Экономика отраслевых рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:59, контрольная работа

Описание работы

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы анализа инноваций, как фактор повышения конкурентоспособности предприятий
1.1 Понятие инновации в экономической науке
1.2 Ключевые моменты организации инновационной
деятельности на предприятии
1.3 Творческая активность персонала и внедрение
инноваций на предприятии
II. Организационные формы инновационной деятельности
2.1 Комплекс организационных форм инновационной деятельности
2.2 Роли специалистов в инновационной деятельности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольня экономика отраслевых рынков.docx

— 37.95 Кб (Скачать)

Во втором случае целесообразным представляется создание собственного научно-исследовательского инновационного подразделения. По сравнению с приобретением  новой технологии такой подход позволяет  избежать крупных единовременных затрат, так как суммы инвестиций растянуты  во времени. Вместе с тем, новое подразделение, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, можно создать посредством  реорганизации службы главного технолога  или конструкторского отдела.

Многие из отечественных  предприятий, осуществляющих инновационную  деятельность на мировом уровне, пошли  по пути зарубежных компаний и создали  в своем составе специализированные инновационные подразделения (по аналогии с отделами R&D - Research & Development). Такой  подход позволяет, во-первых, приблизить научно-исследовательский поиск  к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя. Во-вторых, привлечь высококвалифицированные  научные кадры и, в-третьих, быть более уверенными в сохранении коммерческой тайны.

Одним из первых шагов к  созданию собственного инновационного подразделения может стать посещение предприятий, имеющих в своем составе специализированное инновационное подразделение («научно-технологический институт» внутри предприятия), с целью ознакомления с их опытом развития.

Основное назначение инновационного подразделения заключается в  проработке различных научно-технических  идей по достижению поставленной инновационной  цели. На основе таких идей разрабатываются  и принимаются технические решения. В виде отчета эти решения могут  использоваться как техническое  задание для инновационного проекта.

Под инновационным проектом принято понимать комплекс взаимосвязанных  мероприятий, направленных на создание и распространение нового вида продукции  или технологии. Так, регулярное обновление ассортимента производимой продукции  можно получить путем создания нового продукта, а также путем внесения изменений в техническую характеристику или в упаковку уже реализуемых  товаров.

По своей научно-технической  значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации. К базисным относят инновации, которые реализуют  крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих  аналогов в отечественной и мировой  практике. Улучшающие инновации реализуют  мелкие и средние изобретения, усовершенствующие  технологию изготовления и / или технические  характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет) изменения устаревших поколений  техники и технологии, которые  по своей сути тормозят технический  прогресс. За этим разделением стоят  два типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий.

Стратегия «пионера» или  «первопроходца» означает, что компания предлагает на рынок принципиально  новый товар или услугу, получая  при этом преимущество «первого хода»  в данном бизнесе или данном регионе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.

С точки зрения долгосрочной перспективы наиболее продуктивны  инвестиции в сектор новых технологий. Объекты этих инвестиций дают самую  большую «кумулятивную отдачу». Однако, в связи с повышенным риском часто наиболее предпочтительными  оказываются инвестиции в растущие и зрелые технологии. Наиболее эффективным  и менее рискованным решением считается создание инновационного портфеля, состоящего из определенного  набора продуктов-лидеров и продуктов-последователей. Результатом этого этапа должна стать выработка инновационных  проектов по достижению отобранных инновационных  решений. Для большей ясности  здесь следует обратиться к теории инновационного менеджмента и рассмотреть  концепцию жизненного цикла товара на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационные  формы инновационной деятельности

2.1 Комплекс организационных  форм инновационной деятельности

 

Инновационный процесс охватывает многих участников и заинтересованных организаций. Он может осуществляться в местных, региональных, государственных (федеральных) и межгосударственных границах. Все участники имеют  свои цели и учреждают свои структуры  для их достижения.

Прежде всего, следует  рассмотреть многообразие внутрифирменных  организационных форм - от выделения  особой роли участников инновационной  деятельности внутри фирмы в лице персонала до создания специальных  инновационных подразделений.

Организации в развитых корпорационных структурах формируются на двух уровнях:

уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемым фирменным  уровнем);

уровне корпорации (объединения, финансово-промышленной группы), включающего  другие организации, которые управляются  специальной холдинговой компанией.

Все это приводит к созданию различных инновационных организационных  форм.

У крупных и мелких организаций  разная инновационная активность, что  соответствует их миссиям, целям  и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных  фирм, выращивая их руководителей  в специальных «инкубаторных  программах». Такие организации  имеют организационную форму  «фирмы-инкубатора».

Распространение новых сложных  промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной  форме «франчайзинга» или «лизинга».

Реализация региональных научно-технических и социальных программ связана с организацией соответствующих объединений научных (университетских), промышленных и финансовых организаций: различного рода научно-промышленных центров.

В силу рискованности инновационных  проектов возникают адекватные организационные  формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные формы  создателей новаций - рисковых инновационных  фирм.

Федеральные и региональные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанный на длительные срок влекут за собой  создание научных и технологических  парков, технополисов.

Развитие международных  научно-технических и торговых отношений  связано с разделением труда  и созданием различных альянсов и совместных предприятий.

В инновационной политике крупных фирм отчетливо проявляется  тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражается, прежде всего, в стремлении к повышению  в ассортименте выпускаемой продукции  удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к  расширению сопутствующих технических  услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

В современных условиях в  крупных фирмах сложились устойчивые механизмы управления научно-технической  деятельностью, отражающие особенности  процесса интеграции науки и производства, все большую ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных факторов на определение стратегических позиций  фирм. Новые задачи повлекли за собой  изменения в системе связей как  по вертикали - между всеми уровнями, так и по горизонтали - между подразделениями  научно-производственно-сбытовой цепи.

Новым стало возникновение  и развитие интегрированных систем управления процессом инновации, выделившимся из общей системы управления производством  и выпуском традиционной продукции, разработка и внедрение нововведений превратились в непрерывный управляемый  процесс, когда инновационные идеи интегрируются в перспективные  производственные планы и программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизнеса.

Бурное развитие научно-технического прогресса, в первую очередь, обуславливает  переход к новой системе управления, предполагающей выделение управления инновационным процессом в самостоятельный  объект управления.

Сложившаяся система управления процессом инновации предполагает:

создание на высшем уровне специализированных подразделений - советов, комитетов или рабочих групп  по разработке технической политики;

создание центральных  служб, отделений новых продуктов  для координации инновационной  деятельности;

выделение целевых проектных  групп или центров по разработке новой продукции;

повышение роли находящихся  в составе производственных отделений  отделов НИОКР, лабораторий, научных  центров, занимающихся инновационной  деятельностью;

образование подразделений  и специальных фондов стимулирования инновационной деятельности;

организация консультационной помощи в области нововведений;

создание специальных  отраслевых лабораторий по проблемам  освоения новой технологии.

Существует и такой  подход к созданию проектно-целевых  групп, при котором изобретатель - создатель нового продукта (чаще исследователь  или инженер) становится руководителем  целевой группы и непосредственно  отвечает за разработку и внедрение  конкретной новой продукции, т.е. сам  изобретатель воплощает свою идею и материально заинтересован во внедрении новшества. В этом случае реализуется принцип гибкого сквозного управления нововведениями, основанный на децентрализации внутрифирменного управления.

Таким образом, согласование интересов центральных служб  НИОКР и производственных отделений  осуществляется путем совместного  обсуждения идей, планирования и оценки научно-технических проектов. Они  нацелены на облегчение процесса передачи исследований и разработок в производственные отделения с тем, чтобы повысить эффективность стадий внедрения  и освоения новшеств.

2.2 Роли специалистов  в инновационной деятельности

В инновационной деятельности задействованы предприниматели  и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд столь же специфических типов  и ролей новаторов, руководителей  и исполнителей. Рассмотрим некоторые  из них.

«Деловые ангелы» - физические лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это  пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет  ряд преимуществ. Их кредит значительно  дешевле, так как они не имеют, в отличие от рисковых фондов, накладных  расходов.

Роль архетипов (называемых также «архитипами») руководителей  в инновационном процессе. Практическая деятельность руководителей формирует в основном четыре главных архетипа:

лидер;

администратор;

плановик;

предприниматель.

Все они необходимы для  успешной инновационной деятельности организации.

«Лидер» играет свою специфическую роль в процессе разработки и реализации проектных инновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление к новому, предвидение хода дела, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.

        «Администратор». В условиях, когда для успешного функционирования фирмы и инновационного проекта на стадии реализации требуются жесткий контроль и экстраполяционное планирование (т.е. планирование на перспективу в предположении сохранения в будущем сегодняшних тенденций развития), акцент в требованиях к руководителю делается на его способность оценивать эффективность работы организации, а не на личностные качества.

 «Плановик» стремится  к оптимизации будущей деятельности  фирмы, концентрируя основные  ресурсы в традиционных областях  деятельности фирмы и направляя  организацию на достижение поставленных  целей.

 «Предприниматель», хотя  и ориентирован на будущее,  отличается от «плановика» тем,  что стремится изменить динамику  развития организации, а не  экстраполировать ее прошлую  деятельность. В то время как  «плановик» оптимизирует будущее  организации в области ее сегодняшней  деятельности, «предприниматель» ищет  новые направления деятельности  и возможности расширения номенклатуры  продукции фирмы. 

«Вольный сотрудник» - статус сотрудника, институциирующий новаторство. Классический пример дает принятая фирмой «IBM» (США) программа «Вольный сотрудник». Насчитывается их примерно 45, этих «мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев». Вольный сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль: сотрясать систему организации фирмы.

«Золотые воротнички» - это  высококвалифицированные ученые и  специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму - в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации или внутрифирменных рисковых предприятий, работе по контракту сразу в нескольких фирмах.

Информация о работе Экономика отраслевых рынков