Экономика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 03:53, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования в данной работе – это экономика Китая, а так же её влияние на экономическую и политическую ситуации в мире.
Цель работы: рассмотреть структуру экономики Китая, её принципы функционирования, изучить историю её развития, проанализировать современное состояние экономики в целом и выявить перспективы ее дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..………………...3

Глава 1. История развития экономики Китая…………………………………........................5

1.1. История Китая до 1978 года………………………………………………………………..5

1.2. Современная история Китая..……………………………………………………………...7

Глава 2. Современное экономическое состояние Китая……………………………………...9

2.1. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике……………………………..9

2.2. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства………........................12

2.3. Организация банковской системы………………………………………………………..16

2.4. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая………………….…………………20

2.5. Роль СЭЗ в экономике Китая……………………………………………………………...21

2.6. Место в мировой экономике, темпы развития…………………………………………...24

2.7. Особенности современной модели экономического развития………………………….25

Глава 3. Внешнеэкономические отношения, структура экспорта и импорта Китая……….27

3.1. Структура экспорта и импорта Китая…………………………………………………….27

3.2. Отношения с Россией, формы сотрудничества, перспективы развития……………….29

Глава 4. Перспективы развития экономики Китая…………………..…….…………………35

Заключение ……………………………………………………………………………………..38

Список использованной литературы………………………...………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 93.88 Кб (Скачать)

     В открытых районах с льготным режимом  хозяйственной деятельности размещены  технопарки, разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное  производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно $15 - 17 млн. на каждый га зоны.

     Приморские  «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких  технологий равен 15%, подоходный налог  на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных инвесторов- 10% и др.).

     «Открытые»  порты получили значительные свободы  в проведении экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные  акты, регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и части  дополнительных льгот или ограничений  подоходного налога, арендной платы  за землю и т.д.

     «Открытые»  города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня.

     Такие признанные авторитеты в области  ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах  Китая собственные исследовательские  центры, в которых работают и обучаются  работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских  инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют  обучение китайских специалистов в  ведущих учебных центрах Старого  и Нового Света.

     Основные  проблемы функционирования СЭЗ в  КНР:

     1. Подавляющее большинство вкладов  (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского  происхождения, прежде всего из  Гонконга. Инвестиции транснациональных  корпораций, способных на создание  крупномасштабных, технических современных  предприятий пока направляются  главным образом в другие районы  Китая. С этим связан меньший,  в сравнении со средним по  Китаю, размер инвестиций в  одно предприятие.

     2. Рост издержек на аренду земли  и рабочей силы, что влияет  на темпы привлечения иностранного  капитала. (Создание и содержание  СП в СЭЗ обходится в среднем  в 5 раз дороже, чем во внутренних  районах КНР.)

     3. Дефицит сырья и энергии.

     4. Отсутствие единого закона по  СЭЗ.

     5. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают  стоимость госимущества, передаваемого  вновь создаваемым СП, иностранные  предприниматели до 90% средств вкладывают  в виде оборудования (часто устаревшего  или низкокачественного) по завышенным  ценам; процветает сверхэксплуатация  работников СП; более 60% предприятий  уклоняются от уплаты налогов.

     По  исследованиям индийских экономистов, в 2002г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

     Со  вступлением КНР в ВТО СЭЗ  тем более стали рассматриваться  все больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для  нечестной конкуренции.

     И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и  социального положение районов  их базирования, в зонах гораздо  быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень  жизни и квалификация рабочих  и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок  и заявить о себе, производить  товары с экспортной ориентацией  и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая понимает, что  только иностранных инвестиций в  СЭЗ не достаточно для развития всей страны. 

2.6. Место  в мировой экономике, темпы  развития 

     В первре десятилетие ХХI в., то есть к 2010 году, в КНР намечено добиться удвоения ВВП. За следующие 10 лет, к 100 – летию образования КПК, то естьь к 2020 году, предполагается увеличить ВВП уже в 4 раза по сравнению с 2000 г.

     Естественно, успешное развитие Китая порождает  стремление найти его максимально  точную количественную характеристику. Из имеющихся показателях ВВП могут следовать два разных вывода.

     Первый  – темпы роста ВВП значительно  преувеличены, особенно после 1192 г., когда  был взят курс на переход к рыночной экономике. Об этом говорит разрыв между  динамикой ВВП и остальных  показателей.

     Второй  – этот разрыв может свидетельствовать  о результативности целенаправленности капиталовложений, обеспечивших огромный прогресс в экономии энергопотребления  и повышении экономической эффективности  народного хозяйства.

     Достаточно  большое количество авторов не согласны с оптимистическими прогнозами социально  – экономического развития КНР. С  вою точку зрения по такому поводу выразил в своих работах американец китайского происхождения Гордон Чан  [18].

     В них излагаются основные факторы, которые  могут привести к распаду страны – экономические последствия  вступления КНР в ВТО, закрытие большого количества нерентабельных предприятий, растущее число безработицы, банковский кризис из – за наличия большого количества невозвратных долгов для крупных государственных предприятий, развал рынка акций, экологические бедствия и другое.  

2.7. Особенности  современной модели экономического  развития 

     Сама  модель китайской экономики, по мнению А.В. Кива [19] имеет не мало общего с «восточноазиатской моделью»: авторитарный режим, реформы осуществляются под руководством партии. При этом огромную роль в общественной жизни страны играет армия.

     Так же «китайскую модель» с «восточноазиатской»  сближает высокий уровень сбережений и капиталовложений.

     С одной стороны, «китайская модель»  формировалась под сильным влиянием соседних Южной Кореи, Тайваня, Сингапура  и прочих стран, которые за два  десятилетия уже совершили гигантский прыжок из отсталости в «среднеразвитость» и которые многое позаимствовали у Японии. [19]

     C другой стороны эту модель нельзя считать уникальной хотя бы потому, что она уже реализуется в ряде других стран Юго – Восточной Азии.

     Направленность  преобразующей модели социалистической экономики Китая можно охарактеризовать следующими основными признаками:

  1. развитие различных форм экономики и методов хозяйствования при ведущей роли общенародной собственности;
  2. переход к многоуровневой структуре (государство – предприятие - трудящиеся) принятия экономических решений с целью активизации деятельности предприятий;
  3. преобразование прежней системы экономического регулирования, основанной на директивном планировании и административных методах воздействия на экономику, в систему, в которй при сохранении оределяющей роли плана применяются в основном экономические рычаги – цены;
  4. преобразование прежней системы распределения из «большого котла», в которой предпочтение отдавалось интересам государства, а интересы коллектива и личности игнорировались, в систему, учитывающую интересы всех трех сторон – государства, коллектива и личности, а также обеспечивающую связь уровня доходов с экономической эффективностью;
  5. переход от прежней организационной структуры экономики, в которой преобладали вертикальные связи, к системе организации экономики с разделением административных и хозяйственных функций и ответственности, в которой горизонтальные связи станут главными, сформируется сеть из вертикальных и горизонтальных связей, а города – экономические центры – будут выступать в качестве «стержня», новой организационной структуры.[20]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНЯ, СТРУКТУРА ЭКСПОРТА И ИМПОРТА КИТАЯ 

3.1. Структура экспорта и импорта Китая 

     С начала 60-х годов руководство  КНР свертывает внешнеэкономические  связи с социалистическими странами и налаживает широкие торговые связи  с капиталистическим миром.

     В последующие годы процесс переориентации внешнеэкономических связей Китая  на капиталистические страны усилился. В 1977—1979 гг. удельный вес капиталистических  стран во внешнем товарообороте  КНР повысился с 83 до 88%, а социалистических стран — снизился с 17 до 12% (в 1980 г. — до 10%).

     Внешнеторговый  оборот КНР в 1980 г. составил 37,82 млрд долл., в 1981 г. — 43,13 и в 1982 г. — 40,88 млрд долл. При этом в 1982 г. произошло некоторое  увеличение товарооборота с социалистическими  странами по сравнению с 1981 г., хотя в целом его доля оставалась по-прежнему небольшой (7,4%).

     Доля  развитых капиталистических стран  во внешнеторговом обороте КНР в 1982 г. составляла 54,9%. Китай стремился  осуществлять экспортную экспансию  в развивающиеся страны, и в 1982 г. его экспорт в эти государства  достиг 5,9 млрд долл., импорт — 2,76 млрд долл.

     В целом для внешней торговли Китая  с развитыми капиталистическими странами характерен резкий рост дефицита внешнеторгового баланса. Только за три года (1979—1981 гг.) дефицит торгового  баланса КНР со странами Запада и  Японией равнялся 18,5 млрд долл. В 1982 г. пассив во внешней торговле Китая  с этими государствами вновь  составил 3,7 млрд долл.

     Первое  место в товарообороте КНР  занимает Япония (91,8 млрд. долл.), второе - США (88 млрд.), третье - Европейский  союз (78,24 млрд.). Далее специальный  административный район КНР Сянган (62,83 млрд.), страны АСЕАН (49 млрд.), Тайвань (40,27 млрд.), Республика Корея (39,5 млрд.). В 2010 г. доля КНР во внешнеторговом обороте России составила 5,1%. Удельный вес РФ во внешнеторговом обороте КНР повысился до 2,1% (в 2008 г. - 1,7%).

     Одним из основных направлений привлечения  иностранного капитала стало создание по решению Госсовета КНР 5 СЭЗ развития государственного уровня и более 4 тыс. зон развития различного уровня. В 5 СЭЗ, изолированных от остальной территории, введен особый пропускной режим въезда и выезда, провоза товаров через таможенные контрольные пункты.

     Приоритетными отраслями этих зон являются производство бытовой электроники и электротехники, вычислительной техники, средств связи, новых материалов, комплектующих  для автомобилестроения, приборостроение, точное машиностроение, фармакология, биотехнологии. Администрация СЭЗ  и СП могут самостоятельно принимать  решения об условиях экспорта готовой продукции.

     В экспорте КНР в 2009 г. наиболее «весомыми» товарными группами являлись машины и оборудование — 54,3 млрд.долл. (29,5%), одежда текстильная и трикотажная — 27,1 млрд.долл. (14,8%), обувь -8,4 млрд.долл. (4,6%), игрушки и спортинвентарь - 7,8 млрд.долл. (4,2%), чермет и изделия — 6,6 млрд.долл. (3,6%), кожизделия — 5,3 млрд.долл. (2,9%), мин. топливо, нефть, нефтепродукты — 5,2 млрд.долл. (2,8%), пластмассы — 5,2 млрд.долл. (2,8%), оргхимсоединения - 3,4 млрд.долл. (1,8%), цветмет - 3,1 млрд.долл. (1,7%). Экспорт Китаем продуктов питания составил 9,7 млрд.долл. (5,3%), зерновых культур - 1,5 млрд.долл. (0,8%).

     В импорте КНР доминировали машины и оборудование — 60,5 млрд.долл. (43,1 %), пластмассы и изделия из них — 10,5 млрд.долл. (7,5%), чермет и изделия - 7,7 млрд.долл. (5,5%), мин. топливо, нефть, нефтепродукты - 6,8 млрд.долл. (4,8%), цветмет  и изделия — 4,2 млрд.долл. (3%), бумага, картон и изделия из них — 3,6 млрд.долл. (2,6%), нити, синтетические ткани и  нити — 3,3 млрд.долл. (2,4%), штапельные волокна - 2,8 млрд.долл. (2%), удобрения — 2,5 млрд.долл. (1,8%), кожа, кожсырье (1,6%).

     Перечень  торговых партнеров КНР в 2008 г. включал 229 государств и районов мира, однако основная часть внешнеторгового оборота Китая традиционно приходится на достаточно узкий круг контрагентов. Крупнейшими торг, партнерами Китая были Япония (объем двустороннего товарооборота в 1998 г. составил 57,9 млрд.долл.), США (54,9 млрд.долл.), Гонконг(45,4 млрд.долл.). Ю.Корея (21,2 млрд.долл.), Тайвань (20,5 млрд.долл.), Германия (14,3 млрд.долл.), Сингапур (8,1 млрд.долл.), Великобритания (6,5 млрд.долл.), Франция (6 млрд.долл.), Нидерланды (6 млрд.долл.), Россия (5,4 млрд.долл.), Австралия (5 млрд.долл.), Индонезия (3,63 млрд.долл.) (10).

     Процесс интеграции КНР в мировую экономику  в конце 70-х годов начался с  быстрого расширения экспорта нефти  и нефтепродуктов, который в 1985 году составил 6,7 млрд. долл. или четвертую  часть общего экспорта КНР.

     Крупномасштабное  увеличение экспорта нефти предполагалось осуществлять, в первую очередь, за счет освоения нефтяных запасов на континентальном шельфе КНР в  районах Восточно-Китайского, Южно-Китайского и Желтого морей. Это, по мнению китайского руководства, дало бы возможность Китаю, с одной стороны, смягчить энергетическую ситуацию в стране, а с другой — путем значительного расширения экспорта нефти на мировом рынке получать необходимые валютные средства для массовых закупок за рубежом машин и оборудования [21].

Информация о работе Экономика Китая