Экономика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 03:53, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования в данной работе – это экономика Китая, а так же её влияние на экономическую и политическую ситуации в мире.
Цель работы: рассмотреть структуру экономики Китая, её принципы функционирования, изучить историю её развития, проанализировать современное состояние экономики в целом и выявить перспективы ее дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..………………...3

Глава 1. История развития экономики Китая…………………………………........................5

1.1. История Китая до 1978 года………………………………………………………………..5

1.2. Современная история Китая..……………………………………………………………...7

Глава 2. Современное экономическое состояние Китая……………………………………...9

2.1. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике……………………………..9

2.2. Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства………........................12

2.3. Организация банковской системы………………………………………………………..16

2.4. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая………………….…………………20

2.5. Роль СЭЗ в экономике Китая……………………………………………………………...21

2.6. Место в мировой экономике, темпы развития…………………………………………...24

2.7. Особенности современной модели экономического развития………………………….25

Глава 3. Внешнеэкономические отношения, структура экспорта и импорта Китая……….27

3.1. Структура экспорта и импорта Китая…………………………………………………….27

3.2. Отношения с Россией, формы сотрудничества, перспективы развития……………….29

Глава 4. Перспективы развития экономики Китая…………………..…….…………………35

Заключение ……………………………………………………………………………………..38

Список использованной литературы………………………...………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 93.88 Кб (Скачать)

     В 1919 г. вспыхнуло восстание под названием 4 мая, организованное студентами университетов, которые выступали против ослабления Китая в руках северных милитаристов и западных империалистов. Это событие стало переломным моментом в истории современного Китая. В поисках ответа на народные чаяния, многие обратились к учению Маркса. В 1921 г. в Шанхае была основана Компартия Китая. В 1924 г. Националисты и Коммунисты официально объединились, сформировав сплоченный фронт для борьбы с властью милитаристов.

     Следующими  крупными событиями в истории Китая явились война против японских захватчиков, продолжавшаяся 8 лет (1937 - 1945 гг.) и гражданская война, продолжавшаяся 4 года (1945 - 1949 гг.), получившая впоследствии название Освободительной войны.

     Последствиями этих войн стало то, что 1 октября 1949 г. в Пекине руководитель Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун провозгласил создание Китайской Народной Республики.

       Правление Мао характеризовалось  объединением страны после долгого  периода раздробленности, ростом  индустриализации Китая и умеренным  ростом благосостояния народа. Однако  коммунистические экономические  эксперименты, такие как "Большой  скачок" привели к экономическому  кризису и массовому голоду.

     В 1949—1956 при помощи СССР созданы базовые  отрасли промышленности, проведена  национализация промышленности и коллективизация  сельского хозяйства, развёрнуто массированное  социалистическое строительство. 

1.2. Современная  история Китая. 

     После смерти Мао Цзэдуна в 1978 г. был  созван Дэном Сяопином III Пленум ЦК КПК 11 созыва (декабрь 1978), на котором  была провозглашена "Политика реформ и открытости". Так же было провозглашен курс на социалистическую рыночную экономику  при сочетании двух систем: планово-распределительной  и рыночной при массовом привлечении  иностранных инвестиций, большей  хозяйственной самостоятельности  предприятий, введении семейного подряда  на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных  экономических зон, преодолении  бедности, развитии науки и техники.

     На  первом этапе реформ высокий рост обеспечивался сельским хозяйством, освобожденным от многочисленных ограничений  эпохи Мао. Партия поощряла развитие широкомасштабного мелкотоварного производства, кустарной промышленности. Этому способствовала большая численность  населения. В стране возникла огромная масса мелких технически отсталых предприятий, на которых трудились ремесленники, портные, обувщики и т. п. Вследствие развития кустарной промышленности произошло значительное распыление материальных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональную структуру  производства, слабое использование  производственных мощностей, хронический  дефицит сырьевых, энергетических и  водных ресурсов. Государственные предприятия  между тем оставались в основном убыточными.

     Именно  Дэн Сяопин способствовал стабилизации политической ситуации в Китае и  ускорению его социально-экономического развития. При нём внешняя политика страны, в отличие от эпохи Мао, стала пассивной (о чем говорилось выше). В конце 1980-х — начале 1990-х  Китаю удалось полностью снять  проблему обеспечения населения  питанием, развить высокие темпы  роста ВВП и промышленного  производства, поднять уровень жизни  народа.

     Реформы были продолжены и его преемниками  — Цзян Цзэминем (с 1993) и Ху Цзиньтао (с 2002).

     В течение 2002−2005 Ху Цзиньтао сосредоточил в своих руках высшие партийные, государственные и военные посты  в стране (генеральный секретарь  ЦК КПК, председатель КНР, главнокомандующий  НОАК).

     Среднегодовые темпы роста ВВП в 1990—1999 составляли 10,3%, в 1998—2001 — 10%, в 2002—2005 — 9%.

     По  объёму ВВП, рассчитанному по покупательной  способности валют, Китай занимал  второе место в мире после США. Затем резко возросли валютные резервы. Объём внешней торговли к 2004 году превысил 850 млрд долл. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ  КИТАЯ 

2.1 Этапы  и проблемы перехода Китая  к рыночной экономике 

     Развитие  КНР с конца 70-х годов связано  с курсом на проведение экономической  реформы и открытой внешнеэкономической  политики.

     III пленум ЦК КПК одиннадцатого  созыва, состоявшийся в декабре  1978г., принял решение о переносе  центра тяжести в работе партии  и правительства на решение  экономических проблем и провозгласил  задачу модернизации экономики  страны. Этот пленум рассматривается  в КНР как «великий переломный  момент», с которого началось  становление страны на правильный, отвечающий условиям Китая путь  экономического развития. Хотя сроки  выполнения программы модернизации, конкретные пути осуществления  экономической реформы неоднократно  пересматривались, основные цели  остаются неизменными и заключаются  в том, чтобы превратить Китай  в богатое, демократическое социалистическое  государство с душевым доходом  населения на уровне среднеразвитых  стран мира.

     Достижение  поставленных целей связывается  с построением «социалистической  рыночной экономики», сочетающей использование  двух хозяйственных систем: планово-распределительной  и рыночной, постепенное внедрение  элементов рынка и сокращение централизованного распределения, уменьшение доли госсектора при увеличении доли других форм собственности, сосуществование  регулируемых государственных и  свободных рыночных цен. Преобразование хозяйственного механизма рассматривается  в Китае в качестве чрезвычайно  сложной, масштабной задачи, требующей  системного подхода и длительного  периода времени, что, в частности, отмечалось в докладе Цзян Цзэмина  на XV съезде КПК в сентябре 1997г. По мнению китайского руководства, система  социалистической рыночной экономики  в полном объеме может быть создана  в течение 20-30 лет путем преодоления  множества трудностей и проблем.

     В период 1984-1990гг. официальной моделью  преобразований было провозглашено  создание системы социалистического  товарного хозяйства. В программных  документах КПК было заявлено о недопустимости противопоставлений планового хозяйства  товарному и необходимости развития последнего как наиболее эффективного инструмента развития экономики. [1]

     Центральная роль отводилась реформе системы  ценообразования - постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые  централизованно устанавливаются  государством, переход к свободному регулированию цен на потребительские  товары. Реформа цен проводилась в несколько этапов. Первоначально были предприняты шаги по совершенствованию действующих государственных цен, их приближению к реальному уровню затрат. В значительной степени были увеличены традиционно заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию и повышены цены на средства производства. В области механизма ценообразования происходила постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления. На втором этапе стала осуществляться постепенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг товаров производственного и потребительского назначения. Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.

     Задача  реформирования государственных предприятий - в настоящее время наиболее сложная  и масштабная проблема, стоящая перед  экономикой КНР. Мероприятия по реформированию на государственных предприятиях КНР  до последнего времени реализовывались  «главным образом в направлении  расширения их прав в хозяйственной  деятельности при сохранении за государством права собственности на имущество  предприятия. Основной имущественно-хозяйственной  формой является система подрядно-хозяйственной  ответственности предприятий, где  наряду со старой системой отчисления прибыли осуществляется переход  к системе налогообложения и  практике возврата кредитов после уплаты налогов. Одновременно вводится акционерная  система как более высокая  форма имущественно-хозяйственной  ответственности предприятий, которая  используется по мере накопления опыта  самостоятельной хозяйственной  деятельности. [1]

     Сейчас  Китай вступил в «период рекордно высокого уровня слияний и приобретений», в ходе которого около 90 % государственных  предприятий страны перейдут в частные  руки, т.е. будут приватизированы (термин «приватизация» в Пекине стараются  не употреблять, там предпочитают другой термин - «преобразование характера  собственности»).

     Правительство надеется, что частные владельцы  помогут сделать убыточные компании, лежащие тяжелым бременем на китайской  экономике, рентабельными. При этом учитывается, что приватизация приведет к росту армии безработных, тем  более что уже 25 миллионов человек  потеряли работу. Поэтому принято  решение, что средства, вырученные от продажи госпредприятий, пойдут в  первую очередь на поддержку неимущих слоев, в том числе на систему  здравоохранения, пенсионную систему  и систему социального обеспечения.

     Также один из путей решения этой проблемы - создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны.

     Кампания  по приватизации возвещает, пишет «Washington post», о наступлении нового этапа  перехода от планового хозяйства  к рыночной экономике. Однако в Пекине подчеркивают, что этот переход не тождествен отказу от государственного регулирования экономики. Китайское  руководство в ходе экономических  преобразований намерено и дальше сохранять  «командные высоты» в экономике  и прежде всего в стратегически  важных для развития страны отраслях и производствах. Под контролем  государства по-прежнему останутся  на правах общенародной собственности  земля, ее недра и природные ресурсы, в том числе месторождения  полезных ископаемых.[2]

     Значительные  изменения произошли в инвестиционной политике. Система мобилизации и  распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления  политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли  предприятий и дальнейшем распределении  средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику  носили безвозмездный характер при  упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления  реформы были диверсифицированы  источники финансирования.

     Наряду  с государственными средствами активно  используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения. Осуществляется децентрализация государственных  капиталовложений в сторону увеличения роли источников финансирования, находящихся  в руках местных властей и  государственных предприятий.

     Бюджетное финансирование все в большей  степени заменяется кредитованием  капиталовложений, которое осуществляется специализированными банками. Одной  из важнейших составных частей реформы  стало восстановление многоукладной  экономики. Курс на развитие многообразных  форм собственности и способов хозяйствования был одобрен в основных государственных  документах и объявлен долгосрочной линией.

     К началу 90-х годов XX в. в стране сложилось  четыре вида собственности -- государственная, коллективная, частная, индивидуальная. Каждая из них в свою очередь имеет  многообразные способы хозяйствования.[3] 
 
 
 

2.2 Основные  сдвиги в отраслевой структуре  народного хозяйства 

     Индивидуальные  хозяйства работают на основе использования общественной собственности и личной собственности на средства производства. Индивидуальный предприниматель использует в основном свой труд и труд членов семьи. Сфера индивидуального предпринимательства распространяется на такие области, как бытовое обслуживание населения, строительство, культура, операции с недвижимостью, розничная торговля.

     Частными  предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим  восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального  сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как  он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует  производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную  самостоятельность получили предприятия  коллективного сектора. В настоящее  время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность  и большая часть городов.

     Особо значительны процессы, которые произошли  в коллективном секторе китайской  деревни после перехода сельского  хозяйства на подворный подряд, прямо  увязывающий доходы крестьянского  двора с объемом произведенной  им продукции. В 60-70-е годы XX в. сельскохозяйственные народные коммуны считались коллективным сектором, однако по существу, т.е. по характеру  распоряжения собственностью, коллективными  они не были. Государство контролировало процесс производства и процесс  распределения конечного продукта. В результате та форма хозяйствования не смогла обеспечить высокий уровень  производительности труда. [1]

Информация о работе Экономика Китая