Экономика России в 1991-2010гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:43, реферат

Описание работы

Конец 1991 года ознаменовал собой вступление нашей страны в принципиально новый этап своего развития. Это было не просто начало очередной фазы стартовавшего в середине 80-х годов процессов реформирования советского общества. Произошли коренные сдвиги, имевшие долгосрочные и всеобъемлющее экономико-политические последствия.
Конец девяностых годов был отмечен двукратным падением мирового прироста валового продукта. Для России этот период оказался наиболее неудачным.

Содержание

Введение
1 Экономика России в 1991-1995гг.
1.1 Общие тенденции
1.2 Макроэкономическая политика
1.3 Внешнеэкономические связи
2 Экономика России в 1996-1999гг.
2.1 Антиинфляционной политики
2.2 Факторы экономического роста
2.3 Денежная политика 1992-1997гг.
2.3 Кризисное состояние российской экономики
2.4 Программа стабилизации экономики и финансов
3 Анализ периода с 2000 по 2010гг.
3.1 Динамика ВВП России за последние годы
3.2 В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История экономики России.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

Самая поразительная  и уникальная черта экономической  системы, это величайшая степень  независимости реального сектора  от денежных потоков и ценовых  сигналов. В декабре 1997 г. специальная комиссия, включающая представителей всех главных экономических ведомств, провела детальное обследование 210 крупнейших промышленных предприятий, задолженность каждого из которых по платежам в бюджет превышала 1 трлн. руб. В среднем по обследованным отраслям он составил 27, колеблясь от 5% в атомной энергетике до 63% в винно-водочной промышленности. В машиностроении, черной металлургии и угольной промышленности на неденежные формы оплаты приходится до четырех пятых совокупного дохода отрасли. Остальные доходы представлены бартером, дву- и многосторонним клирингом, а также прочими неденежными формами расчетов.

В 1994 г. отношение просроченной кредиторской задолженности к ВВП  достигло примерно одной четверти и  до 1996 г. незначительно колебалось относительно этого уровня (таблица 4).

 

Таблица 4. Неплатежи в российской экономике.

 

 

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1.ВВП, трлн. руб.

611

1630

2256

2675

2.Просроченная

кредиторская  задол-

женость                 предприятий,трлн.руб.

 

15

 

362

 

514

 

756

2:1,%

24.6

22.2

22.8

28.3

3.Наминальная  М2,        трлн.руб.

98

221

295

380

2:3,%

154

164

174

199


 

 

 

В 1997 г. отношение просроченной кредиторской задолженности к ВВП  поднялось до 28,3%. Совокупный объем  всех неплатежей достиг 54.3% ВВП, в том числе просроченных - 29.2%. Нарастающая эмиссия квазиденег, обеспечивает ему высокую степень независимости от макроэкономической политики правительства и Центрального банка и становится основным, фактором роста в российской экономике.

Еще один фактор - существенное сокращение относительной налоговой нагрузки на производителей. В промышленности отношение фактически выплачиваемых налогов к добавленной стоимости упало с 38% в 1996 г. дo 27.4% в январе-августе 1997 г. В строительстве соответствующие показатели составили 28.5 и 17.5%, отраслях связи- 52.3 и 37.1% . Снижение относительной налоговой нагрузки опять-таки было навязано самими производителями.

Экономика, в которой  неплатежи достигают 30-50% ВВП, может  поддерживать свое существование, если она постоянно подпитывается ресурсами извне. Топливно-энергетический комплекс и его экспортный сектор, то есть нефть и газ, а также металлургия, деревообрабатывающая и рыбная промышленность десятилетиями играют роль доноров для остальной экономики. В 1997 г. нагрузка на нефтегазовый сектор, электроэнергетику и экспорт заметно возросла.

В структуре просроченной кредиторской задолженности промышленности, на которую приходится около 70% задолженности  конечных потребителей, удельный вес  отраслей топливно-энергетического комплекса вырос с 30% в начале 1993 г. до более 50% в конце 1994 г.

Наряду с неплатежами  основным фактором экономического роста  в 1997 г. стал приток финансовых ресурсов из мировой системы. В 1997 г, Россия восстановила положительное сальдо трансакций с внешним миром. Если в 1994-1996 гг. общее сальдо платежного, баланса сводилось с дефицитом-21.7 млрд.долл.и7.8%ВВП 11.1 млрд.и3%, 22.6 млрд. долл. и 5.1% ВВП соответственно, - то за первые три квартала 1997 г. оно стало положительным, составив 7.7 млрд. долл., и 2.3% ВВП. Движущей силой, обеспечившей приток валютных ресурсов, стали стабильность обменного курса и интернационализация внутреннего долга.

Увеличение  предложения денег. Основным фактором, стимулировавшим экономический рост со стороны спроса, стало увеличение предложения денег. В реальном выражении денежная масса М2, дефлятированная по индекcy потребительских цен, в 1996 г. выросла на 9.8%, а в 1997 г. - на 15.8%. Отражая рост предложения денег, коэффициент монетизаций ВВП повысился до 14%.

Анализ факторов экономического роста не случайно начат с реального  сектора (фактически предложения) и  завершен спросом. Вклад последнего в оживление экономической активности был незначителен. Движущей; силой  роста в 1997 г. были неплатежи и  положительное сальдо трансакций с внешним миром. Иначе говоря, рост был достигнут за счет усиления нагрузки на. ТЭК и экспорт, а также увеличения заимствований в мировой финансовой системе. Или еще проще -за счет ужесточения эксплуатации невозобновляемых природных ресурсов и наращивания внешнего долга.

. В 1997 г. импорт увеличился  на 8% по сравнению с 0.6% годом  ранее. Причем импорт извне  СНГ вырос на 13.3% (в 1996 г. - 6%). Показательно, что и в 1995 г., когда также  был зарегистрирован заметный  всплеск импорта, ВВП сократился в меньшей степени по сравнению с предыдущими и последующими годами

Таким образом, источники  экономического роста российской экономике  остались в принципетеми же, что  и экономики советской. Уже одно это обстоятельство заставляет всерьез задуматься над тем, насколько устойчива сама конструкция экономического роста в России.

 

2.2 Денежная политика 1992-1997гг.

 

Денежная политика в  России в 1992-1997 гг. не была жесткой. Рост денежной массы в 1992 г. сдерживался  не более первых трех месяцев. А с начала 1993 г. сам вопрос о степени жесткости или мягкости кредитно-денежной политики в российских условиях потерял значение. Неконтролируемая эмиссия неплатежей компенсировала производителям нехватку денег. Если в 1993 г. просроченная кредиторская задолженность составляла всего треть денежной массы М2, то в 1994 г: первая уже превышала последнюю в 1.5 раза, в 1995 г. -в 1.6, в 1996 г. - 1.7 и в 1997 г. в 2 раза (таблица 4). К неплатежам следует добавить векселя, казначейские и прочие виды освобождений, взаимозачеты, сельские, облигации и иные экзотические формы расчетов с завидной регулярностью изобретаемые как властями всех уровней, так и непосредственно производителями.

 

2.3 Кризисное состояние российской экономики

 

За последние девять лет мы пережили три серьёзных финансовых кризиса (1991, 1994 и 1998 гг.). Каждый из двух предыдущих, сопровождавшийся, как и сейчас, очередным нагнетанием политической напряженности, завершался формированием новых рыночных институтов.

Кризис 1989-1991 гг. был порожден в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов и растущего дефицита госбюджета, характерных для последних лет существования административно-командной системы. Во-первых, государство сразу же резко ограничило свои экономические функций. Во-вторых, финансовое равновесие стало формироваться во взаимодействии трех макроэкономических игроков: международного финансового капитала, государства и Центрального банка.

Существенно, что деятельность сложившихся финансово-денежных институтов. Соответственно развитие финансово-денежного сектора было в большой степени сведено к валютно-денежным рынкам. Банковская система, не имея адекватных механизмов, способных удержать финансовые потоки внутри производственной сферы, шла по пути инфляционного кредитования экономики. Неизбежно накапливались предпосылки финансового кризиса, который и разразился в 1994 г. На выходе из этого кризиса началось становление фондовых рынков и формирование рыночных форм, государственного долга. После второго кризиса институциональным лидером финансово-денежного сектора становится государство. Инфляция подавляется. Осуществляется частичная дедолларизация на основе формирования внутреннего долга и развития рынка ГКО и других государственных ценных бумаг. Валютный курс рубля приобретает устойчивость благодаря введению наклонного коридора.

Но непрекращающиеся усилия государства, направленные на минимизацию  дефицита федерального бюджета, в который  мы и вступили в конце лета 1998 г. Другой фактор сползания к кризису - неумение государства управлять спонтанным становлением внутреннего "черного" рынка в форме теневой экономики, приблизившейся к 50% ВВП.

Кризис 1998 г. является кризисом инвестиционной системы в целом. Он включает кризис государства как  глобального инвестора; кризис международного финансового капитала как кредитора российских реформ; кризис банковской системы, оказавшейся неспособной совместить стабилизацию валютного курса рубля с метаморфозой "капитал-деньги-доход".

Выход из кризиса, в усилении роли банковских институтов в финансово-денежном секторе и в экономике в целом. Теперь пришла очередь банку стать лидером экономической трансформации. Государство пойдет по неверному пути, если сохранит посягательство на лидерство в рыночной реструктуризации экономики и ради его сохранения будет продолжать поддерживать монополию Банка России. Рациональная денежная система как система финансового капитала несовместима ни с монополией ЦБ, ни с политической властью олигархов

Вместе с тем терпимое отношение к долларизации ни в  коем случае нельзя свести к долларизации активов Центробанка (эмиссии под золотовалютное обеспечение) и установлению стабильного валютного курса на валютно-денежных рынках. Важнейшим компонентом рыночных реформ должна стать полная взаимная конвертируемость долларов, рублей и финансовых активов на уровне всех субъектов и применительно; ко всем хозяйственным операциям.

Первое: в долларовые обороты включить так же вклады юридических  и физических лиц в коммерческих банках.

Второе: предпосылка устойчивости финансово-денежной системы, как развитие залогового кредитования обеспеченного оборотом корпоративных акций. В институциональном плане, как говорилось, это проблема особого института Банка капитала. Этот банк, а также ЦБ и Сбербанк, должны стать не только эмиссионными центрами, но и центрам конвертируемости в означенном выше смысле.

Третье: для преодоления  неплатежей нужно нормализовать  ненормативные векселя и монетизировать бартер (в рамках структур Банка  капитала), их свободную конвентируемость в доллары.

Четвертое: важным компонентом полной конвертируемости является свободное хождение долларов в сфере торговли и услуг.

Нужно осознать, что долларизация служит внешней стоимостной мерой  национальной валюты в условиях крупных  структурных сдвигов в экономике, усугубленных спадом. Полная внутренняя конвертируемость - это к тому же мощный антиинфляционный фактор, так как сбалансированность, долларовых и рублевых оборотов в этом случае начинает опираться на спонтанную тенденцию к равновесию.

Итак, можно сказать, что  третий финансовый кризис вылился в реструктуризацию банковской системы. На этом пути вполне можно решить проблему внутренних финансовых ресурсов, не только дополняющих внешние инвестиции со стороны мирового финансового капитала, но и лидирующих по сравнению с ними.

Каковы бы ни были антикризисные меры, главной проблемой все равно остается превращение банковской системы в институционального лидера дальнейшего углубления реформ. Узловые моменты банковской системы: Банк капитала плюс полностью развернутая система рынков плюс полная внутренняя конвертируемость и как следствие, - создание всего комплекса структур для зарождения и поддержания спонтанной тенденции к равновесию долларовых и рублевых оборотов. Нам никуда не деться от этих проблем, если мы хотим войти в режим экономики со стабильными положительными приростами.

Если говорить чисто  экономически, то такого рода возможность  сохранится до тех пор, пока не заработают в единой системе все три макроэкономических субъекта рыночной трансформации: крупный  финансовый капитал, осуществляющий интеграцию российской экономики в мировой финансовый рынок, государство как лидер институциональных рыночных преобразований, национальная банковская система, обеспечивающая единство макро- и микроэкономики и выход в режим экономического роста.

 

2.4 Программа стабилизации экономики и финансов

 

С ноября 1997 г. российская экономика вошла в полосу острого  и затяжного кризиса на финансовых рынках, который стал тяжелым испытанием для наших финансов и денежной системы.

До ноября в экономике  отмечались определенные позитивные тенденции - снижение инфляции (до 11% в год), прекращение спада и небольшой рост производства. При этом происходил рост денежной массы и кредитных вложений в реальную сферу (на 38% за год), процентные ставки для конечных заемщиков снизились примерно с 70 до 30% в ноябре. Эти факты свидетельствуют о начале интенсивного процесса монетизации экономики. Существенно возросли ин странные инвестиции, в том числе прямые составили 5,3 млрд. долл. -вдвое больше, чем в 1996 г., и портфельные (в государственные ценные бумаги и акции российских предприятий) - до 20 млрд. долл.

Эти позитивные тенденции  развивались на фоне ряда застарелых слабостей нашей экономики, прежде всего бюджетного кризиса, связанного с плохим сбором налогов, высокими обязательствами государства по расходам и неэффективной системой контроля за использованием государственных средств и как следствие со значительным дефицитом федерального бюджета. За 1997 г. эти расходы значительно возросли, составив 28% всех расходов бюджета против 16% год назад. Отношение государственного долга к ВВП для России не столь велико (50%, что меньше, чем у многих стран), но структура долга, особенно виутреннего, неблагоприятна в силу преобладания коротких и дорогих долгов по ГКО. Отсюда и быстрый рост процентных расходов. В основном поэтому в ноябре 1997 г. российская экономика оказалась весьма чувствительной к "волне" мирового финансового кризиса, пришедшего из Азии, к ухудшению конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей.

Информация о работе Экономика России в 1991-2010гг