Экономика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 03:53, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования в данной работе – это экономика Китая, а так же её влияние на экономическую и политическую ситуации в мире.
Цель работы: рассмотреть структуру экономики Китая, её принципы функционирования, изучить историю её развития, проанализировать современное состояние экономики в целом и выявить перспективы ее дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..………………...3

Глава 1. История развития экономики Китая…………………………………........................5

1.1. История Китая до 1978 года………………………………………………………………..5

1.2. Современная история Китая..……………………………………………………………...7

Глава 2. Современное экономическое состояние Китая……………………………………...9

2.1. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике……………………………..9

2.2. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства………........................12

2.3. Организация банковской системы………………………………………………………..16

2.4. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая………………….…………………20

2.5. Роль СЭЗ в экономике Китая……………………………………………………………...21

2.6. Место в мировой экономике, темпы развития…………………………………………...24

2.7. Особенности современной модели экономического развития………………………….25

Глава 3. Внешнеэкономические отношения, структура экспорта и импорта Китая……….27

3.1. Структура экспорта и импорта Китая…………………………………………………….27

3.2. Отношения с Россией, формы сотрудничества, перспективы развития……………….29

Глава 4. Перспективы развития экономики Китая…………………..…….…………………35

Заключение ……………………………………………………………………………………..38

Список использованной литературы………………………...………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 93.88 Кб (Скачать)

     Переход к системе подворного подряда  и прямым рыночным закупкам кардинально  изменил ситуацию в деревне, активизировал  человеческий фактор и способствовал  быстрому росту производства сельскохозяйственной продукции. Изменяющаяся структура  потребления предъявляет новые  требования к производственной структуре  сельского хозяйства в отношении  качества и ассортимента.

       Возникла сложная проблема - несоответствие  между существующей структурой  сельскохозяйственного производства  и меняющейся структурой общественного  спроса на продукты питания.  Решение проблемы связано с  повышением рентабельности, экономической эффективностью и изменением структуры сельскохозяйственного производства.

     Важным  элементом хозяйственного уклада в  деревне стали сельские предприятия («предприятия волостей и поселков»): 70% валового производства этих предприятий  приходится на промышленность, 10% - на транспорт, далее идут строительство, торговля, общественное питание. Доля сельских предприятий в производстве валового общественного продукта в деревне составила 13,5% (данные за 2003г.).[9]

     Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции  промышленности, розничном товарообороте, численности занятых. Вместе с тем  к началу 90-х годов XX в. доля предприятий  государственного сектора стала  постепенно сокращаться.

     Снижение  удельного веса государственного сектора  в численности предприятий привело  к определенному уменьшению доли государственного сектора в общем  объеме промышленного производства. Если еще в 1990г. на долю государственного сектора приходилось около 55% промышленного  производства, то в 1996г. - уже не многим более 40%.

     Значительно возросла роль коллективного сектора.

     В 1989г. на его долю приходилось 35,2% занятых  в промышленности и 19% валовой промышленной продукции, а в 2003г. эти показатели составили 53,2% и 39,2% соответственно. Доля частного сектора с 1992 по 1996гг. увеличилась  с 4 до 10% валовой промышленной продукции. В настоящее время предпринимаются  меры по активизации развития этого  сектора экономики, и в будущем, по оценкам, доля частной экономики  в ВНП будет доведена до 30%. [9]

     Негосударственные секторы играют важную роль в экономике  КНР. На них приходится более трети  бюджетных доходов, около 60% экспорта.

     Одним из важнейших направлений экономической  политики периода реформ стала реализация задачи достижения оптимальной сбалансированности народного хозяйства. К концу 70-х  годов XX в. в народном хозяйстве КНР  существовала воспроизводственная структура, при которой 33,7% ВНП создавалось сельским хозяйством; 46,3% - промышленностью и строительством и 20% - третичной сферой.[7]

     Такую структуру промышленно-развитые страны имели в конце XIX - начале XXвв.

     В производственной структуре КНР  проявлялось отставание сельского  хозяйства от развития промышленности: среднегодовой прирост валовой  продукции сельского хозяйства за период 1953-1978гг. составил 3,1%, а валовой продукции промышленности - 11,4%; отставание транспорта, связи, других отраслей.

     В начале 80-х годов XX в. была разработана  новая структурно-экономическая  политика на длительную перспективу, которая  намечала следующие основные задачи:

  • обеспечение сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства;
  • направление на ускоренное развитие легкой промышленности и привлечение тяжелой промышленности к снабжению населения потребительскими товарами;
  • ликвидация сложившихся диспропорций внутри тяжелой промышленности - между отраслями горнодобывающего, сырьевого и перерабатывающего комплексов, решение энергетической и транспортной проблемы;
  • стимулирование развития наиболее прогрессивных видов производства с целью интенсификации экономики, повышения ее технического уровня (в частности электронной промышленности).

     Однако  ускоренно развивались не те отрасли, которые должны были развиваться  согласно плану. Предполагалось, что  только за счет радикальной реформы  системы землевладения и землепользования, без крупных капиталовложений со стороны государства, возможен резкий сдвиг в сельскохозяйственном производстве.

     Бюджетные инвестиции, которые направлялись в  основном на развитие крупных сельскохозяйственных предприятий, в общих вложениях  в основные фонды в деревне  составили в 1993г. 10%. Около 20% вложений финансировались за счет банковского  кредита, остальная часть средств  поступала от коллективных предприятий  и отдельных крестьян.

     «Мы внимательно следим за экономическим  развитием вашей страны и восхищаемся  вашими успехами», - заявил в ходе недавнего  визита в Китай бывший Президент  России Владимир Путин, обращаясь к  председателю КНР Ху Цзиньтао.

       Достижения, демонстрируемые китайским  народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Так, газета «Financial times» писала  в прошлом году: «Мы все еще  боимся Китая. Разумеется, он представляет  уже не такую опасность, как  раньше. Сейчас Китай опасен как  располагающий дешевой рабочей  силой конкурент, лишающий нас  рабочих мест и доли рынков... В глазах слишком многих Китай  остается угрозой».

     Однако  и недруги Китая вынуждены  признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны. Казалось, еще лет десять назад главным  транспортом для жителей Пекина на узких улочках столицы был  велосипед, а сегодня ее дороги, которые  не в пример российским несопоставимо  лучше и шире, заполонили новенькие  «Ауди» A4, A6 и A8, «Фольксвагены Пассат», «Тойоты», «Ситроены» и американские «Бьюики». Причем все эти машины китайской сборки.

     Решение производить собственную сборку сопровождалось достаточно жесткими налоговыми санкциями, направленными на снижение импорта автомобилей в страну, и, наоборот, льготными условиями  для иностранных автомобилестроителей. В результате Китай вышел в  этом году на четвертое место в  мире по количеству произведенных автомобилей, и это, надо полагать, далеко не предел.

     В 1995 - 2000 гг. производство автомобилей  возросло с 1,45 до 2,07 млн., в том числе  легковых - с 323 до 607 тыс. (темп роста 19%). Количество частных автомобилей  в 2000 г. достигло 6,26 млн. (темп роста  в среднем 20% в год). В 2001 г. по сравнению  с 2000 г. производство автомобилей в  КНР возросло до 2,33 млн., или на 12,8%. [2]

     Китай стремится стать ведущим и  в отраслях, производящих компьютерную оснастку и программное обеспечение. Он намерен добиться такого же успеха в качестве экспортера программного обеспечения, как Индия, и компьютерной оснастки, как Тайвань. А внутри страны Пекин делает ставку на развитие новой  информационной экономики, хотя это  и может привести к ослаблению контроля правительства над системой связи и распределением информации.

     Тем не менее количество постоянных телефонных линий - сейчас их 397 млн. - увеличилось  с 1989 года в 90 раз. Доступ в Интернет через личные компьютеры имеют ныне 69 миллионов человек, в то время  как в 2000 году таких было 8,9 миллиона человек. Более 200 млн. китайских семей  сейчас пользуются кабельным телевидением, что делает Китай крупнейшим в  мире рынком кабельного телевидения. К 2012 году это число может возрасти в два раза.

     Китай также является крупнейшим рынком для  продажи сотовых телефонов, сейчас их уже насчитывается 200 млн., и ежемесячно в стране продается в среднем  около 2 млн. штук.

     В Китае рост ВВП в 2003 года составил 9,1%, что является самым значительным показателем с 1997 года. В 2002 году рост ВВП составил 8%. Налоговые поступления в стране выросли в 2003 году на 20,3%/

     Анализируя  развитие китайской экономики, большинство  экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря, прежде всего, стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима.

     Как известно, экономические реформы  в стране подрывают жизнь миллионов  людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим  государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошеломляющих результатов. 

2.3 Организация  банковской системы 

     В Китайской Народной Республике действует  двухуровневая банковская система. На первом уровне находится центральный  банк, а на втором - специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков.

     При этом отдельные депозитные, кредитные  и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и  сельскими кредитными кооперативами, а также городскими кредитными банками.

     Функциями центрального банка наделен Народный банк Китая. Народный банк Китая (НБК) был  создан 1 декабря 1948г. на базе слияния  Народного банка Северного Китая, Народного Бэйхайского банка  и Северо-Западного крестьянского  банка. Изначально на НБК были возложены  следующие функции: выполнение операций государственного казначейства; контроль над частными кредитами; размещение государственных займов; контроль над  операциями с иностранной валютой  и драгоценными металлами.

     Эта система со временем претерпела ряд  изменений. Наиболее существенным стало  то, что с сентября 1983г. в соответствии с решением Центрального народного  правительства - Государственного совета КНР (Госсовет) - НБК выполняет функции  центрального банка КНР и не занимается промышленно-торговыми кредитами  и сбережениями. Его капиталы полностью  финансируются государством и являются государственной собственностью.

     НБК управляет денежной политикой государства, применяя следующие регуляторы:

     - формирование установленных пропорций  требований отчислений в депозитный  резервный фонд от кредитно-денежных  организаций;

     -определение  базовой процентной ставки центрального  банка;

     -осуществление  переучета векселей кредитно-денежных  организаций, открывших счета  в НБК;

     -предоставление  кредитов коммерческим банкам;

     -покупка  и продажа на открытом рынке  облигаций государственного займа,  других правительственных облигаций  и валюты.

     В числе многочисленных полномочий НБК  особого внимания заслуживает так  называемое принятие управления коммерческим банком.

     Если  коммерческий банк находится в кризисном  состоянии или под угрозой  кризиса доверия, серьезно влияющего  на интересы вкладчиков, НБК может  принять на себя управление данным банком.

     Принимая  на себя управление коммерческим банком, НБК начинает проводить по отношению  к нему необходимые меры, призванные защитить интересы вкладчиков и восстановить способность коммерческого банка  к нормальному хозяйствованию. Вопрос о принятии управления решает НБК, он также оповещает о решении  и организует его исполнение. Реализация такого управления осуществляется со дня принятия соответствующего решения. По завершении срока управления он может быть продлен по решению  НБК (при этом максимальный срок управления не должен превышать двух лет).

     Принятие  управления прекращается либо по истечении  установленного решением НБК срока  управления, либо после восстановления способности коммерческого банка  к нормальной хозяйственной деятельности, либо при слиянии коммерческого  банка или объявлении его банкротом  в соответствии с законом до истечения  срока управления. Коммерческие банки (КБ) Китая можно разделить на две большие группы: КБ, расположенные  на материковой части Китая, и  коммерческие банки, расположенные  на территории Сянгана.

     Сянган, более известный за его пределами  как Гонконг, был захвачен Великобританией  после опиумной войны 1840г., и на протяжении более ста лет Сянган, Цзюлун и  Новая территория являлись колонией этого государства.

Информация о работе Экономика Китая