часто бывает в истории, с исчезновением хазар не стало и "буферной зоны" на пути куда более опасных кочевников из азиатских степей. Гибель Святослава oт рук печенегов по дороге домой из Болгарии стала знаком угрозы, которая будет довлеть над Русью более полутора веков.
Владимир крестит Русь
Эту угрозу хорошо понимал Владимир ставший киевским князем после восьми летней братоубийственной борьбы за власть. Укрепив южные границы и построив там ряд городов, он начал искать более безопасные пути в Константинополь. Hа западе он присоединил Галич и Волынь которые "подхватят знамя" Киева после его политического упадка в середине XII в Но это все в будущем, а пока что Киевская Русь вступает в эпоху расцвета. Владения Владимира достигли 800 тысяч кв. км - больше, чем у кого-либо другого в Европе.
Однако самым значительным деянием Владимира является крещение Руси. Его выбор в пользу православного христианства направил ход восточноевропейской истории не менее чем на тысячу лет. Не говоря уже о том, что благодаря ему Русь стала частью христианского Запада, а не мусульманского Востока, принятие креста из рук Византии, а не Рима определило историческую судьбу восточных славян -и заложило основу будущих конфликтов с ближайшими соседями.
Прямым следствием принятия христианства было мгновенное повышение авторитета Владимира (женившегося на сестре византийского императора), его династии и всей страны. Государство получило идейную основу ("один бог - один царь"), общество - источник богатейшей культуры.
Вершина
Ярослав начал княжение в Новгороде с того, что отказался платить дань Киеву (1014), и только смерть Владимира предотвратила войну. Но повторилась усобица между братьями за отцовский трон, превращавшаяся на Руси в кровавую традицию. Единство страны восстановилось только 21 год спустя, когда Ярослав сел, наконец, на киевский престол. Имя "Мудрый" он получил не только за то, что смог продолжить и умножить начатое отцом. Достигшее при нем своей вершины развитие Киевской Руси проявилось в реформе и уложении законов в общий свод (Русская правда), всемерной поддержке образования, основании Киевской митрополии (1037), бурном строительстве церквей (при нем в одной только столице их было более 400) и монастырей.
В первую очередь строились ансамбли "государственного назначения" - княжеские дворцы и монументальные соборы, символизировавшие величие новой веры и могущество державы. Создаваемые в целом по византийскому образцу, церковные сооружения вскоре приобрели характерные древнерусские и местные черты. При Ярославе были возведены Софийские соборы в Киеве (1037), Новгороде (1045) и Полоцке (серед. XI в.). Позже были построены Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-78), Михайловский Златоверхий собор (1108-13) и Кирилловская церковь (серед. XII в.) в Киеве, Успенский и Борисоглебский соборы в Чернигове (XII в.). Вскоре после основания в1051 г. Киево-Печерского монастыря туда из софийской митрополии перемещается центр древнерусского летописания, в XII в. монастырь получает статус лавры - одного из самых влиятельных мужских монастырей в православии.
Византийские епископы, приезжая на Русь, везли с собой переписчиков и иконописцев; епископства становились центрами распространения грамотности и культуры. Ускорил развитие древнерусского общества и тот факт, что Константинополь, в отличие от Рима, разрешал обращенным народам вести богослужение и читать Библию на родном языке. Так созданный Кириллом и Мефодием алфавит стал основой письменности для большей части православных, а церковнославянский язык - третьим, после древнегреческого и латыни, языком средневековой европейской цивилизации.
При Ярославе Русь, благодаря своей возросшей силе и влиянию (а, как следствие, и династическим связям), прочно вошла в семью европейских народов, "ведома и слышима", как писал ее митрополит Иларион, "всеми четырьми конци земли".
Проблемы единства Киевской Руси
Управление, однако, оставалось ахиллесовой пятой Киевского государства. Этому были и экономические причины. По мере того, как возможности для международной торговли сужались (нападения кочевников, экономический спад в Византии), воины-купцы становились крупными землевладельцами. Но в отличие от Западной Европы, где владение землей ставилось в зависимость от службы сюзерену, вотчинное право на Руси сохраняло землю за боярами, даже если они переходили на службу к другому князю. Пользуясь своей материальной независимостью, бояре, как правило, жили в городах и легко меняли свои "привязанности".
Еще хуже было то, что Ярослав, несмотря на все старания избежать "наследственной болезни Рюриковичей", жертвой которой в свое время стал он сам, так и не смог ввести эффективную систему престолонаследования. Завещанная им схема старшинства и ротации, по которой каждому сыну предоставлялась возможность править Киевом, работала, только пока старшие Ярославичи действовали сообща. В результате поражения (1068) объединенного войска от крупных сил половцев, пришедших на смену печенегам в южных степях, их триумвират распался. Начался новый период усобиц за Киев. Многие князья, лишенные системой ротации реального шанса на наследование (их называли изгоями), охотно пользовались "услугами" половцев в борьбе за власть.
Наиболее влиятельные лидеры попробовали остановить братоубийство, предложив на встрече под Киевом в 1097 г. принцип перехода трона удельных князей по наследству. В отношении самого Киева, однако, согласия достичь не удалось.
Только огромный авторитет и популярность в народе Владимира Мономаха, осуществившего, прежде чем занять великокняжеский престол в 1113г., десятки успешных походов против половцев, позволили ему 12 лет держать Русь в единстве и мире. По яркому выражению летописца, Владимир Мономах "много поту утер за Русскую землю". Причины распада Киевской Руси. Его сыну Мстиславу Великому удалось еще победить половцев и выслать их князей в Византию (1129). С его смертью в 1132 г. эпоха действительно Киевской Руси завершилась и начался период раздробленности.
Распад
Поначалу этот период характеризовался как усилением "регионализма", так и еще более жестокой борьбой за киевский престол. Что же так влекло претендентов? Несмотря на снижение своего значения для торговли (разорение крестоносцами Константинополя в 1204 году и быстрый закат Багдадского халифата лишили Киев не только крупнейших рынков сбыта, но и роли опорного пункта на пути из Северной Европы на Восток), Киев оставался лакомым куском. Он продолжал развиваться и на рубеже ХII-ХIII вв. был одним из крупнейших городов Европы. По оценкам, его население в эту пору составляло 40 тыс. человек - в 8-9 раз больше, чем в самых значительных из приблизительно 100 крупных городов и сел Руси, даже таких важных, как Чернигов или Галич, в европейском масштабе, Лондон достиг таких размеров только через столетие. Однако все больше князей понимали, что их благосостояние и власть зависят в первую очередь от их собственных удельных владений, и не желали участвовать не только в распре за Киев, а и в общерусских действиях.
Сами размеры территории диктовали разность интересов, а местные условия - различия в политическом устройстве. Великий Новгород, к примеру, был членом торгового союза балтийских городов (Ганзы), и купцы пользовались наибольшим влиянием в вече - демократическом органе самоуправления. Галицкое и Волынское княжества были недосягаемы для главных врагов Киева, половцев, но сдерживали натиск мадьяр, поляков и литвы. В этих землях был особенно велик политический вес бояр, разбогатевших на торговле солью. Галичане одними из первых отделились от Киева, но именно галицко-волынский князь Роман, распространив в начале XIII в. свою власть на Киевское и Перея-славльское княжества, ближе всех подошел к объединению земель Киевской Руси. С ним считались Византия, Польша и Венгрия, а папа Иннокентий III даже предлагал ему королевскую корону в обмен на переход в католичество, но получил отказ. К несчастью для Руси, князь Роман ввязался в дела польских князей, в 1205 г. попал в устроенную поляками засаду и был убит. А самый страшный враг уже надвигало из глубин Азии. В 1223 г. славяне встретили монголов на р. Калка и потерпели поражение. При условии единства, у них было еще достаточно времени, чтобы подготовиться к новому удару - целых 14 лет.
Ничто так не размягчает сердца, как сознание своей вины, и ничто так не окаменяет его, как сознание своей правоты.
2. Факторы развития экономики Москвы.
До сих пор не разработана идеальная методика определения доли экстенсивных и интенсивных факторов в приросте ВНП. Тем не менее приблизительные расчеты, проведенные по разным методикам, показывают, что в 70-80-х годах прирост национального дохода, обусловленный интенсивными факторами, в индустриально развитых странах превышал 50%, в то время как в бывшем СССР он был на уровне 20-30%. Это позволяет сделать вывод о том, что в современной рыночной экономике России доминирующим фактором развития является НТП, к которому рыночная экономика гораздо более восприимчива, чем административно-командная.
Переход к рынку - очень сложный и длительный процесс. Чтобы создать национальную структуру экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Для России существуют два варианта экономического роста. Первый связан с ориентацией на внешний рынок сырьевых ресурсов как наиболее устойчивый, надежный и доступный для нашей промышленности. В этом случае внутренние инвестиции будут направляться на добычу сырья и в непроизводственную сферу, а основные производственные инвестиции — за границу. При этом спрос будет формироваться развитыми странами, которые хотят покупать сырье подешевле. За границей будут формироваться и факторы производства — труд и капитал. Наиболее заинтересованными в таком типе роста будут отрасли топливно-энергетического комплекса и добывающей промышленности.
Второй вариант связан с оживлением внутреннего рынка. Однако это потребует реорганизации производства, роста эффективности на отдельных предприятиях. Через межотраслевые связи процесс технологического роста будет воспроизводиться.
Помочь инвестиционной деятельности предприятий должно государство путем освобождения их от части налогов или предоставления им отсрочки в выплате налогов. Рост на технической основе выгоден отраслям потребительского и инвестиционного спроса. Сегодня для России наиболее реальна смешанная модель экономического роста.
Для развития отечественной экономики необходима ее ориентация на повышение эффективности капитала через активное внедрение нововведений. Этого можно достичь только в рамках новой экономики, основанной на инвестиционном развитии, реализации долгосрочных стратегических планов государства.
В первую очередь важно создать эффективную централизованную вертикаль макроэкономического управления. Речь идет об образовании целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы. Эта система призвана обеспечить уравновешенность интересов экономических и социальных сил страны, выработку оптимальных целей общественного развития и создание условий их достижения.
Информация о работе Экономика русских регионов в период феодальной раздробленности (XIII – XIV вв.)