Экономика Норвегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственных и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения.

Содержание

Краткий обзор страны......................................................................................3
Географическое положение.............................................................................4
Население..........................................................................................................6
Обеспеченность ресурсами.............................................................................8
Государственное устройство и политическая ситуация..............................13
Основные показатели экономического развития. Валютная система.......15
Внешнеэкономическая политика Норвегии.................................................18
Структура и динамика импорта....................................................................21
Структура и динамика экспорта...................................................................23
Многостороннее сотрудничество и внешнеэкономические связи России и Норвегии..........................................................................................................28
Норвегия в международном разделении труда............................................31
Участие в международных организациях....................................................33
Список использованной литературы............................................................36

Работа содержит 1 файл

Норвегия оригинал.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

    Вопрос  Ирака связан с общемировой критикой действий США в данном регионе, и  с тем, что Америка на данном этапе  не справляется с внутренней дестабилизацией  Ирака. Кроме этого, норвежские нефтяные компании интересуются иракской нефтью, хотя правительство не продвигает их инициативы. Причиной этому служит неуверенность министра нефти и энергетики Айнара Стеенсноса в дальнейшем стабильном развитии Ирака.

    Таким образом, основным местом сбыта большинства  норвежских товаров является рынок  ЕС. С учетом значимости Евросоюза для внешней торговли Норвегии основное внимание в её внешнеэкономической политике уделяется взаимоотношениям с Сообществами. 

    Структура и динамика импорта

    Развитие  внешней торговли Норвегии в 2002 г. впервые  за многие последние годы характеризовалось отрицательными тенденциями. В абсолютных показателях (в текущих ценах) объем торговли только товарами составил в истекшем году 768,2 млрд. норвежских крон против 833,0 млрд. крон в 2001 г. (- 7,8%). При этом товарный экспорт сократился с 697,6 млрд. крон до 640,7 млрд. крон (-8,1%), а импорт - с 299,5 млрд. крон до 283,6 млрд. крон (- 5,4%,). С учетом услуг объемы внешней торговли превысили в 2002 г. 1.055 млрд. крон, что было на 6,8% меньше, чем в 2001 г. (1132,9 млрд. крон).

    В неизменных ценах 2000 г. картина, естественно, несколько иная. В этом случае совокупные объемы внешней торговли остались практически на прежнем уровне, при незначительном падении экспорта и столь незначительном росте импорта товаров и услуг.

    Положительное сальдо торгового баланса (с учетом услуг) уменьшилось с 278,6 млрд. крон в 2001 г. до 229,7 млрд. крон в отчетном году.

    Структура импорта Норвегии в 2003-2004 г. особенных  изменений не претерпела. Основные статьи импорта – готовые изделия (81,6%), продовольственные товары и  сельскохозяйственное сырье (9,1%).

    В импорте доминирующими позициями  являются машины оборудование и транспортные средства, различные готовые изделия (наибольшая доля в этой группе –  одежда), различные полуфабрикаты (в  основном – металлоконструкции) и химические товары.

    Норвежский  импорт традиционно более диверсифицирован, нежели экспорт. Это объясняется, главным  образом, закупками в больших  объемах самых различных машин, оборудования и готовых изделий, собственного производства которых  Норвегия или не имеет вообще или выпускает в очень небольших и недостаточных для покрытия внутренних потребностях объемах.

    Доминирующая  роль в группе «машины, оборудование и транспортные средства» принадлежит  различному промышленному оборудованию (14,2 млрд. крон), автотранспортным средствам (14,1 млрд. крон), офисному оборудованию и оборудованию для автоматической обработки данных, а также оборудованию связи (10,4 млрд. крон). Только на эти позиции приходится 13,6% общего импорта страны.

    В группе «различные готовые изделия» преобладают закупки одежды, мебели и прочих готовых изделий.

    Исходя  из специфики хозяйства Норвегии, в котором высока доля перерабатывающих отраслей, страна закупает в значительных объемах такие сырье и полуфабрикаты, как, например, бокситы и алюминиевый  концентрат (3,0 млрд. крон), никелевая руда и концентраты (4,6 млрд. крон), органические химические продукты (3,5 млрд. крон), полуфабрикаты из пластмассы (2,2 млрд. крон), неорганические химические продукты (1,6 млрд. крон) и другие.

    Крупнейшей  компанией этой отрасли норвежского хозяйства является Norsk Hydro. В настоящее время концерн занимает по производству алюминия 1-ое место в Европе. Его оборот возрос до 80 млрд. норв. крон (9 млрд. долл. США). На 12 заводах концерна, расположенных в 5 странах мира, работает свыше 30 тысяч человек, объем производимой продукции увеличится с 2,3 млн. тонн алюминия всех видов в 2001 году до 2,8 млн. тонн в 2002 году. Norsk Hydro ежегодно импортирует из России около 150 тыс. тонн первичного алюминия на сумму порядка 200 млн. долл. США для его последующей переработки.

    Поставки  круглого леса достигли 7,2 млн. кубометров в 2005 г., что означает снижение на 7% по сравнению с предыдущим годом. Импорт пиловочника снизился на 42%, главным  образом из-за уменьшения объемов импорта из России.

    Значительная  доля в импорте принадлежит медицинским  и фармацевтическим товарам: 7,4 млрд. крон. В чуть меньших объемах –  на 6,4 млрд. крон – в страну завозятся продовольственные товары.

    Начиная с 2000 года ведущими торговыми партнерами Норвегии по импорту были ФРГ, Швеция и Великобритания, за ними следовали Дания, Нидерланды и США.

    Основными поставщиками различных товаров  и продукции на норвежский рынок  являются Швеция (всего 42,2 млрд. крон, из которых на 12,5 млрд. крон машин и  оборудования, прежде всего, автомобилей), Германия (всего 36,1 млрд. крон, из которых на 21,3 млрд. крон машин и оборудования, прежде всего, автомобилей), Дания (21,7 млрд. крон, главным образом, мебель, прочие готовые изделия и оборудование), Великобритания (20 млрд. крон, в основном машины и оборудование) и США (16,1 млрд. крон, крупнейшая позиция – суда, 3,6 млрд. крон). 
 

Структура и динамика экспорта

    Норвегией экспортируется продукция нефтеперерабатывающей  и нефтехимической, лесообрабатывающей, электрохимической и электрометаллургической промышленности, продовольствие.

    Норвегия, имея значительные запасы нефти и  природного газа в Северном, Норвежском и Баренцевом морях, является одним  из основных экспортёров энергоресурсов в Западной Европе, обеспечивая примерно 12% суммарного потребления газа и 20% поставок сырой нефти в страны ЕС.

    Нефть и газ играют определяющую роль в  экономике Норвегии. В 2002 г. доля энергоресурсов в норвежском экспорте составила  более 60%, что обеспечило в денежном выражении более 26% поступлений в  государственный бюджет. Удельный вес этого сектора в ВНП страны колеблется в зависимости от различных факторов от 20 до 25%. В 2002 г. объемы поставок природного газа Норвегией в Европу составили 50,5 млрд. куб. м.

    Преобладающие статьи экспорта по стоимости –  нефть и газ (72%) и готовые изделия, аграрное сырье и продукты (28%).

    За 2002-2005 гг. структура экспорта изменилась незначительно, так, если в 2002 году удельный вес минерального сырья и материалов составляя 55%, а готовые изделия 36%, то в 2005 году наблюдается увеличение доли факторов производства до 72%.

    Основу  норвежского экспорта составляют сырая  нефть и природный газ (46%), рыба (4,3%), машины оборудование и транспортные средства (преимущественно суда старой и новой постройки, 2,1%), различные полуфабрикаты (по норвежской терминологии – «первично обработанные товары), главным образом цветные металлы (3,0%).

    В норвежском экспорте в Великобританию, общий объем которого превысил 93 млрд. крон, на долю поставок сырой нефти и природного газа в 2002 г. пришлось 85,5% (79,6 млрд. крон), алюминия – 3,2% (3 млрд. крон), судов – 3,9% (3,6 млрд. крон).

    Аналогична  структура экспорта и в другие страны, являющиеся для Норвегии основными  торговыми партнерами. Так, удельный вес поставок углеводородного сырья  в экспорте в Германию составил 65,3% (38,7 млрд. крон), во Францию – 85,1% (47,4 млрд. крон), США –65,2% (26,8 млрд. крон), Швецию – 24,4% (8,6 млрд. крон).

    При анализе товарной структуры норвежского  экспорта обращает на себя внимание тот  факт, что объемы поставок товаров, занимающих вторые места в списке основных статей вывоза, далеко отстают от нефти и газа: Великобритания - суда (3,6 млрд. крон или 3,9%, затем - алюминий – 3,0 млрд. крон), Германия – алюминий (6,1 млрд. крон или 10,3%), Франция – алюминий (2,0 млрд. крон или 3,6%), США – алюминий (1,3 млрд. крон или 3,2%), Швеция – алюминий (2,6 млрд. крон или 7,4%).

    Другими важнейшими товарами, занимающими относительно небольшие доли в экспорте в 2005 г. были: Великобритания – продукция  целлюлозно-бумажной промыш-ленности и рыба, Германия – продукция целлюлозно-бумажной промышленности и неорганические химические продукты, Франция – рыба, США – рыба, Швеция – суда и электроэнергия.

    Среди норвежских компаний которые поставляют нефть и газ на международный  рынок выделяются нефтяная компания Det norske statsоljeselskap, Petoro AS и Norsk Hydro.

    Нефтяная  компания Det norske statsоljeselskap известная  более как Statoil (доля государства 81,78%), является на сегодняшний день крупнейшей нефтегазовой компанией в стране. По своей производственной и финансовой структуре относится к типу интегрированных компаний и осуществляет программы по разведке нефтегазовых месторождений как в пределах норвежских территориальных вод, так и за пределами национальных границ. Является оператором на 15 месторождениях. По итогам 2005 г. Statoil имел валовые доходы в объеме 244 млрд. крон (30,5 млрд. долларов США, + 3% по сравнению с 2004 г.) при результате производственно-финансовой деятельности (до выплаты налогов) в сумме 51 млрд. крон (6,4 млрд. долларов, - 9%).

    По  итогам 2005 г. Statoil имел валовые доходы в объеме 244 млрд. крон (30,5 млрд. долларов США, + 3% по сравнению с 2004 г.) при результате производственно-финансовой деятельности (до выплаты налогов) в сумме 51 млрд. крон (6,4 млрд. долларов, - 9%).

    Через государственную компанию Petoro AS осуществляется непосредственная (прямая) реализация государственных экономических  интересов в сфере разведки, производства и транспортировки углеводородов  на НКШ и зарубежом. Исходя из объема запасов – 6,6 млрд. баррелей нефтяного эквивалента, из которых примерно 60% природный газ – она входит в десятку крупнейших в мире.

    Norsk Hydro является для Норвегии второй  по величине компанией, в которой  доля государства составляет  несколько более 43%. В настоящее  время главным направлением деятельности этого многоотраслевого концерна является добыча углеводородов на норвежском континентальном шельфе (НКШ) и за рубежом. По итогам 2005 г. корпорация имела валовые доходы в объеме 162,9 млрд. крон (20,4 млрд. долларов США), что на 6,6% больше, чем годом раньше. Результат производственно-финансовой деятельности до выплаты налогов составил 22,1 млрд. крон (2,8 млрд. долларов, на 3,3% больше, чем в 2004 г.).

    Норвегии  располагает значительными по масштабам  страны мощностями по производству широкой гаммы химических и нефтехимических продуктов. Это позволяет ей, являясь одной из ведущих отраслей промышленности, не только покрывать в существенной степени потребности внутреннего рынка, но и осуществлять экспорт таких товаров как азотные удобрения, взрывчатые вещества промышленного назначения, альгинаты, краски, лаки, в производстве которых страна занимает не только ведущие позиции в Европе, но и в мире.

    Наиболее  крупные компании этой отрасли промышленности, которые поставляют продукцию химической промышленности на международный рынок – Norsk Hydro (удобрения), Dyno Industrier (взрывчатые вещества, клей), Jotun (краски), (нефтехимическая продукция), Lilleborg (моющие и гигиенические средства), Pronova Biopolymer (альгинаты).

    Ведущей подотраслью металлургической промышленности Норвегии является производство алюминия. По производству алюминия в Западной Европе Норвегия находится на первом месте, в мире – на 7-ом. Первичный алюминий производится на семи предприятиях, главным образом, в Западной Норвегии.

    К числу основных металлургических компаний относятся Norsk Hydro (алюминий, магний), Elkem (алюминий, металлический кремний, ферросплавы), Fesil (ферросплавы), Fundia (норвежско-финско-шведская, переплавка лома черных металлов и  выпуск арматуры и другой стальной продукции), Falconbridge Nikkelverk (рафинированный никель, кобальт и медь), Norsink (цинк).

    Норвегия  никогда не строила крупноразмерные  суда. Норвежские верфи исторически  специализировались на производстве рыболовецких судов и широкого спектра судов различного назначения, включая военные корабли с применением самых передовых технологий, требующих высокого уровня «ноу-хау», где стоимость изготовления самого корпуса судна минимальна по сравнению с современным оборудованием, монтируемым на борту. Открытие месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе страны вывело ее в мировые лидеры по производству различных оффшорных средств для нефтегазодобывающей промышленности.

    В Норвегии насчитывается более 40 верфей, на которых работают свыше 4000 человек. Верфи на собственных производственных мощностях строят, ремонтируют и модернизируют все типы судов общим тоннажем до 45 тыс. тонн дедвейта. Норвегия не имеет государственных судостроительных предприятий. Три основные судостроительных концерна страны являются частными.

    Aker Kvaerner Group строит суда для паромных  переправ, для снабжения оффшорного  производства, научно-исследовательские  и суда типа «ро-ро». Aukra специализируется  на строительстве химических  танкеров с резервуарами из нержавеющей стали.

    Ulstein Group концентрирует свою деятельность  на строительстве судов для  снабжения оффшорного производства, судов для сейсмической разведки и судов-укладчиков кабеля.

    Umoe Group специализируется на строительстве  многоцелевых судов для оффшорного производства, рыболовецких судов, судов типа «ро-ро». На ее верфи Umoe Mandal строятся корабли для военно-морских сил страны с использованием композитных материалов.

Информация о работе Экономика Норвегии