Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:04, реферат
Целью исследования является изучение теории и практики экономики предложения в том числе и в Республике Беларусь, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить теорию монетаризма и экономическую теорию предложения,
2. Рассмотреть сущность экономической политики монетаризма,
3. Изучить эффект Лаффера,
4. Определить особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Введение
1. Теория монетаризма и экономическая теория предложения
2. Экономическая политика монетаризма: опыт развитых стран
3. Проекты налоговой реформы. Эффект Лаффера
4. Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь
4.1 Государственная политика занятости в Республике Беларусь
4.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В соответствии с уточненной редакцией Конституции (статья 136) функции Национального банка сводятся к регулированию кредитных отношений, денежного обращения, определению порядка расчетов и обладанию исключительным правом эмиссии денег.
Ограничение функций Национального банка в выработке и осуществлении денежно-кредитной политики получило свое дальнейшее развитие в последующих законодательно-нормативных актах.
В частности, принятием в 1998 г. Закона Республики Беларусь "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" право выработки и осуществления денежно-кредитной политики оказалось разделенным между Правительством и Национальным банком. В соответствии с данным законом в обязанность Правительства вменена разработка программ социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пятилетка) и ежегодных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь.
Эти документы, определяющие важнейшие направления экономической политики страны, разрабатываемые Правительством, включают раздел "Денежно-кредитная и валютная политика". Данный раздел предписывает широкий круг положений, который должен учитываться Национальным банком при выработке и осуществлении денежно-кредитной политики (параметры по приросту денежной массы в национальной валюте, кредитованию Национальным банком Правительства (участие в финансировании дефицита республиканского бюджета) и рефинансированию банков посредством представления целевых кредитов, политику курсообразования и регулирования валютного рынка и другие).
Изменение положения Национального банка в структуре органов государственного управления сказалось на денежно-кредитной политике, проводимой Национальным банком, на функционировании банков. Это изменение нашло свое выражение в том, что Национальный банк при проведении денежно-кредитной политики все более и более начал отходить от функций, законодательно предписанных к нему. В связи с координацией деятельности Национального банка Правительством проводимая денежно-кредитная политика стала ориентироваться на решение текущих экономических задач.
Банковский Кодекс Республики Беларусь, внесенный в 1999 г. Президентом Республики Беларусь Палате представителей Национального собрания, в части выработки и осуществления денежно-кредитной политики, статуса Национального банка в системе органов государственной власти и управления не только закрепил практику, сложившуюся в 1996-2000 годах, но и далее ограничил самостоятельность Национального банка в выработке и осуществлении денежно-кредитной политики. Это нашло свое отражение:
в понижении статуса правовых актов Национального банка. В статье 2 Банковского Кодекса, определяющей банковское законодательство, регулирующее отношения банковской деятельности, правовые акты Национального банка среди других актов отнесены на четвертое место. Им предшествуют: 1) законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь); 2) распоряжения Президента Республики Беларусь, носящие нормативный характер; 3) постановления Правительства Республики Беларусь;
в разработке и проведении Национальным банком совместно с Правительством единой денежно-кредитной политики (Статья 26 Банковского Кодекса);
в представлении Национальным банком совместно с Правительством Президенту Республики Беларусь Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год (Статья 27 Банковского Кодекса);
в ежегодном утверждении Президентом Республики Беларусь Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
в понижении статуса Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь среди других государственных документов, определяющих экономическую политику страны.
Если программа на среднесрочную перспективу, прогноз социально-экономического развития и бюджет Республики Беларусь вносятся в Парламент страны, то Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год не рассматриваются этим органом, а утверждаются только Президентом Республики Беларусь.
Изложенная выше законодательно-нормативная база ограничивает правомочия Национального банка в выработке и осуществлении денежно-кредитной политики, создает правовое поле для вмешательства государственных должностных лиц - Президента и Правительства в деятельность Национального банка, что оказывает существенное влияние на развитие денежно-кредитной системы, валютного рынка и банковской системы.
Трансформация законодательно-правовой базы проведения денежно-кредитной политики в направлении ограничения самостоятельности Национального банка, переход Национального банка в оперативное подчинение Правительства привели к отходу ориентации развития денежно-кредитной сферы от решения имманентно присущих ей целей и задач (обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной денежной единицы) к решению текущих задач социально-экономического развития, выразившимся в нарастании финансирования банковской системой (Национальным банком и коммерческими банками) дефицита республиканского бюджета и экспансивном кредитовании государственных программ.
Жесткое административное регулирование белорусской экономики в 1997- 2003 гг. было оправданно, ибо либерализация цен в отсутствие рыночных институтов в начале 90-х гг. привела к неуправляемому росту цен. Сегодня необходимости в жестких командных мерах нет. Правительство знает о проблемах белорусской экономики (в первую очередь, о дефиците инвестиций в развитие) и подготовило план ее оздоровления. Среди первоочередных мер оно назвало снижение налоговой нагрузки, рост реальных доходов населения, борьбу с «теневыми» доходами в бизнесе.
Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.
В 2005 году планировалось, что Нацбанк откажется от эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Но реализовать эти планы непросто, ибо бюджету приходится изыскивать источники, которые могли бы стать заменой кредитам Нацбанка.
Политика, направленная на денежную стабилизацию в стране и имеющая яркую антиинфляционную направленность, не находит логического продолжения в реальном секторе экономики.
Столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового положения большинства госпредприятий и недостатком средств для финансирования запланированных бюджетных расходов, правительство и Нацбанк прибегли к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный банк страны постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Главными стратегическими целями регулирования занятости в Беларуси должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д.
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
2. Инфляция представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценении денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами. В противоположность инфляции под дефляцией понимается общее падение цен и издержек. Замедление роста цен называется дезинфляцией.
В Республике Беларусь антиинфляционная политика разрабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной политики. Национальный банк разрабатывает и совместно с правительством Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Национальный банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Сегодня столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового положения большинства госпредприятий и недостатком средств для финансирования запланированных бюджетных расходов, правительство и Нацбанк прибегли к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный банк страны постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности.
Антиинфляционные меры в сфере экономики происходят на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями следует проводить структурную перестройку производства в соответствии с потребностями общественного хозяйства.
Начиная с 2000 г. в стране отмечается положительная динамика снижения уровня инфляции. В 2006 г. достигнут наименьший ее уровень- 6,6%. В 2007 г. прирост цен потребительского рынка составил 12,1%, что значительно превысило прогнозные параметры - 6-8%.
Поскольку инфляционные процессы в современных макроэкономических системах, как правило, имеют много причин, для их преодоления нужно действовать в разных направлениях, но должен быть примат монетарной политики. Перечислим ряд мер, которые необходимо принимать в первую очередь:
— дедолларизация экономики;
— введение ипотеки, которая значительно повысит монетизацию экономики;
— обеспечение роста товарного покрытия денежной единицы;
— укрепление курса национальной валюты относительно паритета покупательной способности;
— проведение взвешенной структурной политики государством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон “О занятости населения Республики Беларусь” с изменениями и дополнениями от 30 мая 1991 г.
2. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями. Мн., 1996.
3. Андросик И.А. Занятость населения как отражение социально-экономических преобразований // Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы V междунар. науч. конф. (Минск, 21-22 окт. 2004 г.). В 5 т./ Под ред. С. С. Полонника.- Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.- Т.3.-С.50-52
4. Аронова С.А. Международные нормы и стандарты поддержания уровня доходов и занятости населения // Международное публичное и частное право.- 2007.- N 6.- С.8-10.
5. Безработица - главная проблема занятости // Кажуро Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица.- Минск: «ФУАинфром», 2007.- С.165
6. Бордачева Н.В. Механизм регулирования занятости молодежи// Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития в регионе ЦЭИ: Материалы VI международной научной конференции (Минск, 20-21 октября 2006 г.). В 4 т.- Мн: НИЭИ Министерства экономики РБ.- Т. 2.- С.267.
7. Бордачева Н.В. Содействие занятости молодежи в странах Западной Европы// Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы V междунар. науч. конф. (Минск, 21-22 окт. 2004 г.). В 5 т./ Под ред. С.С.Полонника.- Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2004.- Т.3.-С.183
Информация о работе Экономика предложения: теория и практика