Экономика Норвегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственных и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения.

Содержание

Краткий обзор страны......................................................................................3
Географическое положение.............................................................................4
Население..........................................................................................................6
Обеспеченность ресурсами.............................................................................8
Государственное устройство и политическая ситуация..............................13
Основные показатели экономического развития. Валютная система.......15
Внешнеэкономическая политика Норвегии.................................................18
Структура и динамика импорта....................................................................21
Структура и динамика экспорта...................................................................23
Многостороннее сотрудничество и внешнеэкономические связи России и Норвегии..........................................................................................................28
Норвегия в международном разделении труда............................................31
Участие в международных организациях....................................................33
Список использованной литературы............................................................36

Работа содержит 1 файл

Норвегия оригинал.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

    Основные  показатели экономического развития. Валютная система

    Норвегия входит в число экономически наиболее развитых государств мира. Изначально специализация базировалась на природных богатствах и географическом положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным судоходством, рыболовством и китобойным промыслом. Наличие большого числа полноводных и бурных рек вывело Норвегию по запасам гидроэнергии на первое место по Западной Европе.

    Последние десятилетия на первый план вышли  отрасли, использующие современные  технологии. В настоящее время  все больше усиливается ориентация на выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной продукции (электроника, промышленные работы, биотехнологии и тому подобное). В соединении новейших отраслей с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную перестройку, лежит основа современной специализации экономики Норвегии.

    С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему  типу воспроизводства, к современным  технологиям Норвегия, с учетом своих  национальных потребностей и возможностей, уроков кризиса, встала на путь структурной  перестройки и определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта, всё более испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.

    Господствующее  положение в экономике занимает частнокапиталистический сектор. На крупные предприятия (500 и более занятых), составляющие 1% общего числа промышленных предприятий (82% предприятий - мелкие, с числом занятых до 50 человек), приходится около 25% всех занятых; 3 крупнейших банка контролируют около 60% банковского капитала. Концентрация производства сопровождается исчезновением большого числа мелких и средних предприятий. Сокращается также количество мелких фермерских хозяйств. Постоянно усиливается проникновение в страну иностранного капитала, главным образом американского, английского, шведского (преимущественно в отрасли нефтяной промышленности и судоходства).

    В Норвегии выделяют пять экономических  районов: Восточный (историческая провинция  Эстланн), Южный (Сёрланн), Юго-Западный (Вестланн), Центральный (Трённелаг) и Северный (Нур-Норге).

    Для Восточного района (Эстланн) характерны длинные речные долины, понижающиеся к югу и сходящиеся к Осло-фьорду, и внутренние территории, занятые  лесами и тундрой. Последняя занимает высокие плато между крупными долинами. В этом районе сосредоточено  около половины лесных ресурсов страны. В долинах и по обоим берегам Осло-фьорда проживает почти половина населения страны. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Норвегии. В городе Осло представлен широкий спектр промышленных отраслей, в том числе металлургия, машиностроение, мукомольная, полиграфическая, а также почти вся текстильная промышленность. Осло – центр судостроения. На долю района Осло приходится примерно 1/5 всех занятых в промышленности страны.

    К юго-востоку от Осло, там, где река Гломма впадает в Скагеррак, находится город Сарпсборг, второй по величине промышленный центр страны. В Скагерраке размещены предприятия лесопильной и целлюлозно-бумажной промышленности, работающие на местном сырье. С этой целью используются лесные ресурсы бассейна р.Гломмы. На западном берегу Осло-фьорда, к юго-западу от Осло, расположены города, промышленность которых связана с морем и переработкой морепродуктов. Это центр судостроения Тёнсберг и бывшая база норвежского китобойного флота Саннефьорд. «Ношк Хюдру», второй по величине промышленный концерн страны, производит азотные удобрения и другие химические продукты на огромном заводе в Херёйя. Драммен, расположенный на берегу западной ветви Осло-фьорда, – центр переработки древесины, поступающей из лесов Халлингдала.

    Южный район (Сёрланн), открытый к Скагерраку, в экономическом отношении наименее развит. Треть района покрывают леса, и когда-то здесь был важный центр  торговли лесом. В конце 19 в. произошел  значительный отток населения с  этой территории. В настоящее время население в основном сосредоточено в цепочке небольших прибрежных городов, которые являются популярными летними курортами. Главные промышленные предприятия – металлургические заводы в Кристиансанне, выпускающие медь и никель.

    В Юго-Западном районе (Вестланне) сконцентрирована примерно четверть населения страны. Между Ставангером и Кристиансунном 12 крупных фьордов внедряются в глубь суши и сильно расчлененные берега обрамлены тысячами островов. Развитие сельского хозяйства ограничено из-за горного рельефа окаймленных крутыми высокими берегами фьордов и скалистых островов, где в прошлом ледники снесли покров рыхлых отложений. Земледелие приурочено к долинам рек и участкам террас вдоль фьордов. В этих местах в условиях морского климата распространены тучные пастбища, а в некоторых приморских районах – плодовые сады. По продолжительности вегетационного периода Вестланн занимает первое место в стране. Порты юго-западной Норвегии, в частности Олесунн, служат базами зимнего промысла сельди. По всей территории района, нередко в укромных местах на берегах фьордов, рассредоточены металлургические и химические заводы, использующие богатые ресурсы гидроэнергии и не замерзающие круглый год порты. Берген является главным центром обрабатывающей промышленности района. В этом городе и соседних поселках находятся машиностроительные, мукомольные и текстильные предприятия. С 1970-х годов Ставангер, Саннес и Сула являются основными центрами, из которых поддерживается инфраструктура добычи нефти и газа на шельфе Северного моря, и где находятся нефтеперерабатывающие предприятия.

    Четвертый по значимости среди крупных экономических  районов Норвегии – Западно-Центральный (Трённелаг), прилегающий к Троннхеймс-фьорду, с центром в Тронхейме. Относительно плоская поверхность и плодородные почвы на морских глинах благоприятствовали развитию земледелия, которое оказалось конкурентоспособным с земледелием района Осло-фьорда. Четверть территории покрыта лесами. В рассматриваемом районе разрабатываются месторождения ценных полезных ископаемых, особенно медных руд и пиритов (Лёккен – с 1665, Фоллдал и др.).

    Северный  район (Нур-Норге) расположен большей  частью к северу от Северного полярного  круга. Хотя здесь нет крупных  запасов древесины и гидроэнергии, как на севере Швеции и Финляндии, на шельфовой зоне находятся богатейшие в Северном полушарии рыбные ресурсы. Береговая линия отличается большой протяженностью. Рыболовство, самое древнее занятие населения на севере, до сих пор широко распространено, однако все большее значение приобретает горнодобывающая промышленность. По развитию этой отрасли Северная Норвегия занимает ведущее место в стране. Разрабатываются железорудные месторождения, в частности в Киркенесе близ границы с Россией. Имеются значительные месторождения железной руды в Ране у Северного полярного круга. Добыча этих руд и работа на металлургическом комбинате в Му-и-Ране привлекли в этот район переселенцев из других частей страны, однако население всего Северного района не превышает населения Осло.

    Для сельского хозяйства Норвегии характерна некоторая уязвимость из-за сложных северных климатических условий, поэтому оно нуждается в постоянном государственном финансировании.

    Успешное  развитие экономики Норвегии заметно  улучшило благосостояние и повысило жизненный уровень её жителей. Наблюдается заметное снижение количества безработных, а специалисты предрекали радужные перспективы и стабильное экономическое развитие на ближайшие годы. Все эти факторы свидетельствовали о здоровом состоянии экономики Норвегии. 
 
Денежная единица - Норвежская крона/NOK. Норвежская крона, делится на 100 оре. В ходу монеты достоинством в 10 и 50 оре, 1, 5, 10 и 20 крон и банкноты достоинством в 50, 100, 200, 500 и 1000 крон. 
 

    Внешнеэкономическая политика Норвегии

    Основным  местом сбыта большинства норвежских товаров является рынок ЕС. С учетом значимости Евросоюза для внешней торговли Норвегии основное внимание в её внешнеэкономической политике уделяется взаимоотношениям с Сообществами. Дискуссии на тему построения этих отношений усилились в последнее время. Недавно отмечалось, что Норвегия вышла в лидеры среди стран – участниц Договора об Общем европейском экономическом пространстве в области инкорпорирования директив ЕС в национальное законодательство, что объективно свидетельствует о подготовке властями исподволь членства в ЕС в обозримой перспективе.

    Особое  место во взаимоотношениях Норвегии с ЕС отводится к вопросу обеспечения  максимально свободного доступа  норвежской рыбы и рыбной продукции  на рынок Сообществ. При этом одной  из наиболее сложных проблем текущего периода остается экспорт атлантического лосося в Европу. Пятилетний срок действия двухуровневых соглашений, регламентировавших экспорт этого товара из Норвегии в ЕС с установлением минимальной цены, закончился в августе 2002 г. В результате непростых переговоров их удалось продлить до 1 марта 2003 г., что, однако, не означает принципиального решения этого вопроса.

    Для Норвегии ситуация в этой сфере осложнена  тем, что расширение ЕС произойдет в  основном за счет стран, с которыми ЕАСТ подписаны договоры о свободной торговле (в целом с 19 странами, переговоры ведутся еще с пятью), предполагающие, в том числе, беспошлинный ввоз на их таможенную территорию норвежской рыбы. Вступление в Сообщества таких стран, например, как Польша, страны Балтии и ряд других ухудшит условия доступа для ряда товаров из Норвегии. В частности, импорт норвежской рыбы станет облагаться таможенными пошлинами по ставкам ЕС.

    Евросоюз  заинтересован, как известно, в резком снижении уровня тарифной защиты рынка  сельскохозяйственной продукции, в том числе и в Норвегии. При этом КЕС дала понять, что при условии либерализации норвежского рынка этой продукции встречным шагом со стороны Сообществ может стать упрощение доступа норвежской рыбной продукции на европейский рынок.

    КЕС дала в начале 2003 г. понять, что Сообщества могли бы пойти на определенные уступки и смягчение режима доступа на свой рынок для норвежской рыбы и рыбопродукции при условии предоставления права европейским компаниям владеть судами норвежского рыболовного флота на долевой основе или полностью, а это не совсем вписывается в политику Норвегии в области рыбного хозяйства.

    В отношениях Норвегии с ЕС возникают проблемы и в области энергетики и экологии. Так, предложение КЕС о создании так называемых «стратегических запасов нефти» представлено ею как инструмент разрешения кризисных ситуаций и содействия созданию равной конкуренции на внутреннем рынке стран – членов Договора об Общем европейском экономическом пространстве. В том виде, в котором данное предложение представлено, оно может использоваться для регулирования цен на нефть, естественно, для их снижения. ЕС может, в случае принятия предложения без изменений, а в этом пока есть серьезные сомнения, управлять и норвежскими запасами нефти.

    Норвегия  не имеет при этом никаких возражений против инициативы Сообществ о создании запасов нефти на случай возникновения  кризисных ситуаций. Однако беспокойство властей Норвегии вызывает то, что Комиссия в основу своего предложения закладывает не только создание механизма обеспечения энергетической безопасности, но и претендует на роль важного субъекта всего энергетического рынка Европы.

    В области охраны окружающей среды также сохраняются определенные разногласия. Так, в русле выполнения Киотского протокола ЕС было принято решение о начале торговли квотами на выбросы в атмосферу в 2005 г. Норвегия, заявив о своей готовности открыть торговлю квотами в том же году, исходит из того, что она должна охватывать не только СО2, как предложено в Евросоюзе, а в целом шесть различных газов, выбросы в атмосферу которых создают парниковый эффект.

    Во  внешнеэкономической политике важное место отводится отношения с  Россией. Важным вектором в развитии отношений с Россией станет реализация программы "Стратегии по отношению к России". Несмотря на то, что она включает в себя широкий ряд аспектов, многие из них находятся в зачаточном состоянии и требуют большого промежутка времени для полноценного внедрения. Сотрудничество с Россией будет одним из приоритетных направлений внешней политики Королевства Норвегии. В ближайшем квартале, как и на современном этапе в целом, основной упор будет сделан на реализацию проектов и консультации между властными структурами.

    Во  внешнеэкономической политике Норвегия уделяет сотрудничеству со странами третьего мира, в частности, с Анголой. В августе 2003 года министерство иностранных  дел Норвегии разработало программу  по налаживанию связей с этой страной. Интерес обусловлен несколькими аспектами, главным из которых является строительство демократии и налаживание жизни в стране, пережившей 27 лет военного конфликта. Норвегия хочет, чтобы Ангола создала стабильное и процветающее государство, стала региональным лидером и научилась управлять своими ресурсами для того, чтобы снизить количество бедных в стране. Норвегия, по-видимому, планирует стать путеводной звездой в развитии африканской страны, как Америка в начале прошлого века стремилась стать путеводной звездой для всего мира. Однако со средствами Норвегия просчиталась. В отличие от Америки, страна не обладает достаточной военной мощью для того, чтобы стать "наглядным примером".

    Кроме этого, Норвегия совсем небескорыстна  в своих стремлениях. Она, безусловно, хочет создать новое демократическое общество на ангольской земле, однако не стоит забывать и о богатых природных ресурсах, коими полна плодотворная земля Анголы – нефть, алмазы, гидроэнергия и рыба. Скорее по этой причине Норвегии стало необходимо наладить тесные и добрососедские отношения с Анголой. Инструментами воздействия на нее стала серия программ, реализованных отчасти через ООН, отчасти на двусторонней основе.

Информация о работе Экономика Норвегии