Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 13:12, контрольная работа
Северную Европу объединяют многие социально-экономические характеристики: близость производственных и фирменных структур, высокие эффективность хозяйства и уровень жизни. В целом регион - это крупный экономический комплекс, занимающий вследствие специализации производства особое место в мировом хозяйстве и международном разделении труда. При развитой промышленности, интенсивном сельском хозяйстве, обширной сфере услуг и широких внешнеэкономических связях эти страны, уступая крупным державам по общим масштабам производства и размерам трудовых ресурсов, опережают их по многим показателям на душу населения.
Краткий обзор страны......................................................................................3
Географическое положение.............................................................................4
Население..........................................................................................................6
Обеспеченность ресурсами.............................................................................8
Государственное устройство и политическая ситуация..............................13
Основные показатели экономического развития. Валютная система.......15
Внешнеэкономическая политика Норвегии.................................................18
Структура и динамика импорта....................................................................21
Структура и динамика экспорта...................................................................23
Многостороннее сотрудничество и внешнеэкономические связи России и Норвегии..........................................................................................................28
Норвегия в международном разделении труда............................................31
Участие в международных организациях....................................................33
Список использованной литературы............................................................36
Основные показатели экономического развития. Валютная система
Норвегия входит в число экономически наиболее развитых государств мира. Изначально специализация базировалась на природных богатствах и географическом положении. Важную роль играло море. Норвегия славилась своим международным судоходством, рыболовством и китобойным промыслом. Наличие большого числа полноводных и бурных рек вывело Норвегию по запасам гидроэнергии на первое место по Западной Европе.
Последние десятилетия на первый план вышли отрасли, использующие современные технологии. В настоящее время все больше усиливается ориентация на выпуск наукоёмкой, высокотехнологичной продукции (электроника, промышленные работы, биотехнологии и тому подобное). В соединении новейших отраслей с традиционными, переживающими или уже пережившими коренную перестройку, лежит основа современной специализации экономики Норвегии.
С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему типу воспроизводства, к современным технологиям Норвегия, с учетом своих национальных потребностей и возможностей, уроков кризиса, встала на путь структурной перестройки и определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта, всё более испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.
Господствующее положение в экономике занимает частнокапиталистический сектор. На крупные предприятия (500 и более занятых), составляющие 1% общего числа промышленных предприятий (82% предприятий - мелкие, с числом занятых до 50 человек), приходится около 25% всех занятых; 3 крупнейших банка контролируют около 60% банковского капитала. Концентрация производства сопровождается исчезновением большого числа мелких и средних предприятий. Сокращается также количество мелких фермерских хозяйств. Постоянно усиливается проникновение в страну иностранного капитала, главным образом американского, английского, шведского (преимущественно в отрасли нефтяной промышленности и судоходства).
В Норвегии выделяют пять экономических районов: Восточный (историческая провинция Эстланн), Южный (Сёрланн), Юго-Западный (Вестланн), Центральный (Трённелаг) и Северный (Нур-Норге).
Для Восточного района (Эстланн) характерны длинные речные долины, понижающиеся к югу и сходящиеся к Осло-фьорду, и внутренние территории, занятые лесами и тундрой. Последняя занимает высокие плато между крупными долинами. В этом районе сосредоточено около половины лесных ресурсов страны. В долинах и по обоим берегам Осло-фьорда проживает почти половина населения страны. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Норвегии. В городе Осло представлен широкий спектр промышленных отраслей, в том числе металлургия, машиностроение, мукомольная, полиграфическая, а также почти вся текстильная промышленность. Осло – центр судостроения. На долю района Осло приходится примерно 1/5 всех занятых в промышленности страны.
К юго-востоку от Осло, там, где река Гломма впадает в Скагеррак, находится город Сарпсборг, второй по величине промышленный центр страны. В Скагерраке размещены предприятия лесопильной и целлюлозно-бумажной промышленности, работающие на местном сырье. С этой целью используются лесные ресурсы бассейна р.Гломмы. На западном берегу Осло-фьорда, к юго-западу от Осло, расположены города, промышленность которых связана с морем и переработкой морепродуктов. Это центр судостроения Тёнсберг и бывшая база норвежского китобойного флота Саннефьорд. «Ношк Хюдру», второй по величине промышленный концерн страны, производит азотные удобрения и другие химические продукты на огромном заводе в Херёйя. Драммен, расположенный на берегу западной ветви Осло-фьорда, – центр переработки древесины, поступающей из лесов Халлингдала.
Южный
район (Сёрланн), открытый к Скагерраку,
в экономическом отношении
В Юго-Западном районе (Вестланне) сконцентрирована примерно четверть населения страны. Между Ставангером и Кристиансунном 12 крупных фьордов внедряются в глубь суши и сильно расчлененные берега обрамлены тысячами островов. Развитие сельского хозяйства ограничено из-за горного рельефа окаймленных крутыми высокими берегами фьордов и скалистых островов, где в прошлом ледники снесли покров рыхлых отложений. Земледелие приурочено к долинам рек и участкам террас вдоль фьордов. В этих местах в условиях морского климата распространены тучные пастбища, а в некоторых приморских районах – плодовые сады. По продолжительности вегетационного периода Вестланн занимает первое место в стране. Порты юго-западной Норвегии, в частности Олесунн, служат базами зимнего промысла сельди. По всей территории района, нередко в укромных местах на берегах фьордов, рассредоточены металлургические и химические заводы, использующие богатые ресурсы гидроэнергии и не замерзающие круглый год порты. Берген является главным центром обрабатывающей промышленности района. В этом городе и соседних поселках находятся машиностроительные, мукомольные и текстильные предприятия. С 1970-х годов Ставангер, Саннес и Сула являются основными центрами, из которых поддерживается инфраструктура добычи нефти и газа на шельфе Северного моря, и где находятся нефтеперерабатывающие предприятия.
Четвертый
по значимости среди крупных экономических
районов Норвегии – Западно-Центральный
(Трённелаг), прилегающий к Троннхеймс-
Северный
район (Нур-Норге) расположен большей
частью к северу от Северного полярного
круга. Хотя здесь нет крупных
запасов древесины и
Для сельского хозяйства Норвегии характерна некоторая уязвимость из-за сложных северных климатических условий, поэтому оно нуждается в постоянном государственном финансировании.
Успешное
развитие экономики Норвегии заметно
улучшило благосостояние и повысило
жизненный уровень её жителей. Наблюдается
заметное снижение количества безработных,
а специалисты предрекали радужные перспективы
и стабильное экономическое развитие
на ближайшие годы. Все эти факторы свидетельствовали
о здоровом состоянии экономики Норвегии.
Денежная единица - Норвежская крона/NOK.
Норвежская крона, делится на 100 оре. В
ходу монеты достоинством в 10 и 50 оре, 1,
5, 10 и 20 крон и банкноты достоинством в
50, 100, 200, 500 и 1000 крон.
Внешнеэкономическая политика Норвегии
Основным местом сбыта большинства норвежских товаров является рынок ЕС. С учетом значимости Евросоюза для внешней торговли Норвегии основное внимание в её внешнеэкономической политике уделяется взаимоотношениям с Сообществами. Дискуссии на тему построения этих отношений усилились в последнее время. Недавно отмечалось, что Норвегия вышла в лидеры среди стран – участниц Договора об Общем европейском экономическом пространстве в области инкорпорирования директив ЕС в национальное законодательство, что объективно свидетельствует о подготовке властями исподволь членства в ЕС в обозримой перспективе.
Особое
место во взаимоотношениях Норвегии
с ЕС отводится к вопросу
Для Норвегии ситуация в этой сфере осложнена тем, что расширение ЕС произойдет в основном за счет стран, с которыми ЕАСТ подписаны договоры о свободной торговле (в целом с 19 странами, переговоры ведутся еще с пятью), предполагающие, в том числе, беспошлинный ввоз на их таможенную территорию норвежской рыбы. Вступление в Сообщества таких стран, например, как Польша, страны Балтии и ряд других ухудшит условия доступа для ряда товаров из Норвегии. В частности, импорт норвежской рыбы станет облагаться таможенными пошлинами по ставкам ЕС.
Евросоюз заинтересован, как известно, в резком снижении уровня тарифной защиты рынка сельскохозяйственной продукции, в том числе и в Норвегии. При этом КЕС дала понять, что при условии либерализации норвежского рынка этой продукции встречным шагом со стороны Сообществ может стать упрощение доступа норвежской рыбной продукции на европейский рынок.
КЕС дала в начале 2003 г. понять, что Сообщества могли бы пойти на определенные уступки и смягчение режима доступа на свой рынок для норвежской рыбы и рыбопродукции при условии предоставления права европейским компаниям владеть судами норвежского рыболовного флота на долевой основе или полностью, а это не совсем вписывается в политику Норвегии в области рыбного хозяйства.
В отношениях Норвегии с ЕС возникают проблемы и в области энергетики и экологии. Так, предложение КЕС о создании так называемых «стратегических запасов нефти» представлено ею как инструмент разрешения кризисных ситуаций и содействия созданию равной конкуренции на внутреннем рынке стран – членов Договора об Общем европейском экономическом пространстве. В том виде, в котором данное предложение представлено, оно может использоваться для регулирования цен на нефть, естественно, для их снижения. ЕС может, в случае принятия предложения без изменений, а в этом пока есть серьезные сомнения, управлять и норвежскими запасами нефти.
Норвегия не имеет при этом никаких возражений против инициативы Сообществ о создании запасов нефти на случай возникновения кризисных ситуаций. Однако беспокойство властей Норвегии вызывает то, что Комиссия в основу своего предложения закладывает не только создание механизма обеспечения энергетической безопасности, но и претендует на роль важного субъекта всего энергетического рынка Европы.
В области охраны окружающей среды также сохраняются определенные разногласия. Так, в русле выполнения Киотского протокола ЕС было принято решение о начале торговли квотами на выбросы в атмосферу в 2005 г. Норвегия, заявив о своей готовности открыть торговлю квотами в том же году, исходит из того, что она должна охватывать не только СО2, как предложено в Евросоюзе, а в целом шесть различных газов, выбросы в атмосферу которых создают парниковый эффект.
Во внешнеэкономической политике важное место отводится отношения с Россией. Важным вектором в развитии отношений с Россией станет реализация программы "Стратегии по отношению к России". Несмотря на то, что она включает в себя широкий ряд аспектов, многие из них находятся в зачаточном состоянии и требуют большого промежутка времени для полноценного внедрения. Сотрудничество с Россией будет одним из приоритетных направлений внешней политики Королевства Норвегии. В ближайшем квартале, как и на современном этапе в целом, основной упор будет сделан на реализацию проектов и консультации между властными структурами.
Во внешнеэкономической политике Норвегия уделяет сотрудничеству со странами третьего мира, в частности, с Анголой. В августе 2003 года министерство иностранных дел Норвегии разработало программу по налаживанию связей с этой страной. Интерес обусловлен несколькими аспектами, главным из которых является строительство демократии и налаживание жизни в стране, пережившей 27 лет военного конфликта. Норвегия хочет, чтобы Ангола создала стабильное и процветающее государство, стала региональным лидером и научилась управлять своими ресурсами для того, чтобы снизить количество бедных в стране. Норвегия, по-видимому, планирует стать путеводной звездой в развитии африканской страны, как Америка в начале прошлого века стремилась стать путеводной звездой для всего мира. Однако со средствами Норвегия просчиталась. В отличие от Америки, страна не обладает достаточной военной мощью для того, чтобы стать "наглядным примером".
Кроме этого, Норвегия совсем небескорыстна в своих стремлениях. Она, безусловно, хочет создать новое демократическое общество на ангольской земле, однако не стоит забывать и о богатых природных ресурсах, коими полна плодотворная земля Анголы – нефть, алмазы, гидроэнергия и рыба. Скорее по этой причине Норвегии стало необходимо наладить тесные и добрососедские отношения с Анголой. Инструментами воздействия на нее стала серия программ, реализованных отчасти через ООН, отчасти на двусторонней основе.