Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:04, реферат
Целью исследования является изучение теории и практики экономики предложения в том числе и в Республике Беларусь, для чего ставятся следующие задачи:
1. Изучить теорию монетаризма и экономическую теорию предложения,
2. Рассмотреть сущность экономической политики монетаризма,
3. Изучить эффект Лаффера,
4. Определить особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Введение
1. Теория монетаризма и экономическая теория предложения
2. Экономическая политика монетаризма: опыт развитых стран
3. Проекты налоговой реформы. Эффект Лаффера
4. Особенности государственной политики занятости и антиинфляционной политики в Республике Беларусь
4.1 Государственная политика занятости в Республике Беларусь
4.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб.
К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:
снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
достижение соответствия профессионально-
повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.
Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.
За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24%.
Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.
За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет.
4.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Инфляция в Беларуси в 2008 году составила 13,3%, что на 1,2% больше, чем в 2007 году и на 6,7% больше, чем в 2008 году (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Инфляция в Беларуси за 1995-2008 гг.
Показатели | 1995 | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; | 344,0 | 207,5 | 134,8 | 125,4 | 114,4 | 108,0 | 106,6 | 112,1 | 113,3 |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 221,8 | 268,0 | 142,6 | 128,1 | 118,8 | 110,0 | 109,0 | 116,8 | 116,4 |
На характер динамики изменения индекса потребительских цен в 2007-2008 году значительное влияние оказал рост издержек производства вследствие значительного роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители, рост цен на продукты питания на мировых рынках, а также прочие внутренние и внешние факторы.
Прирост индекса цен на продовольственные товары в 2007 году составил 15,9 процента (годом ранее - 6,5 процента). В наибольшей степени росли цены тех товаров, динамика цен которых зависит от ситуации на внешних рынках, а также товаров, цены на которые административно регулируются. Так, наиболее существенно подорожали масло растительное (в 1,73 раза), фрукты (на 36,8 процента), пшено (на 29,9 процента), молоко и молочные продукты (на 28 процентов).
Динамику роста цен на продукты питания, как уже отмечалось выше, определили как рост издержек производства вследствие роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители, так и рост на мировых рынках цен на зерновые и масличные культуры (в основном из-за сокращения их валового сбора), а также на молоко и молочные продукты вследствие уменьшения объема производства молока, увеличения спроса на молочные продукты и отмены субсидий на производство молока фермерским хозяйствам в странах Евросоюза.
Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию.
Главное последствие инфляции – это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый инфляционный налог, не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей [3, c. 97].
Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.
Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестиционные возможности.
Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег. Доход от эмиссии денег называется сеньеранжем. Он равен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.
Стремясь защититься от инфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.
Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.
Значительно повышаются так называемые издержки меню расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.
В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.
В Беларуси принимаются необходимые меры по сдерживанию инфляции. Индекс потребительских цен по итогам 2008 года составил 113,3% (задание - 108%). В январе 2009 года инфляция сложилась на уровне 4,1 процента, что связано с девальвацией рубля. Вместе с тем в стране принимаются необходимые меры по сдерживанию инфляции. Так, в результате проверочных действий Министерства экономики Республики Беларусь при участии Комитета государственного контроля Республики Беларусь и других мер в Беларуси удалось сбить волну необоснованного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.
По результатам работы за 2008 год выполнено 17 из 19 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденных Главой государства. В сложившейся ситуации не удалось обеспечить достижение установленных показателей внешнеэкономической деятельности.
Экономическая ситуация на внешних рынках пока не достигла устойчивой равновесной точки и поэтому отрицательно сказалась на результатах января 2009 года.
В первую очередь это касается машиностроительных предприятий. Данная отрасль в наибольшей степени подвержена спаду в экономиках соседних государств. Что касается белорусских предприятий, то их потери за прошедшие 4-5 месяцев сложились на уровне 30% по объему реализации как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В этой ситуации ключевую роль должно сыграть стимулирование внутреннего спроса, а также принятие мер по удержанию внешних рынков сбыта.
В республике принимаются все необходимые меры по минимизации последствий мирового кризиса для этих предприятий. Сложнее обстоят дела на предприятиях легкой промышленности, предприятиях Минстройархитектуры, поскольку их работа связана с сезонным спросом на выпускаемую продукцию и отсутствием достаточных средств за экспорт товаров.
Важнейшей задачей в настоящее время является решение проблемы неплатежей с нашим основным торговым партнером - Российской Федерацией. Сокращение объема взаимных расчетов приводит к снижению товарного потока, нарастанию у предприятий запасов готовой продукции, сокращению оборотных средств. По итогам последней встречи Президента Беларуси с Президентами России и Украины Правительствам стран были даны соответствующие поручения пробивать возникшие “финансовые тромбы”. Для этого банки должны начать максимально кредитовать реальный сектор экономики.
Уже начата работа по реализации Плана совместных действий с Россией по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Планом предусмотрена подготовка предложений по предоставлению субъектам хозяйствования равных условий доступа к мерам государственной поддержки, включая доступ к государственным закупкам и льготным кредитным ресурсам.
Также в настоящее время в Беларуси принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Созданы рабочие группы в правительстве, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики.
Также приняты меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики страны, при разработке которых учтен опыт антикризисных решений, принятых в Российской Федерации, Казахстане и других странах СНГ. Реализация этих мер направлена на принятие уже более конкретных, гибких решений, по обеспечению стабильной работы крупнейших предприятий республики.
В Республике Беларусь антиинфляционная политика разрабатывается и реализуется в рамках денежно-кредитной политики. Национальный банк разрабатывает и совместно с правительством Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Национальный банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Со времени получения Беларусью независимости право выработки и проведения денежно-кредитной политики принадлежало Национальному банку Республики Беларусь. В частности, среди других основных задач Национального банка статей 2 Закона Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь" была определена "выработка и проведение денежно-кредитной политики Республики Беларусь". Статья 5 данного закона устанавливала форму реализации этого права. Эта статья определяла, что "Национальный банк Республики Беларусь представляет в Верховный Совет Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, а также ежеквартально информирует Верховный Совет Республики Беларусь о состоянии денежной эмиссии.
Верховный Совет Республики Беларусь обсуждал Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год и принимал постановление, в котором высказывались рекомендации Национальному банку Республики Беларусь.
Исключительное право выработки и осуществления денежно-кредитной политики, принадлежащее Национальному банку, обеспечивалось статьей 4 данного закона, которой было установлено, что "Национальный банк Республики Беларусь самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставленных ему… Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка Республики Беларусь, осуществляемую в рамках его полномочий".
До 1996 г. Национальный банк в основном осуществлял это право.
Однако, в связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года (по результатам не признанного цивилизованным миром референдума 24 ноября 1996 г.) статьей 107 уточненной редакции Конституции Республики Беларусь среди других функций Правительства (Совета Министров Республики Беларусь) определено обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. В соответствии с уточненной редакцией Конституции Республики Беларусь Национальный банк утратил исключительное право выработки и осуществления денежно-кредитной политики. Оно перешло к исполнительной власти. Парламент - Национальное собрание в соответствии с уточненной редакцией Конституции не имеет обязанности обсуждения Основных направлений денежно-кредитной политики и дачи рекомендаций по ним.
Информация о работе Экономика предложения: теория и практика