Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:59, контрольная работа
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Введение
I. Теоретические основы анализа инноваций, как фактор повышения конкурентоспособности предприятий
1.1 Понятие инновации в экономической науке
1.2 Ключевые моменты организации инновационной
деятельности на предприятии
1.3 Творческая активность персонала и внедрение
инноваций на предприятии
II. Организационные формы инновационной деятельности
2.1 Комплекс организационных форм инновационной деятельности
2.2 Роли специалистов в инновационной деятельности
Заключение
Список литературы
Во втором случае целесообразным представляется создание собственного научно-исследовательского инновационного подразделения. По сравнению с приобретением новой технологии такой подход позволяет избежать крупных единовременных затрат, так как суммы инвестиций растянуты во времени. Вместе с тем, новое подразделение, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, можно создать посредством реорганизации службы главного технолога или конструкторского отдела.
Многие из отечественных
предприятий, осуществляющих инновационную
деятельность на мировом уровне, пошли
по пути зарубежных компаний и создали
в своем составе
Одним из первых шагов к созданию собственного инновационного подразделения может стать посещение предприятий, имеющих в своем составе специализированное инновационное подразделение («научно-технологический институт» внутри предприятия), с целью ознакомления с их опытом развития.
Основное назначение инновационного
подразделения заключается в
проработке различных научно-технических
идей по достижению поставленной инновационной
цели. На основе таких идей разрабатываются
и принимаются технические
Под инновационным проектом
принято понимать комплекс взаимосвязанных
мероприятий, направленных на создание
и распространение нового вида продукции
или технологии. Так, регулярное обновление
ассортимента производимой продукции
можно получить путем создания нового
продукта, а также путем внесения
изменений в техническую
По своей научно-технической
значимости и новизне выделяют базисные
и улучшающие идеи, решения и проекты,
а также псевдоинновации. К базисным
относят инновации, которые реализуют
крупные научно-технические
Стратегия «пионера» или «первопроходца» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.
С точки зрения долгосрочной
перспективы наиболее продуктивны
инвестиции в сектор новых технологий.
Объекты этих инвестиций дают самую
большую «кумулятивную отдачу».
Однако, в связи с повышенным риском
часто наиболее предпочтительными
оказываются инвестиции в растущие
и зрелые технологии. Наиболее эффективным
и менее рискованным решением
считается создание инновационного
портфеля, состоящего из определенного
набора продуктов-лидеров и продуктов-
Инновационный процесс охватывает многих участников и заинтересованных организаций. Он может осуществляться в местных, региональных, государственных (федеральных) и межгосударственных границах. Все участники имеют свои цели и учреждают свои структуры для их достижения.
Прежде всего, следует рассмотреть многообразие внутрифирменных организационных форм - от выделения особой роли участников инновационной деятельности внутри фирмы в лице персонала до создания специальных инновационных подразделений.
Организации в развитых корпорационных структурах формируются на двух уровнях:
уровне простой организации, не включающей в свою структуру другие организации (условно называемым фирменным уровнем);
уровне корпорации (объединения,
финансово-промышленной группы), включающего
другие организации, которые управляются
специальной холдинговой
Все это приводит к созданию
различных инновационных
У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, выращивая их руководителей в специальных «инкубаторных программах». Такие организации имеют организационную форму «фирмы-инкубатора».
Распространение новых сложных промышленных продуктов и технологий иногда происходит в организационной форме «франчайзинга» или «лизинга».
Реализация региональных
научно-технических и
В силу рискованности инновационных проектов возникают адекватные организационные формы инвесторов в виде «венчурных фондов» и инновационные формы создателей новаций - рисковых инновационных фирм.
Федеральные и региональные программы особой важности, привлекающие большие ресурсы и рассчитанный на длительные срок влекут за собой создание научных и технологических парков, технополисов.
Развитие международных научно-технических и торговых отношений связано с разделением труда и созданием различных альянсов и совместных предприятий.
В инновационной политике
крупных фирм отчетливо проявляется
тенденция к переориентации направленности
научно-технической и
В современных условиях в
крупных фирмах сложились устойчивые
механизмы управления научно-технической
деятельностью, отражающие особенности
процесса интеграции науки и производства,
все большую ориентацию исследований
и разработок на рыночные потребности,
усиление влияния рыночных факторов
на определение стратегических позиций
фирм. Новые задачи повлекли за собой
изменения в системе связей как
по вертикали - между всеми уровнями,
так и по горизонтали - между подразделениями
научно-производственно-
Новым стало возникновение и развитие интегрированных систем управления процессом инновации, выделившимся из общей системы управления производством и выпуском традиционной продукции, разработка и внедрение нововведений превратились в непрерывный управляемый процесс, когда инновационные идеи интегрируются в перспективные производственные планы и программы, стимулирующие проникновение во все новые сферы бизнеса.
Бурное развитие научно-технического
прогресса, в первую очередь, обуславливает
переход к новой системе
Сложившаяся система управления
процессом инновации
создание на высшем уровне специализированных подразделений - советов, комитетов или рабочих групп по разработке технической политики;
создание центральных служб, отделений новых продуктов для координации инновационной деятельности;
выделение целевых проектных групп или центров по разработке новой продукции;
повышение роли находящихся в составе производственных отделений отделов НИОКР, лабораторий, научных центров, занимающихся инновационной деятельностью;
образование подразделений и специальных фондов стимулирования инновационной деятельности;
организация консультационной помощи в области нововведений;
создание специальных отраслевых лабораторий по проблемам освоения новой технологии.
Существует и такой подход к созданию проектно-целевых групп, при котором изобретатель - создатель нового продукта (чаще исследователь или инженер) становится руководителем целевой группы и непосредственно отвечает за разработку и внедрение конкретной новой продукции, т.е. сам изобретатель воплощает свою идею и материально заинтересован во внедрении новшества. В этом случае реализуется принцип гибкого сквозного управления нововведениями, основанный на децентрализации внутрифирменного управления.
Таким образом, согласование интересов центральных служб НИОКР и производственных отделений осуществляется путем совместного обсуждения идей, планирования и оценки научно-технических проектов. Они нацелены на облегчение процесса передачи исследований и разработок в производственные отделения с тем, чтобы повысить эффективность стадий внедрения и освоения новшеств.
В инновационной деятельности задействованы предприниматели и руководители, специалисты разных отраслей знаний, исполнители разных функций. Специфическая практика выработала ряд столь же специфических типов и ролей новаторов, руководителей и исполнителей. Рассмотрим некоторые из них.
«Деловые ангелы» - физические лица, выступающие в качестве инвесторов рисковых проектов. Как правило, это пенсионеры или старшие служащие компаний. Использование их в качестве источника финансирования имеет ряд преимуществ. Их кредит значительно дешевле, так как они не имеют, в отличие от рисковых фондов, накладных расходов.
Роль архетипов (называемых также «архитипами») руководителей в инновационном процессе. Практическая деятельность руководителей формирует в основном четыре главных архетипа:
лидер;
администратор;
плановик;
предприниматель.
Все они необходимы для успешной инновационной деятельности организации.
«Лидер» играет свою специфическую роль в процессе разработки и реализации проектных инновационных решений. Здесь особенно ценятся стремление к новому, предвидение хода дела, умение общаться с людьми, способность распознать потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.
«Администратор». В условиях, когда для успешного функционирования фирмы и инновационного проекта на стадии реализации требуются жесткий контроль и экстраполяционное планирование (т.е. планирование на перспективу в предположении сохранения в будущем сегодняшних тенденций развития), акцент в требованиях к руководителю делается на его способность оценивать эффективность работы организации, а не на личностные качества.
«Плановик» стремится
к оптимизации будущей
«Предприниматель», хотя
и ориентирован на будущее,
отличается от «плановика» тем,
«Вольный сотрудник» - статус сотрудника, институциирующий новаторство. Классический пример дает принятая фирмой «IBM» (США) программа «Вольный сотрудник». Насчитывается их примерно 45, этих «мечтателей, еретиков, возмутителей спокойствия, чудаков и гениев». Вольный сотрудник получает, в сущности, полную свободу действий на пять лет. У него совсем простая роль: сотрясать систему организации фирмы.
«Золотые воротнички» - это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму - в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещает работу по найму с предпринимательской деятельностью. Это проявляется в организации или внутрифирменных рисковых предприятий, работе по контракту сразу в нескольких фирмах.