Экономика Норвегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственных и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения.

Содержание

Краткий обзор страны......................................................................................3
Географическое положение.............................................................................4
Население..........................................................................................................6
Обеспеченность ресурсами.............................................................................8
Государственное устройство и политическая ситуация..............................13
Основные показатели экономического развития. Валютная система.......15
Внешнеэкономическая политика Норвегии.................................................18
Структура и динамика импорта....................................................................21
Структура и динамика экспорта...................................................................23
Многостороннее сотрудничество и внешнеэкономические связи России и Норвегии..........................................................................................................28
Норвегия в международном разделении труда............................................31
Участие в международных организациях....................................................33
Список использованной литературы............................................................36

Работа содержит 1 файл

Норвегия оригинал.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

    Также широко обсуждался вопрос роста безработицы. Именно среди иммигрантов он наиболее высок – за год наблюдался рост с 7,7% до 9,7%. В то время как общий  рост составил 0,8% (от 2,9% до 3,7%). Основные категории безработных представлены выходцами из стран Африки, Азии, Северной и Южной Америки.

    Данные  факты свидетельствуют о том, что вопрос иммиграции будет обсуждаться  не только на общественном, но и на правительственном уровне.

    Таким образом, с расширением Евросоюза в Норвегию резко возрос поток рабочей силы из стран Восточной Европы. В основном иностранная рабочая сила используется в Норвегии в строительной отрасли.

Участие в международных  организациях

    Норвегии - активный участник в работе 60 международных организаций: ВТО, МВФ, ОЭСР, Международной организации труда (МОТ). Через членство в Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) Норвегия является одной из сторон Договора об Общеевропейском экономическом пространстве (ОЕЭП). Норвежские власти полностью поддерживают стремление ВТО активно продолжать переговоры для создания более свободных условий торговли услугами, прежде всего в сфере судоходства, а также по вопросам торговли с/х продукцией, хотя в этой области между странами-членами ВТО существуют серьезные разногласия, заключающиеся в подходах к государственному субсидированию сельхозпроизводства.

    В повестке дня ВТО значимое место  занимают вопросы охраны окружающей среды. «Экологической составляющей»  при осуществлении торговли товарами и услугами уделяется все больше внимания. Норвегия является одной из стран, наиболее активно работающих в этом направлении. Она настойчиво проводит идею о необходимости рассмотрения всего комплекса вопросов мировой торговли сквозь призму охраны окружающей среды.

    Норвегия и Европейский Союз выступают за то, чтобы среднее снижение ввозных таможенных пошлин составило 36%. При этом ЕС предлагает, чтобы таможенные пошлины на все товары были уменьшены минимум на 15%, а Норвегия исходит из того, что 10% будет достаточно. ЕС предлагает снизить ценовые субсидии на 55%, в то время как норвежские власти выступают за уменьшение этого вида субсидий по товарам, предназначенным для национального рынка на 20%, а по экспортной продукции – на 60%. В среднем для Норвегии это будет означать 25% снижение ценовых субсидий. Норвегия предлагает более резкое уменьшение экспортных субсидий. ЕС придерживается точки зрения о сокращении этого вида субсидий на 45%, Норвегия выступает за их уменьшение на 65%. Норвегия предлагает отдать то, чего у нее нет, поскольку доля экспорта с/х продукции в экспорте страны составляет в последние годы порядка 0,5%.

    Инициаторами  радикальной либерализации торговли сельхозпродуктами являются США, Австралия, Бразилия и Новая Зеландия, которые, по мнению норвежцев, предлагают «крайне драматичное» снижение существующих барьеров. Осуществление этих предложений означало бы в реальности исчезновение норвежского хозяйства в том виде, в котором оно существует сейчас.

    Норвежские  власти подчеркивают, что Норвегия, занимая более жесткую позицию, нежели ЕС, пытается добиться на основе предложений ЕС компромисса. Позиция Евросоюза – это предел того, что приемлемо для Норвегии для сохранения своего сельского хозяйства. Есть основания надеяться на результат переговоров, который окажется «вблизи» позиции ЕС. Результат переговоров в рамках ВТО, каким бы он ни был, будет означать крупномасштабные изменения норвежской с/х политики. Сформируется новый режим, базирующийся на свободном ценообразовании. От норвежских фермеров это потребует резкого повышения производительности труда и эффективности производства.

    Организация экономического сотрудничества и развития представляет собой для Норвегии один из важнейших форумов, в рамках которого решаются социально-экономические  вопросы индустриальных стран. Важным направлением деятельности ОЭСР остается изучение новых экономических и социальных тенденций в странах-членах этой организации. На основе регулярно проводимых анализов состояния экономик стран, входящих в состав этой организации, вырабатываются рекомендации в отношении применения необходимых мер для обеспечения экономического роста и социальной защищенности в соответствующих государствах.

    Специалисты ОЭСР критически высказываются в  отношении размеров госсубсидирования  норвежского сельского хозяйства (12 млрд. крон или 1,7 млрд.долл. в год), а также потерь для экономики страны в связи с отсутствием на работе по болезни (по законодательству Норвегии работник может без врачебного заключения отсутствовать на работе в течение 3 дней, чем нередко злоупотребляют граждане страны). Аналитики ОЭСР выразили озабоченность по поводу эффективности функционирования госсектора. Аналитики ОЭСР и МВФ считают, что огромные нефтяные доходы страны «развращают» норвежские власти, позволяя им откладывать проведение действительно необходимых и назревших структурных реформ национального хозяйства. С целью достижения большей устойчивости финансовой политики государства специалисты этой организации предлагают максимально взаимоувязывать правила использования «нефтяных денег» с четкими правилами в отношении допустимого роста расходов, рекомендуя осуществить переход к планированию бюджетных доходов и расходов на несколько лет вперед.

    Таким образом, Норвегии - активный участник в работе международных организаций: ВТО, МВФ, ОЭСР, Международной организации труда (МОТ). Норвежские власти полностью поддерживают стремление ВТО активно продолжать переговоры для создания более свободных условий торговли услугами, прежде всего в сфере судоходства, а также по вопросам торговли с/х продукцией, хотя в этой области между странами-членами ВТО существуют серьезные разногласия, заключающиеся в подходах к государственному субсидированию сельхозпроизводства. 
 
 
 
 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Воронов К. Россия в североатлантическом регионе: цена сближения. Мировая экономика и международная отношения (МЭи МО). 1997  №7 с.28.
  2. Старикович Г. Отказ от вступления в ЕС - Особенность или закономерность? МЭи МО. 1997. №6 с.75.
  3. Баринов Э.А. Валютное регулирование и контроль в странах Северной Европы. Международный бизнес России. 1996. №4 с.28.
  4. Сергеев П. Норвежский сектор Северного моря: экологические аспекты. МЭиМО. 1995. №4 с.138.
  5. Тимашкова О. Североевропейский регион: современный взгляд.  МЭиМО. №10 с.125.
  6. Сергеев П. Норвежский нефтяной директорат и его образовательная программа. МЭиМО. 1994 №3 с.140
  7. Кузнецова Н.П. Страховые корпорации в Норвегии: позиции в экономике. Вестник С-Пб университета. 1993. №2 с.17.(экономика).
  8. Колосов В.А. Российская геополитика: традиционные концепции и современные вызовы. // Общественные науки и современность 1996. №3 с.86.
  9. Талызина Е.В. Общеевропейский процесс: геополитические сдвиги и экономическая безопасность. // Вестник Московского университета. 1993. №1 с.83.(экономика).
  10. Котилко В.В., Орлова Д.В. В России и рядом: экономические связи внутри страны и вне ее. // ЭКО 1997. №7  с.83.
  11. Чебанов С. Россия в Европе: новые вызовы безопасности. // МЭиМО. 1995. №1 с.42.
  12. Бурнаева Е. Северная Европа в международном разделении труда. // МЭиМО. 1994. №12 с.100.
  13. Воронов К. Россия и Северная Европа: новые ориентиры.  //МЭиМО. 1994. №1 с.43.
  14. Волков А. Масштабы и пределы социальной политики Северных стран.  // МЭиМО. 1994. №11 с.113.
  15. Волков А. Экономика Северных стран Европы на исходе ХХ столетия. // МЭиМО. 1994. №8-9 с.76.
  16. Тунандер О. Сложное партнёрство. // МЭиМО 1997. №6.
  17. Сулли Арне. Норвегия и Россия: военно-политические отношения.// МЭиМО 1997. №6.
  18. Гундерсон Т. Норвегия - экономическое и прочее развитие в Баренцевом регионе. // МЭиМО. 1994. №7-8.
  19. Тресселт П. Соседи по северу. // МЭиМО.1997. №5.
  20. Лилленрум П. Северные земли дают много добра, если действовать партнёрски. //МЭиМО. 1997.   №5.
  21. Под ред. Позднякова Э.А. «Геополитика: теория и практика.»
  22. «Привет из Норвегии» Экономика и жизнь. 1992. №36 (приложение).
  23. Чичкин А. Государственная поддержка сельского хозяйства. 1995  №46(приложение).
  24. Бурнаева Е. Северная Европа в международном разделении труда. // МЭиМО. 1994. №12 с.100.
  25. Сергеев П. Норвежский нефтяной директорат и его образовательная программа. МЭиМО. 1994 №3 с.140

Информация о работе Экономика Норвегии