Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:58, курсовая работа
В теории и практике финансового менеджмента достаточно много внимания уделяется анализу финансово-экономического состояния предприятия, что находит отражение в зарубежной и отечественной литературе. С этой целью достаточно подробно рассматриваются методы оценки бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и собственного капитала, а также налоговой и статистической отчетности. Для этого по данным на начало и конец отчетного периода проводится вертикальный и горизонтальный анализ соответствующих статей данных форм отчетности с определением абсолютных, относительных и удельных отклонений, а также рассчитываются коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности и их отклонения от нормативных значений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Основы финансового управления предприятий…………………..4
1.1. Сущность, функции и принципы финансов предприятий……………….4
1.2. Особенности организации и управления финансовой устойчивостью на предприятии………………………………………………………………………7
1.3.Организация планирования финансовой устойчивости………………….11
1.4. Роль финансового директора на предприятии…………………………14
ГЛАВА 2.Организация финансово-экономической службы предприятия ОАО «Мост»…………………………………………………………………………..19
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «Мост»………………..19
2.2. Управление финансами в ОАО «Мост»…………………………………21
2.3. Практические аспекты финансовой работы в ОАО «Мост»…………..24
ГЛАВА 3. Совершенствование финансовой работы на предприятии ОАО «Мост»…………………………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48
Список использованной литературы…………………………………………51
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..53
В реализацию этой задачи, в частности, входит:
В приведенный перечень можно было бы также включить дивидендную и инвестиционную политику, работу с ценными бумагами, учет различных рисков, использование финансовых инструментов и реструктуризацию предприятия (слияние и поглощение). Но эти задачи, на наш взгляд, не являются типичными и касаются больше крупных предприятий, чем средних и мелких.
Отсюда видно, что финансовый директор, как специалист высшего уровня в области экономики и финансов, на современном этапе должен достаточно четко разбираться в работе бухгалтеров, экономистов, финансистов, налоговых и статистических служб. Именно ему отводится роль «переводчика» и связующего звена между отдельными подразделениями внутри финансово-экономической службы, между директором и другими службами внутри предприятия, между предприятием и внешними организациями — банками, налоговыми органами, инвесторами и т.д.
Предприятие зарегистрировано в декабре 2003 года в Центральном районе г.Барнаула как Открытое акционерное общество. Основной целью создания Общества (по уставу) стало расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Свои цели общество реализует в отрасли строительства гражданских объектов. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
ОАО
«Мост» характеризуется данными, приведенными
в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя | |
1. Уставный капитал (тыс. руб.) | 300 |
2. Среднесписочная численность работающих (чел.) | 20 |
3. Материальные затраты (тыс. руб.) | |
Сырье и материалы | 1600 |
Топливо и энергия | 90 |
Услуги производственного характера | 60 |
4. Расходы на оплату труда из расчета на год на одного работающего (тыс. руб.) | |
Размер оплаты труда | 42 |
Разовые
доплаты и компенсационные |
10 |
5. Отчисления в ЕСН (%) | 26 |
Пенсионный фонд % | 20 |
Фонд социального страхования % | 2,9 |
Фонд медицинского страхования % | 3,1 |
Отчисления в Фонд социального страхования в соответствии с классом профессионального риска (строительство ХI класс, тариф %) | 1,2 |
6. Арендная плата, за арендуемые основные средства (тыс. руб.) | 12 |
7.
Прочие затраты
Оплата информационных и аудиторских услуг (тыс. руб.) |
16 |
Отчисления в ремонтный фонд, процент от среднегодовой стоимости основных производственных фондов | 5 |
Другие расходы (тыс. руб.) | 6 |
8. Коммерческие
расходы, процент от |
10 |
9. Рентабельность продукции (%) | 30 |
10.
Фактические (ожидаемые) |
32 |
Отгруженной (неоплаченной) продукции на начало года по производственной себестоимости (тыс. руб.) | 6,2 |
11.
Прогнозирование
Остатков готовой продукции на складе на конец года (тыс. руб.) |
135 |
Остатков отгруженной продукции на конец года по производственной себестоимости, срок оплаты которых еще не наступил (тыс. руб.) | 15 |
12. Выручка от реализации имущества (тыс. руб.) | 65,0 |
Продолжение таблицы 1 | |
13. Расходы на реализацию имущества (тыс. руб.) | 42,2 |
14. Доходы по акциям (тыс. руб.) | 21 |
15. Сумма налога на имущество | льгота |
16. Ставка налога на прибыль, процент к налогооблагаемой базе | 24 |
17.
Распределение чистой прибыли, (%)
Фонд накопления |
40 |
Фонд потребления | 50 |
Резервный фонд | 10 |
18. Резервный фонд на начало года (тыс. руб.) | 60 |
19. Кредиторская
задолженность, постоянно |
125 |
20. Прирост (по сравнению с началом года) кредиторской задолженности, постоянно находящейся у предприятия (%) | 5 |
21. Потребность
в собственных оборотных |
144,8 |
22. Прирост
потребности в собственных |
5 |
23. План капитальных вложений (потребность в инвестициях на год за счет собственных средств предприятия) (тыс. руб.) | 350 |
24. Норма плановых накоплений в строительстве (%) | 20 |
25. Оборотные средства стройки на начало года (тыс. руб.) | 262 |
26. Прирост кредиторской задолженности, постоянно находящейся у стройки в течение года (тыс. руб.) | 102 |
27. Прибыль от реализации имущества стройки (тыс. руб.) | 65 |
28. Надбавки к пенсиям, выплачиваемые предприятием (тыс. руб.) | 36 |
29. Дивиденды, выплачиваемые по акциям предприятия акционерам, процент от общей суммы, направляемой в фонд потребления | 40 |
Финансовая работа на ОАО «Мост» обеспечивается финансовым директором, успешность которого полностью зависит не только от полученных знаний, имеющегося опыта и методических наработок, наличия высококвалифицированных специалистов и отлаженного механизма движения материальных, финансовых и документарных потоков, но и от работоспособной организационной структуры управления финансово-экономической службы.
Эта организационная структура (см. рис. 1) регламентируется положением о финансово-экономической службе и должностными инструкциями ведущих специалистов:
Рис.
1. Организационная структура управления
финансово-экономической службы предприятия
Новым в организационной структуре управления финансово-экономической службы является аналитический отдел — отдел внутренней отчетности, анализа и аудита, поскольку бухгалтерия, планово-экономический и финансовый отделы существовали и раньше со своими устоявшимися и традиционными задачами, а отдел автоматизации и информационных технологий раньше назывался отделом автоматизированных систем управления.
Понятно, что создание такого отдела вызвано необходимостью проведения управленческого учета, анализа и аудита, оперативного и текущего управления в реальном режиме времени при существующем уровне автоматизации расчетов и методическом обеспечении.
Практика показывает, что четкая постановка задач и разграничение полномочий устраняет непонимание, которое может возникнуть между финансовым директором и ведущими специалистами: главным бухгалтером, начальником планово-экономического отдела и начальником финансового отдела. В первую очередь, это касается главного бухгалтера, поскольку центральная бухгалтерия в обязательном порядке должна входить в состав данной службы, а сам главный бухгалтер должен находиться в двойном подчинении: генерального директора (в соответствии с действующим законодательством) и финансового директора по всем оперативным вопросам. Если этого не будет, то аналитическая работа потеряет всякий смысл, а управление финансовой устойчивостью предприятия в реальном режиме времени станет невозможным.
Связано это с тем, что для решения поставленных задач должна быть создана единая база данных, которая пополняется в строго определенное время, приспособлена к целям аналитики, а обращаться к ней имеют возможность и бухгалтеры, и экономисты, и финансисты, а также финансовый директор и генеральный директор. При этом внутри одной службы следует исключать всякое дублирование и разночтение входной и выходной информации.
Решение
этих и других вопросов находит свое
отражение в положении о
Положение о финансово-экономической службе предприятия и должностная инструкция каждому из ведущих специалистов службы состоят из трех разделов: общие положения; цели, задачи и функции; права, обязанности и ответственность. В этих разделах в наиболее общем виде раскрывается назначение, специфика и особенности работы всей службы и каждого ведущего специалиста в отдельности.
Такой подход позволяет понять весь объем работ, осуществляемых этой службой, разграничение полномочий, а также документооборот и показатели, за которые отвечает тот или иной отдел. В свою очередь, укрупненная система бюджетов и отчетов, действующая между планово-экономическим, финансовым и аналитическим отделами, дает возможность судить в комплексе о движении всех информационных потоков в разбивке на материальные, финансовые и документарные. Из этих информационных потоков формируется сводный перечень входных и выходных документов с указанием исполнителей и сроков представления, в основу которого положены часто повторяющиеся задачи, а поэтому механизм решения этих задач процедурно отработан.
Вся система отчетов строится исключительно на основании данных центральной бухгалтерии, обработка которых проводится в соответствии с методическими наработками аналитического отдела, а их передача — за счет средств отдела автоматизации и информационных технологий.
Отсюда видно, что для успешной работы финансово-экономической службы крайне важное значение имеет разработка принципиальной схемы движения документов, введение внутренних стандартов на документы, установление сроков и исполнителей, наличие методических положений, алгоритмов и надежных средств передачи и хранения информации.
Таким образом, обеспечение работоспособной организационной структуры управления, а также регламентирование работы финансово-экономической службы за счет разработки положения о службе и должностных инструкций ведущим специалистам нацелены на укрепление финансово-экономического состояния предприятия, при этом закладываются основы для организации управления финансовой устойчивостью предприятия в реальном режиме времени, а роль финансового директора существенно возрастает.
Основой функционирования финансового отдела является составление сметы затрат на производство и реализацию продукции на планируемый год.
Таблица 2.
Смета затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Мост»
Элементы затрат | Сумма
(тыс. руб.) |
1. Материальные затраты – всего | 1750 |
В том
числе:
сырье и материалы |
1600 |
топливо и энергия | 90 |
услуги производственного характера | 60 |
2. Расходы на оплату труда – всего | 1040 |
В том
числе:
заработная плата за выполненные работы |
840 |
разовые
доплаты и компенсационные |
200 |
3. Отчисления по ЕСН и страховые взносы за профессиональный риск , всего | 282,9 |
В том
числе:
в Пенсионный фонд |
208 |
в Фонд социального страхования | 30,2 |
в Фонд медицинского страхования | 32,2 |
отчисления в Фонд социального страхования в соответствии с классом профессионального риска | 12,5 |
4. Амортизация основных фондов – всего | 21,4 |
В том
числе:
собственных основных фондов |
15,4 |
арендованных основных фондов | 6 |
5. Прочие затраты – всего | 28,4 |
В том
числе:
оплата информационных и аудиторских услуг |
16 |
отчисления в ремонтный фонд | 6,4 |
другие расходы, в т.ч. арендная плата | 6 |
6. Итого затрат на производство (производственная себестоимость) (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5) | 3122,7 |
7. Коммерческие расходы – всего | 312,3 |
8. Полная
себестоимость продукции – |
3435 |
9. Стоимость
продукции в контрактных ( |
4465,5 |
10. Ставка НДС (%) | 18 |
11. Сумма НДС | 803,8 |
12. Стоимость
продукции в контрактных ( |
5269,3 |