Экономика предложения: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:04, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение теории и практики экономики предложения в том числе и в Республике Беларусь, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить теорию монетаризма и экономическую теорию предложения,
2. Рассмотреть сущность экономической политики монетаризма,
3. Изучить эффект Лаффера,
4. Определить особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1. Теория монетаризма и экономическая теория предложения
2. Экономическая политика монетаризма: опыт развитых стран
3. Проекты налоговой реформы. Эффект Лаффера
4. Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь
4.1 Государственная политика занятости в Республике Беларусь
4.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Экономика предложения.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

            Монетаристская теория безработицы, отрицающая регулирующее воздействие на занятость макроэкономических факторов, ими же и опровергается. Являясь продуктом капиталистического накопления, безработица становится рычагом этого накопления, условием развития рыночной экономики.

             На основе теории инфляции и безработицы монетаристы рекомендуют целый комплекс регулятивных мероприятий: снижение государственных расходов за счет сокращения социальных программ и расходов на выплаты различного рода пособий; поддержание минимальных ставок заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; проведение кредитно-денежной политики на основе денежной конституции; приспособление налоговой системы к антиинфляционной политике (снижение налогов); обеспечение Федеральной резервной системой стабильного роста денежной массы; сокращение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счет снижения расходов на оборону.

4.1 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

 

          В Беларуси, как и во всем мире, на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

              Для центрального банка Республики Беларусь в настоящее время основной целью монетарной политики является обеспечение ценовой стабильности и предсказуемой динамики обменного курса. В качестве номинального якоря преимущественно используются: номинальный обменный курс, агрегаты денежной массы, прогноз инфляции.

            Одной из видимых тенденций является отказ от использования неявных и переход к использованию явных якорей монетарной политики.

Другой явно выраженной тенденцией является растущее применение Национальным банком Республики Беларусь в последние десятилетия инфляционного таргетирования. Многие центральные банки развивающихся стран и стран с переходной экономикой рассматривают ныне возможность использования целевых ориентиров по инфляции при проведении монетарной политики.

             С одной стороны, общепризнанно, что в долгосрочном периоде инфляция определяется монетарными факторами или, другими словами, корректируется с помощью монетарной политики.

             С другой стороны, спрос на деньги в Беларуси нестабилен по различным причинам. Поэтому на основании параметров роста денежной массы точно прогнозировать будущий уровень инфляции оказалось сложно.

Подавляющее большинство антиинфляционных программ на ранних этапах трансформации базировалось на основе фиксации обменного курса в той или иной форме. Привязка курса даёт надёжный, прозрачный и пользующийся доверием экономических агентов номинальный якорь, позволяет избежать проблем экономического, технического и институционального характера, связанных с применением промежуточных целевых ориентиров по денежной массе, и инфляционного таргетирования.

             Говоря о нашей стране, необходимо констатировать, что применимость инфляционного таргетирования в отечественных условиях в ближайшем будущем вызывает сомнение. Практическое применение инфляционного таргетирования требует выполнения двух ключевых условий. Первое – центральный банк должен обладать достаточной степенью автономности в проведении монетарной политики. Второе условие состоит в том, что необходимо отказаться от таргетирования других показателей, таких как заработная плата или валютный курс, поскольку при наличии нескольких промежуточных целевых ориентиров неизбежно возникает конфликт между ними. Например, если центральный банк попытается использовать одновременно в качестве номинального якоря прогноз инфляции и валютный курс, то в случае возникновения угрозы девальвации центральному банку придётся сделать выбор: удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от цели по инфляции или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом. В любом случае отказ от выполнения одного из ориентиров приведёт к усилению отрицательных ожиданий экономических агентов и снижению доверия к политике центрального банка.

Кроме того, использование монетарного таргетирования предполагает наличие хорошего знания передаточного механизма монетарной политики, картины спроса на деньги, качественных эконометрических и статистических моделей. Теперь рассмотрим основные принципы организации системы монетарного регулирования в нашей стране:

1.Принцип независимости центрального банка реализуется в части 2 статьи 24 Банковского кодекса, где записано, что Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Банковским кодексом, законами, нормативными правовыми актами Президента и независим в своей деятельности. Таким образом, деятельность центрального банка регулируется на нескольких уровнях: конституционном (статьи 84 и 136), законодательном (закон о бюджете), нормативно-правовом (статья 14 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

-Национальный банк совместно с Правительством РБ занимается разработкой и проведением единой денежно-кредитной политики;

-Национальный банк совместно с Правительством представляет Президенту для утверждения Основные направления денежно кредитной политики РБ.

2.Согласно статье 24 Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь: он утверждает Устав банка, изменения и дополнения, вносимые в него; с согласия Совета Республики Национального собрания назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка и освобождает их от должности; утверждает годовой отчет и распределение банка.

3.Принцип централизации управления системой монетарного регулирования в РБ не реализуется.

4.Принцип построения иерархии целей реализуется в сохранении преемственности целей высшего порядка к низшему и нашел свое отражение в Программе социально-экономического развития РБ.

5.Принцип открытости и транспарентности денежно-кредитной политики выражен в политической, экономической и процедурной составляющих, которые отражены в основных направлениях на текущий год. При этом ежемесячно Национальным банком публикуются отчеты о состоянии монетарной системы и основных индикативных переменных.

 

            В Беларуси предприятия и население имеют негативный опыт периодов высокой неустойчивой инфляции, девальвации и множественности курсов белорусского рубля, отрицательных процентных ставок. На протяжении значительного времени доллар США использовался в качестве надежного инструмента сбережений, средства расчётов и платежей. Достигнутая путём серьёзных усилий правительства и Национального банка страны относительная стабилизация на валютном рынке в сочетании с положительными процентными ставками позволила на некоторое время стабилизировать инфляционные и девальвационные ожидания населения. Поэтому обменный курс является для экономических агентов в Республике Беларусь важнейшим индикатором экономической политики, и предсказуемая динамика обменного курса оказывает существенное влияние на экономику.

          Таким образом, для центрального банка Республики Беларусь в настоящее время основной целью монетарной политики является обеспечение ценовой стабильности и предсказуемой динамики обменного курса. Одной из явно выраженной тенденцией является растущее применение Национальным банком Республики Беларусь в последние десятилетия инфляционного таргетирования.

            Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.

            Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как           льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

           Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

 

 

4.1 Государственная политика занятости в Республике Беларусь

 

 

Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд.

«Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», – подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008 г.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем:

повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест;

достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

стимулирования развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы;

содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования;

усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий.

Программой установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости населения на 10%.

По оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда: 

создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных;

направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных;

предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела;

обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных;

организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.

Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% – в 2008 году.

В Республике Беларусь один из самых низких среди всех стран уровень регистрируемой безработицы.

В январе-ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс.

Численность занятых в экономике в январе-ноябре 2008 г. достигла 4 519 тыс. человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,2%.

В 2008 году государственной службой занятости было поставлено на учет 322 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 200 тыс. человек. Всего трудоустроено 199 тыс. человек, в том числе 131 тыс. безработных.

Информация о работе Экономика предложения: теория и практика